Фотопрактика с камерой Nikon D7200: город плывет. В моем объективе
Во время турпоездок в далекие страны (а порою и прогулок по родному городу) одним из излюбленных жанров для фотографов становится съемка красивых городских видов с какого-нибудь высокого места, а также красивых зданий и памятников. Конечно, можно снимать «на ходу» и полностью довериться автоматике, — наша героиня, камера D7200, предлагает такой режим, — но лучше всё-таки снимать не торопясь и осознано. Так появляется больше шансов сделать красивый и нетривиальный кадр, который будет выделяться из миллионов снимков, сделанных «на автомате».
Текст: Антон Шарапов.
Красная площадь. ISO 200, f/8.0, 1/400 s.
Тысячи людей каждый день снимают Красную площадь, Спасскую башню, Покровский собор и Мавзолей. Но на большинстве этих кадров площадь кажется очень большой, а перечисленные объекты разбросанными по ней довольно далеко друг от друга. Да ещё между собором и самой знаменитой башней Кремля из мостовой торчит «гвоздь» — так в народе прозвали расположенный в удалении высокий отель, испортивший классический вид площади. Но если встать у края трибун, все символы Красной площади помещаются в кадр, никакие левые здания в панораму не вклиниваются, а сам кадр кажется динамичным благодаря расходящимся лучами линиям.
Некоторые настройки, которые вы научитесь делать после знакомства со своей камерой, позволят повысить качество снимков, а некоторые приемы и вдумчивый подход к каждому сюжету — сделать снимки более интересными или даже оригинальными. В любом случае, только ваши осознанные действия помогут получить на снимке именно то, что вы задумали.
При съемке архитектуры очень важно правильно выбрать оптимальное фокусное расстояние объектива и дистанцию съемки. Чем меньше ФР объектива, тем более широкий угол охвата он имеет, и тем большее пространство способен захватить. Но при этом при наклоне объектива возникают и более сильные перспективные искажения. Именно поэтому здания, снятые широкоугольниками от своего основания, визуально сильно заваливаются назад и сужаются кверху. Самые сложные ситуации у фотографов возникают в городах со старыми узкими улочками, когда просто нет возможности отойти на приличное расстояние. Но если она есть, стоит потратить немного времени и выбрать правильную точку съемки.
ISO 200, f/8, 1/200 s.
Зум-объектив выставлен на умеренно-широкоугольное ФР, и тем не менее, небольшие перспективные искажения на лицо: мы явно смотрим на храм снизу вверх.
ISO 200, f/8, 1/320 s, -0.67 EV.
Снимок сделан с большего расстояния при нормальном ФР. Но едва заметный эффект взгляда под углом снизу остался — дистанция недостаточно большая.
ISO 200, f/8, 1/400 s, -0.67 EV.
Отошел ещё дальше и для получения того же масштаба выставил ФР, эквивалентное 78 мм. Дополнительно повезло, что мостовая площади в этом месте немного поднимается. По ощущениям, объектив находится примерно на середине высоты храма. Все пропорции идеальны. Такого эффекта профессионалы обычно добиваются при помощи очень дорогого шифт-объектива.
В ситуации, когда вы вынуждены снимать широкоугольным фикс-объективом, всё равно стоит приложить минимальные усилия и отодвинуться от здания на максимальное расстояние.
D7200 Казанский собор.
ISO 200, f/8, 1/160 s. Для демонстрации отрицательного влияния широкоугольной оптики на пропорции зданий вторую съемку я начал примерно с того же места, откуда и предыдущую, а зум-объектив поставил на минимальное ФР, которое в эквиваленте составляет 27 мм. Постепенно приближаясь к храму, я сделал серию из пяти снимков, которая наглядно показывает, почему не стоит «расстреливать» здания из широкоугольника «в упор».
ISO 200, f/8, 1/200 s.
При съемке зданий важно не только получить правильные пропорции, но и передать форму и объем декоративных элементов. Если снимать здание, освещенное прямым солнечным светом или делать то же самое в пасмурную погоду, то скорее всего здание на снимке получится плоским и неинтересным. Если же вам посчастливится снимать при боковом свете, как на этом снимке, тени прорисуют каждый завиток лепнины и архитектурный элемент.
ISO 200, f/5.6, 1/1250 s, -0.67 EV.
Когда нужно снять какой –то вертикальный монумент или памятный столб, наподобие того, что на этом снимке, вместо того чтобы снять его одиноко торчащим посреди неба, стоит поискать какие-то объекты, заполняющие пространство с боков. В моём случае, нашлась точка, где эту миссию выполнили ветки деревьев. Чтобы уменьшить блики солнца на золотом орле я применил отрицательную экспокоррекцию. Она попутно помогла сделать цвет неба более насыщенным.
