От АББЫ до ЗАППЫ: Рок-фотография 1970-ых
Семидесятые — беспокойные, яркие, волнующие, творческие. Они стали временем расцвета мировой рок-музыки. Именно музыке и фотографии посвятил себя в эти годы голландский фотограф Гисберт Ханекроот. В Центре фотографии имени братьев Люмьер прошла выставка голландского мастера «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-ых».
Гений места. Классика литовской фотографии
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.
Фотограф Артем Житенёв: страшный человек — уличный фотограф!
Артем Житенёв родился в Москве. Фотография окружала его с детства. Отец не расставался с фотокамерой и журнал «Советское фото» выписывал с самого первого номера (1957) и до его закрытия в 90-х. На книжных полках стояли фотосправочники, альбомы по фотографии и искусству.
Фотограф Вивиан дель Рио: я - режиссер собственного мира
Фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смириться с этим миром, найти в нем какие-то привлекательные моменты и сложить из них свою мозаику. Каждый раз удивительно, что кому-то созданный мною мир близок, что люди находят в нем что-то созвучное их мыслям и чувствам, и это не может не радовать.
Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня
«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядится этим знанием, является частью портрета», — говорил Ричард Аведон. Другая (основная) часть портрета — замысел фотографа и реализация этого замысла.
Instagram: снимите это немедленно и покажите всем!
«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративов и после них, снимают свои семьи и друзей. К картинке можно написать комментарий. Нет посредников в общении, и это выводит приложение на новую ступень общения: такой подход делает его демократичным и общедоступным. Иногда хочется дать совет всем кадровым агентствам: прежде, чем брать человека на работу, изучите то, что он выложил у себя в Instagram. Опция необязательная, конечно, но вполне полезная. Опытный психолог по визуальному досье сразу же поймет, чего ждать от нового сотрудника.
Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…
В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…
Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…
Алексей говорил, а я старалась его не перебивать. Думаю, что и читателям важно прислушаться к его неторопливому рассказу, не отвлекаясь на мои вопросы. Я предложила начать с самого начала. Алексей согласился. Получился рассказ от первого лица.
Фотограф Анатолий Гаранин: всегда немного «отстраненный и туманный»…
Анатолий Сергеевич Гаранин. Фоторепортер. Говорят, один из лучших, из сильнейших репортеров Советского Союза. А может, и самый сильный. Если взять «Советский Союз» в кавычки, то уж точно — первый. В кавычках «Советский Союз» — это журнал. Выходил он более чем на двух десятков языков, рассылался по всему миру. Пропаганда советского образа жизни. «Смотрите, завидуйте…» Пропаганда — дело тонкое. Врать (грубо) — нельзя. Не то, чтоб за руку схватят читатели, а отвернутся. Рисовать все объективно — кто тогда будет «завидовать»? Значит, «объективность» должна передаваться дозированно, взвешенно.
Фотограф Мария Плешкова: автопортрет в башне из слоновой кости
История постепенно ускоряется, сейчас она достигла невероятно быстрых темпов: счет идет на дни, иногда на часы, даже на минуты. Каждый день — клубок событий, от микроскопических до мировых. В то же время современный мир сегментирован. И все, что происходит внутри каждого сегмента, интересно, как правило, только непосредственным участникам событий. Так и с фотографией. Все чаще складывается впечатление, что фотография существует ради себя самой, а фотографы все больше замыкаются в своей башне из слоновой кости. Человеку, далекому от фотографической жизни, будет чужда как эстетика современной арт-фотографии, так и подчас слишком жесткие темы фотожурналистики. Мнения людей, не вовлеченных в фотографический процесс, колеблются от «ну и что в этом особенного?» до «ужас, зачем вообще это надо снимать?».
Владимир Мишуков: «Дурацкая» миссия уже выполнена!
«Дурацкая» 5D-выставка Slava Durak, посвященная презентации одноименного альбома фотографа Владимира Мишукова в Центральном доме художника, привлекла внимание своей необычной экспозицией. Посетители «зависали» в ней на целый день. Им было хорошо. По их отзывам, в них пробуждались и обострялись все органы чувств. Обособленное, уютное, затемненное черно-белое пространство, воздушная архитектура выставки, очень точно расположенные фотографии, ненавязчивое и тонкое музыкальное сопровождение, запахи цветов и хлеба, необычные на вкус чай и мороженое — все создавало атмосферу отдельной планеты и праздника в холодной и серой Москве.
Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...
