Тест зеркальноого фотоаппарата Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска

Топовые репортерские камеры обновляются немного реже, чем младшие модели. И вслед за недорогой новой репортерской камерой Canon 7 D в октябре 2009 года появилось долгожданное обновление скоростной профессиональной репортерской камеры высшего класса серии 1 D, носящий теперь индекс Mark IV. Меня заинтересовала прежде всего возможность качественной съемки на высокой чувствительности, чего, к сожалению, не хватало камерам предыдущих поколений.

Текст и фото: Андриан Колотилин.

 Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IV

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IV

 

Технические характеристики

Матрица: CMOS

Размер: APS-H (27,9×18,6 мм)

Разрешение: 16,1 Мп (4896×3264)

Кроп-фактор: 1,3

Формат записи: 4 размера JPEG, RAW, RAW, sRAW, 14 bit

Светочувствительность: 100-12 800 ISO (расширение от 50 до 102 400)

Видоискатель: пентапризма 100% кадра; сменные экраны фокусировки

Дисплей: цветной ЖК-дисплей, 3,0”, около 920 000 точек

Скорость съемки: приблизительно 10 кадров в секунду

Карты памяти: CF, SDHS

Вес: 1360 г с батареей

Цена: $7200

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IVОт репортерской техники требуется многое, если не сказать почти все. Это и качество изображения, и эргономичность, преемственность органов управления, высокая скорость серийной съемки, надежность и экономичность электропитания, способность уверенно работать в сложных климатических условиях, масса гибких настроек, дающих возможность уверенно снимать даже нескольким фотографам и для разных целей — будь то журнальный разворот или почти мгновенная передача картинки на ленту новостей.

Все это присутствовало и в предыдущей модели, но современные требования к достоверности фотографии диктуют необходимость использования все более высоких рабочих чувствительностей, все большей скорости срабатывания затвора, а увеличенное разрешение снимка требует гигантских скоростей обработки и записи данных. Попробуем разобраться, что изменилось внутри отработанного за долгие годы и привычного корпуса серии EOS 1 и чем это может помочь репортеру.

Сначала рассмотрим новый сенсор с разрешением 16 миллионов пикселей. Он изготовлен по технологии, которая уже применялась в EOS 7 D, где уменьшилось расстояние между микролинзами и принимающей свет поверхностью. За скорость обработки данных отвечают два процессора DIGIC 4 — решение, отлично зарекомендовавшее себя в 7 D. Максимальная скорость серийной съемки высокая, составляет 10 кадров в секунду и может быть отдельно настроена для режимов Н и L.

В формате RAW количество снятых подряд кадров до заполнения буфера может достигать 28, но мне добиться этого не удалось: при использовании медленных карт 133 х длина непрерывной серии составила лишь 24 кадра, в формате mRAW — 34 кадра, количество же кадров непрерывной серии в формате JPG составила в реальности всего 44 кадра при заявленных 120.

Для достижения наилучших результатов камера требует современных скоростных карточек стандарта UDMA 5 или 6 и тогда сможет снимать большими и долгими сериями, быстро освобождая буфер.

Система автофокусировки претерпела значительные изменения. В свое время у меня, да и у других фотографов вызвало недоумение уменьшение числа выбираемых фокусировочных зон с 45 до 19, которое произошло в моделях третьей серии «единичек». Стало неудобно точно компоновать кадр, особенно в режиме следящего фокуса. В Canon 1 D Mark IV производитель снова вернулся к хорошо зарекомендовавшей себя системе 45 вручную выбираемых точек, но оставил возможность их уменьшения до 19, 11 или 9 точек — всего предлагается 5 вариантов.

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IVПо заверению фирмы, система автофокусировки полностью переработана, количество датчиков, чувствительных к вертикальным и горизонтальным линиям, увеличилось до 39 (если используется объектив со светосилой f/2,8 и зоны фокусировки выбираются вручную).

Если же объектив имеет светосилу f/4, то только центральный датчик остается крестовым, все остальные становятся чувствительны лишь к горизонтальным линиям. Если же светосила объектива f/5,6, что свойственно супертелевикам, предназначенным для съемки спорта и дикой природы, то все датчики чувствительны только к горизонтальным линиям.

За точность следящей фокусировки, необходимой при работе на спортивных соревнованиях, отвечают специальный микропроцессор и система AI Servo II с обновленным алгоритмом, а настройкой возможностей автофокуса ведают 19 функций, устанавливаемых пользователем.

