Тест Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Для поклонников фототехники Canon ожидание появления EOS R было долгим и напряженным. На протяжении последних нескольких лет вопрос стоял даже не какой будет первая полнокадровая беззеркалка Canon, а будет ли она вообще. Успешный перезапуск линейки EOS M с очень удачными моделями M5 и M6, недорогой и популярной M50 вселил надежду на скорый приход старшей системной камеры. И вот она перед нами. Для того, чтобы понять, что такое EOS R, необходимо прояснить несколько моментов. Первый — это любительская камера. Да, она создавалась с прицелом и на профессионалов, но в качестве второго номера, ассистирующего фотоаппарата, который легче и меньше, но не уступает в качестве изображения основной камере фотографа. EOS R не претендует на конкуренцию ни с одной из существующих линеек Canon — зеркалок под EF-S и под EF оптику, и не отправит на преждевременную пенсию EOS M. Это просто еще один инструмент с особыми, дополнительными возможностями, которые могут быть интересны фотолюбителям и профессионалам в равной степени.

image_8

Беззеркальная камера Canon EOS R

Размер имеет значение

Да, нельзя сказать, что EOS R очень компактен и поместится в кармане. Но достаточно одного взгляда на переднюю панель камеры, чтобы стало понятно, что сделать ее меньше без ущерба для эргономики характеристик просто невозможно. Значительную часть камеры занимает огромный байонет с огромным же входным отверстием. Справа остается только место под рукоять и пальцы, ровно столько, сколько нужно. Слева - небольшой выступ основного объема корпуса, где разместилась кнопка замка байонета, и все. Наверх выдается лучший в классе цифровой видоискатель. Любая попытка уменьшить габариты камеры дальше привела бы к ухудшению характеристик аппаратa, и с ним стало бы просто неудобно работать.

 
6d_comp_back

6d_comp_right

6d_comp_top

Зеркальная камера Canon EOS 6D Mark II и системная камера EOS R— различия в габаритах может быть и небольшие, но ведь любое уменьшение веса и размера лучше. 

 

Новая система

Байонет заслуживает особого упоминания, ведь речь идет не просто о железном колечке, на котором держится объектив. Фактически, это основа всей системы. Ключевыми моментами здесь являются рабочий отрезок - расстояние между плоскостью опоры крепления объектива и сенсором, диаметр входного отверстия и сопряжение электроники камеры и объектива. Первое определяет общие габариты системы: при уменьшении рабочего отрезка оптику и камеры можно делать более компактными при сохранении оптических характеристик.

От диаметра байонета зависит максимальный размер заднего оптического элемента ­- чем он больше, тем больше света может пропустить объектив, а лучи света можно направлять на сенсор под углом, максимально близким к прямому. У Canon RF диаметр байонета 54 мм.

Что касается электронного тракта между камерой и объективом, то от его пропускной способности зависит то, насколько производительными будут системы автофокусировки, стабилизации изображения и экспозиционная система. Здесь разработчики создали большой задел на будущее, увеличив количество контактов с 8 до 12.

bayonet

 

Объективы RF: собери свою новую систему!

Большинство преимуществ нового байонета доступно фотографам уже сейчас. Начать стоит с маленькой (пока!), но впечатляющей линейки оптики, резкой, быстрой, дающей красивую картинку.

Китовый RF 24-105mm f/4L IS USM - достойный объектив. Новинку без оговорок можно рекомендовать всем покупателям EOS R вне зависимости от набора имеющейся оптики и жанровых предпочтений.

 24-105_comp_close_jpg

24-105_comp_open_jpg

 RF 24-105 f/4L IS USM  выполнен лишь в немного более компактном форм-факторе и только на 95 г легче EF 24-105 f/4L IS USM.
24-105_comp_onbody_jpg

Cтоит восстановить рабочий отрезок объектива RF 24-105 f/4L IS USM с помощью адаптера, как различия в габаритах системы становятся более очевидны.

 

Портретный объектив RF 50mm f/1.2L USM показывает фантастическую проработку деталей в области резкости и очень красиво рисует в расфокусе, 10-лепестковая диафрагма отчасти тому способствует. Но, главное, если большинство светосильной оптики не отличается скоростью наведения резкости, то этот объектив реагирует на нажатие кнопки спуска практически молниеносно и прекрасно себя показывает со следящей AF.

ob_ektivy_rf

Canon RF 50mm f/1.2L USM — большой, довольно тяжелый профессиональный объектив. Но, по производительности и картинке он на шаг впереди своего «зеркального» аналога.

 

Canon RF 35mm f/1.8 IS Macro STM - единственный из представленных объективов, не входящий в число гордых носителей литеры L, то есть, не принадлежащий к профессиональной оптике. Ужасно жаль, что на тестирование к нам он не попал, поскольку отзывы тех, кто его успел купить, крайне обнадеживающие. Самое интересное, что благодаря качеству картинки, компактности и все той же скорости автофокусировки, его чаще используют не по назначению: фотографы снимают на него не насекомых и ювелирные украшения, а репортажи.

 image_2

Не обманывайтесь внешним видом RF 35mm f/1.8 IS Macro STM и его принадлежностью к макрообъективам: он способен на многое.