Форма сама рождает содержание. В фотографии она и есть содержание. Для русского человека это сложно воспринять: у нас культ содержания и пренебрежение к форме, — так или примерно так начинается наш разговор о фотографии с Дмитрием Костюковым. На интервью он приехал из аэропорта. Нам было сложно встретиться иначе. Встреча долго откладывалась. Счастье, что удалось поговорить пару часов относительно спокойно, хотя в наш разговор не раз вклинивались телефонные звонки, а в помещение Школы визуальных искусств, где мы беседовали, то и дело кто-нибудь заглядывал...
Фотограф Лев Шерстенников: самоотчет о непотерянном времени
Самоотчет. Таким словом в Выборгском фотоклубе называли маленькую персональную выставку, которую ты устраивал раз в несколько лет, чтоб все коллеги узнали, насколько бездарно (или, напротив, гениально) они, годы то есть, были потрачены. Учитывалась лишь одна составляющая быстротекущей жизни, а именно — преданность фотографии.
Фотограф Павел Кривцов
Те, кто знают Пашу Кривцова «не очень», никогда не согласятся с моим сравнением его с айсбергом. Сравнить мягкого, предупредительного, несуетного и такого домашнего Павла Павловича с холодной ледяной горой? Это надо же, чтоб такое на ум пришло! Пришло, однако. И всего лишь по одной причине: только малая доля этого человека видна снаружи. Остальное где-то там, в неведомых глубинах. Можно попытаться «донырнуть» до нижней границы. У меня пока дыхания не хватает. Хотя, допускаю, есть и те, чей «дайвинг» был успешен. Но думаю, и таких людей очень немного.
Фотограф Август Зандер: правда со временем не тускнеет…
На биеннале «Мода и стиль в фотографии» Мультимедиа Арт Музей в этом году показал знаменитого Августа Зандера. Некоторые зрители недоумевали: «Какое отношение Зандер имеет к моде и стилю»? Возможный ответ на этот вопрос: Зандер — настолько крупная, системообразующая фигура в истории фотографии, что, очевидно, он имеет отношение ко всему на свете.
Стив Шапиро. Проживая Америку
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выставка американского фотографа Стива Шапиро «Проживая Америку». В лихие 1960-е Шапиро объехал всю Америку от побережья до побережья, чтобы запечатлеть людей, их жизнь и осветить волновавшие их вопросы. Его фотоочерки публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.
Дмитрий Бальтерманц: «каждый из нас фотограф, каждый второй — Бальтерманц...»
Уверен, сейчас не найдется и человека, который бы помнил эти незатейливые слова, который распевали «веселые и находчивые» из телевизионного клуба КВН в годы чуть не полувековой давности. Бальтерманц… Какая штука: фамилия стала нарицательной, стала обозначать профессию. Кому такое удавалось? Ньютону?
Девушка с веслом начала двигаться… Спортивная фотожурналистика в России. Часть I. Конец XIX - первая половина XX века
В течение последних полутора веков значение спорта в мире растет удивительными темпами — от почти закрытых, элитарных клубов, доступных только высокообразованным и состоятельным людям в XIX веке, до массового увлечения спортом во всех уголках Земного шара. Параллельно с этим активно развивается спортивная журналистика и важная ее составляющая часть — спортивная фотография. Именно в спорте фотография востребована как нигде: визуально показать момент забитого гола, финиш победителя или эмоции ликующих спортсменов и зрителей намного важнее, чем написать несколько абзацев текста об этом.
Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения
Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда — один из главных номеров программы. Его творчество как будто вбирает все самое лучшее и стереотипное (то есть классическое), что в нашем представлении составляет хорошую фотографию. Обнаженная натура (естественно, женская) — изящная, нежная, но не чувственная, почти не эротичная. Остроумные эксперименты с формой, цветом, фактурами и техническими возможностями фотографии — все самые замечательные открытия авангарда 1930-х годов: коллаж, монтаж, выделение фрагментов, соляризация, визуальные загадки, зеркала и отражения, мультиэкспозиции, необычный взгляд на привычное. Классическая fashion-фотография 30–50-х — изысканная, сдержанная, аристократическая роскошь.
Владимир Машатин: пройдет 20 лет и это будет безумно интересно
Владимир Машатин, кроме всего прочего, один из авторов рубрики «Новых Известий» «Объективная история». Я читаю его публикации, и они мне нравятся. Я сказала об этом Владимиру и удивилась, услышав: — Я безграмотный в смысле текстов, теряюсь, не знаю, как составлять предложения. Но я знаю, что детали всегда интересны. И фотографически я неуч. Не умею портреты снимать. Вот Толю Морковкина спрашиваю. Моя любимая фраза: «Пройдет двадцать лет, и все это будет безумно интересно». Я уже сам — часть истории…