Nikon D5500: хороший репортаж - это всегда история

Первое и самое важное, что нужно раз и навсегда запомнить о любой репортажной съемке - хороший репортаж это всегда история. Все приемы съемки, выбор ракурсов и планов - все это должно работать на раскрытие той самой истории. Так что начинать съемки любого репортажа стоит с понимания, а о чем же история. Для съемок этого материала я отправился в Калужскую область, деревню Никола-Ленивец, где уже десяток лет существует уникальный для России природно-ландшафтный парк архитектора Николая Полисского. О Никола-Ленивце уже рассказано много историй и снято немало репортажей, но большинство журналистов и блогеров фокусируются на видимой части айсберга - удивительных скульптурах и ландшафтных арт-объектах Никола-Ленивца.

Текст и фото: Антон Агарков

Мало кто знает, что Бобур, Вселенский разум, Штурм неба, Сельпо и многие другие арт-объекты сделаны руками местных никола-ленивецких мужиков. Которые вроде как деревенские мужики, но могут за пару движений бензопилы или дрели превратить неказистую коряжку в голову птицы, черепаху или обезьяну. И все это под музыку Криса Ри и Стинга на фоне заброшенной церкви XIX века. Полный сюр. Вот его-то и надо передать.

Итак, с сюжетом мы разобрались, теперь надо выбрать формат. Есть такие истории, которые помещаются в одну фотографию - в одном снимке можно целиком и полностью раскрыть весь сюжет, даже подписи не понадобится. Но чаще для раскрытия истории потребуется от десяти до двадцати пяти фотографий. Больше лучше не набирать, потому что после второго десятка снимков у зрителя уже начинает рассеиваться внимание.

Постарайтесь выделить для себя главных героев истории. Это могут быть как люди, так и вещи. Главным героем может быть даже город, и вам придется вывести на передний план жизнь этой махины, а не людей в нем. Но это уже высший пилотаж, мы начнем с темы попроще. Если ваш главный герой человек, то постарайтесь пообщаться с ним, узнать о его привычках, характере, предпочтениях в еде и музыке. Эти знания помогут вам лучше раскрыть персонажа на фотографиях. Сделайте его портрет, причем вовсе не обязательно использовать для этого портретный объектив вроде 85-мм. Неплохой портрет можно сделать за рабочим местом на широкоугольник. И да, не стесняйтесь просить своего героя вам позировать - пусть он сядет за рабочий стол, покажет часть процесса. Если он, к примеру, мастер резьбы по дереву или гончар, пусть покажет, как работает.

В общем и целом советы по съемке хорошего репортажа одинаковы для социального, промышленного или событийного репортажа. Снимайте разные планы. Начните с общего плана, который поможет показать место действия и оценить обстановку, количество людей и даже погоду. Используйте для этого широкоугольный объектив. Снимите средний план на умеренный широкоугольник или штатник, чтобы показать отдельные действия, часть большой сцены. И обязательно снимайте крупные планы, уделяйте внимание деталям. В этом вас поможет телевик.

Набор инструментов, кавардак или, напротив, идеальный порядок на рабочем столе, свалка отбракованных заготовок или горка изорванной бумаги - все это может стать частью истории, нужно только понять, что именно важно и сделать на этом упор. Обязательно снимайте руки, одежду, украшения - они могут рассказать о человеке очень многое. На рынках и базарах снимайте крупно продукты, на барахолках - отдельные вещи на лотках продавцов. Все эти детали имеют ключевое значение для хорошего репортажа.

Постарайтесь найти оригинальный ракурс. Поднимайте камеру над головой и опускайте к самой земле - благо, поворотный экран Nikon D5500 позволяет комфортно снимать с подобных ракурсов. Используйте отражения в зеркалах и лужах, чтобы визуально расширить пространство и совместить какие-либо несовместимые объекты в одном кадре. Ищите «порталы» - открытые двери, окна, дыры в стенах и отверстия в любых других предметах (вроде оригинальных скульптур или значков на машинах), и снимайте реальность по другую сторону этих «порталов». Но не стоит забывать, что это не должно быть приемом ради приема - постарайтесь передать некий смысл или конфликт, объединяя или противопоставляя подобный «портал» с тем, что видно сквозь него. 

Отдельная задача - снять людей в репортаже. Если вы заранее договорились о съемке, то, скорее всего, сложностей возникнуть не должно. На крупных мероприятиях люди, как правило, тоже готовы к тому, что их будут снимать, и спокойно реагируют на камеру. Но если речь идет о городском репортаже, то съемка людей может стать сложнейшей задачей. Например, в России люди очень плохо реагируют на направленную в их сторону камеру. За такое можно очень легко получить в лучшем случае нелестный отзыв о своей персоне. Люди попроще будут сразу бить лицо. Конечно, всегда можно подойти и попросить сфотографироваться, но тогда будет разрушена естественность сцены. В ряде случаев сделать незаметный портрет поможет тот же откидной дисплей. Люди не будут реагировать на вас как на фотографа, если не увидят камеру на уровне вашего лица. Откинув экран и держа камеру на уровне пояса можно снимать людей хоть в метро в час пик - никто и не заметит.

Очень часто снимать репортажи приходится в помещениях, где света не очень много. В этом случае лучше использовать светосильные объективы, а светочувствительность выставлять как можно выше, чтобы достигнуть выдержки, равной единице деленной на фокусное расстояние. Подобная выдержка позволит вам снимать статичные объекты без возникновения шевеленки. Но для подвижных объектов, а в репортаже что-то всегда куда-то движется, выдержка должная быть еще короче. Кроме светосилы можно также вводить отрицательную поправку экспозиции и снимать в RAW. Данный формат позволит вам не только выставить значение баланса белого на уже готовой фотографии, но и вытянуть недодержанный или шумный кадр. 

Но даже если кадр получился технически не самым совершенным не стоит отправлять его в корзину. Не забывайте, что в репортаже гораздо важнее сюжет, а не достижение технического идеала. При правильном построении композиции и сильном сюжете даже смазанный пересвеченный кадр может получиться шедевральным, а все технические огрехи будут восприниматься как художественный прием.


0
1 декабря 2015

Отзывы и комментарии