Обзор фотовыставки «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики»

Открытие нового, равно как и познание того, что стало историей, одинаково увлекательно и, по сути, является одним и тем же процессом. Галерея Классической Фотографии, недавно открывшаяся в Москве, еще раз подтвердила это мнение.


Ansel Adams. El Capitan, Winter. 1950

Ansel Adams. El Capitan, Winter. 1950

Ансел Адамс. Эл Кэпитан, зима. 1950

Собственность Галереи Классической Фотографии

 

Первым экспозиционным проектом, осуществленным галереей, стала выставка «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики», которая состоит из работ легендарного американского пейзажиста и его последователей. Работы, представленные на выставке, являются оригинальными серебряно-желатиновыми отпечатками самих мастеров и позволяют детально изучить особенности ручной печати каждого из них.

В истории мировой культуры школа американского фотографического пейзажа занимает одну из прекраснейших страниц. Главной персоной этой изобразительной традиции стал величайший американский фотограф Ансел Адамс (Ansel Easton Adams, 1902–1984). В его творчестве нашли отражение важнейшие тенденции, взгляды на природу фотографии и новаторские изобразительные стратегии американской фотографии первой половины XX века.

Фотографы США, активно включившиеся в международное художественное течение пикториальной светописи, достаточно быстро ощутили потребность в том, чтобы позволить фотографии выглядеть именно как фотография, а не быть похожей на картину или гравюру. Эта тенденция, представляющая род художественной практики, будет названа «прямой фотографией» (straight photography).

«Прямая фотография» как способ художественного высказывания очень быстро приобретает широкий круг последователей, в числе которых можно обнаружить и Альфреда Стиглица. Серия фотографий облачного неба «Эквиваленты», созданная этим мастером, стала своеобразным предчувствием той личностно-объектной связи, которая окажется очень важной для понимания фотографий Ансела Адамса и его учеников.

Когда Адамсу исполнилось 14 лет, родители подарили ему камеру «Кодак» модели Box Brownie. Фотоаппарат обеспечивал съемку 100 кадров на пленке с бумажной основой. Адамс делает свои первые снимки в национальном парке Йосемити в горах Сьерра-Невада, с которым впоследствии будет тесно связана его фотографическая жизнь. В 15 лет Ансел начинает работать в фотолаборатории Сан-Франциско. Тогда же он приступает к чтению журналов по фотографии, посещает клубы любителей фотосъемки и фотовыставки. Он увлекается альпинизмом и вместе со своим дядей Фрэнком и зимой, и летом ходит в горы Сьерра, развивая навыки, которые пригодятся ему позже при съемке в тяжелых погодных условиях на большой высоте.

В 17 лет он вступает в экологическую группу, занимающуюся защитой и охраной памятников природы, и останется ее членом на всю жизнь. Именно в штаб-квартире Sierra Club в 1928 году состоялась первая выставка фотографий Ансела Адамса.

Параллельно с занятиями фотографией, носившими на тот момент еще любительский характер, Адамс делает карьеру концертного пианиста. Но, увидев в 1930 году в Таосе (штат Нью-Мехико) работы Пола Стренда, решает отказаться от профессиональных занятий музыкой в пользу фотографии. Фотографические произведения Адамса несут свое-образную музыкальную гармонию, сам автор сравнивает негатив с нотами, а отпечаток — с исполнением, стремясь к максимально чистому и ясному звучанию тона. В 1932 году Адамс выступает основателем группы «f/64», в состав которой, кроме него, входят Эдвард Уэстон (Edward Weston), Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham), Уиллард Ван Дайк (Willard Van Dyke), Сонья Носковяк (Sonya Noskowiak), Джон Пол Эдвардс (John Paul Edwards) и Генри Свифт (Henry Swift). Группа выбирает себе названием термин, обозначающий число диафрагмы, доступное на крупноформатной камере (8×10 дюймов), при которой получается оптимально четкое изображение. Члены группы сознательно отрицали любые манипуляции при печати, демонстрируя подчеркнутое уважение фотографа к объекту и вместе с тем стремление отмежеваться от утрачивающей свою актуальность эстетики пикториальной (pictorial — живописный, изобразительный) фотографии. Несмотря на непродолжительность существования группы «f/64», она остается одним из самых передовых фотографических сообществ американской фотографии 1930-х годов.

Публикация нескольких иллюстрированных книг и персональная выставка An American Place, открывшаяся в 1936 году в галерее Альфреда Стиглица, приносит Анселу Адамсу интернациональную известность.

За год до этого, в 1935 году, Адамсу перешел в наследство фотобизнес зятя Гарри Беста, который существует и сейчас под именем «Галерея Ансела Адамса» (www.anseladams.com).

