Тест акустической системы ATC SCM100 ASL: активные профессионалы

Активные громкоговорители ATC SCM100 ASL приносят студийное качество воспроизведения в домашние условия и являются одними из лучших АС в своей категории по соотношению качество-цена, особенно учитывая факт, что полностью согласованные с динамиками усилители мощности, «подключенные» к колонкам методом Tri-Amping, уже входят в комплект поставки. Из недостатков отметим лишь не самый привлекательный, угловатый дизайн громкоговорителей, который может отпугнуть поклонников LifeStyle.

Тест: Денис ГОНЧАРОВ, журнал Потребитель. Video&Audio


Акустическая система ATC SCM100 ASL

 

КОНСТРУКЦИЯ

Британская компания ATC (Acoustic Transducer Company) была основана в 1974 году австралийским инженером Билли Вудменом (Billy Woodman). Первоначально компания располагалась в пригороде Лондона, но в 1985 году она переехала в более спокойное место, городок Страуд (Stroud) в пасторальном Глостершире.

Брэнд ATC больше известен в мире профессиональной акустики, причем пользуется в этой среде непререкаемым авторитетом. В числе ее клиентов есть студии BBC, CBS, EMI, Sony DVD и SACD Mastering в Нью-Йорке, Pioneer Mastering, Real World, Gateway Mastering, Pink Floyd, Naxos и TelArc, кинокомпании Todd AO, Paramount Pictures, Warner Brothers и многие другие. Количество компаний-пользователей аппаратуры ATC давно перевалило за тысячу. С некоторых пор кроме профессиональных мониторов компания выпускает «домашнюю» аудиотехнику: активные колонки и их пассивные аналоги, усилители. Но «коньком» компании все же считается активная акустика, которая наилучшим образом воплощает принципы Вудмена.

Будучи молодым инженером, только что переехавшим в Англию, Вудмен поставил перед собой амбициозную цель — совместить натуральность звука лучших на то время hi-i   громкоговорителей с большим динамическим диапазоном рупорных акустических систем. Кроме того, Вудмен стремился сделать АС с широкой диаграммой направленности, чтобы создать для слушателя большую зону качественного стереоэффекта.

Ни один из существовавших в то время на рынке громкоговорителей этим требованиям не соответствовал: например, английские Rogers, служившие тогда «придворными» мониторами BBC, обладали натуральным звуком, но имели ограниченный динамический диапазон, а американские громкоговорители тех лет обладали роскошной динамикой звука, но позволяли себе некоторые тональные вольности.

Поэтому Вудмену для реализации мечты пришлось провести собственные изыскания, и через несколько лет работы он создал свой среднечастотный динамик, укомплектованный купольной мембраной из бумаги с вязким покрытием, улучшающим демпфирующие качества диффузора. Для увеличения чувствительности динамика и контроля направленности его излучения бумажный купол помещается в неглубокий рупор. Сегодня рупорно-купольный СЧ динамик Вудмена считается одним из лучших в мире, многие производители даже пытаются копировать его конструкцию.

Все части своих громкоговорителей, за исключением твитеров и корпусов, АТС производит на собственной фабрике. Корпуса колонок делаются по выкройкам ATC английскими мебельными компаниями, а твитеры покупаются у известнейших фирм, таких как Vifa и Seas. Перед тем как уйти на склад, громкоговорители ATC подвергаются суровой проверке: тестируются «свипом» с амплитудой сигнала 20 В. Пройдя подобное испытание, громкоговорители безбоязненно могут работать в любой студии или системе домашнего кинотеатра. В каждой паре колонок АТС параметры звучания выдерживаются с высокой точностью: например, частотные характеристики укладываются в рамки 0,5 дБ.

К нам в тест попали активные акустические системы ATC SCM100ASL в напольной версии; у этих моделей есть также пассивные варианты и активные, но предназначенные для установки на невысокие стойки. Традиционно громкоговорители АТС выполнены в строго прямоугольных, массивных кабинетах из MDF, скрепленных внутри многочисленными стяжками. Фасад колонок дополнительно ужесточен деревянной плитой толщиной в несколько сантиметров, в нее вставляются динамики — нет никаких декоративных прибамбасов, вся конструкция надежна и предельно функциональна.

Насколько нам известно, от этого «классического» дизайна конструкторы ATC отошли лишь раз, поддавшись «тлетворному» влиянию моды, они выпустили модели EL150 SLP с кабинетами овального сечения. Внизу кабинет SCM100ASL устанавливается на невысокий постамент, едва выглядывающий за границы основного корпуса. Количество доступных расцветок колонок АТС год от года растет, SCM100ASL фанеруется шпоном тиса, вишни, грецкого ореха и розового дерева или же отделывается в черный цвет.

Громкоговорители комплектуются твитером Seas серии Excel, оснащенным 25-мм купольной мембраной, серебряной звуковой катушкой и двойной системой неодимовых магнитов. От 3,5 кГц эстафету у твитера принимает тот самый рупорно-купольный СЧ динамик Вудмена с 75-мм диафрагмой. В динамике используется 75-мм звуковая катушка длиной 3,5 мм, подвешенная в 5-мм магнитном зазоре. Катушка окружена массивной маг-нитной системой весом 7,5 кг.

Просвет составляет сотую часть дюйма, что делает возможным охлаждение катушки самим магнитом. ATC традиционно использует динамики с короткой катушкой и длинным магнитным зазором — эта комбинация обеспечивает постоянное нахождение катушки в линейной области поля, даже на максимальной громкости. В результате тональный баланс громкоговорителей ATC слабо зависит от уровня излучаемого звука — свойство, крайне необходимое в профессиональной студии, но и в домашней системе оно не окажется лишним.

