Тест Canon EOS 650D: улучшенный автофокус позволяет снимать в зоопарке любые сюжеты
Когда прошлым летом компания Canon объявила о выпуске очередной любительской зеркалки старшего уровня EOS 650D, первая реакция на обнародованные характеристики была спокойная: по цифрам там практически все повторяло данные предыдущей модели. Однако внешность оказалась обманчива, и под одинаковыми цифрами оказались сокрыты большие перемены. Забегая вперед, поведаю в двух словах о личные впечатлениях. Эти изменения направлены на превращение камеры из послушного и точного инструмента в какое-то более отзывчивое существо, со своей логикой, которое не слепо выполняет волю фотографа, а ведет с ним диалог и полноценно участвует в общем деле – съемке. Собственно, процесс этот идет повсеместно и давно, в области смартфонов и компьютеров он уже продвинулся довольно далеко; очевидно, что такая трансформация камер смартфонами и подсказана. И хотя автор со смартфонами никак не связан и изначально относился к нововведениям с осторожностью, могу сказать сразу, что после первой же четверти часа общения с камерой оказалось, что все к лучшему и, действительно, новое управление камерой и приятнее, и интереснее.
Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ
Основные характеристики
Сенсор - CMOS 18 Мп, 5184×3456 пикселей,
Объектив - сменные, байонет Canon EF, EF-S,
Стабилизация изображения - отсутствует в камере, в некоторых объективах имеется оптическая стабилизация,
Защита от пыли - есть, автоматическая и принудительная,
Видоискатель - оптический, пентазеркало, 0,85х, 95% кадра,
Дисплей - наклоняемый по двум осям, Clear View II TFT LCD, 1 040 тыс. точек, диагональ видимого изображения 75 мм,
Фокусировка - гибридная (фазовая и контрастная) система фокусировки, покадровая и следящая. Работает с некоторыми объективами современной конструкции. 15 точек фокусировки, режимы: многоточечная, центральная, выбираемая пользователем
Сенсорное управление на дисплее - есть, в том числе управление зоной фокусировки и спуском затвора
Диапазон выдержек - 30–1/4000 с, длительная (ручная), синхронизация вспышки 1/200 с,
Режимы съемки - P, A, S, M, интеллектуальный авторежим, 8 сюжетных программ, видеосъемка,
Экспозамер - 62-зонный, центральновзвешенный, точечный, частичный. Экспокоррекция ±5 AV,
Вспышка - встроенная, GN 13, экспокоррекция ±3 EV, возможность согласованной работы с внешними вспышками Canon по беспроводной связи,
Чувствительность - ISO Auto 100–6400, ISO 100–12 800 (расширенная до 25 600),
Форматы снимков - RAW (14 бит), RAW+JPG, JPG,
Карты памяти - SD / SDHC/ SDXC,
Серийная съемка - однократная, непрерывная до 5 кадров/с, автоспуск с задержкой, дистанционный спуск, брекетинг экспозиции,
Видеосъемка - Full HD c автоматической или ручной фокусировкой, MOV,
Интерфейсы - Высокоскоростной USB, HDMI mini C, внешний стереомикрофон, выносная кнопка спуска, беспроводное соединение через карты памяти Eye-Fi,
Питание - аккумулятор LP-E8, 7,2 В, 1120 мА·ч,
Размеры - 133×100×79 мм (без объектива),
Вес - 575 г (без объектива, с аккумулятором),
Ориентировочная цена - 21 000 руб. (body)
Электроника, управление, эргономика
Перейдем к конкретике. В EOS 650D установлены новый процессор и новая матрица, а это главное, что есть в камере.
Кроме того, откидывающийся и вращающийся вокруг двух осей ЖК-экран стал (впервые в мировой истории зеркальных камер) сенсорным и активно участвует в управлении камерой, а это совсем новая философия управления.
На матрице появились группы пикселей, участвующие в автофокусировке по методу фазовой детекции, – эта технология обеспечивает самую быструю фокусировку в зеркалках.
Благодаря этому стала возможной постоянно действующая автофокусировка при съемке видео, да и фотосъемка в режиме Live View заметно выиграла в скорости наведения на резкость, хотя надо признать, что традиционная автофокусировка при визировании через видоискатель пока что действует быстрее. Тем не менее процесс пошел, и по видеосъемке новинка отличается от прежних опытов разительно и в лучшую сторону.
Новые возможности потребовали нового управления, и тут надо сказать много хорошего о сенсорном ЖК-экране. Вообще, свободно вращающийся экран, которым пока может похвастаться меньшинство зеркалок, – большая ценность, и, когда он есть в наличии, смысл смотреть в видоискатель уменьшается радикально. Если фотография – это способ самовыражения, то точка зрения становится принципиальным отправным пунктом. Если снимать объекты, расположенные более-менее близко, то такой экран поможет вам одним движением руки полностью изменить впечатление от снимка (как шутят иные фотографы, часто главное ограничение при съемке – малый рост снимающего, иначе снимки были бы выразительнее.
