Тест зеркального фотоаппарата NIKON D4: прозрачная, чистая и хорошо проработанная картинка

Новые топовые зеркальные камеры всегда вызывают повышенный интерес. Тем более когда новинка приходит на смену камере-лидеру, еще не исчерпавшей свои возможности. Попробуем разобраться, стоит ли немедленно заменять на новинку еще не выработавший свой ресурс рабочий инструмент.

Текст и фото: Дмитрий Серебряков


 

Технические характеристики

Байонет: Nikon F

Формат матрицы: CMOS (формат FX), 36×23,9 мм

Кроп-фактор: 1

Размер матрицы: 12,1 млн., 4928×3280 пикс.

Видоискатель: пентапризма, 100%

ЖК-дисплей: 8,12 см, 920 000 пикс., режим Live View

Формат кадра: 3:2, 5:4

Автофокус: 51 точка

Выдержка: 30-1/8000 с

Режимы съемки: P, A, S, M

Серийная съемка: 11 кадров/с

Экспозамер: 3D цветовой матричный, центровзвешенный, точечный

Баланс белого: «Авто» (2 варианта), лампа накаливания, лампа дневного света (7 вариантов), прямой солнечный свет, вспышка, облачно, тень, ручная предустановка (4 варианта), выбор цветовой температуры (2500–10 000 К)

Чувствительность: 100–12 800 ISO (расширенный 50–204 800 ISO)

Вспышка: внешняя, «горячий башмак», синхроконтакт, Х-синхронизация на 1/250 с

Видеосъемка: до 1920×1080, 24/25/30 кадра/с

Карты памяти: XQD/CF

Интерфейсы: USB 2.0, HDMI, AV, вход для микрофона и наушников

Питание: EN-EL18

Размеры: 160×157×91 мм

Вес: 1340 г

Цена: 230 000 руб.

 

 

О камере

О том, что новая топовая репортажная камера Nikon должна выйти вот-вот, буквально на днях, инсайдеры говорили еще прошлой осенью, но печальные мартовские события в Японии, а также небывалое наводнение в Таиланде внесли свои коррективы. Поэтому официально о существовании нового флагмана мы узнали только в начале января этого года.

На несколько дней камера попала мне в руки, в результате чего и родился этот текст — ощущения профессионального репортера от новой камеры.

Инструкция к D4 — маленький талмуд о четырех с лишним сотнях страниц, и потому рассказать подробно о всех возможностях камеры на двух разворотах журнала не представляется возможным, но мы попробуем вместить в это прокрустово ложе самые интересные возможности новой камеры.

Совершенно очевидно, что камера хорошая — флагман и обязан им быть. Интересно и важно другое: что новинка умеет делать нового по сравнению с недавним топом — Nikon D3s. Есть ли смысл менять одно на другое, к чему придется привыкать при работе с новой камерой, иными словами, «плюсы — минусы — подводные камни».

Что, собственно, изменилось? Разрешение возросло на 4 мегапикселя — это не так уж много, но оставляет больший потенциал для кадрирования.

Диапазон изменения чувствительности немного расширился — с 100 до 12 800 ISO (в расширенном режиме — от 50 до 204 800 единиц, об этом ниже), что очень хорошо: часто, чтобы сделать симпатичную картинку с банального события, приходится использовать длинные выдержки, и тут «железные» ISO 100 очень впору.

Появилась возможность снимать видео с разрешением Full HD, видеочасть в целом заметно улучшилась.

 

 

Заметно поменялись обводы камеры. Nikon D4 более «зализанный», не такой брутально-угловатый, как камеры серии D3. Но первое, что бросается не в глаза, а в руки, — новые органы управления и поменявшие свое место старые. Казалось бы, ну появились новые кнопочки, а старые куда-то переместились — не велика беда, можно оторвать глаза и посмотреть, однако у репортеров (а Nikon D4 — репортерская камера) двигательный автоматизм и возможность менять многие параметры съемки без отрыва от видоискателя являются одними из важных требований, предъявляемых к камере.

Камера лежит в руках несколько по-другому, спусковая кнопка расположена под другим углом — в «Никоне» говорят, что так-де удобнее и естественней. С этим сложно не согласиться: камера в руках лежит как влитая, разница с D3 заметна.