За воспроизведение частот ниже 380 Гц в SCM100 ASL отвечает динамик с бумажной мембраной диаметром 314 мм. В драйвере применена запатентованная ATC технология SLM (Super Liner Magnet), разработанная компанией в 1986 году. Технология призвана нивелировать появление в моторе вихревых токов, которые возникают в поверхностном слое металлических частей динамика и вызывают нелинейные искажения звука.

Для подавления этого нежелательного эффекта ATC заменила тонкий слой полюсного наконечника магнита и прилегающих областей на специальный материал SLM, который по своим электрическим свойствам является изолятором, но проницаем для магнитных полей. SLM имеет сложную структуру: в полимере взвешена железная крошка, а объем материала перемежается оксидными слоями. В результате катушка не экранируется от магнитного поля, но вихревые токи в объеме SLM подавляются.

Каждый динамик в SCM100 ASL обслуживается своим собственным усилителем, весь комплект называется Ampack и имеет общую мощность 400 Вт: 50 Вт на твитер, 100 Вт на среднечастотник и 200 Вт на мидвуфер. Схемы усилителей в АТС разрабатывает компаньон Вудмена Тим Айзек. Свой первый прототип из трех раздельных усилителей на каждую полосу он собрал в 1985 г., с тех пор инженерный штат компании регулярно усовершенствовал схему.

Каждый моноблочный усилитель оптимизирован для работы с выделенным для него динамиком, каждый моноблок имеет изолированную систему питания, хотя для экономии места усилители собраны на едином шасси. Все усилители ATC собраны на базе полевых транзисторов MOSFET и работают в чистом классе A до 2/3 мощности.

В кроссовере SCM100 ASL использованы фирменные разделительные фильтры Линквица-Райли 4-го порядка, также разработанные Айзеком. На частотах раздела полос осуществляется точная аналоговая коррекция фазы, поэтому акустические системы АТС не имеют систем эквализации или встроенных DSP, все, что нужно, уже сделано инженерами на стадии сборки активного кроссовера.

Подключение к предусилителю или источнику сигнала производится с помощью разъемов XLR. Полностью балансный вход встроенного усилителя позволяет подключать АС кабелями длиной до 50 м, хотя в домашних условиях эта особенность колонок вряд ли пригодится.

 

ЗВУЧАНИЕ

Акустические системы SCM100 ASL звучат подчеркнуто аккуратно, бережно обращаясь с тембрами и обертонами, а натуральность и нейтральность звука сохраняются во всем рабочем диапазоне от нижней октавы до экстремального верха. В дополнение ко всем прочим достоинствам, англичанки обладают выверенным тональным балансом и хорошим динамическим диапазоном звучания, колонки реалистично передают тонкие динамические контрасты и микроамплитудную информацию, при этом они не стремятся искусственно выпятить какие-то нюансы записи — слабость, которую позволяют себе иные студийные мониторы.

Однако это не значит, что колонки будут прощать записи какие-то ошибки — некачественные моменты трека сразу высветятся со всей ясностью. Понравилось, что динамика и атака звука сохраняются не только на ВЧ и СЧ, бас ничуть не уступает середине по скорости, разборчивости, завидная артикуляция звука потихоньку начинает портиться лишь на нижней октаве.

Редкий дар акустики SCM100 ASL — умение грамотно строить сцену на небольшой громкости, а затем удерживать сфокусированное изображение уже на любой подводимой мощности. Диспозиции музыкантов точно передаются даже в оркестровых композициях, прорисовка сцены не ухудшается ни на краях, ни на заднем плане, очень разборчиво показываются группы басовых инструментов. Показать реверберации концертного зала — никаких проблем, поэтому на оркестровых записях в исполнении SCM100 ASL музыканты никогда не выглядят подвешенными в пространстве, слушатель всегда получает информацию о размерах помещения, в котором происходила запись.

Еще одно достоинство колонок, помимо очень широкой и глубокой, прозрачной сцены — абсолютная отвязка стереообраза от самих акустических систем, они словно растворяются в воздухе, слушатель может свободно перемещаться в комнате, не рискуя выйти за пределы зоны правильного стереоэффекта. Едва ли не с любой позиции можно «увидеть» все ту же контрастную голографическую картинку.

Недостатки у SCM100 ASL найти очень сложно, по большому счету, их и нет. Но показалось, что данная система продемонстрировала очень хорошую, но не предельную макродинамику звука на краях спектра: система норовит чуть-чуть снизить амплитуду ударов бочек или остроту звука хай-хета.

 

ЦЕНА

Зависит от отделки, средняя стоимость 685 000 рублей.

 

 

ИЗМЕРЕНИЯ

Акустические системы SCM100 ASL демонстрируют отличную линейность АЧХ в рабочем диапазоне 40-20 kГц с неравномерностью характеристики ±2,5 дБ.

Угловая однородность излучения также на высоте, кривая чувствительности в направлении 30° лежит очень близко к осевой с минимальным спадом уровня на верхней октаве и в области верхней точки кроссовера. Нижняя граница по уровню ±3 дБ составила 34 Гц.

 

График АЧХ, измеренной на оси и под углом 30 градусов




Редакция журнала «Потребитель Video&Audio» благодарит компанию Nirovision

и салон Fostergroup (м. Красные Ворота) за помощь в проведении теста.


 


Источник: Журнал Потребитель.Video&Audio
RSS
+2
6 мая 2013

Отзывы и комментарии