Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GF2
Фототехника в наши дни развивается настолько стремительно и непредсказуемо, что описывать камеры обычные, представляющие собой плод эволюционного развития, становится как-то даже неинтересно. С новинкой от Panasonic — камерой Lumix DMC-GF2 — этого, однако, можно не опасаться.
Текст: Игорь НАРИЖНЫЙ.
Компактная фотокамера Panasonic Lumix DMC-GF2
Технические характеристики
Матрица: 4.3” Live MOS (с функцией очистки от пыли)
Размер: Four Thirds (17,3 x 13 мм)
Разрешение: 12,1 Мп (4000 х 3000), 4:3
Форматы кадра: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1
Кроп-фактор: 2
Формат записи: RAW, JPEG
Светочувствительность: ISO 100 - 6400
Видеосъемка: AVCHD/ QuickTime Motion JPEG, до 1920 х 1080, примерно 100 мин. (видеосъемка во всех форматах, за исключением 1:1)
Видоискатель: электронно-оптический съемный (дополнительный аксессуар)
Дисплей: цветной сенсорный ЖК-дисплей (TFT), 3”, около 460.000 точек
Скорость съемки: СН: 3,2 кадра/с (без LiveView), СМ: 2,6 кадра/с (с LiveView), CL: 2 кадра/с; JPEG до заполнения карты памяти, RAW до 7 кадров в серии
Карты памяти: SD, SDHC, SDXC
Размеры: 113 х 68 х 33 мм
Вес: 265 г
Новая фотокамера пришла на смену GF1, выпущенной полтора года назад и сразу завоевавшей симпатии фотографов: по общему мнению экспертов, и по качеству изображения, и особенно по возможностям управления параметрами съемки она была одной из лучших в новом классе «беззеркальных» камер, которые правильнее называть компактными камерами со сменной оптикой. Сам по себе этот класс сейчас является, пожалуй, самым интересным и перспективным в фотоиндустрии, сочетая в себе достоинства, которые еще недавно невозможно было представить себе «в одном флаконе»: миниатюрность компактов и качество изображения зеркалок, — поэтому любая значимая новинка в нем неизбежно привлекает к себе внимание. Что уж говорить о смене одного из лидеров.
Lumix GF2 отличается от предшественницы довольно сильно. Она стала компактнее, элегантнее и, что немаловажно, заметно дешевле, пишет теперь полноразмерное Full HD-видео (1920×1080) со стереозвуком. Максимальная чувствительность повышена до 6400 ISO, но самое главное — из-за миниатюризации и вызванного ею прореживания кнопок на корпусе радикально изменилась система управления. Теперь основным органом управления камеры стал большой и яркий сенсорный дисплей, так что съемка GF2 стала чем-то напоминать игры с «Айфоном» (при желании управление через дисплей можно отключить и менять параметры по старинке, кнопками). Удивительнее всего не оснащение новинки сенсорным дисплеем (такие камеры известны давно), а то, насколько удачно это решение реализовано. Чтобы привыкнуть к нему, нужно совсем немного времени, после чего с удивлением замечаешь, что оперативность съемки никак не пострадала и даже повысилась, а камера приобрела несколько новых и крайне интересных возможностей.
Внешний вид
С первого взгляда новинка производит позитивное впечатление: надежный, в меру увесистый металлический корпус выдержан в классическом стиле; по тщательности отделки и элегантному дизайну сразу чувствуется, что камера не из дешевых — с такой хоть где показаться будет не зазорно (о том, что это впечатление не случайно, говорит надпись Made in Japan на нижней панели; сказать такое о себе могут сейчас очень немногие камеры высшего класса). На верхней панели — два микрофона для стереозаписи, кнопка спуска, отдельная кнопка для записи видеоклипов (что удобно) и кнопка включения фирменного режима iAuto — «умной» автоэкспозиции, которая подбирает наиболее подходящий к данной ситуации сюжетный режим и, как показывает практика, обеспечивает стабильно хорошие результаты. При съемке в iAuto кнопка подсвечивается синим светом; при повторном нажатии iAuto отключается, и камера переходит в режим, установленный до того. На другой стороне верхней панели — встроенная «складная» вспышка, выпрыгивающая как чертик из коробочки при нажатии соответствующей кнопки. Такая конструкция позволяет отнести вспышку дальше от оптической оси объектива и тем самым обеспечить более объемное освещение и уменьшить риск появления эффекта красных глаз. Есть у нее и еще одна интересная особенность, о которой ниже.