 

Главное достоинство Canon RF 28-70mm f/2L USM - небывалая для зума постоянная светосила F2. Достичь этого позволила именно новая конструкция байонета и сопутствующих систем. Объектив уже продается в официальном интернет-магазине Canon и у некоторых партнеров.

 image_3

RF 28-70mm f/2L USM — абсолютно новое слово в стандартных зумах, наиболее наглядно демонстрирующее перспективы, которые открываются для разработки оптики системы RF 

 

Dual Pixel CMOS AF: 5655 пикселей для автофокуса. Кто больше?

В камере EOS R получили дальнейшее развитие новые технологии цифровой обработки данных, которые уже были обкатаны на зеркальных моделях последнего времени. Прежде всего это относится к системе Dual Pixel CMOS AF, которая отвечает за быстрый и точный автофокус. И вот почему: все пиксели по вертикали и 88 процентов по горизонтали состоят из двух независимых фотодиодов. Они вместе считывают световые сигналы для создания изображения, и - по отдельности, чтобы вычислить разность фаз и тем самым точно определить, куда и насколько нужно переместить линзы в объективе, чтобы объект съемки стал идеально четким. На автофокус работает почти весь сенсор - 5 655 фотодиодов. И количество переходит в качество: четкие кадры получаются даже в полутьме шахтерского забоя…

В камерах Canon EOS уже не первый год используется технология Digital Lens Optimizer — программная коррекция оптических искажений и недостатков, но в EOS R она была полностью переработана.

Ранее информация об объективе хранилась в камере. С выходом новой оптики для использования DLO приходилось обновлять прошивку фотоаппарата.  В противном случае алгоритмам просто неоткуда было бы брать исходные данные для коррекции. Увеличение скорости передачи данных через байонет позволило перенести всю информацию об объективе из фотоаппарата в линзы RF.

Камера в реальном времени, в процессе съемки обращается к объективу для получения информации, необходимой для обработки изображений. По заверению разработчиков, сейчас используется лишь часть этих данных. В будущем при совершенствовании алгоритмов обработки и появлении новых средств внутрикамерной цифровой коррекции, пользователю не потребуется обновлять эту базу – все необходимые данные в ней уже есть.

Камера EOS R уже умеет исправлять виньетирование (неравномерность засветки кадра) и геометрическую дисторсию (искажение формы объектов), а также выполнять «цифровую оптимизацию объектива», включающую в себя коррекцию хроматических аберраций (цветные ореолы вокруг контрастных границ) и дифракции (снижение четкости проработки деталей).

Более того, теперь DLO стало возможным использовать в режиме записи видео.

 dlo_screen

Для противников автоматических «улучшайзеров» разработчики оставили возможность отключить устранение оптических искажений. Мы тоже попробовали обойтись без нее. Это лишний раз дало возможность убедиться, что объективы RF серии действительно отличаются высокими оптическими характеристиками, и камера ничего не «дорисовывает» за ними. Но в целом идея отказаться от DLO сравнима с призывом «пчелы против меда»: EOS R точно и в нужном объеме выполняет необходимую коррекцию, экономя фотографу силы и время на постобработку.


dlo_off_jpg

dlo_on_jpg

 На первом снимке DLO отключена, на втором — включена: очевидно, что исправлено виньетирование, «подушкообразное» искажение геометрии и, если приглядеться, устранен слабый хроматизм по краям кадра. RF 24-105mm f/4L IS USM, 105 мм, f/4, 1/250, 500 ISO.

 

Кольцо зуммирования на объективах RF— единственное, которое обладает механической связью. Фокусировочное кольцо стало полностью электронным, и у этого есть сразу несколько преимуществ.

Во-первых, в зависимости от скорости его вращения непропорционально увеличивается скорость перемещения линз. То есть, поворот, скажем, на четверть оборота может сместить дистанцию фокусировки как на пару сантиметров, если вращать кольцо медленно, так и на несколько метров, если делать это быстро. Видеографы, использующие специальные приводы фокусировки - фолоу-фокусы - могут вернуть в меню «нормальное» поведение колеса, когда дистанция наведения точно соответствует определенному углу поворота.

Во-вторых, теперь не приходится перехватывать объектив, теряя точность наведения. 

lens_rings_menu

 

Тем, кто переходит с одной системы на другую, теперь не нужно привыкать к изменению направления вращения кольца: в меню можно выбрать удобный для себя вариант. Кроме этого, на объективах RF появилось третье кольцо, функциональность которого устанавливается в настройках. Это может быть управление диафрагмой или выдержкой, установка чувствительности или внесение экспопоправки.