Во время Второй Мировой войны, шокированный действиями, предпринятыми администрацией США против американцев японского происхождения, Адамс посещает лагерь Манзанар (Manzanar War Relocation Center), где создает серию фотографий, впервые продемонстрированную в МоМА и затем опубликованную в форме книги.

Адамс — не только блестящий фотограф и преподаватель, но и всесторонний знаток фототехнологии, работающий с самыми разными камерами и процессами. Совместно с Фредом Арчером (Fred Archer) Адамс стал создателем так называемой зонной системы (zone system) — техники, позволяющей переводить видимый свет в систему плотностей на негативе и бумаге и дающей фотографу возможность лучше контролировать процесс получения конечного изображения.

Ежегодные семинары, проводимые Анселом Адамсом в национальном парке Йосемити, начиная с 1946 года привлекают внимание фотографов, становящихся адептами его творческого метода. Они, так же как и Адамс, выбирают для себя манеру «прямой фотографии»: крупноформатную камеру, ручную черно-белую печать с негатива и классическое композиционное построение. Это позволяет говорить о формировании пейзажной школы Ансела Адамса.

Ярчайшими представителями этой школы стали Клайд Батчер, Боб Колбренер, Джефф Никсон, Алан Росс, Джон Секстон, Джоди Форстер, Джон Уимберли. Каждый из этих авторов — продолжатель прекрасной традиции американской пейзажной фотографии.

Одним из самых верных последователей и соратников Ансела Адамса был Алан Росс (Alan Ross, род. 1948), получивший широкую известность как фотограф, педагог и специалист в области черно-белой ручной печати. Алан Росс был ассистентом Ансела Адамса (в 1974–1979) и принимал непосредственное участие в издании его книг и преподавании в Йосемити. Именно Росс получил право делать отпечатки с 24 негативов, отобранных лично Адамсом (Limited Edition, Yosemite).

Алан Росс считает себя классическим фотографом, но вовсе не пуристом стиля. Он смог сформулировать собственную систему философских воззрений на фотографию как один из инструментов самовыражения. В этой системе есть место различным фотографическим практикам и подходам в получении изображения и работе над ним. Этот фотограф не отрицает выразительных качеств цифровых технологий — главным для него является способность правильного выбора инструмента для выражения идеи.

Сам автор выбрал для себя крупноформатную камеру, ручную печать и жанр пейзажа, который воспринимает как аллегорию своего внутреннего пространства.

Росс перенял некоторые приемы и изобразительные стратегии Ансела Адамса: например, использование классической композиции, традиционно применяемой в изображении пейзажа, когда все три плана создают иллюзию и символизируют бесконечность пространства. При этом значение получает содержание каждого из этих планов, являющихся своеобразными изобразительными фразами, которые составляют общее визуальное высказывание. Росс также отличается исключительным вниманием к техническому исполнению отпечатка, что позволило ему добиваться драматических контрастов и акцентировать на них внимание зрителя.

Фотографическая судьба Боба Колбренера (Bob Kolbrener, род. 1949) также тесно связана с национальным парком Йосемити, Анселом Адамсом и его творчеством.

Колбренер занимался любительской фотографией уже около пяти лет, когда в 1968 году посетил галерею Best Studio (ныне Галерея Ансела Адамса). По его собственному признанию, он был ошеломлен увиденными там работами. Монументальные и философские пейзажи Адамса, цельные и будто наполненные воздухом, произвели столь сильное впечатление на молодого фотографа, что он принял решение посвятить свою фотографическую карьеру ландшафтам американского Запада.

Через год Боб Колбренер вернулся в Йосемити студентом ежегодных семинаров, проводившихся Анселом Адамсом, и впоследствии он неоднократно принимал в них участие.

Педагогическая карьера Колбренера началась в 1973 году с преподавания фотографии на летних курсах, а в 1977 году Ансел Адамс пригласил его в качестве инструктора на свой весенний семинар. С 80-х годов Колбренер стал консультантом в области фотографии Вашингтонского университета, университета Миссури и Художественного музея Сент-Луиса.

Его произведения представляют собой прекрасные образцы классической американской пейзажной фотографии, обладающие тонким внутренним равновесием. Съемки на крупноформатную камеру, ручная проявка и печать на баритовой фотобумаге, отказ от таких манипуляций, как осветление или затемнение отпечатка, делает этого фотографа одним из самых верных последователей Ансела Адамса.

