Уроки Розова: Поцелуй на фоне…(часть 2)
В этом номере мы продолжаем публикацию серии статей Георгия Розова о трэвел-фотографии. Они готовятся на основе материалов, опубликованных в книге «Живая фотография» серии «Как снимать». Три книги этой серии можно найти в крупных книжных магазинах Москвы и Петербурга, а Ozon к тому же рассылает их по почте в любую точку мира.
Текст: Георгий РОЗОВ
РИМСКАЯ ОХРА
Цвет — тема снимка
Дома в старом Риме окрашены теплым, вызывающим радость желто-красно-коричневым цветом. Краска наносилась на стены годами. Ее слои частично смывались, частично пачкались, поверх наносились новые. В силу этого дома стали необычайно породистыми, фактурными и очень живописными. Цвет Рима стал для меня еще одной темой. Большое удовольствие купаться в его колористической гамме, изучать бытовые привычки итальянцев, сравнивая с тем, к чему привык дома
Вот, к примеру, фото. Все умильно в этом кадре: и живописная иконка в рамочке из белого лепного багета, и аккуратно покрашенная в тон стены водосточная труба, и старинный литой кронштейн уличного фонаря, и стираное белье прямо над дверью ресторанчика, и розовая сумочка, капли с которой готовы упасть на головы беззаботных посетителей… Какие-то особенные чувства переполняли меня. Наверное, потому, что в двух шагах отсюда высилась махина древнего Колизея.
Фото 1
Камера Nikon D2Х
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Фокусное расстояние 105 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/9
Выдержка 1/45 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,7 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 2
Камера Nikon D2Х
Фокусное расстояние 105 мм
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/2,8
Выдержка 1/250 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 2
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 17–55/2,8
Фокусное расстояние 46 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/2,8
Выдержка 1/320 с
Центровзвешенный
замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 3
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 17–55/2,8
Фокусное расстояние 36 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/7,1
Выдержка 1/15 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,33 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Узкие улочки в центре Рима пусты даже днем. Приходилось подолгу ждать, когда появится живая душа, чтобы украсить кадр своим присутствием. Прохожие рано или поздно появлялись, но передвигались короткими перебежками, прячась в тени стен, чтобы не мешать фотографу. Уважительное отношение к человеку с фотоаппаратом, видимо, в крови у римлян, но это обстоятельство не раз осложняло мне жизнь.
Я никак не мог угадать, по какой траектории будут двигаться люди. Московский опыт в Риме не срабатывал. Выбор широкоугольника в данном случае обусловлен желанием подчеркнуть высоту стен и контраст освещенности верхних этажей и затененной мостовой. С провалами в тенях удалось справиться с помощью двойного конвертирования исходного RAW-файла, а вертикали упараллелились сами после того, как я ввел в кадр мостовую у себя под ногами. Камера при этом была в строго вертикальном положении.
Дом 21 заворожил меня сочетанием контрастных цветных пятен. Мостовая вымощена булыжником совсем не синего цвета. Когда-то в далеком детстве, получив в подарок набор карандашей, я рисовал синюю речку, зеленую травку, коричневые землю и стволы деревьев. Спустя некоторое время сообразил, что небо не всегда бывает синим, а цвет асфальта и булыжной мостовой зависит от того света, который они отражают. В данном случае мостовую окрасило синее небо. Стены старого дома живописны и сами по себе, но их теплая гамма эффектно контрастирует с холодной мостовой.
Цвет в городском пейзаже тесно взаимосвязан с направлением, интенсивностью и цветовой температурой света. Одна и та же лестница на двух снимках, сделанных почти одновременно и почти с одной точки, мимикрировала, словно хамелеон. А все потому, что первый снимок сделан из узкой щели между двумя домами, куда втиснута лестница, и нижние ее ступеньки освещены очень скупо. Свет падает на них сверху справа и почти не рассеивается.
День серенький, небо тоже, поэтому рисующий свет на цвет ступенек не влияет. Они на самом деле серые, как на фотографии. Графическая составляющая снимка при таком освещении доминирует. Сияющие горизонтали ступенек взлетают вверх к единственной окрашенной детали снимка — арке с белеющей в глубине грота фигуркой Богоматери. Именно эта сдержанно-желтая арка в глубине кадра и делает его цветным. В кадре нет людей, но трудно избавиться от ощущения их присутствия из-за состаренности поверхностей. Специально подчеркнутая при обработке файла фактура стен и изношенных ступеней помогает очеловечить картинку.