Здесь тоже не забыли про видеооператоров. Изначально, функциональное колесо проворачивается с щелчками, что дает лучшую обратную связь. Однако, в официальном сервисном центре «трещетку» можно отключить. В этом случае, управление диафрагмой будет проходить беззвучно. А если учесть, что оптика RF серии L позволяет менять относительное отверстие с шагом 1/8 ступени EV, работать при видеосъемке диафрагма будет почти как бесступенчатая.

 body_efs

 

"Старая гвардия" тоже в строю!

И наконец, бонус для тех, кто не готов сразу менять старое на пусть даже такое прекрасное новое. Короткий задний рабочий отрезок позволяет через адаптеры устанавливать оптику многих других систем на EOS R. Сама Canon предлагает адаптеры на системы EF и EF-S. Да-да, мы не ошиблись, это первый полнокадровый фотоаппарат Canon, который поддерживает объективы, созданные для формата кадра APS-C. Естественно, изображение автоматически обрезается в 1,6 раза, но есть масса случаев, когда это может быть полезно. Например, у вас сохранился хороший телевик или вы успели обзавестись уникальным макро-объективом Canon EF-S 35mm f/2.8 Macro IS STM со встроенной подсветкой. В случае с такими линзами урезание кадра не так существенно.

image_5

Адаптеров три: стандартный, идущий на старте продаж в комплекте с камерой, который мы смогли попробовать в нашем тестировании, и два специальных. Один оснащен встроенным креплением для фильтров с поворотной оправой — подспорье для пейзажных фотографов, вооруженных широкоугольными объективами без резьбового крепления для оптических насадок. Второй предлагает функциональное колесо, аналогичное таковому на объективах RF: зачем отвыкать от хорошего, если возникла необходимость взять объектив для зеркалок?

Старая система

Адаптеры не единственное, что роднит новую камеру с миром Canon EOS. В системной камере крайне важны аксессуары и дополнительные устройства. EOS R сделали таким образом, чтобы у владельцев оборудования бренда не было ни малейшего препятствия для перехода на новую камеру или расширение за ее счет имеющегося арсенала.

Вспышки SpeedLite, GPS-приемники, пульты управления, беспроводные передатчики - все то, что фотограф успел накопить непосильным трудом для своей зеркальной камеры, с большой долей вероятности подойдет к EOS R.

Отличным решением было использовать в новой камере аккумулятор LP-E6N — источник питания для EOS 7D Mark II, EOS 6D, EOS 6D Mark II, EOS 5D Mark IV, EOS 5DS R  и ряда других. Фотоаппарат будет работать и со старым аккумулятором LP-E6, но не сможет заряжать его внутри себя от адаптера питания.

 battery3_jpg

 

 

Поскольку камера совершенно новая по форме, сложно было ожидать, что батарейная рукоять - продолжение корпуса фотоаппарата - не станет полностью оригинальным аксессуаром для EOS R. По своей конструкции BG-E22 мало чем отличается от привычных рукояток зеркалок: слот под дополнительный аккумулятор, кнопка спуска, несколько дополнительных кнопок, повторяющих функционал кнопок на камере, но предназначенных для работы в портретной ориентации камеры. Непривычна и радует комплектация этого аксессуара, в которую входит адаптер питания от сети 220 В, благодаря которому рукоятка превращается в дополнительное зарядное устройство.

Сторонние производители оптики и аксессуаров для системы Canon либо уже привели к полной совместимости с новой камерой Canon свои объективы, вспышки и синхронизаторы, либо спешно работают над обновлениями программного обеспечения. Так что, фотографы, рискнувшие уже сейчас заглянуть в будущее с новой системой EOS R, могут не расставаться с привычными инструментами.

EOS R в работе: прогулки по городу, домашняя съемка, съемка мероприятия

Нет смысла описывать конструкцию аппарата, наличие и расположение кнопочек и колесиков в отрыве от того, как со всем этим можно работать на практике. В конце концов, перечисление всех органов управления есть в инструкции к камере, доступной для свободного скачивания на сайте производителя, и здесь мы не скажем ничего нового.

Когда в первый раз берешь в руки EOS R без объектива, удивляешься ее легкости. Камера ощущается в руке, как обычная полнокадровая зеркалка Canon, в плане фактуры материалов, отсутствия люфта корпуса, надежности посадки в кисти, но как будто-то что-то не доложили. Однако, все на месте. Шасси из магниевого сплава, стальной байонет, полный набор пыле- и влагозащиты - все то, что уже привыкли получать в камерах, предназначенных одновременно и для любителей, и для профессионалов.

Представители Canon подчеркивают, что по степени защищенности и конструктивной прочности EOS R немного уступает EOS 5D Mark IV, но она в любом случае лучше подготовлена к превратностям судьбы, чем любительские камеры. В ходе тестирования камера многократно по нескольку часов «гуляла» под снегопадом без прикрытия, переходила с мороза в теплое помещение и обратно, и при этом с ней ничего не приключилось. Даже такая распространенная проблема, как запотевание видоискателя, ее не коснулась. Отдельно хочется отметить предусмотрительность разработчиков в части защиты датчика изображения. В отличие от других беззеркалок, при выключении EOS R закрывает затвор, и когда вы снимаете объектив, вы можете увидеть только шторки.

 front_bayonet_jpg

Cенсор, cпрятанный за затвором, уже сам по себе вселяет уверенность в завтрашнем дне без похода в сервисный центр. Так его сложно испачкать, на него не может попасть влага при смене объектива на улице в снегопад, на нем меньше оседает пыли.

