Тест зеркального фотоаппарата Nikon D5000

Александр КАСПЕРОВИЧ

Представляем новую зеркальную камеру начального уровня — Nikon D5000. Понятно, что камера предназначена для начинающих фотографов, но словосочетание «начального уровня» не должно ослабить внимание к ней и более подготовленных любителей, так как внутри этого маленького создания заложены очень многие технологии, присущие аппаратуре более совершенного модельного ряда. Сегодня мы расскажем о работе с новым аппаратом и дадим необходимые рекомендации молодым коллегам, которые намереваются приобрести новую интересную камеру.

Текст и фото: Александр КАСПЕРОВИЧ.

Зеркальная фотокамера Nikon D5000Зеркальная фотокамера Nikon D5000

 

Технические характеристики

Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)

Размер: DX (23,6×15,8 мм)

Разрешение: 12,3 Мп (4288×2848)

Кроп-фактор: 1,5

Формат записи: NEF (RAW), JPEG

Светочувствительность: ISO 200-3200 (расширение 100-6400)

Видеосъемка: AVI, Motion-JPEG с нестереофоническим звуком 1280×720 / 24 кдр./с, 640×424 / 24 кдр./с, 320×216 / 24 кдр./с

Видоискатель: пентапризма, матовый экран BriteView V типа В с фокусной рамкой (возможно отображение сетки кадрирования)

Площадь покрытия кадра: 95%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 2,7 дюйма, около 230 000 точек

Скорость съемки: до 4 кадров/с

Карты памяти: SD, SDHC

Вес: 560 г

Цена: $920

 Зеркальная фотокамера Nikon D5000

Не скрою, мне было очень интересно провести испытания Nikon D5000, хотя как профессионалу мне все-таки ближе аппаратура более серьезного класса. В предыдущем номере журнала вы могли ознакомиться с результатами тестов камеры Nikon D90, вызвавшей мое неподдельное восхищение, поэтому я с радостью принял предложение протестировать новинку.

Для начала мне пришлось немного побороться с привычкой оценивать инструмент с позиций профессионала и представить себя на месте начинающего фотолюбителя или человека, переходящего с компактов на зеркальные системы. Борьба удалась, сразу вспомнились моя первая цифровая тогда еще «псевдозеркалка» и впечатления от абсолютно новой для меня техники…

Итак, предлагаю вам обзор зеркального «вундеркинда» (почему я его так назвал, вы узнаете чуть позже).

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

Что нового?

А нового в камере предостаточно! Традиционно сперва приступим к внешнему осмотру.

Очень компактный корпус из ударопрочного пластика с характерными никоновскими «приливами» — правая рука уверенно держит камеру, и сомнений в том, от кого эта модель, не возникает.

Прекрасный по яркости и насыщенности и поворачивающийся во всех плоскостях дисплей диагональю 7 см, выполняющий при необходимости функцию видоискателя, будет, несомненно, удобен для всякого рода творческих приемов.

Если повернуть его на 360, то монитор утапливается в заднюю крышку. Интереснейшее решение, ведь не всякий фотолюбитель имеет подходящую сумку, а случайно поцарапанный монитор кроме неудобства и раздражения ничего другого вызвать не может.

Диск выбора режимов на своем привычном месте, как и диск управления, слева от которого кнопка защиты. Чуть выше справа располагаются спусковая кнопка и рычажок включения камеры, кнопка Info и кнопка поправки экспозиции.

Слева от видоискателя на верхней панели камеры ничего нет. Обращаю внимание на то, что в аппарате отсутствует вспомогательный диск управления.

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

Задняя стенка. Справа от монитора мультиселектор с кнопками ОК и Live View, которая переводит монитор в режим визирования и фокусировки. Слева от монитора сверху вниз: кнопки удаления изображений, просмотра, меню, справки и уменьшения изображений, увеличения при просмотре, редактирования информации.

На мой взгляд, очень удачно расположена кнопка «i»: вы сразу видите на мониторе настройки, установленные в данный момент. Левая боковая стенка приютила разъем USB и гнезда для дополнительных принадлежностей, а правая боковая — гнездо для карты памяти. На нижней панели справа — крышка батарейного отсека, посередине — штативное гнездо.

Слева от объектива кнопка режима вспышки и поправки ее мощности, а также кнопки автоспуска, Fn, стопора байонета. Общий вес корпуса приблизительно 600 г, так что новая камера, даже с объективом, который тяжелее «китового», не очень оттянет сумку.

