Съемка в огне Nikon DF: репортаж из горящего заповедника
ОБЗОР * ТЕСТОВАЯ СЪЕМКА * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС
Не только портреты живых объектов и ландшафтов имеют ценность при съемке природы. По словам Кристины Миттенмайер, одной из создательниц Международной Лиги природоохранных фотографов ILCP (//www.ilcp.com) авторам стоит обратить внимание на проблемы охраны окружающей среды. Много лет я делаю снимки по проблеме регулярных весенних поджогов травы. Эти действия наносят огромный вред птицам и мелким млекопитающим, катастрофически снижают биологическое разнообразие территорий. Когда поздним вечером на границе заповедника произошел масштабный поджог, группа инспекторов выдвинулись на тушение. В полевых условиях Дальнего Востока я использовал любую возможность пополнить заряд аккумулятора камеры и эту внеплановую съемку встретил полностью подготовленным к работе.
Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН
Создавая репортаж о проблеме, средствами фотографии можно попытаться выразить свое отношение к происходящему. Драматизм можно передать при помощи оптики и цвета. В данном случае телеобъектив помог подчеркнуть потоки теплого воздуха и языки пламени пожара, двигающегося с большой скоростью по высохшему весеннему болоту.
Кадр, на котором мало деталей и много свободного места может служить так называемым “заходным”, первым при публикации в журнале или блоге. На нем верстальщик может крупно поместить название темы и начало статьи.
Фото 8. ISO 400, выдержка 1/125 s, диафрагма f/6.7. (AND_6246.jpg)
Репортажную съемку инспекторов, спасающих природный заповедник от пожара, пришлось делать в условиях задымления большой территории. В репортаже, по моему мнению, нельзя режиссировать кадр, поэтому приходится делать много дублей, следя за тем, когда лицо героя будет иметь достаточный контраст среди клубов дыма. Детали в светах и тенях изображения пришлось немного усиливать при конвертации из сырого формата RAW (NEF) уже после съемки. Кадр, созданный при помощи качественной матрицы, позволил легко это сделать.
Фото 8-1. ISO 400, выдержка 1/1600 s, диафрагма f/5.6. (AND_6436.jpg)
Находясь в центре события, можно и нужно применять широкоугольную оптику, особенно в ограниченном пространстве кабины вездехода во время движения. На бездорожье, в процессе тушения пожара очень сильно трясет, видимость ограничена, поэтому необходимо установить высокую чувствительность ISO 3200. Очень помогает система оптической стабилизации, встроенная в широкоугольный объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G VR. Съемка ведется в режиме скоростной серийной съемки 5,5 кадров в секунду. Скоростная серийная съемка очень часто применяется в репортаже, что позволяет «поймать» кадры с неповторимыми эмоциями, которые сложно зафиксировать при фотографировании отдельными кадрами.
Фото 9. ISO 3200, выдержка 1/60 s, диафрагма f/5.6. (AND_8571.jpg)
Если выдается возможность, стоит еще раз взглянуть за действиями людей издалека, применив длиннофокусный объектив.
Фото 10. ISO 800, выдержка 1/400 s, диафрагма f/9. (AND_6754.jpg)
Суровые условия дикой природы накладывают отпечаток на характеры и лица людей. Портретная съемка лучше всего получается после того, как фотограф съест со своими героями хотя бы небольшой “пуд соли”, переночует у костра или искренне поучаствует в их работе. И это тоже необходимая часть работы фотографа. Техника при этом подвергается воздействиям непогоды, особенно влажности. Необходимо обязательно иметь при себе резервный набор сухих салфеток для того, чтобы при необходимости хотя бы на короткое время высушить камеру. Влагозащита корпуса Nikon Df позволила ей бесперебойно работать в течение всего времени экспедиции.
Фото 11. ISO 800, выдержка 1/1000 s, диафрагма f/6,3. (AND_1523.jpg)
Вечер в таежном научном стационаре проходит при освещении двумя свечами. Их света вполне хватает для того, чтобы сделать технически качественный снимок на сверхвысокой чувствительности ISO 12800. Штатив и система оптической стабилизации объектива, которая отсутствует в линзе AF-S Nikkor 24-70 2,8, не применялась.
Фото 12. ISO 12800, выдержка 1/60 s, диафрагма f/2,8. (AND_3335.jpg)
Съемка с источником света в кадре, особенно с таким ярким, как солнце, всегда доставляла сложности для определения экспозиции. Соответственно, на фотографии получается очень высокий контраст между передним планом и фоном. В динамичной репортажной съемке нет возможности применять осветители и отражатели. Самое простое решение - применить матричный замер экспозиции и ввести коррекцию для компенсации влияния солнца.
Фото 13. ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/13. (AND_1792.jpg)
Иногда странные детали и изображения теней и силуэтов могут оживить рассказ, дополнить реалистичные резкие картинки своей непонятной на первый взгляд атмосферой. Капли воды на стекле вездехода, будь они получены при помощи стандартного или макро-объектива, не дали бы представления о заднем плане, где четко можно прочитать силуэт человека. Возможно, такой кадр в контексте истории имеет право на жизнь.
Фото 14. ISO 3200, выдержка 1/200 s, диафрагма f/5.6. (AND_8632.jpg)
Рассказ о работе сотрудников заповедника, который был опубликован на нескольких профильных сайтах и в дальневосточной прессе, я закончил простым пейзажным кадром, снятым при помощи телеобъектива. После того, как на следующий день пожар был потушен, мгла рассеялась, я с удивлением увидел, что заповедник окружают горы. Раньше из-за дыма я не мог их наблюдать. Пришлось сильно диафрагмировать телеобъектив, потому что в условиях равнины получить относительно резкое изображение гор, диска солнца и лесных урочищ иначе было бы невозможно.
Фото 15. ISO 800, выдержка 1/200 s, диафрагма f/22. (AND_7376.jpg)
Отзывы и комментарии