Чтобы удобно настроить функции пользователя в разных съемочных ситуациях, в предыдущей модели производитель предусмотрел специальное руководство по настройке автофокуса на английском языке, которое можно было загрузить с японского сайта. Для новой модели с ее новой и переработанной системой следящей фокусировки никакой информации не нашлось, поэтому все настройки я оставил заводскими. Хотя подобную инструкцию, учитывая сложность техники и ее профессиональное использование и цену, хотел бы, наверное, увидеть каждый фотограф.

Есть возможность выбрать типовую фокусировочную точку для вертикального и горизонтального кадра. Возможно, это удобно, но для этого должна сформироваться привычка к подобному алгоритму. Мне эта функция поначалу показалось не очень удобной.

Звук работы затвора показался мне тише, а отдача камеры меньше, чем в предыдущих моделях. Возможность использовать режим тихой съемки с фокусировкой по ЖК-экрану замечательно помогает при съемке дикой природы на засидках, в театре, а также позволяет гасить нежелательные вибрации.

Поскольку камера профессиональная, все кнопочки и разъемы защищены резиновыми уплотнителями. Это, конечно, не гарантирует, что фотоаппарат выживет после купания в реке, но аналогичная камера предыдущей серии пять часов пробыла у меня под проливным дождем без чехла и продолжала работать.

Потом влага проникла в корпус, все экраны запотели изнутри, и произошло отключение затвора. Просохнув в течение суток без батарей, она полностью восстановила свою работоспособность, что подтверждает высокую надежность моделей данной серии.

Аккумулятор LP-E4 известен еще по камерам третьей серии. Средства контроля заряда в камере позволяют точно оценить оставшееся количество энергии.

Но многие из этих возможностей давно уже стали привычны в младших моделях.

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IV

Личные впечатления

Теперь пришло время боевого крещения, причем в реальном спортивном репортаже на натуре при плохом освещении. Мне не удалось за 1 день получить аккредитацию на этап Кубка мира LG FIS по сноуборду, поэтому пришлось располагаться в толпе болельщиков, правда, в первых рядах. К счастью, коллеги, работавшие на своих обычных местах перед трибуной, с пониманием отнеслись к ситуации, за что им большое спасибо.

Сразу же решил, что работать буду только на высокой чувствительности: минимум 800, максимум 12 800 ISO. Конечно, никто из пользующихся продукцией Canon о таком раньше и не мечтал.

Наоборот, попадая в темное помещение на событие, где использовать вспышку запрещено или неразумно, потому что она уничтожит световой рисунок, приходилось заранее готовиться к тому, что надо настраивать параметры шумоподавления, резкости, много снимать, чтобы получить кадры без смаза, когда волейболист, например, двигается с высокой скоростью, а в зале так темно, что даже 1600 ISO на диафрагме f/3,2 дает нам не меньше 1/100 секунды, что неприемлемо.

В общем, приходилось работать наудачу, а потом долго отбирать технический брак и обрабатывать картинку до нужного качества. Теперь же появилась возможность использовать высокие ISO и немного расслабиться.

В практическом испытании участвовал фотоаппарат с серийным номером 0230102440 и комплект профессиональной оптики от 16 до 800 мм.

Начало соревнований планировалось на 18 часов вечера, уже зажгли прожектора для освещения трассы, а установленная чувствительность позволила мне спокойно снимать, контролируя только степень плюсовой коррекции для компенсации влияния белого снега.

Снимал я почти всегда сразу в JPG + mRAW, применив точный стиль изображения и немного поднимая резкость.

При проверке полученных результатов мне показалось, что фотоаппарат любит, когда ему ставят небольшую коррекцию в плюс по экспозиции. Возможно, это касается лишь конкретного экземпляра или же повлияли обилие снега и пасмурная погода. Но впоследствии я так и поступал.

Качество камерного файла JPG позволяет размещать его на журнальный разворот почти без обработки в графическом редакторе. Надо лишь правильно выбрать параметры шумоподавления для высокой чувствительности, отключить при репортажной съемке опцию приоритета светов для ускорения быстродействия. Впервые появившаяся в профессиональной камере опция оптимизации яркости тоже способствует уменьшению последующей работы с графическим файлом.

Качество картинки на ISO 800 соответствует качеству на ISO 200 в скоростных репортерских камерах предыдущих моделей. Возможно, это позволит отказаться от вспышек во многих съемочных ситуациях или позволит применять их только в режиме подсветки теней, а на хорошем свету — просто укоротить выдержку во избежание смаза.

Феноменально быстрый автофокус и высокоскоростной режим съемки позволили мне в течение секунды повернуться на 180 градусов и снять другого участника события — фотографа, призывающего девушек активно поддержать виртуального спортсмена.

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IVУдобство выбора фокусировочной точки колесиками управления или джойстиком помогает навестись точно по глазам героя, выбрав вручную одну из 45 точек фокусировки. Это особенно приятно при работе супертелевиками со штатива или монопода на близком расстоянии. Глубина резкости при этом ничтожна, и такая возможность поможет при фотоохоте из скрадка или при съемках крупного плана спортсмена на финише.