Джон Секстон (John Sexton, род. 1953) проработал рядом с Адамсом почти десять лет — сначала уборщиком, а потом личным ассистентом и консультантом. Он помогал готовить к изданию знаменитую трилогию «Камера», «Негатив», «Отпечаток» и стал не только признанным экспертом в технике съемки, обработки негативов и ручной печати, но и выдающимся фотографом.

В своих работах он продолжает прославление американских ландшафтов, сделавшее его знаменитейшим и влиятельнейшим фотографом не только США, но и всего мира. Именно творческое видение Адамса легло в основу фотографического эпоса о просторах североамериканского континента, а принципы группы «f/64» стали образцом стремления фотографов к решению истинных задач искусства силами фотографии.

Стоит отметить, что Джон Секстон избирателен в своих сюжетах: в конце XX века невозможно ходить теми же тропами. Его первые успешные серии, вошедшие в книги «Тихий свет» (Quiet light, 1990) и «Слушайте деревья» (Listen to the Trees, 1994), имеют гораздо более камерный взгляд на природу, потрясая не меньше, чем драматические ландшафтные снимки его коллег и даже его учителя. В 1990-е годы он занялся новым проектом. Его серия «Места силы» (Places of Power, 2000) посвящена теперь не природному, а индустриальному ландшафту. Серия, выросшая из фотографий электростанций и дамб, показывает нам помимо прочего не менее важный, чем скалы и каньоны национальных парков, объект — космический челнок «Шаттл».

Фотограф Джефф Никсон (Jeff Nixon, род. 1945), который начал снимать в 1960-е и на долгие годы оказался в окружении Ансела Адамса и его учеников, черпает вдохновение для создания своих черно-белых пейзажей все в тех же местах — в горах, скалах, лесах, каньонах и прериях американского Запада. Не избегает он и берега океана и, изредка, городских ландшафтов. Однако, за исключением дорог и зданий, его пейзажи пустынны и девственны, как они и предстали американским колонистам сотни лет назад.

Не столь важно, что мы видим в кадре: лесистый склон долины Йосемити или безвестную, гонимую ветрами песчаную дюну в Долине Смерти, — на отпечатках Джеффа Никсона это будет почти сказочный, безукоризненный ландшафт, представленный нам во всей композиционной завершенности и взвешенном соотношении темных и светлых тонов.

Природа, изображаемая Никсоном, предстает перед зрителем идиллическим миром, в котором все совершенно, и особое место в этой совершенной среде играет свет. Именно он рисует ландшафт, выявляет специфические свойства объектов, наделяя их таинственным мерцанием.

Его произведения порой воскрешают в памяти работы Ансела Адамса, однако композиции Никсона легче и подвижнее.

Семинары и выставки Джеффа Никсона проходят по всей территории США. Фотограф постоянно преподает в Калифорнии, продолжая дело учителя. Вместе с Джоном Секстоном он работал в Фонде прав на публикации Ансела Адамса (Ansel Adams Publishing Rights Trust). Никсон до сих пор остается другом и помощником его семьи и других учеников.

Джон Уимберли (John Wimberley, род. 1945) сделал свои первые фотографии — снимки воздушных операций — во время службы на флоте в 1960-х годах, где работал специалистом по авиационной технике. После увольнения из армии он недолгое время практиковался в цветной пейзажной и стрит-фотографии, занимался документированием хиппи-движения в Калифорнии.

В феврале 1969 года Уимберли работал над серией фотографий деревьев в каньоне Дель Пуэрто (Калифорния). Именно эта съемка стала тем опытом, который глубоко изменил вектор его творчества: он перешел от цветной фотографии к черно-белой и, решив сконцентрироваться на том, что представлялось ему духовными составляющими мира, углубился в изучение психологии, мистики и религии. В 1973 году состоялась первая выставка его работ.

Сосредоточившись на съемке пейзажей в 70–80-е годы, Джон Уимберли делал снимки мест, служивших для него своеобразными источниками энергии и силы, возвращаясь к ним на протяжении двадцати пяти лет.

Его работы привлекли к себе широкое внимание критиков и публики. А совместный выставочный проект с Анселом Адамсом утвердил Джона Уимберли в статусе незаурядного пейзажиста.

Решив посвятить себя фотографии, Джоди Форстер (Jody Forster, род. 1948) едет в Йосемити, чтобы посетить знаменитые семинары Ансела Адамса. Для съемок в Мексике и штате Феникс Джоди Форстер переезжает в 1976 году в Аризону. Пейзажи, созданные в эти годы, отличает своеобразный парадокс. При кажущейся монументальности ландшафт, изображенный на фотографиях, воспринимается скорее локально, как нечто освоенное, где и художник, и зритель чувствуют себя комфортно. Композиции его можно назвать классическими, но далеко не статичными.

