Таинство цвета: «Паспорта» цветов
В этой статье мы продолжим разговор о цветовой гармонии и композиции. Совершенно очевидно, что в фотографии цвет неразрывно связан с большинством выразительных элементов, образующих гибкий (пластический) уровень снимка: линиями, формами, фактурами, тонами. Именно эти элементы «послушны» фотографу. Прежде всего он с их помощью высказывает свои мысли и чувства, выстраивает композицию и в конечном счете реализует в изображении свой замысел.
Создание «планеты» из обычной фотографии
Наверное, многие из читателей видели в Сети вот такие симпатичные фотографии-планеты. Одна из них была опубликована на обложке предыдущего номера «Фото&Техника». Такие планеты обычно делают из полноценных сферических панорам с охватом пространства 360×180 градусов. Однако снять такую панораму непросто, и мы сейчас покажем, как сделать почти настоящую «планету» из обычной фотографии, которая есть у каждого.
Съемка панорам: небесное око
Создатели проекта AirPano занимаются съемкой сферических панорам сверху, с высоты птичьего полета. В результате любой человек, сидя дома за компьютером, может посмотреть достопримечательности нашей планеты с необычного ракурса. Зритель с очень высокой степенью достоверности видит мир на экране монитора так, будто он сам находится в кабине вертолета или если бы вдруг он научился летать.
Макросъемка в дикой природе
Любая съемка начинается задолго до выхода на природу. Сначала нужно придумать сюжет, что и как хотел бы снять, потом подобрать и подготовить необходимую технику. Иногда бывает так, что в голову внезапно приходит идея снимка — я сразу делаю набросок или рисунок, записываю, какие параметры камеры использовать. Такие внезапные идеи не помогут сделать шедевр одним нажатием кнопки, но они зададут правильное направление мысли. В результате может сложиться совершенно иной сюжет, и вы получите более интересный снимок.
Фотографическая композиция: живая плоть фотографии
Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, всех элементов снимка. В этой краткой формуле заключено столько смысла, что очень легко не заметить важных сторон дела. Во-первых, нужно понять, что такое части снимка. Это не только все сюжетно значимые детали — люди, столы и деревья, — но также и пустые пространства, незаполненные куски кадра, небо, фон и так далее. Для примера вспомним известное произведение Карлсона «Очень одинокий петух»: на нем весь нетронутый лист бумаги и был главной частью композиции, которая придавала притулившемуся в уголочке петуху важнейшее качество — одиночество.
Фотокритика Розова: там, за горизонтом, - линия кадрирования...
Я попытался выбрать из фотографий, присланных на редакционный фотоконкурс, достойные восторженных междометий! «Не склалось», как нынче принято говорить! А жаль: фотографии можно объединить сожалениями о не до конца использованных возможностях. Впрочем, картинки все же привлекли мое внимание и оказались достойны обсуждения...
Предтеча цифровых технологий
В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.
Композиция — несущий каркас фотографии
Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших глазах конвертируются в качественные изменения снятых кадров, как и предупреждали классики полузабытого учения. Как ни ворчат скептики, уровень фотоконкурсов и выставленного на сайтах сегодня несравнимо выше того, что приходилось терпеть лет десять назад. И как результат — стремительно ветшают когда-то азбучные истины, на которых строилось обучение фотографии.
Съемка дикой природы: осторожно, в кадре - зубр. И за кадром - тоже...
Разная погода бывает при съемке дикой природы. Холод и снег, жара и пыль, комары, туман по утрам. Конечно, фотограф все это переживет. Но как отреагирует на дикие условия камера, какую оптику взять с собой? Попробуем разобраться. Вооружившись Nikon D600, я еду в гости к самым крупным млекопитающим Европы – зубрам. Они обитают в Приокско-террасном заповеднике, на левом берегу Оки...
Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе
Наступил вечер. Солнце опустилось за горизонт, даря фотографу ускользающие минуты “режимного времени. Самые-самые вечерние шедевры создаются именно в эти минуты, когда яркость неба сопоставима с яркостью основного плана. Чтобы запечатлеть щемящую красоту, нужно использовать длинные выдержки. Поэтому придется прочно закрепить фотоаппарат, чтобы избежать мельчайших колебаний...
Репортажная съемка: как закадрить Валентину Ивановну, не вступая в контакт с охраной?
Перед фотографом, делающим репортажные снимки для новостного агентства, стоит задача отразить все нюансы официального мероприятия. Самое важное – сделать фотографии официальных лиц и высоких гостей в различных ситуациях. Отразить атмосферу зала, окружения. Не пропустить ключевые моменты: вручение медалей, разрезание ленточек...
Городской пейзаж: как снимать этот странный город, где (как говорят) еще бродят медведи?
Съемка городского пейзажа дает фотографу большой простор для творчества. У каждого города есть свое неповторимое лицо, и задача фотографа – этот увидеть и суметь передать. Отправившись с камерой Nikon D600 на съемку в московском мегаполисе, я поставил себя на место туриста, желающего познать загадочную русскую душу, этот странный город, по улицам которого (как говорят) до сих пор ходят медведи...
Авторский взгляд в фотографии
Съемка из-за спины главного героя, которая часто применяется в кино, создает впечатление, что мы видим сцену его глазами, и благодаря этому мы невольно себя с ним отождествляем. Вообще отождествление зрителя с кем-либо (автором или героем) или чем-либо в произведении — сквозная тема любого художества и ключевой критерий того, что мы имеем дело с искусством.
Взгляд на мир «рыбьим глазом»
За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника для светописи прошла огромный путь эволюции. В том числе и основной элемент этой техники — ее глаз, объектив. В настоящее время существует множество объективов, различающихся по области применения, фокусным расстояниям, светосиле, оптическим схемам да и по габаритам и весу в конце концов! И от примитивного пинхола ценой в пару-тройку долларов до супертелеобъектива за несколько десятков тысяч долларов расстояние такое же, как от первого колеса древнего человека до космической орбитальной станции. И все же в этом видовом разнообразии есть класс объективов, который стоит особняком.
Какую фотокамеру купить?
Универсальных камер не бывает. Для всякой фотографической специальной работы есть наиболее подходящая камера. Примерно так, как стамесок у всякого приличного краснодеревщика не один десяток. Осознание этого должно заставить покупателя разобраться в свойствах товара, прежде чем идти в магазин. Главное отличие одного цифрового фотоаппарата от другого надо искать в размере матрицы. Именно отсюда растут важные для покупателя последствия.