Василий Песков: «Лежа на сеновале в прорехе крыши я насчитал 44 звезды…»
«Василий Песков. Фото автора». Такую подпись с непременным «фото автора» я встречал на страницах «Комсомолки» больше полувека. Заметок за это время набралось столько, что хватило не на один десяток выпущенных Песковым книг. И не припомню, чтобы это «фото автора» когда-либо отсутствовало. Тысячи опубликованных снимков. Но — странное дело! — в сообществе фотографов Пескова особо и не считали своим. Мне не приходилось видеть его самого на фотовыставках, да и работы журналиста если и участвовали в выставке, то не больше пары раз. А запомнил висящим на стенке лишь единственный его снимок — каска и голубь.
Михаил Суслов был против «летающей ..опы». Спортивная фотожурналистика в России. Часть II. 50-80-е годы.
Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного реже, чем в других жанрах, случались вмешательства по политическим или идеологическим причинам, что, кстати, часто становилось причиной выбора именно спортивной тематики для фотокорреспондентов. Однако и тут случались свои истории. Например, этот кадр Л. Бородулина с Олимпийских игр 1960 года в Риме, опубликованный на обложке «Огонька», вызвал острую критику идеолога СССР Михаила Суслова за формализм и получил из его уст емкое название «летающая жопа».
Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века
К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспонометр, корректная работа со вспышкой, быстрая перемотка пленки, высокая светочувствительность материалов — все уже было. И только ручная наводка на резкость оставалась последним форпостом классической, ручной фотографии, которую никак не могли покорить. Но в 1989 году компания Canon выпустила профессиональную камеру Canon EOS-1, совместимую с байонетом типа Canon EF (от англ. electro-focus), и «электрофокус» моментально стал эталоном рабочей техники для профессионалов.
Марина Маковецкая: когда меня все достало, я вспомнила про свой Olympus и вышла на улицу…
Марина Маковецкая появилась на поле российской фотографии пять лет назад и сразу привлекла к себе внимание. Яркая, искренняя, пронзительная цветная фотография. Публикации в ведущих изданиях, победы на различных конкурсах. С удивлением узнала, что работает она не по заданию редакции, а по зову сердца, бесстрашно отправляясь в длительные путешествия, подчас сопряженные с риском для здоровья. Мне всегда хотелось расспросить Марину, узнать, что заставляет ее бросать дом, семью и идти в горы Памира, терпеть непривычные европейскому человеку условия жизни? Перебираться от кишлака к кишлаку или от одной китайской деревни к другой, вслед за историей, рассказанной ей случайным попутчиком.
Паула. Фотография по памяти
Направления современного искусства пробегают бегом на скорости скользящего взгляда. Эксцентричный карнавал, тысячи костюмов, маскарад культур, жанров, стилей, техник. Придуманная иллюзия, составленная из новых идей, заимствованного антуража, современных аксессуаров и прочих ингредиентов. Эти или взаимодействующие, или взаимоисключающие элементы замещают мифопоэтическое содержание старого европейского искусства и отстраняют злободневную коммерческую цель. Постмодернизм сосредоточился на регистрации и исследовании области их наложения. Выбор Хендрика Керстенcа — искусство старых голландских мастеров и современный портрет.
Портреты-сканограммы: когда главный персонаж творчества — человек
С самого начала увлечения сканографией (а с тех пор прошло уже более девяти лет) я делала автопортреты (илл. 1). Первое время работала планшетными сканерами с горизонтальной сканирующей поверхностью. Это было не очень удобно: приходилось класть голову на стекло сканера, как на плаху… Да и погружение в образ давалось в этой позиции с трудом.
Геннадий Копосов: на взлете талант никому не подражает
В Библии сказано: «вначале было слово»… Не цитирую дальше, поскольку было не слово, а слова. Словами этими обменивались завсегдатаи фотомагазина на Невском. Это были солидные дядьки в возрасте лет за 40 и за 50: инженеры, сотрудники НИИ, простые работяги — публика разная, но горящая одной страстью — как бы сказали в Одессе — «поговорить за фотографию». Вначале советовались друг с другом, какой купить «вираж-фиксаж», потом стали приносить свои фотографические перлы. Дальше — больше...
Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер
Осенью 2013 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер с большим успехом прошла выставка фотографий Вивиан Майер. История открытия фотографа Вивиан Майер — почти детективный сюжет, что привлекает к ней не меньше внимания, чем ее фотографии. История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. И мы благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.
Молодые фотографы в России: «фотографии не для всех» задают настоящую планку…
У нас в стране немало талантливых, глубоко и неординарно мысляще-чувствующих молодых фотографов, для которых занятие фотографией не развлечение, а осознанный выбор и серьезное увлечение, которому они отдают все свободное от учебы или работы время. Я им желаю держать планку, продолжать находить интересные темы, делать серьезные проекты — такие, что спустя и десятки лет будут волновать и вызывать сопереживание у талантливых и умных зрителей разных поколений.
Фотопарад в Угличе: VII Международный фестиваль фотографии 2013
Семь лет назад гостеприимный Углич открыл свои двери для фотографов. Сегодня Международный фестиваль фотографии «Фотопарад в Угличе» стал важным событием в жизни фотографического сообщества России. У него уже есть история, он оброс легендами и интересными фактами. Его ждут, в него верят. В дни фестиваля концентрация фотографов, их энергии и амбиций на единицу площади города становится максимальной. События пяти фестивальных дней подпитывают участников круглый год воспоминаниями от встреч, общения и событий, побед и открытий. Но самое главное: за семь лет он объединил тех, кто преданно любит Фотографию и самоотверженно ей служит. Он обозначил тенденции, открыл новые имена, объединил и познакомил людей, которые могли бы не встретиться и не подружиться, не будь Фотопарада.
Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!
Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».
Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»
Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда он бурлил идеями, открывал и закрывал «новые пути». Но, оглядываясь назад, хочу сказать: если бы мы (я имею в виду еще и Копосова), не подпитывались сумасшедшей энергией Тарасевича, мы наверняка многого бы не дополучили в своем понимании, а, следовательно, и в отношении к фотографии. А если брать шире, то и в понимании всей природы творчества. Настоящее творчество — это горение, граничащее чуть не с сумасшествием. Недаром же говорят, что истинная гениальность — такая же ненормальность, как и упомянутый мной недуг…
Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист
Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Его работы в живописи, скульптуре, кино и фотографии помогли существенно расширить определение «авангардное искусство ХХ века». Выставка «Ман Рэй. Портреты» открыта этой осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Она является первой крупной ретроспективой Ман Рэя в России и сосредотачивается исключительно на портретной фотографии. Работы на выставке представлены хронологически, в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».
Стабильность в массы! Обзор бюджетных объективов с системой оптической стабилизации.
Любое усовершенствование фотографической оптики — это прекрасно, и за последние десятилетия мы видели немало технологических прорывов. Но в ряду самых впечатляющих достижений стоит особняком изобретение системы оптической стабилизации изображения, давшей фотографу невиданные ранее возможности. Лишь один пример: злые языки утверждают, что великий Картье-Брессон бросил фотографию и перешел на живопись не в последнюю очередь из-за тремора рук, возникшего в пожилом возрасте (для рисования это было не так проблематично).
Уроки Розова: жизнь без зеркала в ощущениях будущего
Это началось еще прошлой весной, когда фирма Sony любезно предложила нескольким российским фотографам протестировать новинку — первую в мире полноформатную беззеркалку RX1, самую маленькую и самую легкую полноформатку в мире. Правда, со встроенным, несменяемым объективом. Камеру подарили, попросив взамен всего только опубликовать в Сети свои впечатления.
Обзор внешнего диска Toshiba Stor.E Basics: 2 ТБ для любителей копить
Место для хранения данных – всегда в дефиците. Фотоархив растет в геометрической прогрессии, рабочих файлов меньше не становится, а тут еще и учебный год впереди – у наследника появятся очередные домашние задания, презентации и множество сопутствующей информации. Без нового внешнего диска не обойтись – иного доступного способа хранить домашний архив в наши дни просто нет. Очередной накопитель стал у меня вовсе не первым. Для разных целей используются и WD, и ADATA, к которым я уже привык. Подсознательно хотелось многообразия, и когда я увидел в магазине внешние накопители Toshiba, то остановился на одном из них. П
Эра стабильности: обзор моделей зеркальных фотокамер.
За три месяца, прошедших со времени нашего предыдущего обзора, мир зеркальной фототехники пополнился всего одной новинкой — апгрейдом продвинутой модели Sony A77: ее сменяет A77 II. Серьезная техника — а зеркалки, несомненно, к ней относятся — меняется нечасто, так что при желании скорость прогресса может быть признана удовлетворительной, тем более что уже довольно давно технологии достигли уровня, позволившего создать не то чтобы совершенные, но во всяком случае исключительно способные модели, возможности которых совершенно несравнимы с техникой прошлых лет. Сейчас в дело вступают маркетологи, дотошно дозирующее это совершенство по разным ценовым категориям, чтобы предложить разным категориям покупателей оптимальный продукт и по возможности выжать из них побольше.
Свет — сила : обзор профессиональных светосильных зумов для полнокадровых камер.
Если заниматься фотографией вдумчиво, то есть анализируя результаты, то совсем немного времени уйдет на то, чтобы прийти к заключению: для качества изображения оптика важнее камеры. Оптика стоит в самом начале фотографического процесса и во многом определяет его итог. Любая камера может запечатлеть на своей сколь угодно продвинутой матрице лишь то, что спроецирует на нее объектив. Не имеет смысла покупать дорогую камеру, чтобы установить на нее среднюю оптику.
Возвращение к истокам: обзор объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
Простота и наглядность обучения цифровой фотографии, помноженные на мгновенный результат, привели к возрождению общего интереса к объективам с фиксированным фокусным расстоянием — в просторечии «фиксам» или «дискретникам». Фотография когда-то начиналась именно с них, и вот теперь оказывается, что их особые возможности никак не замещаются удобством и универсальностью зумов.
Универсалы нового формата: обзор объектитов для беззеркальных фотокамер.
По общему мнению специалистов, только с появлением нового «беззеркального» класса фототехники ее цифровая природа, обретенная десять с лишком лет назад, воплотилась в «железе» наиболее полно и логично. Действительно, простая и очевидная цепочка «объектив — матрица — ЖК-экран (или электронный видоискатель)» вмиг сделала ненужными все разработанные в прошлом веке хитроумные приспособления, призванные подавать изображение попеременно то в окуляр видоискателя, то на светочувствительный элемент — зеркало, матовое стекло, механический затвор, оптический блок видоискателя.