Сергей Киврин: если уж бежать, то непременно первым…
Говорят, препятствие пробивает не пуля, а спрессованный ею воздух. Представляю киносъемку. Пуля еще не долетела до стакана, а в нем уже образовалась дыра: сначала на передней стенке, потом на задней. А если «спрессовать» не воздух, а время? Какие оно покажет «чудеса»? Да и как спрессовать эту сомнительную субстанцию
Текст: Лев Шерстенников; Фото: Сергей Киврин
![]()
Олимпийские игры в Ванкувере 2010 г. Болельщик
В кино этот прием - «спрессовать» а время, называют замедленной съемкой. Ты тончайшим скальпелем препарируешь время. До чего ж оно емко, плотно, осязаемо! Но только в самый главный его момент — момент свершения, момент истины. Только дай-то бог, именно его и ухватить — этот момент…
Эти мысли проскочили в голове, когда я рассматривал «самые-самые» кадры в альбоме «Спорт», подаренном мне автором, — самым великим фотографом нашего времени (по росту) Сережей Кивриным.
Сережей я звал этого Малыша (почти два метра росту! — 197 см для точности), поскольку долго воспринимал его лишь как сына известного мне давно фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Владислава Киврина.
Владислав снимал все, что и положено репортеру. Спорт тоже входил в круг его интересов. Сын Сережа видел красивое зеленое поле, черные дорожки вокруг него, а по дорожкам дяди бегут. «Зачем они бегут, папа?» — «Кто прибежит первым, получит приз». — «А зачем же тогда остальные бегут?..» Вопрос остался без ответа. Но мальчик и сам понял: если уж бежать, то непременно надо быть первым. Или по крайней мере чем-то отличаться от остальных. Это у всех у нас идет от древних, животных еще ген.
Владислав Киврин родился в волжском городке Юрьевец. В верховьях Волги есть немало небольших, но уютных городков: Кинешма, Углич, Мышкин, Плес — разве перечислишь все! Они и сейчас несут в себе дух купечества со старинными лабазами, полукаменными-полудеревянными коренастыми особняками с резными наличниками и ставнями. Прадед Сережи, Антон, был человеком «основательным». Владел пристанью и еще то ли пароходами, то ли баржами. Словом, «дело Артамонова»… Полагаю, пароходчика с приходом новой власти освободили от «дела» незамедлительно.
Сын его, дедушка Сережи, Донат Антонович Киврин превратился в какого-то служащего — землемера ли, счетовода — я уточнять не стал. Ну, это для пропитания. А для души… «Дед любил заниматься фотографией. Что-то такое, припоминаю, рассказывали… Был у него увеличитель, его он сам смастерил. Примечательным в приборе было то, что вместо привычной нам лампочки (на худой конец керосиновой лампы) дед использовал то ли солнечный, то ли лунный свет, который он подводил к увеличителю с помощью световодов…» Вот и говорите теперь, что стекловолоконная оптика — явление наших дней!
Что и как снимал дед, теперь можно только гадать, материальных свидетельств не сохранилось. Но будто бы дед публиковался в местной газете…
Потом война. В 1946 году Владислава Киврина демобилизовали. Встал вопрос: а теперь-то куда? Из всех мирских занятий одна лишь фотография под рукой. Дело привычное. Первый шаг после демобилизации — штурм ВГИКа, Всесоюзного института кинематографии, операторского факультета. Штурмовали вместе с другим фронтовиком, на год помладше Владислава, Юрой Транквилицким. Тот успешно прошел полосу препятствий, а Киврина сразили. Но оказалось, по соседству с ВГИКом, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (в дальнейшем — ВДНХ) существует фотослужба. Нужды выставки были велики, ей требовались и фотографы, и лаборанты. Фотографы там собирались как на подбор, большинство — военные фотокорреспонденты.
Там проходили шлифовку и Михаил Трахман, и Лев Устинов (этих-то я хорошо знал), и многие-многие другие, влившиеся потом в созданное на основе Совинформбюро агентство печати «Новости» (АПН). Фотографы этого агентства стали самой мощной «группировкой» фотокорреспондентов страны. А фотослужба ВДНХ долгое время была единственной, которая производила сверхувеличения — печатала снимки в десятки квадратных метров. Быть лаборантом в такой могучей мастерской — это не только практика, но и честь. Лучших печатников — виртуозов — мы знали по именам.