Помимо этого, сенсоры беззеркалок в большей степени, чем светоприемники зеркальных камер, подвержены негативному влиянию ультрафиолета, поскольку большую часть времени они открыты. Кто из нас не забывает каждый раз закрывать крышкой объектив? Так что решение Canon прикрыть сенсор выглядит со всех сторон разумным.

Заканчивая тему защищенности, не стоит забывать о важном преимуществе системы оригинальных адаптеров. Используя пыле- и влагозащищённый объектив Canon серии EF L на защищённой же камере EOS R вы ничего не теряете, поскольку адаптер сам по себе снабжён многоуровневой системой прокладок, препятствующих проникновению влаги и пыли внутрь камеры. Добиться такого от сторонних адаптеров вряд ли когда-нибудь будет возможно.

 front_jpg

Управление: ЖК-экран + видоискатель + программные кнопки и диски

Практически все управление EOS R сосредоточено на правой части корпуса. На левой осталась только кнопка доступа в меню и дисплей. Здесь впервые сталкиваешься с одной из немногих недоработок в аппарате. Нередко при съемке, особенно в работе с нижнего ракурса, возникает необходимость изменить что-либо в настройках. Самым удобным органом управления для этого оказывается сенсорный дисплей. Он крайне отзывчив, с ним можно работать в проводящих перчатках для емкостных дисплеев, на него выводится большая часть необходимых съемочных опций, и их можно изменить в два касания.

Держа камеру в левой руке под основание объектива, вы тянетесь пальцем правой руки к дисплею, и… все пропадает. На движение руки реагирует датчик приближения под видоискателем, и экран гаснет. В середине теста пришлось и вовсе изменить автоматическое переключение между экраном и видоискателем на ручное, перепрограммировав клавишу блокировки экспозиции. Привычки по-другому держать камеру и оперировать сенсорным интерфейсом не выработалось.

Сенсорное управление на EOS R настолько удобно организовано, что как-то совсем незамеченным осталось удобство работы с камерой в перчатках. Да, все кнопочки на камере маленькие, и возможно, что какие-то из них невозможно нащупать рукой через ткань. Но, в ходе тестирования и необходимости такой не возникало. Экран отлично реагировал на недорогие перчатки одного из масс-маркет брендов и позволял выбирать все необходимые опции.

 rear_lcd_open

Как посмотреть

Несмотря на то, что мы уже привыкли работать с беззеркалками, где при прочих равных, дисплей оказывается информативнее, качественнее и удобнее цифрового окуляра, в EOS R сложно отдать однозначное предпочтение чему-то одному. Видоискатель с разрешением в 3,69 миллионов точек пока мало кто предлагает из производителей беззеркальных фотоаппаратов, и никто, кроме Canon, для полнокадровых. Он четкий, без искажений, быстрый и тонко настраиваемый.

Его не может заменить дисплей в случаях, когда необходимо быстрое и точное слежение за объектом, если нужно чисто кадрировать изображение объекта на пустом фоне, работая с ним вы не отвлекаетесь на окружающее, если этого не требует ситуация. Напротив, фотографирование со штатива или с неудобных ракурсов, незаметная съемка, запись видео — все это требует визирование по дисплею. И экран EOS R, поворачивающийся в любой плоскости, здесь большое подспорье.

Для фотографов, только-только перешедших с зеркалки на беззеркальную EOS R и не готовых переключаться на кадрирование по экрану, он все равно окажется полезен. При визировании через видоискатель дисплей камеры выполняет функцию тач-пада, с помощью которого можно перемещать область или точку фокусировки. Он функционирует в двух режимах - абсолютном или относительном.

В первом случае, если, скажем, вы нажмете на верхнюю правую часть активной области экрана, точка наведения резкости переместится в правую верхнюю часть кадра.

Во втором - точка фокуса перемещается вместе с движением пальца по экрану, вне зависимости от того, с какого места это движение началось. Традиционные методы управления с современными цифровыми камерами перестают работать: прощелкать кнопкой 61 точку фокусировки, скажем на Canon EOS 5D Mark IV, еще можно, но на EOS R позиций автофокуса более пяти с половиной тысяч.

Несмотря на то, что в камере предусмотрено еще два способа выбора области наведения резкости - навигационной клавишей или колесиком, с удерживанием кнопки установки точки АФ - использование сенсорного экрана оказывается самым быстрым и эффективным в любых ситуациях.