На месте, где раньше располагалась кнопка Mode, ответственная за выбор экспозиционных режимов, теперь появилась кнопка записи видео (в режиме фотосъемки на нее можно назначить различные функции, по умолчанию эта кнопка отвечает за изменение чувствительности), а вот кнопка Mode сдвинулась ближе наплыву пентапризмы, и за ней приходится в буквальном смысле тянуться.

Сзади все тоже немного поменялось: добавились два микроджойстика для выбора точек фокусировки — под вертикальный и горизонтальный хват. ЖК-экран увеличился в диагонали до 3,2 дюйма, его разрешение осталось тем же, а вот герметизация этого узла была значительно улучшена. Относительно камер D3/D3s поступали нарекания по этому поводу: при долговременной съемке под дождем он мог запотевать изнутри.

К сожалению, погодные условия не позволили выяснить, так ли это на самом деле, остается только принять это на веру. Вообще же прослеживается тенденция унификации некоторых органов управления с младшими камерами — D800 и D7000.

Так, непонятно зачем за увеличение–уменьшение картинки при просмотре отвечают две кнопки «+» и «–» (к счастью, в настройках можно поставить привычный способ увеличения и уменьшения картинки).

Изменилась идеология переключения режимов фокусировки. В рычажок «Автофокус/ручной фокус», который имеет только два положения AF/MF, «вписана» кнопка, нажав на которую и поворачивая управляющие колеса можно менять тип и настройки автофокуса (покадровый, следящий и выбор активных вспомогательных точек в следящем режиме).

Активная зона во время группового следящего фокуса теперь отображается в видоискателе, что позволяет наглядно оценить, какие точки используются для фокусировки в настоящий момент.

В целом про автофокусировку можно сказать следующее: она действительно стала лучше, в первую очередь при работе в условиях крайне скудного освещения. Так, точно и быстро фокусируется даже при освещенности с экспопарой 1/15 c и f/2,0 при ISO 12 800 (невооруженным глазом уже почти ничего не видно).

Более того, заявляется, что некоторые датчики работоспособны до значения диафрагмы f/8, что позволит комфортно снимать телевиками с двукратным конвертером, тем более что новый конвертер TC20E III практически не приводит к деградации изображения (естественно, эти слова верны относительно суперетелевиков 300, 400, 500, 600 мм и зума 200–400/4).

Использование нового модуля автофокусировки, новой механики зеркала и затвора, а также новой электронной обвязки позволило незначительно поднять скорострельность.

Теперь максимальная скорость съемки со следящим автофокусом увеличилась до десяти кадров в секунду, с однокадровым автофокусом доступна скорострельность в 11 к/с (D3s, напомним, позволял снимать с полным разрешением и автофокусом 9 к/с, или 11 к/с в режиме DX-кропа без следящего автофокуса).

Для более динамичных сюжетов можно в режиме Live View включить съемку со скоростью около 25 к/с, правда, уже с разрешением около 2 мегапикселей.

У D4 совершенно запредельного размера буфер памяти! Даже с самой медленной карточкой можно рассчитывать на сотни полторы полноразмерных JPEG-ов или 60 14-битных RAW-ов на максимальной скорости.

Конечно, сложно придумать съемку, в которой необходимо снимать 14-битные полноразмерные «сырые» кадры на полной скорости, но все же. По этому параметру D4 на голову выше D3/D3s, в которых, если поставить RAW 14 bit, скорость съемки падает до 1,5 кадра в секунду.

А вот в чем новинка ничем принципиально не отличается от D3s, так это работой на высоких чувствительностях. D4, конечно, немного получше, но не кардинально.

Разница заметна на глаз в «разогнанном» диапазоне 25 600–51 200 ISO: при умелой обработке картинку, снятую при 25 600, можно «разогнать» на разворот журнала без особых проблем, а снятую при 51 200 — на полосу. Бумага стерпит…

Относительно видео можно отметить следующее: теперь поддерживается формат Full HD 1080p со скоростью съемки 24, 25 и 30 к/с, можно также записывать видеоролики с разрешением 720p с частотой до 60 к/с, что при монтаже позволит достичь эффекта slow motion.