Кроме встроенной вспышки с GF2 можно использовать и внешнюю — для этого на верхней панели есть «горячий башмак», в который можно установить и съемный электронный видоискатель (порт для него размещен под «башмаком»). И, наконец, под специальной крышечкой на правом боку камеры (если смотреть со стороны экрана) спрятаны цифровой AV-выход и порт HDMI.
Большую часть задней панели занимает качественный 3-дюймовый сенсорный экран с антибликовым покрытием (которого не было у GF1). Кроме джойпада и обычных кнопок просмотра и быстрого меню есть и управляющее колесико, размещенное как раз под большой палец. Им можно оперативно менять различные, в зависимости от установленного режима, параметры при съемке, а при просмотре — увеличивать картинку.
Камера записывает снимки и клипы на карту памяти SD, которая, как и аккумулятор, устанавливается в отсек под крышкой на нижней панели. Емкость аккумулятора 7,3 Вт/ч, и хватает его более чем на 300 кадров в стандартных условиях. Вполне достаточно даже для путешествий.
Управление
Включив камеру, мы попадаем в совершенно новый мир управления. Конечно, можно руководить камерой и по старинке, с помощью кнопок в обычном, «компактном» стиле, но, честно говоря, в управлении компакты никогда не могли сравниться с зеркалками ни по удобству, ни по оперативности. Поэтому новый подход, предложенный инженерами Panasonic в GF2, вызывает как минимум интерес, а по прошествии небольшого времени на привыкание — и одобрение. Управление сводится к живому диалогу с чувствительным экраном, который по быстроте реакции и удобству организации заслуживает очень высокой оценки. На экране постоянно высвечены большие кнопки «Быстрое меню» и «Дисплей». Первая открывает интуитивно понятное меню управления и обеспечивает быструю и удобную навигацию по нему, вторая меняет способ отображения информации на дисплее. Надо отметить, что меню организовано не в пример удобнее и продуманнее, чем у иных конкурентов. «Руководить» камерой можно и в перчатках — на морозе это гораздо комфортнее, чем нащупывать озябшими пальцами мелкие и холодные кнопочки.
Новый подход к управлению позволил реализовать несколько функций, которые радикально повышают удобство управления съемкой и помогают фотографу получить задуманное с минимальными усилиями и временными затратами. Важнейшая из функций — возможность прикосновением пальца к экрану указать камере, на какой части кадра вы хотели бы сфокусироваться. Камера реагирует мгновенно, фокусируется, где указано, и после этого уже не выпускает «пойманный» объект из резкого фокуса, как бы он ни перемещался в кадре. Можно пойти и дальше: в режиме сенсорного спуска затвора камера, сфокусировавшись на указанном участке, тут же снимет кадр. Это удобно для оперативной съемки, но на практике, если нет особой спешки, все-таки лучше нажимать кнопку спуска: можно лишний раз проверить, как выстроен кадр, когда ваш собственный палец не закрывает главную его часть.
Поскольку в камере установлен довольно большой сенсор (формата 4/3, т. е. почти как в большинстве зеркальных камер), можно снимать кадры с профессионально выглядящим размытым фоном. Это мощный и выразительный инструмент фотографа, недостижимый для компактов. В режиме iAuto управлять степенью размытия фона можно тоже через сенсорный экран — достаточно нажать иконку сразу под виртуальной кнопкой «Быстрого меню», и на экран выводится горизонтальная шкала; движением пальца можно прикрывать или, наоборот, открывать диафрагму, меняя глубину резкости. Такое удобство в решении творческих задач прямо-таки подталкивает фотографа к экспериментированию, благо не надо тратиться на пленку, и дерзающий любитель получает шанс профессионально расти в невиданном темпе.
