Тест портативного проектора Vivitek Qumi Q6: маленький, а показывает, как большой
Если вы привыкли выжимать из девайса все, на что он способен, то советую познакомиться с измерительными тестами проектора Vivitek Qumi Q6 у него есть неожиданно сильные стороны, но есть и некоторые нюансы, о которых лучше знать заранее. Ликбез, объясняющий самым въедливым пользователям, как извлекать пользу для себя из графиков, можно почитать здесь.
Проектор Vivitek Qumi Q6
Тестирование проектора Vivitek Qumi Q6 проводилось в профессиональной студии, в абсолютно темном помещении, с нейтральными стенами, где искажение цветов практически исключены. Проектор был четко настроен на экран Da-lite — ровно по центру, на который и выводилось тестовое изображение размером 1.5 м по большей стороне.
Измерения проводились колориметром X-Rite i1Display Pro. В качестве ПО выбрана программа HCFR Colorimeter 3.1.0.6. Эта программа понимает профили коррекции, поставляемые производителем, и спектральные профили коррекции, предназначенные для увеличения точности измерений — за счет поправок в результаты замеров, которые вносились в зависимости от типов подсветок отображающего устройства (CRT, CCFL, W-LED, Wide Gamut, Projector и другие).
Для определения цветовых отклонений (dE) используется формула CIE76(ab).
Мы протестировали все представленные в проекторе режимы.
Нас интересовали основные параметры, влияющие на качество изображения:
- Равномерность освещенности экрана
- Цветовой охват
- Контраст
- Гамма-кривая
- Градация серого
- Точность цветопередачи
- Стабильность цветовой температуры
Для начало обратимся к диаграммам CIE, которые позволят нам оценить цветовой охват, и дать общие представления о цветовой температуре и наличию паразитных оттенков.
Сам по себе цветовой охват (количество воспроизводимых цветов) проектора велик, однако цветовой треугольник имеет смещение в сторону красного и зеленого цвета. В результате проектор несколько потерял в сине-зеленой зоне RGB.
Наверное, я бы в этом проекторе чаще всего использовал бы режимы ТВ, Личный и Фильм: граница сине-сиренево-красных цветов практически совпадает с референсной линией, обеспечивая наиболее естественную цветопередачу. В остальных режимах эта область цветового колеса отображается более насыщенно, что выливается в сгущение красок.
Теперь — о стабильности цветовой температуры и паразитных оттенках.
Многие режимы схожи между собой. Например, режимы Фильм и Личный склонны к стабильным прохладным цветам и практически лишены паразитных оттенков. Такой вывод несложно сделать, взглянув на практически идентичное распределение точек клина серого. Они расположены достаточно кучно возле холодной стороны доверительного интервала dE=10. Подавляющее большинство точек расположено на кривой, что и свидетельствует об отсутствии паразитных оттенков.
Так что можно не волноваться — на экране серый асфальт останется серым, а не окрасится в зеленоватые или сиреневые оттенки.
В режиме Яркий наблюдается смещение точек в область с минимальным зеленым паразитным оттенком — это единственный режим с тёплой цветовой температурой.
Режим Игра традиционно для любых проекторов обладает очень холодной цветовой температурой на уровне 9400К, правда, стабильной на всем протяжении яркости… Думаю, тем, кто в этом режиме режится в Квейк и бродит по сырым подвалам от холодных цветов будет ни горячо ни холодно — они же занимаются не лицезрением любви в спелой ржи…
В режиме Презентация цветовая температура также холодна, но разброс точек клина серого с немного смещен в голубое — это легкий паразитный оттенок. Впрочем, ничего страшного в этом нет. Мы привыкли, кстати, к тексту на «белой» бумаге, которая на самом деле синеватая, а настоящий белый (при D65) гораздо желтее. Поэтому текст на голубоватом фоне воспринимается на ура.