Композиция кадра на первый взгляд симметрична. В данном случае симметрия показалась мне единственно правильным решением. Смещение камеры вправо или влево приводило к тому, что вертикальные стены лестничного ущелья становились смысловой доминантой снимка. Их фактура настолько агрессивна, так привлекает к себе внимание, что статуя, к которой я хотел привести зрителя, теряется. Но если эта фигурка является главным в кадре, почему не снять ее телеобъективом?
А потому, что при этом кадр потерял бы многоплановость. Светящаяся дорога к цели может трактоваться по-разному. К примеру, как символ работы духа на длинном пути к Богу. Изображение одинокой скульптуры намного сложнее включить в ассоциативные ряды. Оно воспринимается однозначно. Любопытно, что симметричная композиция при внимательном рассмотрении оказывается не совсем такой: графическая основа левой половины снимка почти полностью повторяет правую, но освещение и цвет половинок сильно отличаются.
Закончив съемку внизу, я поднялся по лестнице всего метра на два и попал в совершенно другую обстановку. Верхний свет сменился рассеянным, по-прежнему правым, но внутри пространства, попавшего в кадр, этот свет многократно переотражался. Такой свет способствует выявлению тончайших оттенков цвета. На левой от меня стене появилось много синего, голубого, желтого, красного — назвать ее серой язык не поворачивался. В правом верхнем углу снимка возникло свежеокрашенное здание.
Красили его одной краской, но в зависимости от направления и силы света, а также цвета переотражавшей поверхности эта краска выглядела то желтой, то оранжевой, то грязновато-красной. Холодный передний план в сочетании с теплым задним создают ощущение буйства цвета и глубины композиции, поддерживаемой линейной перспективой ступенек. В этом кадре, на мой взгляд, цвет важнее рисунка. Симметрия условна, как и в первом случае, но на этот раз ее разрушает яркий правый верхний угол. Эта лестница является продолжением небольшой улочки Рима. Городские власти не пожалели денег и украсили ее шарами. С любовью сделаны витые кронштейны поручней. У меня сл ожилось твердое убеждение, что римляне не могут строить плохо.
Фото 6
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 24 мм
Чувствительность 320 ISO.
Диафрагма f/4
Выдержка 1/40 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –1 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 5
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 18 мм
Чувствительность 320 ISO
Диафрагма f/5,6
Выдержка 1/90 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –1 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы в условиях рассеянного света.
Фото 7
Камера Nikon D2Х
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 18 мм
Чувствительность 500 ISO
Диафрагма f/6,3
Выдержка 1/80 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
В маленьком дворике перед входом в храм святого Сильвестра стоял большущий черный мерседес. В моем представлении этот экспонат совершенно не сочетался с окружающим его музейным мирком. Но местные жители этого вопиющего несоответствия, по-видимому, не замечают. Они гуляют по древним улицам, живут в антикварных домах, пользуясь всеми благами современных технологий.
Стену средневековой постройки украшают древнеримским барельефом или куском разбитой мраморной плиты с латинской надписью. Фрагменты древних разбитых колонн помещают вдоль стен рядом с гигантскими горшками для пальм. Дворик был необыкновенно интересным, но таким маленьким, что я не смог найти точку съемки, позволяющую снять его целиком. Пришлось снимать фрагментарно. Сначала кадр с мерседесом и белой разметкой на кирпичной мостовой.
Потом крупно — мраморную маску, превращенную в источник воды для мойки двора. Забавно было видеть современную сантехническую начинку внутри старинной стены.
Справа от мерседеса — вход в храм с нависающей над ним кирпичной колокольней. В Риме таких много, все из красного кирпича, почти близнецы. Забавно, что в зависимости от освещения их цвет заметно менялся. На этой фотографии, сделанной в предзакатное время, но при рассеянном освещении, цвет колокольни неяркий, пастельный.
Такая же типичная для Рима колокольня, но освещенная прямым светом заходящего солнца, да еще снятая телеобъективом, выглядит совсем иначе: она обжигающе красна.
Внутри храма святого Сильвестра снимать запрещено. Когда я вошел туда, там проходила церемония венчания офицера полиции. Меня поразил цветовой контраст перехода из красного теплого дворика в холодную синеву интерьера храма. Стало и в самом деле прохладно, словно в храме работали кондиционеры. Однако никакой техники тут не использовали. Ощущение чистоты и свежести — заслуга художников, которые расписывали свод собора. Я выставил максимальную чувствительность, прижал камеру к ноге, чтобы зафиксировать ее и избежать шевеленки, и нажал на спуск.