Оптика
Возможность применения сменной оптики — одно из базовых достоинств нового класса камер, к которому принадлежит GF2 (и который, кстати, был создан трудами именно инженеров Panasonic: первой такой камерой была памятная Lumix G1 в 2008 году). Компания предлагает интересный набор качественной оптики; в частности, для нашего теста московское представительство выдало сверхширокоугольный зум 7-14/4 (в привычном 35-мм эквиваленте это соответствует 14-24 мм на полном кадре) и макрообъектив Leica 45/2,8 (экв. 90 мм). Обычно же камера комплектуется отличным штатным широкоугольным фиксом 14/2,5 (экв. 28 мм), с которым помещается практически в любой карман. Все три объектива (в арсенале компании их, конечно, куда больше: на текущий момент — одиннадцать, в том числе и первый в мире сменный 3 D-объектив для получения трехмерного изображения) показали себя с очень хорошей стороны в плане резкости, контраста изображения и точности фокусировки.
Нельзя забывать, что главный смысл формата 4/3 — в его открытости, т. е. в итоге — в возможности устанавливать на любую камеру объектив любого производителя, поддерживающего формат. А интересная оптика 4/3 есть у многих компаний.
Съемка и фантазии
Практическая съемка с GF2 оставляет положительные впечатления. Камера реагирует на команды быстро, смена установок после знакомства с меню, особенно если вы хоть сколько-нибудь разбираетесь в технике съемки и знаете, что вам нужно и как этого добиться, требует немного времени и усилий. Контакт между камерой и фотографом (а это главное условие удачной съемки!) устанавливается быстро и поддерживается надежно. Но важнее другое: то ли из-за психологического несоответствия между миниатюрностью аппарата и полноценной объемной картинкой на хорошем дисплее, то ли из-за игрового момента, который возникает при работе с сенсорным экраном, съемка с GF2 создает особое настроение, и хочется придумать что-то новенькое, попробовать поменять какую-то установку и посмотреть, что получится. В общем, сама собой складывается атмосфера легкости и эксперимента, идеальная для съемки.
Вероятно, такое настроение и привело кого-то к открытию, которое обсуждается сейчас на фотофорумах: если отклонить пальцем поднятую вспышку назад и таким образом направить ее рефлектор вверх, можно легко и без дополнительных вложений вести съемку с подсветкой «от потолка», отраженным светом (конечно, при условии, что вы снимаете в помещении, а потолок светлый). Разница в качестве освещения получается поразительная, и можно быть уверенным, что, опробовав этот прием однажды, фотограф его уже не забудет. Единственное «но»: мощности вспышки для такого освещения все же маловато, и приходится устанавливать чувствительность начиная от 400-800 ISO; впрочем, в отличие от компактов, на такой чувствительности GF2 выдает совершенно кондиционные кадры.
Поскольку результат каждого эксперимента можно сразу же рассмотреть на качественном экране, обучение техническим приемам съемки идет просто стремительными темпами (вспомним, что в пленочные времена момент съемки и знакомство с результатом разделялось днями, а то и неделями). Тянет попробовать съемку с длинной выдержкой, с проводкой и так далее — в общем, снимать новинкой интересно. Создатели камеры в помощь фотографу снабдили ее солидным арсеналом для экспериментов: есть и разные режимы цветопередачи, и творческие сюжеты, так что для новичка она станет хорошим советчиком.
