Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D
Камера Canon EOS 60D занимает верхнюю позицию в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Canon. Камера была анонсирована в августе 2010 года.
Текст и фото: Андриан КОЛОТИЛИН.
Любительская зеркальная цифровая фотокамера Canon EOS 60D
Технические характеристики
Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)
Размер: APS-C (22,3×14,9 мм)
Разрешение: 18 Мп (5184×3456)
Кроп-фактор: 1,5
Формат записи: RAW, JPEG
Светочувствительность: ISO 100-6400 (расширение 100-12 800)
Видеосъемка MOV (видео: H.264, звук: линейная импульсно-кодовая модуляция)
1920×1080 (29,97; 25 и 23,976 кадров/с)
1280×720 (59,94; 50 кадров/с)
640×480 (59,94; 50 кадров/с)
Видоискатель: пентапризма, матовый экран
Площадь покрытия кадра: 96 процентов
Дисплей: цветной ЖК-дисплей Clear View TFT, 3 дюйма, около 1 040 000 точек
Скорость съемки: до 5,3 кадра/с, в серии 58 кадров JPEG или 16 кадров RAW
Карты памяти: SD, SDHC, SDXC
Вес: 755 г
Цена: $1100
26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D. Не секрет, что в России огромная масса фотографов использует аппараты этой серии именно в профессиональных целях. Сейчас в модельном ряду производителя есть несколько фотокамер, близких друг к другу по ключевым характеристикам и прежде всего по разрешению.
Отличия, и весьма важные, начинаются в сфере эргономики и общего удобства использования этих моделей именно как повседневного инструмента, при помощи которого надо решить круг весьма разных задач. И желательно, чтобы соотношение между ценой инструмента и его возможностями было выгодным. Насколько получилось, покажет практический тест.
Описание
По сухим табличным данным технических характеристик новый фотоаппарат может показаться настолько похожим на возможности младшей EOS 550D и более старшей EOS 7D, что это введет покупателя в сомнение. Везде тот же процессор Digic 4, одинаковый для всех трех моделей сенсор CMOS размером 22,3×14,9 мм с разрешением 18 миллионов пикселей с уже обязательной для всех камер функцией удаления пыли и возможностями видеосъемки.
Камера создает изображения в трех вариантах RAW и восьми вариантах JPEG c возможностями одновременной записи любой пары RAW + JPEG. Видоискатель представляет собой классическую пентапризму с отображением 96% кадра. Имеется возможность предварительной оценки глубины резкости. Система замера экспозиции iFCL очень точно работает и в младших, и в старших моделях камер.
Система автофокусировки уже давно перестала быть проблемой в камерах всего модельного ряда не только этого производителя, она стала надежной и точной у всех зеркальных фотоаппаратов. В Canon EOS 60D привычные 9 фокусировочных точек, все они чувствительны и к горизонтальным и к вертикальным линиям.
Аккумулятор LP-E6 уже опробован в старшей EOS 7D, он имеет достаточно большую емкость и позволяет сделать около 1000 снимков при прохладной погоде. К сожалению, дополнительная питающая рукоятка к новой камере нужна тоже новая — BJ-E9. Самые большие отличия от предшественников видны невооруженным глазом.
Многое изменилось в конструкции корпуса. Он стал меньше на несколько миллиметров, что само по себе неплохо, вот только положение основных органов управления никак не может найти себе знакомое и стандартное место: не сохраняется преемственность между старыми и новыми моделями. Новичку это неважно, а пользователю со стажем, к тому же имеющему несколько камер Canon, становится неудобно. Кнопка включения перекочевала к селектору выбора программ на левую часть аппарата.
Селектор подпружинен стопорной кнопкой, что конечно, намного лучше (ранее, доставая камеру из кофра или рюкзака, можно было легко сбить настройки и обнаружить это лишь после съемки). Место репетира диафрагмы снова поменялось, сместившись в привычное место под средним пальцем левой руки.
Сам репетир диафрагмы трудно нащупать вслепую, размеры кнопки управления малы, и нажимать приходится сильно, что приводит к сотрясению камеры. Форма верхнего информационного дисплея и логика расположения информации изменились, более соответствуя, как мне показалось, образу мышления начинающего фотолюбителя.
Для внесения изменений в оперативные настройки все чаще приходится обращаться к разделам быстрого меню, отрывать камеру от глаз и использовать большой задний дисплей. В его конструкции произошли самые большие изменения. Экран стал поворотным.
При работе со штатива, при макросъемке с нижней точки, в репортажной съемке через головы стоящих людей или при съемке скрытой камерой, когда снимаемый не должен увидеть интерес фотографа к себе, это становится очень удобным и сильно расширяет творческие возможности и комфортность работы. Хотелось бы, чтобы в следующих моделях такое новшество стало стандартным. А уверенные в себе фотографы могут вообще развернуть экран в закрытое положение и не отвлекаться на него, как в эпоху пленочных камер.