Причем видео можно писать как на карточки памяти, так и на отдельный рекордер, подключенный по HDMI, — видео через этот интерфейс идет без какой-либо компрессии. Картинка в видеорежиме напрямую зависит от настроек Picture Control, так что характер видео можно менять в очень широких пределах.

 

 

В режиме съемки видео работает автофокусировка, у нее есть несколько режимов, в том числе фокусировка с распознаванием лиц, она, конечно, не такая быстрая и точная, но что есть, то есть. Есть вход для внешнего микрофона и выход для наушников, а чувствительность микрофона можно гибко регулировать.

В специальном интервью один из инженеров Nikon рассказал про новую батарею, емкость которой по сравнению с D3/D3s заметно снизилась. Он сообщил, что в реальной жизни аккумулятора хватит даже на большее количество снимков по сравнению со старыми батарейками.

В это хотелось бы верить, но факты — упрямая штука, и результат проверки говорит об обратном: батарейки хватает где-то процентов на 10–15 меньше. Однако в защиту можно сказать, что тестовая камера прошла всего 8 тысяч кадров и аккумулятор мог просто не «раскачаться».

Отдельного рассмотрения заслуживает новый WiFi-передатчик WT5. В отличие от громоздкого WT4 для D3/D3s (который, очевидно, создавался Чужими для Хищников: здоровый, медленный, жутко неудобный в настройке), WT5 — маленькая черная коробочка, вкручивающаяся в специальный слот на боку камеры.

Посредством его можно оперативно отправлять снимки в редакцию — современная газетная и новостная фотография требует максимально быстрого появления новых картинок на фотоленте СМИ, тут пословица «время — деньги» работает в буквальном смысле. Кто быстрее работает, тот больше зарабатывает, таковы условия современности.

За рамками статьи остаются многие функции камеры, как то встроенная поддержка Ethernet, слот для новых сверхбыстрых карт стандарта XQD, широкие возможности обработки изображений внутри камеры, возможность съемки цейтраферного видео и многое другое.

Все эти функции — предмет для более длительного тестирования камеры в реалиях каждодневной «долбежки» на нужды информационных агентств.

 

Выводы

Менять ли имеющийся D3s на D4? Если есть необходимость работать на более современном уровне, снимать ролики Full HD, если нужен еще более точный и быстрый автофокус, требуется оперативно пересылать снимки в редакцию по воздуху — тогда, безусловно, менять камеру стоит. Во всем остальном D3s пока остается конкурентоспособной камерой, с помощью которой можно решать практически любые фотографические задачи.

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования технику.

 

Тесты в картинках

 

1. Картинки с D4 кажутся по сравнению с D3s более мягкими, с более широкой градацией. Это большое подспорье при дальнейшей обработке (58 мм, f/8, 1/25 с, ISO 200).

 

 

2. Ранняя весна не всегда балует хорошей погодой. Прозрачная, чистая и хорошо проработанная картинка. (28 мм, f/4,5, 1/400 c, ISO 100).

 

 

3. Максимальная «железная» чувствительность ISO 12 800 при должной обработке вполне пригодна для печати фотографий размером 30×45 см. (50 мм, f/4, 1/125 c, ISO 12 800).

 

 

4. При съемке 14-битных RAW-ов можно вытянуть из пересвета около двух с половиной ступеней информации (24 мм, f/8, 1/1600 c, ISO 500).

 

 

5. Стоит отметить отличную работу системы очистки от пыли. Проблема пыли на матрице практически перестала существовать (31 мм, f/20, 1/15 с, ISO 100).

 

 

6. К автофокусу никаких претензий. Фокусировка моментальная, вне зависимости от освещенности и скорости съемки (155 мм, f/5,6, 1/1250 c, ISO 3200).

 

 

7. Максимальная скорость съемки 11 кадров в секунду позволяет поймать ровно тот момент, который нужен, а запас по разрешению оставляет широкие возможности для кадрирования (145 мм, f/5,6, 1/1000 с, ISO 3200)

 

 

8. Сложно ожидать высокого качества картинки на максимальной чувствительности, но иногда только она и спасает (70 мм, f/5,6, 1/16000 с, ISO 204 800).

+2
21 апреля 2012

Отзывы и комментарии