Качество изображения
Как и положено серьезной камере, GF2 может снимать в формате RAW, а в комплекте поставки есть диск с программой-конвертером SilkyPix. Этот формат обеспечивает максимально возможное качество, и для ответственной съемки он, конечно, будет правильным выбором, поскольку грамотная конвертация дает полный контроль над конечным изображением, хоть и ценой дополнительной работы и затрат времени. Кстати, SilkyPix отличается просто фантастическим обилием всяких регулировок и тонких настроек, так что добиться с его помощью можно практически всего. Для повседневной съемки, конечно, естественным будет формат JPEG. Качество изображения в нем совершенно «зеркального» уровня, особенно на низкой чувствительности: кадры получаются с тонкой детализацией и достаточным тональным диапазоном. Что касается цветопередачи, то при таком разнообразии установок можно говорить уже не просто о качестве изображения, а о том, какой из вариантов качества больше подходит для конкретной творческой задачи.
Качество изображения, как известно, определяется в первую очередь форматом камеры (то есть размерами матрицы) и оптикой; дальше, внутри каждого класса, вступают в силу другие факторы: особенности алгоритмов компьютерного пересчета, характеристики матрицы и т. д., но это уже спор равных. Никакому компакту не по силам такая объемная, осязаемая картинка, особенно если не закрывать диафрагму сверх необходимости.
Высокая чувствительность
Вот уж где явственно виден прогресс фототехники, так это в съемке на высоких ISO. Еще пару-тройку лет назад дела в этой области обстояли совершенно иначе, но с современной техникой фотографу стало работать значительно проще. GF2 обеспечивает изображение безупречного качества при съемке на чувствительности примерно до 400 ISO, на 800 ISO шумы становятся заметными, но совершенно терпимыми; примерно то же можно сказать о 1600 ISO, а 3200 ISO — это, пожалуй, практический максимум в смысле получения достойного изображения. Есть еще 6400 ISO, но на этом значении шумы заметны даже на кадре интернет-разрешения.
Кстати, говоря о шумах, надо помнить и о предназначении кадра. Одно дело — рассматривать его на экране с увеличением 100%, и совсем другое — распечатать в обычном «семейном» размере. Поскольку практическое использование — это скорее второй вариант, то и оценивать шумы стоит соответственно.
Видео
GF2 больше приспособлена для съемки видеоклипов, чем ее предшественница: теперь видеозапись идет в формате Full HD и появилась запись стереозвука. Качество видео на высоте, движение в кадре передается плавно, а стереоэффект в звучании — на удивление отчетливо, хотя база разнесения микрофонов на верхней панели корпуса, мягко говоря, невелика — примерно 1 см. Управление посредством сенсорного экрана сделало возможным интересный творческий эффект в записи видео: теперь можно легко применить очень профессиональный переход зоны фокуса, нажав на экране нужный участок. Делается это так: сначала камера фокусируется на каком-либо объекте, скажем, девушке, а остальные области кадра передаются нерезко. Если теперь во время записи нажать на размытый силуэт, скажем, юноши, то камера плавно, не спеша переведет зону фокусировки на него, а девушка размоется. Интересно, что фокусировка в режиме видеозаписи работает вообще-то очень шустро, а этот эффект нарочно сделан плавным, движение зоны резкости по глубине кадра замедлено, что создает сильное художественное впечатление. (Для сравнения стоит вспомнить, как такой эффект, достигающийся в GF2 одним нажатием пальца на экран, создавался в кино. Для этого имелся специальный сотрудник — focus boy, который со специальным раскрашенным щитом, облегчающим наводку на резкость, становился сначала в точке фокуса 1, затем в точке фокуса 2. Оператор, сидя за укрепленной на штативе камерой, тщательно фокусировал ее по щитку в обеих точках и устанавливал на объективе специальные фиксаторы, чтобы потом, во время съемки, плавно провести кольцо фокусировки от одного фиксатора до другого. Как летит время!)
Итог
Новая камера компании Panasonic, безусловно, может быть названа прорывом в организации управления съемкой. Эта тема стала актуальной уже довольно давно — с тех пор как миниатюризация камер достигла определенного рубежа, и давно уже не предлагалось такого удачного решения проблемы. Легкость, наглядность и интуитивность управления в GF2 очень способствуют творческому подходу к съемке, а качество изображения, обеспеченное матрицей «зеркального» формата и безупречной оптикой, не разочарует фотографа. Любителя видеосъемки наверняка заинтересуют как качество видеозаписи в сочетании с компактностью камеры, так и творческие возможности, которые предоставляет светосильная оптика и новое управление фокусировкой.