И если возникала крупная «халтура», бежали только к ним. Владислав Киврин вполне бы мог этим и удовлетвориться, но… Фотосъемка у него стала превращаться в страсть. Услышал, что журнал «Советский Союз» ищет приличных лаборантов, даже конкурс на них объявил. В журнале путь к съемке поближе, чем на выставке достижений. Лаборантом Вадим (как обычно звали Владислава) проработал недолго, его перевели в фотокорреспонденты. Началась интересная кочевая жизнь.
Журнал в стране не очень известен, он же работает на заграницу. Но его корреспондентов всюду принимают. Еще бы: на корочках крупно написано «Издательство ЦК КПСС «Правда», а уж дальше подробности — журнал «Советский Союз». Это производит впечатление и в Москве, и на местах. Кому попало, поди, такие корочки не дадут. А вдруг это ревизоры, по высочайшему повелению присланные? Принимают как положено, все двери открывают — показать чем богаты. Отец к тому же, по словам сына, хорошо и быстро сходился с людьми, был хорошим психологом, да и парнем не робкого десятка. Не лишние для репортера качества…
Отец на сына не слишком давил — ни в смысле излияния особых ласк, ни в плане наставничества: мужика же растит, не девчонку. Пусть сам привыкает и решения принимать, и ответ нести за них. Сергей так и понимал: никто, кроме как сам… А еще оценивал себя по какой-то особой шкале: недостатки преувеличивал, достоинства преуменьшал.
Отец часто в командировках, парень живет у бабушки с дедушкой. Воля! Приучив контролировать себя сам, Сергей сознавал, что хорошо и даже приятно, а что дурно и, может быть, мерзко… К шкодам и проказам не тянуло, а вот лупить мяч футбольный или волейбольный — да! Шрамы на подбородке от падения на асфальт — это почетно. Это не то, что обидный фингал под глазом, полученный в драке. Дворовая игра, конечно же, не совсем спорт. Но что-то от него есть: азарт и непреходящее желание быть первым, лучшим. Трудов не жалко, усилий не жалко, времени не жалко, если есть цель добиться совершенства.
![]()
Летние Олимпийские игры 2012 г. Триатлон
«Поступая на журфак, не добрал одного балла, но меня взяли на вечернее отделение — оказался ценным игроком для сборной МГУ…» Неплохо. Но вечернее отделение не дает отсрочки от призыва в армию. Значит, нужна работа, которая такую отсрочку дает. Место нашлось в одном из серьезных институтов. Однако совмещать учебу, работу и спорт (из-за чего тебя принимали — отрабатывай!) — это почти подвиг.
И Сергей, который привык вкалывать до пота, до изнеможения, понял, что к такому подвигу он еще не готов. Пришел в деканат и заявил: либо переводите на дневное (а там военная кафедра и «воевать» вообще не придется), либо приходите смотреть, как я буду играть за «Динамо»! Ну, что ж, если ты идешь ва-банк — переходи на дневное. Краснеть преподавателям не пришлось: Киврин с отличием защитил диплом. Да, спорт совсем не бесполезное занятие.
Чтоб поступить на журналистику, надо представить какие-никакие опубликованные труды. Можно слова-заметки, можно фотографии. В пакет документов Сережа вложил крохотный, со спичечный коробок снимок, опубликованный в «Пионерской правде». Надо заметить, что детская газета в то время выходила самыми крупными тиражами — десятки миллионов экземпляров. Формат небольшой, материалов, надо полагать, хватало. Опубликоваться в ней — уже знак.
А еще был «Московский комсомолец» с тиражом в то время достаточно скромным, но газета доброжелательно относилась к новичкам в журналистике. Платили скромно, но печатали обильно. Что и надо для представления печатных работ. А еще… Папа часто брал сына с собой на съемку. Я снимаю, как я вижу, ты снимай, как ты видишь. Как-то снимают очередную спортсменку. Папа хорошо снял, а сынок-то, пожалуй и не хуже. В редакции отец показал работу наследника, а свою припрятал. Прекрасно! Даем на обложку! При журнале «Советский Союз» организовался журнал «Спорт в СССР».
Вот на эту обложку и угодил Сережа. Когда снимок утвердили, папа и раскрыл истину. Пенять за это мастеру не стали, а напротив даже сказали: так пусть он нам еще что-нибудь поснимает. Это сын-то! Дело и пошло. За несколько прошедших лет Сергея как спортивного фотографа признали и коллеги, и спортсмены, и знатоки спорта, и организаторы его. Для фотографа, как и для журналиста пишущего, очень важно не только «войти в тему», но и «войти в среду», стать своим. Думаю, вхождению способствовали не только яркие снимки и молва «Сережка — отличный парень», но и его спортивный нрав. «Не важно, во что и где я играю, —– выкладываюсь на все 100%, готов порвать соперника!».