А вот в режиме sRGB цветовая температура настолько холодная, что на кривой даже нет делений и наблюдается явный посторонний сине-сиреневый оттенок. Впрочем, режим sRGB предназначен не для кино, а для работы с ПК в качестве монитора, где оттенок заметной роли не играет…
Режим ТВ тоже предлагает нам холодную цветовую температуру, но чуть потеплее, чем в режимах Игра и Презентация. Посторонних оттенков практически нет. Так что изображение вполне приемлемо, я бы его сравнил (по цветовой температуре) с монитором недорогого ноутбука, которые часто грешат уходом в холодные тона.
Заключительный режим — Личный1. Да, цветовая температура — около 6500К, но она сопровождается явным паразитным сиреневым оттенком. Разумеется, трагедии из такого результата делать не будем: режим Личный1 специально добавлен, чтобы его откалибровать по всем правилам «боевого искусства». А по умолчанию заводские настройки не обязаны быть копией стандарта.
Цветовая температура
На протяжении средних и светлых тонов цветовая температура во всех режимах достаточно стабильная, а вот в тенях всюду, кроме режима Яркий, наблюдается излишняя прохладность.
Цветовая температура режимов Фильм и Личный практически идентична и составляет примерно 7750К, что больше референса на 1250К.Такая разница в температуре заметно для наметанного глаза, большинство зрителей воспримет такую «охлажденную» картинку, как должную.
Цветовая температура режима Личный1 близка к референсной, но по умолчанию в нем наблюдаются паразитные оттенки, поэтому пользоваться этим режимом лучше всего после калибровки.
Режим Яркий — единственный без холодных теней и единственный теплый — его цветовая температура — около 5250К. Ретро-контент скажет проектору спасибо.
В режиме Игра цветовая температура составляет около 9600К, что наверняка было бы уместно в холодном царстве Снежной королевы.
Режимы ТВ и Презентация — как близнецы-братья : у ТВ цветовая температура — 8250К, а у второго — 8750К, разница выливается в более прохладную картинку в режиме Презентация.
Прежде, чем перейти к графикам, замечу, что мы оцениваем цветовую температуру, которую демонстрирует вполне определенный тип светодиодов, приправленный недостатками одночиповой технологией видеопроектора.
Гамма-кривые
Поканальные гамма-кривые открывают серию измерений, по которым можно судить не только о цвете, но и о яркости, контрасте и точности передачи переходов тонов. Результаты весьма интересные для портативного устройства.
В целом ряде режимов — Игра, ТВ, Личный, Фильм, поканальные гамма-кривые не имеют заметных расслоений и проходят практически по референсной кривой гаммы 2.2. То есть, переходы полутонов будут четкими, даже цветные градиенты должны воспроизводиться без полос. Не ожидал такого результата от столь недорого аппарата.
В режиме Личный1 явно заложена более высокое значение гаммы. И в этом случае каналы не имеют расслоения, а высокое значение гаммы улучшают читабельность текста при ярком освещении: при такой гамме темное становится еще темнее, выделяя черный текст от светлого фона.
Похожая история и в режиме Яркий, но там уже наблюдается расслоение каналов. Не думаю, что это серьезно повлияет на восприятие изображения, но расслоение может быть критичным, если на экране нужно четко передать различные детали.
В режиме Презентация каналы ведут себя по-разному. Синий канал — на уровне практически идеального референса, а зеленый канал — заметно выше, красный — явно ниже. Если в этом режиме вдруг вздумается смотреть фильмы, изображение на экране по цветопередаче не будет идеальным. Однако, режим Презентация — не референс для кино, а авторский пресет от Vivitek, предназначенный для четкого вывода на экран диаграмм, графиков, текстовых слоганов и поясняющих слайдов.