Система беспроводного управления внешними вспышками наконец появилась и в камере этого класса, что значительно расширяет ее возможности в выездной фотосъемке и позволяет при наличии хотя бы одной дополнительной внешней вспышки получить объемный световой рисунок, подсветить фон, создать контровой свет. И при этом не только сохраняется автоматический режим E-TTL II, но и есть возможность (для опытного фотографа) настроить интенсивность света самостоятельно. Тип карты памяти, на которую производится запись результата, тоже изменился: теперь стандартом для этой камеры являются карточки SD.
Немного о корпусе. В этой модели применены облицовочные панели корпуса из углепластика. Не буду утверждать, что это более правильное решение, но из своего опыта знаю, что при падении с метровой высоты на камни именно замечательная прочная верхняя крышка из магниевого сплава камеры EOS 1D раскололась и потребовала замены в сервисе.
А вот пластмассовый корпус питающей ручки к Canon 20D — 50D при падении лишь дал лишь маленькую трещину, которую прямо в таежных условиях заклеили суперклеем, и служит она так уже 5 лет. Думаю, что при обычных условиях эксплуатации корпус с успехом проживет значительно дольше и раньше морально устареет сама камера.
Личные впечатления
Как всегда, когда в руки попадает новая модель, хочется сравнить ее с предшественниками и оценить изменения и качество картинки. Соседи по линейке — EOS 7D и EOS 550D — уже освещались в журнале, поэтому предположение о высоком качестве изображения и детализации полностью подтвердилось.
При съемке пейзажа с большим количеством мелких деталей одним и тем же объективом и с идентичными настройками экспозиции и обработки в EOS 50D и новинке EOS 60D фотографии получились практически неотличимыми, однако была отмечена несколько большая плавность и меньшая контрастность изображения у последней.
Это надо поправлять либо в настройках камеры, либо потом, в графическом редакторе. Шумы практически отсутствуют до значения 800 ISO, невелики при 1600 ISO, но с 3200 ISO картина начинает меняться.
И новинка выходит в лидеры! Несмотря на то, что при 3200 ISO мелкие неконтрастные детали уже начинают съедаться алгоритмами шумоподавления, такая чувствительность все еще может считаться качественной. Пределом я бы назвал 4000 ISO, а 6400 возможно только в редких случаях и только с последующей сложной обработкой в графических редакторах.
Но предшественница не могла вообще дать в этих условиях приемлемого изображения. Будем считать, что удалось поднять рабочие значения на полторы ступени, что очень неплохо по сравнению с предыдущей моделью.
Слегка понизилась скорострельность. Теперь со скоростью чуть более 5 кадров в секунду можно снять серию из 16 снимков RAW, которые записываются в течение 1 минуты 15 секунд. В той же ситуации предшественница EOS 50 D смогла снять 18 кадров RAW, со скоростью чуть более 6 кадров в секунду, но записывала их существенно быстрее — всего 34 секунды.
При сравнении все алгоритмы шумоподавления и обработки были отключены у обеих испытуемых. Та же тенденция сохранилась и при JPЕG-сериях, поэтому можно сделать вывод, что съемку динамичных спортивных соревнований этой камерой сделать сложнее и следует задуматься о более дорогих моделях.
Практический опыт
Пригодность к спортивной съемке я попытался проверить, отправляясь на тренировку детской баскетбольной команды в закрытый зал. Для усложнения эксперимента я работал в режиме следящего фокуса AI Servo, причем использовал не только центральную, но и краевые точки фокусировки, а для уменьшения вибрации применил монопод и системы оптической стабилизации в объективах.
Чтобы снять динамичный момент в условиях плохой освещенности, потребовалось установить очень высокую чувствительность (фото 1). Следящая фокусировка надежно держит игроков в зоне резкости. А вот буфер после коротких серий заполнился быстро, и пришлось на минуту прекратить съемку.
Чтобы уменьшить влияние алгоритмов аппаратного шумоподавления, настройки шумодава в камере были установлены в значение «Слабый», и появилась возможность при съемке крупного плана на ступень снизить чувствительность (фото 2). Сложная обработка в графическом редакторе не потребовалась, мелкие детали волос и ресниц девочки сохранились, что не всегда случается при работе с камерой EOS 7D.
Дальнейшее увеличение чувствительности до рекордных 6400 ISO, но уже с новыми щадящими настройками шумоподавления позволило получить снимок, пригодный к публикации не только в Сети (с большим уменьшением), но и на страницах журнала (фото 3). Следует отметить, что автоматический баланс белого в спортивном зале, который освещается и лампами накаливания, и лампами дневного света, сработал достаточно хорошо.
