Тест беззеркального фотоаппарата Nikon 1 J2: набор «double kit» соблазняет тех, кто выбирает первую беззеркалку.

Компания Nikon немногим более года назад включилась в конкурентную борьбу на рынке компактных беззеркальных систем, избрав при этом свой путь. Как мне кажется, в компании решили создать технику для самого массового «потребителя фотоаппаратов» в мире — фотолюбителей, которые не обладают большим набором знаний в области техники и искусства фотографии, но при этом желают получать качественные результаты при съемке. Такой подход был сформулирован Джорджем Истманом еще в далеком 1888 году во фразе “You press the button, we do the rest”.

Спустя год на рынок поступила обновленная модель для массового пользователя — Nikon 1 J2. Попытаемся разобраться в возможностях фотоаппарата, в том, насколько удобен именно для фотолюбителя весь комплекс, который включает в себя также сменную оптику и программное обеспечение.

Мне было достаточно легко поставить себя на место представителя целевой аудитории такой фототехники, поскольку я ранее не имел опыта использования компактных и беззеркальных моделей Nikon. Кроме того, приближался срок сдачи журнала в печать, поэтому времени на знакомство с камерой было совсем немного.

Текст и фото: Андриан Колотилин

 

Компактная фотокамерa Nikon 1 J2

 

Сенсор - CMOS, 10,1 миллиона пикселей, 13,2×8,8 мм,

Объектив - сменный, байонет Nikon 1, 

Стабилизация изображения - стабилизация в объективах Nikon с фокусным расстоянием более 100 мм,

Защита от пыли - противопыльное стекло между объективом и матрицей,

Дисплей - не наклоняемый, разрешение 921 тыс. пикселей, диагональ 7,5 см, 

Фокусировка - гибридная фазово-контрастная система, 135 точек. Режимы: автоматическая, точечная, следящая,

Диапазоны выдержек - 30–1/16 000 с, длительная от руки, синхронизация со вспышкой до 1/60 с,

Режимы съемки - автоматическая фотосъемка, расширенный режим с возможностью выбора 7 предустановок, интеллектуальный режим выбора снимка,

Экспонометрический замер - матричный, центральновзвешенный, точечный, коррекция ±3 EV,

Вспышка - встроенная, GN 5, коррекция ±3 EV,

Чувствительность - ISO Auto 100–3200 с возможностью ограничения,ISO 100–6400,

Форматы снимков - RAW, RAW+JPG, JPG, панорама JPG,

Карты памяти - SD (Secure Digital), SDHC, SDXC,

Серийная съемка - однократная, непрерывная до 10 кадров/с, непрерывная до 60 кадров/с, автоспуск с задержкой, дистанционный спуск, съемка с интервалом

Видеосъемка - Full HD с автоматической фокусировкой, скоростное видео 640×240 точек,

Интерфейсы - miniUSB (B), miniHDMI, беспроводной пульт ДУ, 

Питание - аккумулятор EN-EL 20, 7,2 В, 1020 мА·ч, 

Размеры - 106×61×30 мм (body), 

Вес - 280 г (снаряженная камера без объектива), 

Ориентировочная цена - 18 490 руб. (с объективом 10-30 мм)

 

Компактная фотокамерa Nikon 1 J2

Особенности и эргономика системы

Итак, в нашем распоряжении есть сама камера насыщенного темно-оранжевого цвета, очень привлекательная внешне, и три сменных объектива, разработанные специально для этой системы. Имеется переходник FT1, благодаря которому можно при необходимости присоединить к камере большой набор традиционной сменной оптики от зеркальных камер Nikon серии D. 

Модельный ряд включает 6 цветов корпуса камеры и объективов. Пластик, из которого сделана передняя панель, вызывает ощущение надежности и прочности. Корпус в основном лишен выступающих частей — это будет удобно при ношении камеры в карманах, дамских сумочках, детских рюкзачках. Возможность самопроизвольного включения фотоаппарата при переноске исключена.

Зум-объективы для камеры имеют два положения: транспортировочное и рабочее. В первом положении оптика компактно сложена и защищена от механических воздействий. Система подсказок сообщает новичкам о том, как и когда необходимо перевести объектив в рабочее положение.

На очень качественном жидкокристаллическом дисплее пользователь видит хорошее детальное изображение, соответствующее результату, который будет получен при фотографировании. Не наблюдается никаких артефактов, шлейфов за движущимися объектами, неестественных насыщенных цветов.