В режиме sRGB, пока уровень яркости ниже 50 процентов, картинка вполне себе неплохая. Однако при большей яркости синий и зеленый каналы разъезжаются в разные стороны: то возвращаются к референсу, то снова опускаются ниже. Не думайте, полос или каких еще артефактов на изображении вы не увидите. Но эпизоды с разной яркостью будут иметь разные оттенки белого.
Гамма
Измерение гаммы, как известно, позволяют определить, насколько адекватна передача контраста при разном уровне яркости. Взглянув на графики, я поначалу подумал, что открыл папку с замерами какого-то Hi End проектора. Не тут-то было. Папка оказалась той, что нужно.
В режимах Фильм, Игра, ТВ, Личный значение гаммы очень близко к референсным 2,2, что позволяет получить точную передачу яркости и контраста изображения. Отмечу лишь небольшие прогибы вниз в самых темных участках и вверх в самых светлых. Это означает, что самые глубокие тени будут немного светлее, а яркие области будут слегка затемнены.
В режиме Личный1 картина несколько иная. Переход между двумя зонами может выглядеть не очень естественно. Светлые участки становятся более темными, а темные — светлыми. А переходная область заметно теряет в контрасте. Аналогичный случай произошел и в режиме Яркий, только в больших масштабах. Тени в нем начинаются с гаммы 2,05, а в светлых участках значение гаммы достигает 2,6, поэтому изображение смотрится не очень-то натурально.
Гамма в режиме sRGB пытается имитировать одноименное цветовое пространство. В принципе, так оно и получается — за исключением небольших колебаний плюс-минус 0,5 и несколько осветленных теней (за счет значения 2,05). В целом, с точки зрения гаммы, в режиме sRGB все в порядке. Однако не будем забывать, что этот режим имеет посторонний оттенок и холодную цветовую температуру…
И, наконец, режим Презентация. Один из немногих, предлагающий нам заниженное значение гаммы — более светлую картинку. Значение гаммы в тенях — 1,95, а в среднем по серединным и светлым тонам тоже заниженное — около 2,15. Так что, для передачи деталей контраста режим Презентация вполне годится.
Уровни RGB
Графики RGB наглядно показывают, есть ли в градациях серого паразитные оттенки и при какой яркости. К нейтральности градаций серого стоит относиться с повышенным вниманием потому, что цветовые искажения в них определяются гораздо нагляднее, чем в цветных областях.
Причина банальна — мы знаем или догадываемся, какая область должна быть нейтральной. Если там виден посторонний оттенок, это сразу бросается в глаза. В тоже время зачастую мы не можем точно знать, каким должен быть тот или иной цвет — например, трава может быть весной сочно-зеленой, а в конце лета — слегка пожухлой. Не зная контекста эпизода, мы любой оттенок зеленого принимаем, как должный.
Проектор показывает стабильные результаты по цветовой температуре, так что обратим внимание не на уровни RGB, а на значение dE.
Начнем с двух победителей — режимов Фильм и Личный. dE достигает значения 8. На примере синего цвета цветовое отличие от референса выглядит примерно так.
Напомним, что значение dE<10 — это диапазон, в котором для неискушенного глаза отклонения цвета являются почти незаметными и в котором мы наблюдаем переизбыток уровня синего. Это и логично — такие режимы предлагают нам несколько прохладную цветовую температуру.
Режим Яркий, единственным с теплой цветовой температурой, имеет завышенный уровень красного канала и заниженный синего. Стабильность достаточно высокая. Значение dE превышает 15, что означает, что цветовые искажения будут заметны глазу. Примерно так:
В режиме sRGB уровень синего почти в два раза больше, чем должно быть, отсюда и холодная цветовая температура. А значение dE достигает 45. Можете сами убедиться, насколько заметна разница в цветах.