 

Управляющие диски и кнопки: настроим все!

button_custom

Кнопки и колесики на корпусе EOS R могут подстраиваться под ваш стиль съемки. И тут стоит отметить один момент. Многие производители позволяют фотографу в широких пределах переназначать органы управления камер. Допустим, есть 10 функциональных клавиш и сорок назначаемых опций. Значит, на любую кнопку нужно разрешить пользователю устанавливать любую из этих 40 настроек.

Нужно ли это в действительности фотографу или нет, запутается любитель в собственноручно настроенном интерфейсе или нет — вопрос второй. Canon придерживается иного подхода.

Назначение каждой клавиши заранее продумывается, и пользователь получает свободу выбора в жестко заданных рамках. Только на одну клавишу подсветки вспомогательного дисплея можно назначить одну из 41 опции, на остальные — меньше. И это не проявление жадности или тирании, а скорее помощь пользователю. Не стоит забывать, что это все-таки любительская камера, и ей вполне может работать достаточно неопытный по части техники съемки человек.

 slider_custom

Самым любопытным на момент анонса и самым не распробованным в ходе тестирования оказался программируемый сенсорный слайдер. По замыслу разработчиков, проводя по нему пальцем или нажимая на края, пользователь может изменять различные съемочные параметры. Слайдер может откликаться на прикосновение сразу или, находясь в режиме блокировки, через несколько секунд.

На деле оказывается, что разблокировка проходит слишком долго, и при наличии массы других способов можно быстрее изменить настройки, ожидание не стоит свеч. Если же отключить режим защиты от случайного реагирования в меню, то постоянно сбиваешь выставленные параметры: сенсорная полоска расположена в месте, где часто оказывается большой палец правой руки. Возможно, с выходом обновлений прошивок поведение слайдера изменится.

Две вещи, которые принципиально способны улучшить жизнь фотографа - меню Dial Function и режим гибкого приоритета АЭ. Первое особенно понравится адептам визирования по видоискателю, поскольку позволяет устанавливать двумя колесиками большинство основных настроек, таких как скорость протяжки, режим замера, размер области фокусировки, компенсацию экспозиции и мощности вспышки и других, без отрыва глаза от окуляра.

Новый режим Fv дает возможность вручную изменять один из четырех экспозиционных параметров - выдержку, диафрагму, светочувствительность и экспокоррекцию, в то время как остальные три подбираются автоматически на основании данных замера. В сложных и постоянно меняющихся условиях съемки это значительно снижает процент брака и экономит время.

 second_disp

Текущие настройки очень удобно считывать со служебного дисплея, размещенного на верхней панели. Само решение, очевидно, не новинка, да и похожий дизайн мы уже могли наблюдать на нескольких камерах других производителей. Но, Canon, пожалуй, удалось его реализовать наиболее удачно. Он информативен, может показывать не только основные съемочные установки и статус работы устройства, но и дополнительные опции. Не включая основной экран и не поднося камеру к глазам, вы уже можете оценить, нужно ли что-либо изменить в настройках перед съемкой нового сюжета.

Экран выполнен по технологии OLED. Во-первых, это красиво. У него абсолютно черный фон, и информация как бы проступает из корпуса камеры. Во-вторых, он четкий, что позволило размесить много данных без ущерба читаемости. И в-третьих, он экономичный. А для беззеркальных камер это особенно важно.

Как уже говорилось выше, в EOS R используется привычный многим владельцам камер Canon аккумулятор LP-E6N. Зеркалка Canon EOS 5D Mark IV может от одного его заряда сделать более 1000 кадров. У новинки, что ожидаемо, заявленная автономность ниже – около 300 кадров. Поскольку аппарат постоянно задействует для работы такие прожорливые потребители энергии, как сенсор и экран, снижение количества снимков от батареи вполне понятно.

В ходе теста, правда, показалось, что Canon слишком осторожно оценил возможности EOS R. В один из дней, при съемке мероприятия в течение 9 часов на камеру было сделано более 500 фотографий в покадровом и серийном режиме, записано несколько роликов в формате 4K, и сняты таймлапсы - два раза 20 минут по 400 кадров в каждом. За это время фотоаппарат подзаряжался только раз в течение 30 минут, то есть не до конца. Снижение автономности EOS R на морозе в диапазоне -5 – -8 °С если имеет место, то незначительное. В более экстремальных температурных условиях вести съемку, по счастью, не довелось.

Лучше меньше или лучше?

Работа с EOS R одной рукой возможна, если использовать легкие и компактные объективы, вроде RF 35mm f/1.8 IS Macro STM или EF 40mm f/2.8 STM, EF 28mm f/1.8 USM, EF 50mm f/1.8 STM через адаптер. Большая и удобная рукоять дает возможность уверенно держать камеру и при этом изменять параметры с помощью Dial Function. Оптика класса L как системы RF, так и EF, уже делает необходимым подключение второй руки в качестве опорной.

Установив через адаптер какой-нибудь большой светосильный зум, скажем, Canon EF 70-200mm f/2.8L IS USM, начинаешь остро ощущать необходимость в батарейной рукоятке, способной дать большую площадь захвата. При всем этом, связка EOS R и телевика от зеркалки все равно выглядит разумной и вполне пригодной для серьезной работы, нежели с какой-нибудь камерой EOS M. Так что профессионалы, рассматривающие новинку в качестве второй страховочной или дополнительной камеры, могут в ней не сомневаться.