![]()
Сочи 2014. Александр Овечкин
Когда прошедшей зимой Киврин отправлялся в Сочи, я подумал: «Не завидую. Такая ноша не для меня…». И правда. «Сон в течение всей Олимпиады, — говорит Киврин, — никогда не бывает дольше 3–4 часов в сутки. И то, если не приходится по нескольку часов тратить на дорогу от жилья до спортивных площадок»..Такой режим на протяжении двух недель, а с паралимпиадой и дольше. «Нагрузка на фоторепортера больше, чем на участника, — продолжает Сергей. — Тот прошел дистанцию — и день-другой отдых. А ты каждый день «на дистанции», а на плече кофр килограмм в тридцать… За Олимпиаду я теряю 10–12 килограммов веса». И это при том, что Сергей из жилистых, из сухощавых.
Четырнадцать олимпиад — количество для спортсмена неподъемное, но и для фотографа это нечто близкое к пределу сил и напряжения — как физического, так и психологического. Не только спортивному фотографу, но почти каждому мир представляется полосой препятствий, которые надо преодолевать, чтобы получить стоящий снимок.
Мешает все: вездесущие стражники, запреты — административные и самоимпровизированные, дрянное освещение в помещениях, выделенные у черта на куличиках точки съемки, всякий ненужный мусор, лезущий в кадр, даже толпящиеся вокруг коллеги, вольно или невольно толкающие тебя под локоть, когда кадр уже вот-вот… Это на съемке. А до того? Где жить, как добираться, как «протыриться», когда добрался? И еще тысячи досадных заусениц, которые задираются и выводят тебя из себя. Когда смотришь на блестящий снимок — думаешь: все репортеру было предоставлено на тарелочке — чего ж тут не снять! Ладно, так и будем продолжать думать…
— Приподними-ка, Сергей, немного завесу над тем, что по другую сторону камеры.
— Следующей после Московской у меня была Олимпиада в Сараево. Аккредитовали меня от моего журнала «Спорт в СССР», но я ехал туристом, заплатив приличную сумму. Потери в Сараево — украденная у меня камера… На Олимпиаде в Греции была такая жара, что у одного из моих коллег-фоторепортеров не выдержало сердце — он умер! Бывало, если селили далеко от места соревнований и на езду в один конец уходила пара часов, приходилось ночевать и под столом у товарищей, которым больше повезло с размещением. А на Олимпиаде в Лиллехаммере я жил… в туалете. У меня не было места в гостинице, но зато на этаже было два туалета. Один из них я и прихватил тайно, раздобыв от него ключ. Приходил затемно, уходил затемно, все удобства под рукой. И во всю длину на полу помещался…
— А что-нибудь более светлое, чем лампа над унитазом, было? У тебя же целый чемодан медалей, грамот и премий, и, как мне кажется, отнюдь не копеечных?
— После Олимпиады в Москве мы договорились с Женей Миранским, что посылаем вдвоем снимки на конкурс «Adidas-AIPS-Canon», — это самый престижный конкурс среди спортивных фотографов. А если что выигрываем, то приз пополам, независимо от того, чей был снимок. Стали засовывать коллекцию в конверт, возник спор. Мне не нравился один мой снимок, а Женька настаивал на нем. Мы даже чуть надорвали его, перетягивая его друг у друга. Все-таки Женька сунул. И надо же: именно этот снимок и получил приз — 8000 франков! А самый большой приз, который мне удалось урвать, был в 50 тысяч долларов за снимок «Волейбол»!
![]()
Летние Олимпийские игры 2012 г. Максим Михайлов
Взгляните на пловчих, на глаза, мечущие энергию! А ведь это «всего лишь» ритмическое (фигурное, синхронное) плавание — сама грация и очарование. Ну ладно, бокс: мордобой, челюсть на боку — это нормально! Или борьба. Или схватка со штангой… А вот пловец во время старта с тумбы. Сплетение мышц и сухожилий. По этой фотографии можно научный доклад делать: как работают бицепсы, трицепсы, кости и все внутренности спортсмена в тысячную долю секунды во время рывка. Сколько видели стартов, а такой — в первый раз!