Режимы Игра и ТВ во многом схожи между собой, разница лишь в том, что у них немного отличатся уровень синего и, как следствие, разный dE. Но эту разницу не стоит воспринимать всерьез, поскольку речь идет только о синем цвете и более прохладной температуре, которую наш глаз и так воспринимает, как родную…
В режиме Личный1 мы наблюдаем небольшой недостаток зеленого канала, одновременно с 115-125 процентными уровнями синего и красного каналов. Это сочетание синего и красного дает сиреневый оттенок. Именного его мы и получим в нейтральных областях изображения. dE ожидаемо велико — около 18.
В режиме Презентация можно отметить логичное для холодной температуры расслоение каналов. Уровень красного канала подрастает в светлых участках, что приводит к небольшому потеплению светлых участков изображения.
Дополнительные характеристики и усредненные значения
Контраст |
Средняя Гамма |
Средняя dE градации серого |
Средняя dE первичных и вторичных цветов |
Примерная цветовая температура (К) |
|
Игра |
713 |
2,18 |
13,95 |
15,80 |
9600 |
Презентация |
726 |
2,12 |
9,87 |
52,98 |
8750 |
sRGB |
449 |
2,21 |
29,55 |
52,85 |
????? |
ТВ |
710 |
2,18 |
9,76 |
15,04 |
8250 |
Яркий |
766 |
2,45 |
9,77 |
49,55 |
5250 |
Личный |
730 |
2,18 |
5,23 |
14,47 |
7250 |
Личный1 |
735 |
2,35 |
11,75 |
47,59 |
6250 |
Фильм |
713 |
2,18 |
5,22 |
14,60 |
7250 |
Дополнительно, заглянем еще в ряд параметров, наиболее интересным из которых является контраст. В нашем тесте контраст определен, как отношение яркости белой и черной точки, причем, измерения сделаны на отраженном световом потоке от экрана. Очевидно, в этом случае контраст зависит от площади картинки. Для экрана в полтора метров (по большей стороне) проектор выдает значение 730:1. Это очень неплохо. Лишь в режиме sRGB контраст составляет всего 450:1.
Значение гаммы во всех режимах проектор демонстрирует также на приличном уровне.
А вот взглянув на dE первичных и вторичных цветов, можно отметить, что все режимы делятся на две группы. В первой — режимы Игра, ТВ, Личный и Фильм со своими ~15, а во второй — остальные режимы, в которых цветовые отклонения достигают 50.
Аналогичная ситуация и с dE градаций серого. Хотя там разница между группами не столь значительная, за исключением sRGB, где dE градаций серого достигает 30.
Заключения по режимам
Фильм, Личный — это, вероятно, наиболее из удачных режимов, мы предлагаем их к повсеместному использованию, так как они обеспечивают наилучшее качество цветопередачи.
Игра — полностью соответствует своему названию. Отлично подойдет для игр, а заниженная цветовая температура только придаст игровым сценам антуражность и драйв.
Презентация и ТВ — неплохие режимы, если пользователь предпочитает холодную цветовую температуру. Я бы не рекомендовал этот режим использовать в тех случаях, когда требуется точная передача полутонов.
Яркий, sRGB и Личный1 — на наш взгляд, эти режимы не имеют в практического применения и требуют серьезной корректировки. Это связано и с гамма-кривыми, и с цветовой температурой, и, главное, с наличием паразитных оттенков.
Выводы
Сложно было представить, что такой мини-проектор, призванный быть всегда под рукой, может потягаться с аппаратами из сегмента для домашнего кинотеатра. Достойное качество изображения в купе с широчайшими возможностями подключения и удивительной мобильностью делают Vivitek Qumi Q6 крайне привлекательным вариантом в своей потребительской нише.
Некоторые встроенные режимы способны обеспечить достойный уровень цветопередачи.
Высокая яркость и хорошая работа в условиях сильного внешнего освещения.
Высочайшая мобильность.
Широкий набор вариантов подключения (в том числе беспроводного).
Нет крышки для объектива.
Некоторые заводские режимы трудно назвать идеально настроенными.
Не во всем логичное меню.
Отзывы и комментарии