Наводим Rезкость

Важное преимущество EOS R перед всеми существующими на момент подготовки материала системными фотоаппаратами - чувствительность системы автофокуса. С оптикой с максимальной светосилой F1.2 камера без труда наводит резкость при освещенности -6 EV. Для сравнения лунная ночь даёт нам всего -4 EV. На деле глаз практически не различает в темноте то, на чем может фокусироваться EOS R. Это не только упрощает съемку сюжетов в условиях недостаточного освещения, но и даёт возможность, скажем, пейзажным фотографам использовать автофокусировку с большинством нейтрально-серых фильтров.

С фильтром Hoya ND500 на объективе RF 24-105mm f/4L IS USM наведение резкости не быстро, но точно, происходило в помещении, освещенном неяркими флуоресцентными лампами. Надо понимать, что такой фильтр уменьшает экспозицию на 9 ступеней EV. Фазовая часть системы фокусировки в таких условиях отключается, и оценка резкости происходит уже исключительно по контрасту. Но для неспешных видов съемки, вроде пейзажной фотографии, это не так уж и важно.

Также достоинством связки обновленного сенсора с увеличенной площадью покрытия датчиками фазовой фокусировки (Dual Pixel CMOS AF) и процессора DIGIC 8 являются скорость автофокуса и его точность. Дело в том, что в новой камере информацию о фокусировке считывают более 5 тысяч фотодиодов, расположенных почти по всему сенсору. И огромный поток информации благодаря мощному процессору мгновенно перерабатывается и на объектив поступают команды, передвигающие линзы в положение максимального фокуса.

Правда, стоит оговориться, что это касается в первую очередь покадрового режима наведения. Следящий режим работает хорошо, но с некоторыми оговорками. На ярком свету или при не слишком быстром перемещении модели в условиях недостаточной освещённости процент промахов крайне незначительный. Но, в сложных условиях, на низкоконтрастных сценах, или если объект быстро движется на камеру, появляется брак по фокусу.

Ограничение скорости серии со следящим наведением резкости до 5 кадров в секунду не позволяет рекомендовать аппарат для серьезной съемки, скажем, быстрых видов спорта. Значит ли это, что с EOS R нельзя снимать динамику? Нет. Это свидетельствует лишь о том, что новинка не претендует на нишу таких камер, как EOS 7D Mark II или EOS 5D Mark IV.

 
 

RF 50mm f/1.2L USM, 1/60 сек, f/1.2, ISO 800, режим отслеживания лица с фокусировкой по глазу 

 

Что на выходе?

Первое, на что обращаешь внимание сразу после выгрузки фотографий с камеры на компьютер, это то, как аккуратно EOS R воспроизводит цвета. Совсем не важно, что в кадре — буйство красок или тонкие переходы пастельных тонов — вам сложно будет придраться к их передаче.

В современных условиях фотограф часто страдает от некачественного освещения. Энергосберегающие лампы разных типов, появившиеся повсеместно, безусловно, важное нововведение для сохранения окружающей среды и экономии ресурсов, освещают нашу жизнь причудливыми и, как правило, не полными спектрами, что для фотоаппарата составляет большую проблему. Однако, и в этом несовершенном мире EOS R умудряется показать красоту. И если промахи случаются, то они не критичны или же являются следствием совершенно ужасных условий.


subtle_colors_jpg

  RF 24-105mm f/4L IS USM, 105 мм, 1/40 сек, f/4.2, ISO 800 

 

Важно, что такой результат доступен сразу из камеры. Профессиональный фотограф найдет, как улучшить цвет за счет постобработки, более эффектно или творчески доработав картинку. Но неискушенный в цветокоррекции любитель сразу получит фактически готовый кадр.

EOS R не предлагает никаких столь популярных сейчас цифровых фильтров. И, может оно и к лучшему. Встроенная система профилей обработки изображения Picture Style дает возможность улучшить цветопередачу в соответствии с сюжетом. А за эффектность отвечает наш бессменный фаворит - настраиваемый режим ч/б, в котором очень хорошо получается снимать графичные композиции.

 bw_jpg

  RF 24-105mm f/4L IS USM, 31мм, 1/150 сек, f/4.5, ISO 250 

Даже бич большинства цифровых фотокамер - лампы синего спектра, где сенсоры наиболее чувствительны,  новичку не страшны. Привычного перетекания заряда на соседние пиксели здесь не происходит. И синяя подсветка передается без ужасных ореолов. Современные сенсоры с технологией Dual Pixel CMOS AF уже успели себя отлично зарекомендовать в других фотоаппаратах Canon, но, кажется, разработчики еще немного улучшили эту технологию.

 colors_night_jpgRF 24-105mm f/4L IS USM, 74 мм, 1/60 сек, f/4.5, ISO 800 

 