Nikon D5000 продается в комплекте с новым объективом — Nikon AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor. Протестируем заодно и его. Фотографы, которых заинтересует новый аппарат, должны помнить, что к нему не подходят объективы без системы внутренней фокусировки: «отверточный» привод на D5000 отсутствует.

D5000 оснащен современной «полукадровой» 12-мегапиксельной матрицей, идентичной тем, что комплектуются D90 и D300. Естественно, программное обеспечение, обеспечивающее отличную работу этой матрицы, также должно быть соответствующим, а это значит, что мы ожидаем получить в итоге файлы, неотличимые по качеству от тех, что выдает та же D300. Перспектива заманчивая, что и говорить…

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

Пленэр и баланс белого

Стабильная работа такой функции, как баланс белого, в процессе получения цифрового изображения особенно важна тем, кто снимает только в JPEG (их великое множество как среди любителей, так и среди профессионалов). Естественно, деликатность работы баланса белого в зависимости от изменения цветовой температуры очень важна: грубых скачков, если, к примеру, солнце зашло за тучку, быть не должно.

И еще один важный момент: при выборе режима съемки (ББ, значений диафрагмы, выдержки, чувствительности и т. д.) вы видите на мониторе, рядом с выбранным режимом, маленькую цветную фотографию, на которой показано, для каких съемок данный режим предпочтительнее.

Очень полезное новшество, особенно для новичков. Надеюсь, оно поможет довольно быстро разобраться и понять особенности того или иного режима съемки.

Беглое знакомство с новым творческим инструментом начинаю у себя в студии. Забежавший на огонек фоторепортер Дмитрий Линников тоже повертел камеру в руках и снял мой фрагментарный портрет. Чувствительность 2000 ISO (!), баланс белого автоматический при люминесцентном освещении.

Признаюсь, я ждал подобного результата, ибо успехи Nikon в борьбе с шумами и в работе баланса белого на сегодняшний день непревзойденные. Конечно, по ББ какое-то отклонение от истины есть, но отнюдь не существенное, а про шумы при 2000 ISO даже говорить не будем: те, кто снимал раньше компактными камерами, такого результата и на 400 единиц нечасто получали (фото 1).

 

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

 

Возвращаясь домой июньским вечером (около 9 часов), снимаю здание детской музыкальной школы, опять же на автобалансе. Цветовая температура в это время суток существенно меняется, и избыток синего цвета на фотографиях с неправильным ББ непременно проявится. Но ничего подобного: камера отлично справляется и с этим тестом (фото 2).

Следующий день целиком посвящаю съемке на пленэре. Здесь для нас важно все: стабильная работа выбранного режима экспозиции, проработка теней и деталей, отсутствие дисторсии и геометрических искажений объектива, опять же работа баланса белого в разных световых условиях, меткость следящего фокуса, качество при непрерывной съемке…

Отличная летняя погода: облака, солнце — что может быть лучше для съемки! Сегодня почти все съемки проходят на территории, прилегающей к храму Христа Спасителя: там много интересных и выгодных с фотографической точки зрения мест (вид на Кремль с так называемого «Моста влюбленных», сам мост, храм и прилегающие к нему сооружения).

Первые кадры снимаю с моста с видом на Кремль — необходимо проверить проработку планов, работу объектива на положении «бесконечность», баланс белого и динамический диапазон матрицы. Результат, на мой взгляд, отличный по всем параметрам (фото 3). Отмечаю, что камера очень удобно лежит в руках, даже таких крупных и привыкших к более объемной и увесистой аппаратуре, как у меня.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

 

Продолжаю работу на мосту. С противоположной стороны открывается вид с дальним планом на высотное здание МИД. Свет лежит уже по-другому, но и здесь я не вижу никаких огрехов: все планы прекрасно проработаны, отличная резкость объектива, широта динамического диапазона матрицы впечатляет, никаких провалов в тенях и «выбитых» участков в светах не наблюдается (фото 4).

На середине моста делаю снимок величественного храма для проверки дисторсии и геометрии объектива. Небольшие искажения все-таки есть: фонари чуть «завалились», но для недорогого объектива (да еще при фокусе 18 мм) результат более чем приличный (фото 5).

Снимаю храм «в компании» высоких деревьев и небольших построек. Учитывая обилие зелени и хорошую освещенность деревьев, можно предположить возникновение нежелательных цветовых рефлексов на стенах. Но и в этот раз D5000 отработал безупречно, выдав отличную, хорошо сбалансированную по цвету картинку (фото 6).