Пришел черед побаловать себя откидным экраном, о котором я давно мечтал. Занимаясь макросъемкой в дикой природе, часто в лесной и болотистой местности, привыкаешь к тому, что приходится лежать на земле, а то и в луже в поисках интересного нижнего ракурса. И никак иначе, ведь для работы с маленькими грибами, растениями или насекомыми нужно оказаться на их уровне или еще ниже.
Такую задачу я попытался смоделировать, фотографируя маленькую стеклянную безделушку. Камера просто лежит на плоской поверхности, большой экран смотрит вверх. Даже не приходится нагибаться для того, чтобы посмотреть в видоискатель.
При помощи большого джойстика выбираю точку фокусировки в режиме Live View, проверяю точность наводки, ступенчато увеличивая сюжетно важную часть в 5 или 10 раз. Режим тихой съемки позволяет сделать на твердой поверхности резкий кадр без шевеления даже с очень длинной выдержкой (фото 4).
Теперь я хочу решить несколько простых задач по применению внешних вспышек, управляемых по беспроводному протоколу. Представим, что нет возможности использовать студийный свет, а надо снять, причем быстро, портрет музыканта в гримерной комнате после концерта, да еще и с объемным световым рисунком. (Сначала заглянем в инструкцию к камере. Доступ к беспроводному управлению достаточно удобен, но если придется часто использовать эту возможность, лучше вынести ее настройки в отдельное «Мое меню».)
Одна внешняя вспышка Canon Speedlight 580 II в режиме Slave освещает фон таким образом, чтобы он был переэкспонирован и потерял детали. Для этого ставим на ней коррекцию в плюс. Вторая вспышка Canon Speedlight 550 в режиме Slave создает некое подобие рисующего света и работает без коррекции. Вспышка на камере не создает своего освещения, а только управляет группой вспышек (фото 5).
Еще один тест — съемка зеркальных или металлических поверхностей со вспышкой. И эту проблему можно быстро решить при помощи одной выносной внешней вспышки. Canon Speedlight 580 II в режиме Slave управляется с камеры, освещая лист бумаги, который и отражается в полированных поверхностях компьютерного жесткого диска.
Встроенная вспышка опять не освещает объект, а только управляет внешней. Для создания холодного цветового решения намеренно установлена повышенная цветовая температура 3900 K (фото 6).
Конечно, подобные задачи можно решить иначе — при помощи шнуров, синхронизаторов, студийных моноблоков, но это решение более мобильное и недорогое. Очень хорошо, что такая возможность появилось в недорогой камере.
С традиционной задачей съемки на официальных мероприятиях с внешней вспышкой Canon EOS 60D справляется просто и непринужденно. Высокая рабочая чувствительность позволяет пользоваться отраженным от потолка светом. В простых ситуациях нет нужды вмешиваться в автоматику камеры (фото 7).
Для подсветки темных участков зала, в котором происходило награждение, я применил схему освещения двумя вспышками, одна из которых стояла на камере, а вторая освещала фон.
Между собой они согласовывались по беспроводному протоколу, а общая система работала в режиме E-TTL II. Стабильность работы такой схемы сильно зависит от того, достигает ли сигнал управляющей вспышки приемника дополнительной slave-вспышки (фото 8).
Давно заметил странную природную закономерность: осенью производитель представляет новую камеру, и обычно, как только она попадает на тест, солнце надолго пропадает над Москвой… Так или иначе, опять пошел мокрый снег, и нет ни намека на естественное красивое освещение (фото 9).
Даже в середине дня при пейзажной съемке приходится применять высокие значения чувствительности, ранее несовместимые с понятием качества в фотографии. Но камера на удивление хорошо справляется с мелкими деталями покрытых снегом веток (фото 10).
Система фокусировки по крайним точкам в очередной раз доказывает свою надежность. Воробей спрятался от любопытного фотографа в еще не облетевшей листве. Передний план не мешает объективу сфокусироваться на глазу птицы (фото 11).
Опускается ранний вечер первого снежного дня. Очень интересное сочетание синего снега и желтого цвета от фар машин продлится всего несколько минут, потом небо потемнеет, и снег перестанет работать большим подсвечивающим отражателем (фото 12).
В который раз мне приходится заканчивать обзор зеркальной фотокамеры с возможностью съемки видео словами «подождем еще немного». Получить вполне качественный небольшой видеоролик с хорошим рисунком уже можно, а вот оперативно снимать видео при помощи фотокамеры все так же неудобно.