Часто фотографы-новички, узнав, что такое диафрагма, действуют по принципу: «закрою её побольше, чтобы всё точно было резко». Но всегда ли это оправдано? Если вы снимаете пейзаж, в котором важно получить четким передний и все последующие планы, то вам действительно стоит закрыть диафрагму на несколько ступеней. Для полноформатных камер обычно оптимальными являются значения в области f/8.0–13. Но вспомним, что когда мы снимаем такой камерой, как D7200, где сенсор имеет кроп-фактор 1,5х, глубина резкости (при тех же диафрагменных числах) возрастает во столько же раз. Т.е. в нашем случае «полноформатным» f/8 соответствует «кропнутое» f/5.3, а f/11 — f/7.3. При ночной съемке это знание позволит применить более низкое значение ISO (и тем самым снизить уровень цифрового шума) или выставить более короткую выдержку и обойтись без штатива.
Если же вы снимаете какой-то удаленный объект, как на фотографиях ниже, и передний план отсутствует или мало вас интересует, то снимать можно хоть на открытой диафрагме, поскольку на большой дистанции, даже при использовании телеобъектива, получится большая глубина резкости. Но здесь нужно сделать оговорку. Лучше заранее узнать характер объектива, которым вы будете снимать, дабы не получить разочаровывающий результат. Ниже представлена серия тестовых снимков, по которой можно узнать особенности объектива. В данном случае, это был зум-объектив для полноформатных камер 24–70/2.8, которым я снимал на максимальном ФР, которое на камере D7200 соответствует 105 мм.
ISO 100, f/2.8, 1/2000 s.
При полностью открытой диафрагме получена неплохая, но всё же не слишком четкая картинка.
ISO 100, f/3.2, 1/1600 s.
Прикрытие диафрагмы на треть ступени на ситуацию с четкостью практически не повлияло: картинка осталась немного мягковатой.
ISO 100, f/4.0, 1/1000 s.
Диафрагма прикрыта всего на одну ступень, а уже заметен явный прогресс: картинка стала заметно четче, по идее, дальше можно и не закрывать, это значение вполне рабочее.
ISO 100, f/5.6, 1/500 s.
Диафрагма прикрыта на две ступени от максимального значения. Есть небольшой прогресс: картинка стала ещё четче и контрастнее.
Дальнейшее закрытие диафрагмы не приводит к улучшению картинки на заднем (главном для нас) плане, лишь лучше прорабатывается передний. Это заметно по фонарю и листве в нижней части кадра. Но нам это, в данном случае, ничего не даёт, зато заставляет автоматику удлинять выдержку и даже повышать ISO. Таким образом, для данного объектива, установленного на камеру D7200, найдено оптимальное значение диафрагменного числа при съемке далеко расположенных объектов —f/5.6. Ночью, если мы захотим снимать Кремль не со штатива, можно будет применить значениеf/4.0.
Мы уже выяснили, как важно выбирать правильную точку при съемке архитектуры. Но не менее важно найти такую точку, а также момент для съемки, чтобы сделать снимки более интересными.
ISO 125, f/4.5, 1/30 s.
Тот же принцип оживления кадра расходящимися линиями, которые рисуют перспективу. Кстати, на столь низком значении ISO сделать этот кадр помогла встроенная в зум-объектив система оптической стабилизации Nikon VR.
ISO 3200, f/5.3, 1/200 s, -2 EV. И снова отрицательная экспокоррекция помогла осуществить задумку: сделать ритмичный рисунок из огней фонарей уличного освещения и проезжающих по мосту автомобилей. Помимо игры с экспозицией, понадобилось поискать точку съемки, из которой линии фонарей казались бы красиво изогнутыми дугами. Бонусом к моим стараниям стали попавшие в кадр два мотоцикла с ярким неоновым оформлением.
Собор Василия Блаженного. ISO 10000, f/4.5, 1/40 s.
Стабилизатор помог сделать четким и не слишком «шумным» и этот необычный вид Покровского собора. Он сделан почти снизу и интересен тем, что помог выявить некоторые архитектурные детали, которых обычно не видишь при горизонтальном взгляде с приличного расстояния.
Крпсная площадь. ISO 200, f/8.0, 1/400 s
Москва. Никольская улица. ГУМ. ISO 200, f/8.0, 1/60 s.
Цветочное оформление вокруг ГУМа позволило сделать очень красочные снимки Красной площади и Никольской улицы. Для обоих кадров была выбрана нижняя точка съемки. Но в первом случае — для того чтобы вписать в кадр Спасскую башню, а во втором — чтобы визуально удлинить цветочный ковёр. Оба снимка невозможно было бы сделать без широкоугольного объектива.
Отзывы и комментарии