Редакция благодарит московское представительство компании Panasonic за предоставленную для тестирования технику.
Тесты в картинках
Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии
Сверхширокоугольник Lumix 7-14/4 обладает уникальными выразительными возможностями — он может трансформировать пространство, как пластилин, малейшими изменениями ракурса, и при этом обеспечивает превосходное качество изображения. Если направить его чуть вниз, как в этом случае, то дома начинают расширяться вверх (правда, чтобы избежать пустых участков в кадре, надо найти хоть что-нибудь мало-мальски интересное для заполнения нижней его части — здесь пригодились отражения на мокром асфальте). В такую погоду, и в особенности для таких экспериментов, имеет смысл повысить цветовую насыщенность при съемке. (f/5,6, 1/200 c, ISO 200, объектив Lumix 7-14/4, фокусное расстояние 7 мм)
И камера, и «штатный» широкоугольник Lumix 14/2,5 прекрасно подходят для ночной съемки. Этот кадр сделан около полуночи, низкая освещенность вынудила использовать максимальную диафрагму, относительно длинную выдержку и основательно повысить чувствительность — и тем не менее кадр получился вполне кондиционным. Съемка на полностью открытой диафрагме обеспечивает объемность и пластичность изображения с передачей самых мелких деталей, качественная матрица и современные алгоритмы обработки — достаточный динамический диапазон, жизненно важный для ночной съемки. Снятый навскидку кадр практически не нуждается в пост-обработке. (f/2,5, 1/10 c, ISO 1600, объектив Lumix 14/2,5)
Макрообъектив Leica 45/2,8 (соответствует 90 мм в 35-мм эквиваленте) — превосходный инструмент для исследования красоты микромира, с безупречными оптическими свойствами и достаточно быстрой автофокусировкой, что не так часто встречается у макрообъективов. Даже в сочетании с простейшим видом освещения — «лобовой» встроенной вспышкой — он дает объемный и детализованный рисунок, а при более выразительном освещении, скажем хорошем натурном, способен просто на чудеса. Здесь диафрагма полностью открыта, и размытое, мягкое изображение подчеркивает зыбкость и потусторонность взгляда рептилии. (f/2,8, 1/60 c, ISO 200, объектив Leica 45/2,8 Makro)
Этот кадр был снят, чтобы узнать, как ведет себя сверхширокоугольник 7-14/4 при неблагоприятном освещении. Судите сами: солнце, пусть и смягченное жалюзи, светит прямо в объектив, причем не в центр (это левая часть кадра); диафрагма полностью открыта. Объектив выдержал испытание с честью: никаких бликов и отражений, детали как в тенях, так и в светах переданы в мельчайших подробностях, тональные переходы плавные и красивые. На листьях, даже совсем рядом с бликами, сохранена вся фактура, да и блики «лучатся» вполне привлекательно. Заслуживает похвалы и камера: никакой экспокоррекции не потребовалось, замер сработал в высшей степени корректно. (f/4, 1/80 c, ISO 100, объектив 7-14/4, фокусное расстояние 7 мм).