Работает, старается наш малыш, и мы с каждым снимком убеждаемся, что нашему вундеркинду все по плечу. Визуально отличить его картинку от кадров D300 и D90 не удается (конечно, с поправкой на качество используемой оптики).

Спускаясь с моста в сквер, навскидку снимаю продавщицу миндаля, кормящую голубей, и постамент фонаря. Продавщица в тени своей тележки, а стороны постамента очень контрастно освещены. Необходимо проверить детализацию в теневых участках изображения.

В результате уже не сомневаюсь: как задумывалось, так и получилось! Превосходная детализация в тенях и детально проработанные света еще раз подтверждают широкий динамический диапазон матрицы (фото 7). Снимаю часть храма с видом на клумбу (свет контрастный, но все отлично) и, уже спустившись под мост, делаю снимок моста снизу. Тень значительная, но проработка деталей и общая сбалансированность картинки по паре «свет-тень» очень даже неплохая (фото 8, 9).

Съемка скульптуры — благодарное и наглядное занятие при тестировании фотоаппаратуры, поскольку выявляет все огрехи в экспозиции и несовершенство матрицы и применяемой оптики. В сквере за храмом стоит памятник императору Александру Второму работы скульптора Н. Рукавишникова.

Верхне-боковой свет отлично вылепил благороднейший образ царя-мученика. Выбираю точку с теневой стороны скульптуры — проработка деталей на бронзе, несмотря на явную тень, просто замечательная.

С противоположной стороны снимаю фрагмент скульптуры (нужно проверить точность матричного замера по объекту с видом на небо). Все очень хорошо, и замер правильный, и детализация на высоте. Объектив 18-55 мм оказался довольно неплохим начальным инструментом (фото 10-11).

 

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

 

Результатами съемки я остался вполне доволен. Новая камера показала себя с наилучшей стороны. Буду называть ее (по качеству работы, разумеется!) облегченным вариантом D90.

По пути домой проверяю следящую фокусировку и непрерывную съемку. Результаты предсказуемые: отличие от Nikon D90 в этом режиме ну, может, только в качестве оптики, хотя объектив по итогам работы оцениваю на «четверку» (фото 12).

Завершаю сегодняшние испытания кадром в метро: ISO 2000, люминесцентные лампы, автоматический баланс белого. На станции избытка света нет, но несмотря на это шумы на приемлемом уровне, так что систему шумоподавления камеры оцениваю на «отлично» (фото 13).

Объектив 18-55 мм предоставляет возможность макросъемки. Чувствительность 1800 ISO, люминесцентное освещение, автобаланс белого, диафрагма 5,6, выдержка 1/30 с.

Работу объектива в макрорежиме оцениваю как хорошую: проработка деталей на должном уровне, шевеленки нет (стабилизатор помогает), да и камера не подвела. Автобаланс белого не сбила с толку даже «невыгодная» для него цветовая температура (фото 14).

Сразу же проверяю эффективность встроенной вспышки (только чувствительность снижаю 200 ISO). Очень деликатная работа, должен заметить: от внутренних вспышек каких-либо чудес ждать не приходится, но свою задачу при макросъемке эта выполнила отлично (фото 15).

Зеркальная фотокамера Nikon D5000

Размышления и выводы

Пришло время вынести вердикт. Камера Nikon D5000 отвечает своему предназначению абсолютно по всем параметрам. Разницы в качестве файла по сравнению с картинками от старших моделей я не обнаружил. Более того: я уверен, что в ситуации, когда под рукой только Nikon D5000 с парой приличных объективов, он поможет решить почти любую профессиональную фотозадачу. Уровень любительской аппаратуры неуклонно растет, по качеству файла она уже вплотную приближается к профессиональным моделям.

Я ничего не рассказал про меню нового аппарата — только потому, что оно не отличается ни по виду, ни по набору функций от меню старших моделей. Вообще Nikon D5000 произвел на меня впечатление младшего, но очень способного брата D300 и D90. Те из вас, кто намеревается связать свою дальнейшую творческую жизнь с фирмой Nikon, могут смело начинать с Nikon D5000.

Уверяю вас: вы ни на минуту не пожалеете об этом! Конечно, вам поможет очень подробная и написанная доступным языком инструкция (которая, надо заметить, с выпуском каждой новой камеры, причем любого класса, становится все толще и толще). Огромные функциональные возможности новинок требуют подробного и тщательного разъяснения.