Детализация - второй аспект, на который надо обратить внимание.Камера обеспечивает буквально попиксельную резкость. Фотографию гостиницы «Пекин» можно использовать в инспекционных целях: карниз над часами и лепными цифрами 1949 - это, к слову, не год постройки здания, а год «рождения» часов - изрядно обветшал и требует ремонта.

details_jpg RF 24-105mm f/4L IS USM, 24 мм, 1/200 сек, f/8, ISO 800 

 

Снимок со звенящей резкостью можно получить и на длинных выдержках - эффективность стабилизации в системе EOS R ощутимо повысилась. Это заслуга технологии Dual Sensing IS. Четкие снимки с рук на выдержке 1/8 сек при фокусном расстоянии 45 мм и на 24 мм, да еще и с включенной функцией HDR в три экспозиции, вполне реальный результат.

 1_8_sec_hdr_jpgRF 24-105mm f/4L IS USM, 45 мм, 1/8 сек, f/5, ISO 800 
1_8_sec_hdr_jpgRF 24-105mm f/4L IS USM, 24 мм, 1/8 сек, f/4, ISO 200, HDR + 2 EV 

 

 Кстати, автоматическая склейка изображений с расширенным динамическим диапазоном работает на диво приятно. Алгоритмы успешно справляются и со сведением кадров, снятых с рук, и как-то хорошо обрабатывают движущиеся объекты, избегая неприятных артефактов и двоений контуров. Процесс склейки с быстрой картой памяти UHS-II занимает считанные секунды, благодаря чему режим оказывается вполне пригодным для спонтанной уличной съемки.

hdr_1_10sec_f8_jpgRF 24-105mm f/4L IS USM, 24 мм, 1/10 сек, f/4, ISO 800, HDR +2 EV 

 

И, наконец, поговорим о светочувствительности. Производительность EOS R здесь очень близка к профессиональной камере Canon EOS 5D Mark IV, с той лишь разницей, что на наш вкус на значениях ISO свыше 1600 единиц, при съемке в JPEG и стандартной установкой шумоподавления, мелкие детали замыливаются больше, чем нам хотелось бы. В то же время, снижение уровня шумодава до «слабо» дает резкий прирост в качестве проработки при минимальном зерне и слаборазличимых посторонних цветовых вкраплениях. В режиме репортажа можно без особых сомнений использовать ISO 1600 и даже ISO 3200.

rf50_3200_2_jpgRF 50mm f/1.2L USM, 1/100 сек, f/3.2, ISO 3200  

 

На ISO 6400 детализация ощутимо снижается, но при наличии разрешения в 30,3 мегапикселя у такого снимка остается еще масса сфер применения, кроме печати в большом формате, где потери могут быть заметны.

Идем выше — ISO 12 800. Работаете на интернет-издание? Ваши снимки живут в соцсетях? Смело устанавливайте это значение, и выигрывайте еще ступень для выдержки. Для более требовательных к разрешению изображения сфер уже понадобится какое-то хорошее средство борьбы с хроматическими шумами. И лучше переключиться на формат RAW, благо в EOS R предусмотрена его облегченная версия C-RAW.

Дальнейшее увеличение чувствительности до ISO 40 000, что любопытно, тоже имеет право на существование для особых случаев и более серьезной постобработки.

Мультимедийность в тренде

Canon EOS R получила полный набор профессиональных функций, необходимых для записи видео. Формат 4К с кодированием в MP4 и тремя вариантами сжатия — тяжелым ALL-I, сохраняющим каждый кадр для серьезного монтажа и получения максимального качества изображения, более легким IPB, подходящим в большей степени для любительской обработки, и компактным IPB Light (только для 1920х1080).

Если раньше функция расширения динамического диапазона C-Log была платной опцией для EOS 5D Mark IV, то в EOS R она уже в камере. На карту можно записывать 8-битный поток с кодированием цвета 4:2:0. При подключении внешнего HDMI-рекордера картинку 10-бит 4:2:2 можно сразу записать в обход флешки.

К памяти камера требовательна. При попытке начать запись на любую карточку медленнее SDHC UHS-II, аппарат вежливо, но категорично отказывается это делать, показывая на экране предупреждение. Частота кадров при записи в максимальном разрешении составляет 23,97 кадров/с. Более высокой частоты можно добиться при снижении разрешения: до 59,94 кадров/с в формате Full HD и до 119,9 кадров/с в HD.

  interface

В аппарате предусмотрены все необходимые для качественной записи интерфейсы. Кроме уже упомянутого HDMI, пропускающего несжатый видеопоток, здесь есть разъем для внешнего микрофона и гнездо для подключения наушников - средство аудиоконтроля уровня громкости и чистоты дорожки.

Есть один нюанс, который очень будоражит широкую общественность, и не упомянуть который невозможно: EOS R записывает 4К видео не со всей площади сенсора, а только с области, эквивалентной кроп-фактору 1,74, как и у EOS 5D Mark IV. Наверное, это плохо. Может быть даже очень. Но, только для камеры, заявляющей себя в качестве профессионального аппарата для записи видео.