Из-за отсутствия аккредитации мне не удалось оказаться рядом с официальными гостями соревнований. Выручил надежный и прочный жесткий кофр телеобъектива. Встав на него, я поднялся над массой зрителей и легким телеобъективом «достал» политика, правда, параметры экспозиции оказались на грани допустимых.

Тест проверки новой системы следящего автофокуса. Сначала я просто следил за спортсменом, «проводя» его от старта до финиша. Затем выбрал для себя участок с крутым поворотом, где флаги спонсоров не так бросались в глаза (ведь наш журнал не рекламная площадка).

Очень мощный телеобъектив, конечно, не поддерживает технологию крестообразных датчиков фокусировки, но зато уверенно «ведет» спортсмена, требуется только отработать траекторию передвижения, чтобы не потерять объект, — ведь угол зрения около 1 градуса. Я ждал появления именно этого костюма, ибо у меня не было задачи снять в этом репортаже чемпиона, а желтый цвет экипировки привлекал внимание.

Падение лидера российской команды — красавицы Алены Заварзиной на финише. Время действия — 1 секунда. Скорость 10 кадров в секунду помогла увидеть все детали трагического события, а режим съемки только в JPG помог быстро очистить буфер камеры и запечатлеть досаду на лице молодой спортсменки через пару секунд после падения.

Поздний вечер требует поднять чувствительность до невиданной ранее высоты и радует столь же невиданным для Canon качеством картинки на таких значениях ISO.

Профессиональная светосильная оптика помогает снимать сюжеты при полном отсутствии фронтального освещения, камера отлично фокусируется в темноте. Когда нет необходимости снимать на высокой чувствительности, ее можно быстро понизить до средних, а при желании и до низких значений.

Сравнение файлов, снятых в формате RAW и в формате JPG, показало, что алгоритмы преобразования в JPG стали сейчас настолько корректными, что в большинстве несложных случаев, касающихся именно репортажной фотографии, нет никакой необходимости проводить съемку в RAW с последующим преобразованием в другие форматы. Если же планируются иные задачи, например, создание выставочного продукта, съемка дикой природы и т. д. или свадебной фотосессии с последующей неспешной обработкой, то RAW все равно будет вне конкуренции.

Конвертация немногочисленных файлов из RAW не составила никакого труда при помощи программы Digital Photo Professional версии 3.8.0. Конвертор хорошеет с каждой новой версией, но ему все равно пока не хватает удобства интерфейса: комфортная работа возможна только на машинах с двумя мониторами или на мониторах формата 16:9. В отличие от камер полупрофессионального или любительского класса, у новой «единички» в репортаже, на мой взгляд, установка стиля изображения «Стандартный» дает более предсказуемый результат, чем «Точный» стиль.

Профессиональная зеркальная фотокамера Canon EOS 1D Mark IV

 

Выводы


Они очень просты. Это новая, революционная камера для Canon, она изменит стиль съемки, изменит привычки работы с внешними источниками света в репортаже. Возможно, в дорогой свадебной фотографии большую роль станут играть осветители с видеосветом.

Эта камера почти для всех случаев жизни, за исключением сверхширокоугольной съемки циркулярными фишаями и прочей редкой оптикой.

Canon 1 D Mark IV была бы приятна каждому, если бы не ее цена, в России пока превышающая цену полноформатных моделей предыдущего поколения.

Но поживем — увидим. Думаю, высокая чувствительность уже скоро шагнет в массовые модели фотоаппаратов, вместе с такими же отточенными алгоритмами шумоподавления.

Редакция благодарит московское представительство компании Canon за предоставленную для тестирования камеру.

 

Тесты в картинках

 

Волонтеры

Волонтеры на склоне. Объектив Canon EF 800 5.6 L IS, съемка с рук, ISO 1600, выдержка 1/1000 с, диафрагма f/11, коррекция +2/3 для компенсации влияния снега. Матричный замер с приоритетом по фигуре. Камера мгновенно и точно сфокусировалась на удаленном объекте, в оригинале можно четко разглядеть все логотипы спонсоров на развивающимся бейдже волонтера.

 

СтадионСложная световая ситуация с источниками света в кадре. Объектив Canon 24-70 2.8 L, ISO 3200, диафрагма f/13, выдержка 1/100 с, коррекция + 2/3 для компенсации влияния прожекторов, направленных прямо в камеру.