Если вы, уважаемые начинающие коллеги, еще не определились с покупкой первой зеркальной камеры и выбором системы, то вы просто обязаны обратить свое внимание на Nikon D5000. Этот зеркальный вундеркинд способен на очень многое, а от работы с ним вы получите огромное удовольствие и отличные фотографии в придачу.

Удачных снимков!

Редакция благодарит московское представительство фирмы Nikon за любезно предоставленную для испытаний аппаратуру.

 

Тесты в картинках

Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии.

 

Александр КАСПЕРОВИЧ Фото 1. Чувствительность 2000 ISO, баланс белого автоматический при люминесцентном освещении. Жесткий верхний свет, тем не менее детализация в тенях превосходна. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 2000, 1/50 с, f/5,6)

 

 

Музыкальная школаФото 2. Съемка в сумерках. Баланс белого отработал просто на «отлично». (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1 с, f/4,0)

 

 

Мост влюбленныхФото 3. Проверка проработки планов, работы объектива на положении «бесконечность», баланса белого и динамического диапазона матрицы. Результат, на мой взгляд, отличный по всем параметрам. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/400 с, f/10)

 

 

Здание МИДФото 4. Свет на этом сюжете лежит уже по-другому, но и здесь я не вижу никаких огрехов: все планы прекрасно проработаны, отличная резкость объектива, широта динамического диапазона матрицы впечатляет, никаких провалов в тенях и «выбитых» участков в светах не наблюдается. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/400 с, f/10)

 

 

Храм Христа СпасителяФото 5. Проверка дисторсии и геометрии объектива. Небольшие искажения все-таки есть: фонари чуть «завалились», но для недорогого объектива (да еще при фокусе 18 мм) результат более чем приличный. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/500 с, f/11,0)

 

 

В городеФото 6. Учитывая обилие зелени и хорошую освещенность деревьев, можно предположить возникновение нежелательных цветовых рефлексов на стенах. Но и в этот раз D5000 отработал безупречно, выдав отличную, хорошо сбалансированную по цвету картинку. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/400 с, f/10)

 

 

Кормление голубейФото 7. Превосходная детализация в тенях и детально проработанные света еще раз подтверждают широкий динамический диапазон матрицы. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/400 с, f/1)

 

 

КлумбаФото 8. Цоколь храма с видом на клумбу. В некоторых участках глубокая тень из за контрастного света, но все получилось отлично. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/400 с, f/10)

 

 

Мост снизуФото 9. Значительный перепад яркостей и глубокая тень под мостом, но проработка деталей и общая сбалансированность картинки по паре «свет-тень» очень даже неплохая. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/320 с, f/9)

 

 

памятник Александру ВторомуФото 10. Фото 11. Съемка скульптуры — благодарное и наглядное занятие при тестировании фотоаппаратуры, поскольку выявляет все огрехи в экспозиции и несовершенство матрицы и применяемой оптики. Проработка деталей на бронзе, несмотря на явную тень, просто замечательная. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/320 с, f/9)

памятник Александру Второму сбоку

 

Шагая по улицеФото 12. По пути домой проверяю следящую фокусировку и непрерывную съемку. Результаты предсказуемые: отличие от Nikon D90 в этом режиме ну, может, только в качестве оптики, хотя объектив по итогам работы оцениваю на «четверку». (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 400, 1/500 с, f/11)

 

 

В метроФото 13. Кадр в метро: люминесцентные лампы, автоматический баланс белого. На станции избытка света нет, но несмотря на это шумы на приемлемом уровне, так что систему шумоподавления камеры оцениваю на «отлично». (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 2000, 1/100 с, f/5)

 

 

ЧасыФото 14. Работу объектива в макрорежиме можно оценить как хорошую: проработка деталей на должном уровне, шевеленки нет (стабилизатор помогает), да и камера не подвела. Автобаланс белого не сбила с толку даже «невыгодная» для него цветовая температура. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 1800, 1/30 с, f/5,6)

 

 

ЧасыФото 15. Проверка эффективности встроенной вспышки. Очень деликатная работа, свою задачу при макросъемке встроенная вспышка выполнила отлично. (Объектив AF-S 18-55 mm f/3,5-5,6G VR DX Zoom-Nikkor, ISO 200, 1/60 с, f/5,6)

0
15 мая 2012

Отзывы и комментарии