И в старину недаром были популярны жесткие алюминиевые кофры для большого и среднего формата: при необходимости они могли сделать фотографа на 40 см выше).
Отдельная история – избирательная фокусировка по ЖК-экрану с указанием точки, где надо обеспечить резкость, простым касанием. Камера реагирует быстро, эффект виден сразу. К такому удобству привыкаешь быстро, и можно гарантировать, что скоро эта технология будет распространена повсеместно.
Вообще, управление камерой с помощью экрана оказалось неожиданно простым и оперативным.
На экране постоянно показывается специальная иконка, нажатие на которую вызывает главное меню, состоящее из рядов символов, означающих практически все параметры, имеющие отношение к съемке. Прикосновение к любому из них выводит на экран соответствующее меню, и одним-двумя касаниями можно оперативно изменить любой съемочный параметр или установку камеры, и этот процесс не только быстр, но и нагляден: в большинстве случаев на экране появляются шкалы, и нужное значение можно установить мгновенно, а не нудным многократным нажатием одной точки.
Разумеется, камера имеет и классические кнопочно-дисковые органы управления. Их расположение традиционно для камер Canon (единственное заметное изменение: у рычага включения-выключения камеры появилась третья позиция – видеосъемка), и, если у вас есть опыт работы с любой из прежних моделей компании, изменение любых съемочных параметров не составит для вас труда.
Получается, что у камеры оказалось две параллельные системы управления, и они мирно сосуществуют, не мешая друг другу, а фотограф волен выбирать, что ему больше нравится.
Новинка может дистанционно управлять согласованной работой внешних вспышек по беспроводной связи, что позволяет без труда добиваться многих эффектов студийной съемки, снимая где угодно: на улице, на пляже и в лесу.
Эргономика камеры не вызывает нареканий, что неудивительно: у компании Canon большой опыт в этой области.
Хорошо, что камера не слишком крохотная и округлых форм, – ее удобно удерживать одной рукой. Корпус сделан добротно, из прочного и приятного на ощупь пластика, экран вращается плавно и без люфтов, ход у всех кнопок и вращающихся дисков в меру упругий и с четкой фиксацией изменений – здесь все на высоте.
Съемка
EOS 650D имеет полный комплект съемочных режимов, свойственный хорошей современной зеркалке: в ней есть профессиональные режимы P, A, S, M, рассчитанные на знающего пользователя; исчерпывающий набор для любителя, который пока еще верит автоматике больше, чем себе, что проходит со временем; интеллектуальный автоматический режим, который самостоятельно выбирает наиболее подходящие, по его мнению, съемочные параметры (зеленая иконка на диске выбора режимов), и ряд стандартных сюжетных программ.
Тестовая съемка пришлась на зимний день, дело шло к вечеру, выглянуло солнце, и контраст яркостей в окружающем мире оказался довольно велик. По опыту, никакая зеркалка, хоть самая профессиональная, не сможет в таких условиях сама угадать, чего вам хочется выразить в кадре, поэтому крайне важна возможность оперативного введения экспокоррекции после первого пробного кадра.
В этом отношении EOS 650D ничем не отличается от других любительских моделей – секунду-другую процесс займет. Стоит отметить, что экспонометрия по умолчанию дает вполне надежный «средний» вариант, без явных уклонов в свет или тень, и если у вас появится охота придать своим кадрам выразительность изменением яркости, то практически любой снятый без экспокоррекции кадр годится для последующей обработки в фоторедакторе.
Естественно, что экспокоррекцию приходилось вводить, когда снег занимал в кадре заметную часть или когда звери выходили из темной пещеры. В этом отношении правила экспозиции действуют по-прежнему, и новичкам надо их выучить, не виня во всем камеру.
Съемка велась двумя объективами, выпущенными одновременно с EOS 650D и созданными специально для работы с новой системой автофокуса, – это универсальный зум 18–135/3,5–5,6 IS и «блинчик» 40/2,8, причем в зоопарке зум оказался востребован куда больше. Взаимодействие объективов с камерой не вызывает нареканий, фокусировка, отработка экспозиции – все быстро и гладко.
Даже в сложных световых условиях зимнего вечера, когда не везде хватало чувствительности 1600 ISO, фокусировка не самым светлым зумом, в том числе следящая, осуществлялась без проблем. Оптически, разумеется, «блинчик» лучше, но и зум вполне справляется с передачей мелких деталей в кадре. Есть подозрение, правда, что заявленные 4 дополнительные ступени, которые якобы дает стабилизатор, скорее относятся к области желаемого, чем действительного, но тем не менее стабилизатор явно действует, и польза от него большая.
Кстати, главная изюминка этих объективов – новый мотор STM, который меняет значение диафрагмы не скачками, как раньше, а плавно, что обеспечивает отличное качество видеоклипов при перепадах освещенности.