 

СпортсменКрупный план спортсмена на финише. Объектив Canon EF 800 5.6 L IS, съемка с монопода, ISO 1600, диафрагма f/7,1, выдержка 1/500 с, включен оптический стабилизатор изображения, следящий фокус для компенсации перемещения головы модели, серийная съемка.

 

ФотографОбъектив Canon 100-400L 4.5-5.6 L IS, ISO 800, диафрагма f/6,3, выдержка 1/160 с, применен оптический стабилизатор изображения в объективе для уменьшения влияния относительно длинной для такого фокусного расстояния выдержки.

 

ВолонтерыОтзывчивая. Коллега-фотограф попытался спровоцировать замерзших волонтеров на активную реакцию. Только одна девушка поняла его замысел. Объектив Canon 100-400L 4.5-5.6 L IS, ISO 800, диафрагма f/6,3, выдержка 1/200 с, применен оптический стабилизатор в объективе для уменьшения влияния относительно длинной для такого фокусного расстояния выдержки.

 

ЖириновскийВладимир Жириновский на церемонии открытия соревнований. Объектив Canon 100-400L 4.5-5.6 L IS, ISO 3200, диафрагма f/5,6, выдержка 1/60 с, применен оптический стабилизатор изображения в объективе для уменьшения влияния очень длинной выдержки для фокусного 400 мм, серийная съемка во избежание колебаний камеры от нажатия на спусковую кнопку.

 

Изабелла ЛабокНемка Изабелла Лабок в красивом наряде. Объектив Canon EF 800 5.6 L IS, съемка со штатива с шаровой головой, ISO 3200, выдержка 1/640 с, диафрагма полностью открыта, коррекция +1 для компенсации влияния снега (но ее оказалось мало). Следящий автофокус, серийная съемка со скоростью 10 кадров в секунду, лучший кадр в серии из 5 кадров.

 

Мобильные репортерыМобильные репортеры. Объектив Canon 135 2.0 L, ISO 1600, диафрагма f/2,5, выдержка 1/2500 с, выбор фокусировочной точки строго по экрану мобильного телефона подтверждает точную фокусировку камеры.

 

ФлагиКогда после окончания соревнований прожекторы положили на снег гигантской рампы движущиеся изображения флагов стран — участниц соревнований, меня снова выручили высокая чувствительность и светосильная оптика. Объектив Canon 24-70 L 2.8, диафрагма f/2,8, выдержка 1/60 с, съемка с рук.

 

Серия снимковПадение лидера российской команды — красавицы Алены Заварзиной на финише. Время действия — 1 секунда. Скорость 10 кадров в секунду помогла увидеть все детали трагического события, а режим съемки только в JPG помог быстро очистить буфер камеры и запечатлеть досаду на лице молодой спортсменки через пару секунд после падения.

 

СпортсменкаОбъектив Canon 100-400 L 4.5-5.6 L IS, ISO 4000, диафрагма f/5,6, выдержка 1/300-1/500 с в серии, применен оптический стабилизатор изображения.

 

Юная болельщицаЮная болельщица из группы поддержки поразила меня своей одержимостью. Следящий фокус, выбор фокусировочной точки по лицу позволил почти на полностью открытой диафрагме точно сфокусироваться, коррекция +1 скомпенсировала белый цвет шубки, выдержка 1/200 с и стабилизатор изображения при фокусном расстоянии 200 мм позволили избежать шевеленки от нажатия кнопки спуска. Объектив Canon 100-400 L 4.5-5.6 L IS, ISO 1600.

 

ЗаварзинаИ все же 4-е место Алены Заварзиной заставляет ее танцевать. Свет прожекторов (а это лампы накаливания) в темное время суток достаточно корректно передается при помощи автоматического баланса белого. Серийная съемка, следящий фокус, коррекция экспозиции + 2/3 для уменьшения влияния белых отражающих поверхностей. Объектив Canon 100-400 L 4.5-5.6 L IS, ISO 3200, диафрагма f/5,6, выдержка 1/400.

 

Дорис ГюнтерПобедительница среди женщин Дорис Гюнтер из Австрии радуется победе. Объектив Canon 100-400 L 4.5-5.6 L IS, ISO 4000, диафрагма f/6,3, выдержка 1/400 с, применен оптический стабилизатор изображения в объективе, коррекция +1/3.

 

СпортсменыТемная форма итальянских призеров в мужской группе Аарона Марча и Роланда Фишналлера сказалась на работе автоматики экспозамера, но лица остались нормально проработанными. Фокусировка One Shot, объектив Canon 100-400 L 4.5-5.6 L IS, ISO 4000, диафрагма f/6,3, выдержка 1/125 с, применен оптический стабилизатор изображения в объективе, коррекция +1/3.


Тесты фотокамер других производителей:

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55

 


+1
23 марта 2012

Отзывы и комментарии