 

Компактная фотокамерa Nikon 1 J2 - сбоку

Органы управления на задней панели размещены достаточно плотно, что может стать проблемой для людей с крупными пальцами. Селектор режимов фиксируется очень надежно и не проворачивается от случайного прикосновения. Чуть выше селектора находится очень важная кнопка F, при помощи нее можно управлять многими расширенными возможностями аппарата, но об этом позже.

Небольшая встроенная фотовспышка приводится в действие при помощи механического рычажка. Использовать ее можно только в полностью автоматическом или так называемом творческом расширенном режиме, но активировать все равно придется вручную, оценив необходимость. Только при съемке ночного портрета система подсказок предложит пользователю сделать это. Как мне кажется, такой подход немного расходится с принципом легкого управления.

Однако возможности съемки на высокой чувствительности позволяют не применять вспышку днем или в помещениях с достаточно хорошим освещением. Я, будучи в роли фотолюбителя, не стал выставлять ограничения по чувствительности и в любых съемочных ситуациях применял весь диапазон до 3200 ISO при всех включенных режимах шумоподавления, доверившись автоматике.

Результат можно назвать хорошим, наилучшее качество по детализации мелких деталей получается при чувствительности 100 ISO, что закономерно. При увеличении чувствительности с 200 до 1600 ISO результат практически не меняется. А вот при 3200 ISO и выше качество картинки не всегда сохраняет детали, что тоже закономерно. Предполагаю, если владелец решит напечатать фотографии 10×15 см или немного больше, он не заметит разницы на фотоотпечатке, качество будет практически неотличимым.

 

Компактная фотокамерa Nikon 1 J2 - дисплей

Кнопка MENU и особенности управления режимами съемки

К сожалению, у меня не было возможности получить подробную инструкцию по использованию камеры, поэтому разбираться с системой управления пришлось самостоятельно, с помощью интуиции.

Несмотря на то, что камера предназначена в первую очередь для фотолюбителей, не обладающих серьезными познаниями в технике съемки, в ней имеется огромное количество всевозможных режимов и опций. Например, таких продвинутых, как режим полностью ручного управления М с возможностью точечного замера. Многие из различных «волшебных» настроек кроются за кнопкой MENU и маленькой кнопочкой F. 

Если вам мало полностью автоматических режимов, то именно эти кнопки предоставят вам свободу выбора и возможность полного контроля камеры, и это будет уже иной уровень использования Nikon J2.

Вернемся к автоматическим режимам. Меня очень порадовал режим интеллектуального выбора снимка, при котором камера незаметно делает целую серию фотографий, выбирая или собирая из отснятого материала некий приемлемый результат. Как я ни старался, намеренное резкое дергание камерой в процессе экспозиции не приводило к смазыванию изображения. В других авторежимах подобное издевательство приводило к тому, что кадр оказывался нерезким.

Уверен, что этот интеллектуальный режим позволит получить резкую картинку даже при съемке из окна джипа, несущегося по бездорожью… Правда, полностью автоматическая фотосъемка оставляет фотографу минимум возможностей вмешаться в процесс получения результата — он применим при простых сюжетах из разряда «щелкнуть на память».

Наиболее интересным мне показался расширенный режим съемки, поскольку можно подсказать аппарату тип сюжета (ночной, портрет, панорама) и особенности освещения. Таким образом, абсолютно любой человек, даже не имеющий никаких навыков обращения с фототехникой, может получить резкие качественные фотографии при съемке самых разнообразных сюжетов.

 

Тестовая фотосъемка со сменной оптикой

Штатный объектив - Nikkor 11–27,5 mm/3,5–4,5

Самый простейший сюжет — стандартный, типичный, фотолюбительский пейзаж. Закатный свет подчеркивает золото скульптур, выделяя их на фоне вечернего осеннего неба. Как и предполагалось, качество снимка безупречно в полностью автоматическом режиме, изменять настройки не потребовалось. При усложнении задачи — появлении в кадре яркого блика от солнца и, следовательно, значительном перепаде по контрасту — я задействовал режим расширения динамического диапазона D-lighting.

Детали в тенях и в светах не потерялись, цвет и насыщенность неба сохранились. Из-за небольшого геометрического размера матрицы глубина резкости в пейзаже достигает больших величин, можно сказать от переднего плана до бесконечности, при применении широкоугольных объективов. При съемке вертикальной панорамы «на лету», без штатива, я не менял настройки и в результате сразу, с первой же попытки, получил грамотно сшитый снимок, с проработанным небом и деталями в тенях.

Заменив объектив на другой штатник, длиннофокусный Nikkor 10–100 VR, попробуем снимать портреты, детали и движение.