Мимо маленькой пиццерии, устроенной в кирпичном строении без окон, легко можно было проскочить, даже не заметив признаков ее существования, если бы не дизайнерская находка владельца. Он додумался заманивать к себе уставших туристов с помощью восьми пластмассовых стульев и знания теории восприятия цветовых контрастов. Трудно придумать более кричащее сочетание цветов, чем алый и белый. Я, как и все, невольно притормозил, улыбнулся, сфотографировал, присел отдохнуть, а потом заглянул внутрь за холодным пивом.
В Риме следы времени видны повсюду. И на этой старой стене они не скрыты. Дом не разрушили, как это часто делают в Москве, а аккуратно замуровали несколько старых оконных проемов, чтобы проделать в стене новый. Кстати, окошко с разноцветными стеклами не только очень живописно, но и, по-видимому, создает внутри атмосферу веселья и комфорта.
Архитектура старого Рима не всегда величественна и систематична. Горожане строили подчас как бог на душу положит. Сначала одноэтажный домик, потом его надстраивали вторым этажом. Потом впритык к стене соседи ставили свой о трех этажах, а к этому пристраивали еще один. Потом на первый дом нахлобучивали третий этаж. И так до тех пор, пока не возникал забавный фасад, словно сошедший с детского рисунка. Разновысокие крыши дополняют разноразмерные окна, скачущие по общему фасаду, как непослушные дети. Облупившаяся краска в обычной для старого Рима охристой гамме. Заходящее солнце словно театральным прожектором подсветило выступающую над этим живописнейшим безо бразием мансарду.
Фото 8
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Фокусное расстояние 153 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/3,2
Выдержка 1/40 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,3 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 10 Камера Nikon D2Х
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Фокусное расстояние 360 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/4,5
Выдержка 1/250 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 9 Камера Nikon D2Х
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 18 мм
Чувствительность 500 ISO
Диафрагма f/6,3
Выдержка 1/200 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 11
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 18 мм
Чувствительность 1600 ISO
Диафрагма f/4
Выдержка 1/45 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,3 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Прогуливаясь по набережной Тибра, я добрел до места, где река разделяется на два рукава, чтобы заключить в объятия небольшой островок Isola Tiberina. На острове стоит дом. Не знаю, кто там живет, но стена показалась мне живописной. Я не мешкая вычленил частичку римской действительности и побежал дальше. Сейчас мне спешить некуда, есть время не торопясь проанализировать плоды горячечной римской охоты. Съемка, как говорится, отлежалась. Многое уже не кажется столь интересным, как поначалу, но эта картинка не потускнела. Наверное, потому, что в ней удачно соединились контрастные цвета красновато-желтой стены и ультрамарина занавесок. Графически снимок почти симметричен: в центре — фигура архангела Михаила с копьем, внизу — два полукружия оконных арок, выше — два окна. Слегка разрушает симметрию левое окно с яркими синими занавесками, благодаря этому снимок и живет. Обратите внимание на белые кружевные разводы выступившей из штукатурки соли: без них картинка многое потеряла бы.
Крылатый Пегас попался мне на глаза в последний день перед отъездом в аэропорт, когда я уже укладывал аппаратуру. Своим появленьем он как бы напомнил, что расслабляться нашему брату фотографу нельзя никогда. Сколько раз в моей жизни случалось упускать кадр по собственной лености только потому, что в руках в нужный момент не было аппарата. Впрочем, в поездках мне везет. Повезло и на этот раз. Пока я лазил в кофр за камерой, в окошко высунулась хозяйка Пегаса, что оказалось весьма кстати, не правда ли?
Фото 14
Камера Nikon D2X
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Фокусное расстояние 247 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/4,5
Выдержка 1/160 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,3 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 15
Камера Nikon D2X
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR с телеконвертером
Фокусное расстояние 270 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/4,5
Выдержка 1/100 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,3 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 16
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 17–55/2,8
Фокусное расстояние 82 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/5
Выдержка 1/80 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 12
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 12–24/4
Фокусное расстояние 18 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/4,5
Выдержка 1/180 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Экспокоррекция –0,3 EV
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Фото 13
Камера Nikon D200
Объектив Nikkor 70–210/2,8 VR
Фокусное расстояние 210 мм
Чувствительность 100 ISO
Диафрагма f/2,8
Выдержка 1/350 с
Центровзвешенный режим замера экспозиции
Съемка в формате RAW в режиме приоритета диафрагмы.
Отзывы и комментарии