— Самое главное — снимать надо не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Ты ищешь, ты знаешь, что хочешь. И тогда рано ли, поздно — повезет. Но нажимать на кнопку нужно на мгновение раньше, чем событие произойдет. Иначе все упустишь. Надо предчувствовать…
Предчувствие — это предвидение кадра или тупая надежда, что выскочит же тот момент, который должен существовать в природе, и «вскочит» в твой кадр? В теннисе часто падают. Но Киврину важно было снять, чтоб падал спортсмен не абы куда, а летел бы на камеру, хорошо б, чтоб и мяч был в кадре. Вот бы посмотреть на физиономию «летуна» в сей миг! Сколько он бредил этим кадром — год или два — уточнять не стал. Когда перелистываешь снимки, увидев этот, хмыкнешь — забавно. Но даже и мысль не возникает, что ради этого «забавно» репортер сидел как кот у мышиной норы чертову прорву времени. Ну, вскинул фотограф камеру, «бабахнул», попал! «Не, я не везучий. Мне все надо высиживать, выжидать. Вот Андрей (Голованов, напарник) — тому везет. Появится на десять минут — и тут же у него «ситуация».
Думаю, здесь не обходится без легкого кокетства. Или небольшого самоедства. Киврин не так уж и невезуч. Но он «анализирует». А уж когда анализируешь, обоснуешь любую свою точку зрения. Сергей Киврин как образованный человек не может обходиться без догматов. На мой взгляд, их у него тьма. И я вовсе не говорю, что все они пустые. Но многие для меня сомнительны. Один из них у Киврина: я не люблю спорт, я ни за кого не болею, не смотрю никаких соревнований по «ящику», и вообще — я тут случайно, прохожий… Ребята, но это же чушь! Вы поверите хирургу, который станет утверждать, что резать живую плоть — это ему как ножом по собственному горлу?.. Допускаю, что садистского удовольствия он не испытывает, вонзая скальпель в тело. Но он делает это с убеждением, что иначе нельзя, что это его и долг, и право, и… интерес. И своего рода удовольствие, адреналин, тестостерон — кто еще какие знает умные слова…
Да, кипящие страсти болельщика спортивному фоторепортеру ни к чему: мешают, отвлекают, сбивают, наконец, вредят объективности. Ну, так и телекомментаторам тоже. Однако последние и визжат, и хохочут, и плачут… А фоторепортер остается бесстрастным? Конечно же, нет. Иначе снимки его будут лишены того тепла, которое рождает только «субъективное» отношение и к событию, и к спортсмену.
И в фотографии хочется глубину. А чтоб ее достичь, нужно стараться и стараться. Впрочем, как он и привык. На все сто…
— А вообще: трудно снимать спорт?
— Ерунда, проще, чем все остальное…
А без пижонства уж никак!?.
— А какой вид спорта самый трудный для съемки?
— Я уже говорил: волейбол.
—???
— В волейболе трудно что-нибудь предвидеть: куда мяч пойдет, какая ситуация возникнет в следующую секунду… Поэтому надо снимать не игру, а игрока. Выбрал наиболее тебе интересного, следишь за ним. Тогда есть возможность что-то поймать.
— А какой вид интереснее всего для съемки?
— Шахматы!
Ну, батенька, шахматы-то и спортом можно назвать весьма условно. Тогда, пожалуй, мое лежание на диване — тоже спорт.
— В шахматах очень много чего происходит, это борьба не внешняя, а внутренняя. Беда, что за перипетиями ее не дают следить, на съемку дают пять минут в начале, а игроки еще только разогреваются…
А может, Киврин прав? При всей динамичности происходящего съемка спорта довольно монотонное занятие.
— Снимать победителей неинтересно: прибежал, ручками помахал, улыбнулся… Интересно тех, кто далеко позади. Вот там борьба, вот там настоящая воля, когда измочаленный спортсмен выгрызает не первое, а двадцать первое место.
Когда атлет ловко управился со штангой — честь ему и медаль. А когда штанга вырвалась, стала жить собственными интересами, когда не хватает совсем чуть-чуть, какого-то грамма усилий — и все летит в пропасть, псу под хвост… Да, собственно, как и в любой другой фотографии: чем хуже происходящее, тем лучше для картинки. Изображение плачущего человека запомнишь лучше, чем десять улыбающихся… Таков закон драматизма.
![]()
Венеция, 2009
Отзывы и комментарии