Длиннофокусные объективы Nikkor с фокусным расстоянием от 30 мм до 100 мм снабжены фирменной системой подавления вибраций. Благодаря ей даже при большом приближении картинка остается резкой, не смазанной: автоматика камеры подбирает такие значения выдержки, диафрагмы и чувствительности, которые гарантируют получение хорошего снимка. Это помогает при съемке без подготовки, когда краем глаза видишь интересный сюжет, но нет времени ничего оценивать, а остается только полагаться на автоматику камеры.

Попробуем сложный, недоступный ранее фотоаппаратам со сменной оптикой режим съемки со скоростью до 60 кадров в секунду. Мимо меня по треку проносились картингисты, уверенно входя в поворот. Конечно, здесь потребуется некоторая хитрость. Я заранее фокусировался по месту следования машины, затем быстро перемещал камеру, как бы следя за водителем.

Скорость в 60 кадров оказалась очень велика. Мы не можем снимать бесконечно долго: доступны всего 12 кадров в серии, далее несколько секунд идет запись, а спортсмен заходит на следующий круг. Снижаем скорость серии при помощи кнопки MENU до 30 кадров в секунду и принудительно задаем невысокую чувствительность. В результате получается традиционный снимок с проводкой, когда в зоне резкости только лицо, а все остальные детали размазаны и подчеркивают стремительность движения. Быстрый и точный автофокус позволяет даже вести репортажную съемку.

Баланс белого при съемках на натуре был традиционно для изделий компании холодноватым, но точным, даже когда съемка велась при смешанном свете или при современных источниках освещения.

При съемке в помещении при свете ламп накаливания и со вспышкой можно довериться автоматике, но при наличии навыков вполне можно взять управление в свои руки. Длиннофокусный объектив поможет при съемке портрета, возможность ручной коррекции общей экспозиции и мощности света вспышки помогает сохранить световой рисунок, деликатно высветив лицо.

Имеется теоретическая возможность ставить на камеру «зеркальные» объективы Nikon при помощи переходника FT1. К сожалению, применение такой системы накладывает много ограничений на использование автоматических режимов, на точность и быстроту фокусировки.

 

Выводы

Фотокамера Nikon 1 J2 позволяет без наличия специальных знаний и навыков делать качественные снимки во многих съемочных ситуациях. Небольшие размеры и возможность приобрести набор «double kit» (камера и два объектива) за небольшую сумму явно привлекут внимание тех, кто выбирает свою первую беззеркалку.

Большое количество ручных настроек дает простор для творчества пытливым фотолюбителям, желающим сделать первые шаги в творческой фотографии. Кроме того, камера позволяет снимать в формате RAW.

 

Тесты в картинках

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - ракета

1. Вертикальная панорама, собранная прямо в камере. Объектив Nikkor 11–27,5, AutoISO 1400, 1/250 с, f/3,5.


Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - парк2. Пейзаж с яркими и темными деталями. Включен режим расширения динамического диапазона.

Объектив Nikkor 10–100 VR, AutoISO 180, 1/250 с, f/4,5.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - картинг

3. Снимок проводкой со скоростью срабатывания затвора 30 кадров в секунду. 
Объектив Nikkor 30–110 VR, AutoISO 200, 1/200 с, f/3,8.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - девушка

4. Репортажный снимок навскидку в режиме выбора лучшего снимка из нескольких. 
Объектив Nikkor 30–110 VR, AutoISO 450, 1/100 с, f/5,6.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - письмо деду Морозу

5. При репортажной съемке в творческом автоматическом режиме камера выставляет более высокую чувствительность. 

Объектив Nikkor 11–27,5, AutoISO 2500, 1/60 с, f/4,5.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - ВДНХ

6. Полностью автоматический режим при съемке широкоугольным объективом в простых условиях. Объектив Nikkor 11–27,5, AutoISO 280, 1/250 с, f/4,2.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - крупный план

7. Длиннофокусный объектив помогает фиксировать детали события издалека. 
Творческий автоматический режим, объектив Nikkor 10–100 VR, AutoISO 720, 1/125 с, f/5,6.

 

Тест фотокамеры Nikon 1 J2 - модель

8. Смешанный цветовой баланс от разных источников цвета потребовал корректировки файла RAW в графическом редакторе.
Творческий автоматический режим, коррекция экспозиции +1 EV, коррекция встроенной вспышки –1 EV. Объектив Nikkor 30–110 VR, AutoISO 1100, 1/60 с, f/3,8, режим коррекции светлого фона.

+2
17 декабря 2012

Отзывы и комментарии