Эргономика, придуманная почти 100 лет назад для получения статичных изображений, требует оснащения аппарата дополнительными специальными приспособлениями для видеосъемки — только тогда фотокамера сможет превратиться в профессионально удобный инструмент, но эта тема выходит за рамки статьи.
Выводы
Камера получилась универсальной. Большинство не только фотолюбителей, но и профессионалов получат удовольствие от пользования этим инструментом. Например, работа во дворцах бракосочетаний и в ресторанах для свадебных фотографов может стать значительно проще и разнообразней.
Качество изображения стало лучше, значительно вырос диапазон действительно используемых значений чувствительности. Появилось несколько удобных решений, и повседневное общение с камерой стало более простым, получение качественного результата требует чуть меньше усилий.
В очередной раз обновилось программное обеспечение для RAW-конвертации Digital Photo Professional v. 3.9.2.0. Мне кажется, что хороший результат при применении именно родного конвертера достигается намного легче при несложной потоковой обработке, чем в программах сторонних производителей (особенно в сравнении с модулем ACR в программах от Adobe).
Можно порекомендовать новую камеру опытным любителям и профессионалам для задач, не требующих повышенной защищенности от внешних воздействий или высокой скорострельности, свойственных топовым камерам.
Редакция благодарит компанию Canon за предоставленную для тестирования камеру.
Тесты в картинках
Фото 1. Чтобы снять динамичный момент в условиях плохой освещенности, потребовалось установить очень высокую чувствительность. Следящая фокусировка надежно держит игроков в зоне резкости (f/3,2, 1/250 с, ISO 6400, объектив 70-200 мм, фокусное расстояние 200 мм; пост-обработка в графическом редакторе для избавления от цифровых артефактов).
Фото 2. Чтобы уменьшить влияние алгоритмов аппаратного шумоподавления, настройки этой функции были установлены в положение «Слабый», и появилась возможность при съемке крупного плана на ступень снизить чувствительность (f/4, 1/125 с, ISO 3200, объектив 500 мм).
Фото 3. Дальнейшее увеличение чувствительности до рекордных 6400 ISO, но уже с новыми щадящими настройками шумоподавления позволило получить снимок, пригодный к публикации в журнале (f/4, 1/200 с, ISO 6400, объектив 70-200 мм, фокусное расстояние 150 мм).
Фото 4. Съемка с поворотным монитором. Очень удобно! (f/10, 1/2 с, ISO 100, объектив 100 мм).
Фото 5. Портрет. Использованы две внешних slave-вспышки: для сильной подсветки фона (плюсовая коррекция) и для рисующего света (без коррекции). Управляет ими вспышка на камере (f/5, 1/125 с, ISO 500, объектив 50 мм; режим съемки M, режим управления вспышками E-TTL II, оценочный замер импульсного света, монохромный стиль изображения).
Фото 6. Снова внешняя вспышка управляется накамерной. Холодный цветовой оттенок получился из-за установленной цветовой температуры 3900 K (f/11, 1/200 с, ISO 100, объектив 100 мм).
Фото 7. Съемка официальных мероприятий вполне под силу новой Canon EOS 60D, «сопровождаемой» внешним блицем. Высокая рабочая чувствительность позволяет работать отраженным от потолка светом. Автоматика камеры верно рассчитывает все параметры съемки (f/7,1, 1/100 с, ISO 500, объектив 18-135 мм, фокусное расстояние 35 мм).
Фото 8. Подсветку темных участков зала обеспечила схема освещения двумя вспышками, одна из которых стояла на камере, а вторая освещала фон (f/8, 1/100 с, ISO 500, объектив 18-135 мм, фокусное расстояние 62 мм).
Фото 9. Довольно тоскливая погода, пасмурно, мокрый снег, естественного красивого освещения нет. Такое настроение и получилось на снимке (f/7,1, 1/125 с, ISO 800, объектив 18-135 мм, фокусное расстояние 18 мм).
Фото 10. Даже в середине дня при пейзажной съемке приходится применять высокие значения ISO, но камера на удивление хорошо справляется с мелкими деталями покрытых снегом веток (f/5,6, 1/160 с, ISO 640, объектив 24-70 мм, фокусное расстояние 24 мм).
Фото 11. Хорошая работа системы фокусировки по крайним точкам: объект спрятался в еще не облетевшей листве, но остался в фокусе (f/4,5, 1/125 с, ISO 400, объектив 70-200 мм, фокусное расстояние 200 мм).
Фото 12. Вечерние оттенки: недолговечное сочетание синего снега и желтого цвета фар (f/7,1, 1/2 с, ISO 1000, объектив 28 мм).
Тесты фотокамер других производителей:
Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир
Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55
Отзывы и комментарии