Качество изображения
Цветопередача полученных кадров оказалась типичной для камер Canon – естественной и без перебора в насыщенности, чем грешили любительские зеркалки прошлых лет (впрочем, это относится к съемке в режимах PASM, в сюжетных программах насыщенность может быть оправданно высокой). Контраст средний, поэтому при съемке высококонтрастных сюжетов со снегом надо соблюдать осторожность, иначе блики могут оказаться выбеленными. Любому снимающему камерами Canon можно рекомендовать также изучить действие разных стилей изображения: они существенно меняют кадр, и это эффективный инструмент.
Установленное по умолчанию значение резкости, на мой вкус, немного «перешарпливает» картинку, хотя это заметно только при ее просмотре на 100%; при нормальном просмотре или печати кадра нареканий нет. Немного освоив суть дела, на что уйдет пара минут, любой фотограф легко сможет регулировать все важнейшие параметры изображения (контраст, насыщенность, резкость) по своему вкусу.
Зерно и шумы на высокой чувствительности вполне терпимы и не превышают стандартов новейших камер. Во всяком случае кадры, снятые на 6400 ISO, вполне годятся для печати, особенно если их довести в редакторе, и уж подавно – для размещения в Интернете. Шумы в кадрах, снятых на чувствительности до примерно 800 ISO, практически не сказываются на изображении.
Выводы
Нелишним будет отметить, что все сказанное относится к любительской съемке, сделанной на установках по умолчанию. Но надо понимать, что это – ничтожная доля потенциальных возможностей камеры. В опытных руках она способна снимать потрясающие кадры. Если фотограф переходит на съемку в формате RAW, он приобретает огромную власть над изображением.
Да, для этого придется немного подучиться, но это, во-первых, несложно, во-вторых, интересно, в-третьих, способствует самоуважению. И тогда окажется, что Canon EOS 650D вполне по силам совершенно профессиональные результаты: ее скорость съемки, современная экспонометрия, улучшенный автофокус вполне позволяют снять любой, в известных рамках, сюжет.
Тесты в картинках
Опыт съемки в контровом свете. Для достижения эффекта силуэта пришлось ввести отрицательную экспокоррекцию –0,7. Это неудивительно, поскольку тени занимают в кадре довольно много места, и камера честно старалась их передать с деталями. По ходу дела было лишний раз проверено действие следящего автофокуса: касанием экрана ему было приказано следить за этой парой, и он справился.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/1000 с, f/5,6, ISO 100, экспокоррекция –0,7.
Снежный барс за толстым стеклом перемещался довольно быстро, но поймать его в тот момент, когда он занял нужное место в кадре, камера смогла без проблем – следящий автофокус не подвел.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/80 с, f/6,3, ISO 125.
Снято в закрытом помещении с довольно слабым освещением, к тому же через стекло. Главной проблемой в этом кадре было избавиться от бликов на стекле – пришлось ждать, пока коллеги-посетители их не прикрыли собой, вряд ли подозревая об этом.
Объектив Canon 50/1,8, приоритет диафрагмы, 1/60 с, f/2,8, ISO 1250, экспокоррекция –0,3.
Вышел козлик погулять… Кадр снят для изучения возможностей нового штатного зума 18–135 мм в его крайнем телеположении. Оказалось, что он вполне «держит» блики, его разрешающая способность, конечно, немного падает, но все равно остается вполне достаточной для любительской оптики, а вот на стабилизатор слишком больших надежд возлагать не стоит.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/200 с, f/5,6, ISO 400, экспокоррекция –0,3.
Кадр довольно контрастный, но честно сохранил детали и в тенях, и в светах, а экспонометрия камеры сработала, на мой взгляд, замечательно. Интересно, что на не самом коротком фокусном расстоянии (здесь 22 мм, т.е. 35 мм в пересчете на полный кадр) и диафрагме f/5,6 резкость в кадре – от края до края, от бесконечности до ближнего плана.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/320 с, f/5,6, ISO 400, экспокоррекция –0,3.
Этот же штатный зум нормально работает и на ближней дистанции. Здесь объектив сфокусирован на 3 м – обычное расстояние для портретной съемки. По насыщенности и цветопередаче, яркости и контрасту никаких претензий к кадру нет. Поскольку в воде отражалось светлое небо, пришлось ввести минимальную положительную экспокоррекцию.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/125 с, f/5,6, ISO 320, экспокоррекция +0,3.
Крайнее телеположение зума – 135 мм, что в пересчете на полный кадр составит 216 мм. Не чрезмерно, но этого пернатого приблизить удалось, и на перьях различимы отдельные волосинки. Правда, установленной экспокоррекции +0,7 явно не хватило для адекватной передачи снега.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/250 с, f/6,3, ISO 800, экспокоррекция +0,7.
Косой, практически горизонтальный вечерний свет создает порой интересные сюжеты, и как важно иметь под рукой не слишком громоздкую камеру, чтобы успеть их поймать! Кадр довольно контрастный, но EOS 650D справилась с ним без труда: и тени, и света обрели оптимальную яркость без всякой экспокоррекции.
Объектив Canon 18–135/3,5–5,6 IS, приоритет диафрагмы, 1/160 с, f/7,1, ISO 100.
Отзывы и комментарии