У GF2 есть исключительно ценная конструктивная особенность — ее складная встроенная вспышка может быть отжата пальцем назад так, что рефлектор будет направлен в потолок, и при этом сохранит в полной мере свою работоспособность. Таким образом, без всяких дополнительных затрат вы получаете возможность снимать в отраженном от потолка свете вспышки, что обычно достигается только покупкой недешевой внешней вспышки с поворотным рефлектором. Такой свет обеспечивает совершенно иное качество освещения и другое настроение снимка — вот примеры: «лобовой» прямой свет, хотя в целом и приемлем, дает плоское бестеневое освещение лица, зато вполне заметную тень на заднем плане, а отраженный от потолка свет дает скульптурную объемную лепку головы, причем грубая тень на заднем плане исчезает, а вся комната освещена не в пример естественнее и равномернее. Теоретически, если вы найдете светлую и не очень цветную стену, этот прием можно попробовать и для вертикального кадра с боковым светом, а если стена будет окрашена в какой-нибудь интенсивный цвет — для экстремальных опытов. (в обоих случаях — f/3,5, 1/100 c, ISO 200, объектив Leica 45/2,8 Makro)
Этот кадр получился только с третьей попытки, если говорить о замере экспозиции (а чтобы поймать момент, когда все было уже настроено, пришлось еще немного постараться). Съемка на фоне неба требовала экспокоррекции, и установленной сначала величины в 2/3 ступени оказалось недостаточно — пришлось увеличить ее до 1 1/3, только тогда лицо ребенка приобрело естественную тональность. Но это не недостаток камеры — любая зеркалка потребовала бы такой же процедуры, или точечного замера, или блокировки экспозиции — GF2 ничуть не выбилась из общего ряда в этом отношении, поскольку фотоаппараты пока не научились читать ваши мысли и понимать, собрались ли вы снимать на фоне неба или на фоне земли. (f/5,6, 1/500 c, ISO 400, объектив 14/2,5)
При съемке под таким небом приходится устанавливать экспокоррекцию — здесь +1. Небольшая и неприметная камера с компактным объективом-«блинчиком» идеально подходит для такой ненавязчивой съемки исподтишка, в то время как громоздкая зеркалка наверняка привлекла бы к себе совершенно лишнее внимание. Когда расстояние до объекта съемки невелико и нет планов очень уж размывать фон (в данном случае он размылся бы вместе с бронемашиной), лучше не полагаться на программу, а взять инициативу по определению глубины резкости в свои руки, установив режим приоритета диафрагмы. Ее величина f/5,6 позволила передать всю машину в резкости. (f/5,6, 1/40 c, ISO 100, объектив 14/2,5)
Недаром говорил Анри Картье-Брессон: «Снимать широкоугольником — все равно что кричать». Возможности насыщения пространства в кадре особыми силовыми линиями, а это главное свойство экстремальных широкоугольников, заслуживают долгого разговора, а объектив Lumix 7-14/4 — высшей оценки. На 100% увеличении в кадре можно рассмотреть каждую веточку и каждую почку на этом дереве. Крайне важно и то, что дисторсия (искривление прямых по краям кадра) у него очень мала, во всяком случае заметить ее без особого изучения непросто, что делает объектив весьма ценным для интерьерной и архитектурной съемки. (f/5,6, 1/250 c, ISO 100, объектив Lumix 7-14/4, фокусное расстояние 7 мм)
У широкоугольника 14/2,5 (экв. 28 мм) свой узнаваемый угол зрения и своя стилистика, базирующаяся на заметном подчеркивании перспективы — ближние предметы осязаемо «выпирают» из кадра, все, что находится чуть подальше, сливается в довольно монотонный фон. Такая передача пространства вынуждает подходить ближе к объекту съемки, и это тоже чувствуется в кадре. Для съемки таких «детских» сюжетов обычно не помешает повысить цветовую насыщенность, а в пасмурную погоду это чуть ли не обязательно. (f/5,6, 1/100 c, ISO 100, объектив 14/2,5)
Новые принципы управления очень помогают при съемке — для этого кадра достаточно было коснуться на экране лица одного из танцоров, чтобы объектив мгновенно сфокусировался на детях, хотя кадриль неслась довольно быстро. Вообще, при хорошем освещении проблем с фокусировкой за время тестовой съемки не случилось ни разу, и даже в самых сложных условиях (например, при установке макро-объектива в полутемной комнате) впечатления от работы автофокуса положительные. (f/2,8, 1/125 c, ISO 1000, объектив Leica 45/2,8 Makro)
Отзывы и комментарии