Но, наша подопечная не такая. Это фотоаппарат с очень серьезной видеоначинкой. Что потеряет любитель от кропа? Вряд ли много. К слову, если у него уже есть оптика EF-S, особенно если это EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM с быстрым и действительно бесшумным приводом автофокуса, ее прекрасно можно использовать для съемки роликов с широким углом зрения.

Для профессионала-фотографа, которого из привычной гавани фотографии в мир мультимедиа толкает «невидимая рука рынка», EOS R все равно достаточный инструмент для получения высококачественного видеоматериала.

Куда важнее и интереснее, что это первая камера Canon, использующая все возможности технологии DLO при видеозаписи. Ни любитель, ни профессионал-фотограф, скорее всего, не будут себя утруждать устранением аберраций оптики при монтаже: это трудоемко и затратно по вычислительным ресурсам. А тут уже все готовое из камеры.

Кроме этого, система автофокуса, отлично зарекомендовавшая себя в фоторежиме, прекрасно работает и с видео. Во время тестирования хотелось, иногда, чтобы следящий фокус переключался медленнее: мгновенный перескок с одного объекта на другой, находящийся на значительном расстоянии, выглядит недостаточно красиво. При этом никакого «рысканья», задержек с переходом фокуса мы не заметили.

Отдельного упоминания заслуживает режим цейтраферной съемки или, как его чаще называют, таймлапс. Фотографии с разрешением 4K, сделанные с заранее настроенным интервалом, записываются в ролики MP4 со сжатием ALL-I. Результат по качеству выглядит так же хорошо, как и фотографии с EOS R - красивый цвет, высокая детализация, низкий уровень шумов. Но особенно удобен интерфейс настройки съемки. Очень приятно узнать еще до нажатия на кнопку спуска, что выбранные тобой наугад параметры - продолжительность интервалов и количества кадров - приведут к тому, что тебе придется простоять на морозе 40 минут в ожидании конца съемки. И выбрать другие настройки.

 

TimeLaps, снятый на камеру Canon EOS R, параметры съемки: 1/8 сек, f/8, ISO 1600 

Смотреть все видеотесты Canon EOS R

 

 

Вместо заключения: для кого Canon EOS R

Современная цифровая камера — это не отдельные характеристики, которые могут быть лучше или хуже, чем у других. Это сложный комплексный инструмент, который идеально впишется в арсенал одних фотографов, и не найдет себе места у других. Кроме прочего, никогда не надо забывать, что фотоаппараты со сменной оптикой - неотъемлемая часть системы, и рассматривать камеру в отрыве от нее нельзя. EOS R, безусловно, удалась. Ожидания оправдались в полной мере и даже больше. Оптика RF, с которой мы имели удовольствие работать, демонстрирует новый уровень качества и возможностей для работы: увеличенная светосила, невероятная детализация, более производительная система стабилизации. Чем судить о новинках, интереснее понять, кто точно должен обратить внимание на эту камеру.

Любой фотолюбитель, успевший обзавестись некоторым набором объективов Canon и рассматривающий переход на полный кадр, найдет в EOS R универсальный аппарат, способный на отлично отработать практически любой сюжет. Увлеченный фотограф сегодня снимает стрит, завтра загорелся астрофотографией, послезавтра пробует себя в студийных портретах. Таймлапс? Надо попробовать! Видеосъемка? Почему бы и нет!

EOS R способен на высоком уровне выступить во всех дисциплинах и тут же дать возможность поделиться с миром результатом через отлично реализованную связь со смартфоном. Пожалуй, только для спорта и серьезной съемки дикой природы, мы бы рекомендовали пока остановить свое внимание на зеркальных камерах.

В других жанрах, выбирая между EOS 6D Mark II c объективом EF 24-105mm f/4L IS USM и EOS R c аналогичной оптикой RF 24-105mm f/4L IS USM, мы бы не колеблясь выбрали бы последнюю.

А что профессионалы? Студийный портрет, фуд-фотография, предметная и коммерческая фотография, свадебная и даже интерьерная - уж больно хорошо аппарат передает детали и фактуры - если вы недавно начали зарабатывать деньги в этих видах съемки, EOS R может стать главной рабочей камерой.

Если в карьере фотографа вы состоялись, «эрка» будет отличным вторым номером. Вы можете ее взять на второстепенную съемку, с ней ассистент может подснять бэкстейдж, она мужественно займет место основной камеры, павшей жертвой несчастливых обстоятельств в момент выполнения заказа. В большинстве случаев клиент даже не заметит подмены. Это вторая более легкая камера свадебного фотографа, которому и так целыми днями приходится таскать на себе (или нагружать ассистента, который тоже человек) массу оборудования. И потом, кто знает, может могучий зеркальный аппарат все чаще будет оставаться на скамейке запасных. Мы уже знаем немало таких случаев.

0
1 февраля 2019

Отзывы и комментарии