И лучший тому пример — кадры, снятые в 1978 году в Широк (Нью-Мексико), которые сделали Форстера по-настоящему знаменитым. Фотографии треугольных скал, считающихся священными у индейцев племени навахо, стали впоследствии наиболее часто публикуемыми из его снимков. Почти геометрическая форма скал, повторяющаяся неоднократно на плоскости кадра, образует сложную динамичную композицию. Ощущение пространства в сочетании с легко читаемой фактурой скал превращает эти произведения в небольшое графическое переживание.

Джоди Форстер возвращается на одно и то же место съемки по нескольку раз. Затем проводит часы в темной комнате, пытаясь воссоздать настроение и энергию ландшафта. Его фотографии содержат богатый словарь визуальных элементов, которые помогают автору описать взаимодействие природных форм друг с другом.

Выпускник архитектурного факультета Калифорнийского политехнического университета Клайд Батчер (Clyde Butcher, род. 1942) уже несколько лет занимался фотографированием архитектурных моделей, когда посетил галерею Ансела Адамса в Йосемити. Творчество Адамса оказало сильное влияние на Батчера и побудило его обратиться к жанру пейзажа. Съемки экосистем Флориды с течением времени принесли Батчеру известность и привлекли к нему внимание Комитета по управлению водными ресурсами и Комитета археологии и истории, которые предложили ему принять участие в крупных федеральных проектах. За более чем тридцать пять лет он запечатлел на пленке нетронутые уголки дикой природы. Особое место в его архиве занимают снимки национальных парков Ever Glades и Big Cypress Swamp (штат Флорида).

Клайд Батчер использует фотографию в качестве инструмента социального моделирования, способного воздействовать на зрителя и поднимать актуальные вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Широкую известность Батчеру принесли фотографии американских ландшафтов, выполненные крупноформатной камерой и отпечатанные большими размерами (до 2×5 м), позволяющие максимально точно передать не только детали и фактуру, но и уникальный характер того или иного пейзажа.

Так же как и сам Ансел Адамс, названные фотографы обращаются к теме пейзажа и связанным с ним аспектам. Магистральной темой их творчества становится пространство естественной природной среды.

Беспрецедентная выставка «Американская пейзажная фотография. Ансел Адамс и его ученики» не только говорит о преемственности творческих поколений и личной апробации классических образцов, но и предлагает задуматься о взаимопроникновении классики и современности.

Благодарим Галерею Классической Фотографии за предоставленные для публикации снимки.

Адрес Галереи Классической Фотографии: Москва, Саввинская наб., д. 23, корп. 1

Тел. (495) 510-77-13, 510-77-14

Время работы: среда — воскресенье, с 12 до 21 часа.

Дополнительная информация: www.classic-gallery.ru


Ansel Adams. Yosemite Valley, Winter. 1938

Ansel Adams. Yosemite Valley, Winter. 1938

Ансел Адамс. Долина Йосемити, зима. 1938

Собственность Галереи Классической Фотографии


Ansel Adams. Moon and Half Dome. 1960

Ansel Adams. Moon and Half Dome. 1960

Ансел Адамс. Луна и половина купола. 1960

Собственность Галереи Классической Фотографии

 

John Wimberley. Misty Landscape With Pool. 1984

John Wimberley. Misty Landscape With Pool. 1984

Джон Уимберли. Таинственный пейзаж. 1984

Собственность Галереи Классической Фотографии


Ansel Adams. Cathedral Peak and Lake. 1938

Ansel Adams. Cathedral Peak and Lake. 1938

Ансел Адамс. Соборный пик и озеро. 1938

Собственность Галереи Классической Фотографии


Ansel Adams. Apalachicola. 1998

Ansel Adams. Apalachicola. 1998

Ансел Адамс. Апалачикола. 1998

Собственность Галереи Классической Фотографии


Clyde Butcher. Deadlakes. 1997

Clyde Butcher. Deadlakes. 1997

Клайд Батчер. Мертвые озера. 1997

Собственность Галереи Классической Фотографии

 

Alan Ross. Lagoon, Pfeiffer Beach. 1975

Alan Ross. Lagoon, Pfeiffer Beach. 1975

Алан Росс. Пфайффер Бич. 1975

Собственность Галереи Классической Фотографии

 

John Wimberley. Carmel Valley From Hall’s Ridge. 1993

John Wimberley. Carmel Valley From Hall’s Ridge. 1993

Джон Уимберли. Долина Кармэл, вид с вершины холма. 1993

Собственность Галереи Классической Фотографии


John Sexton. Oaks at Dusk, Carmel Valley, CA. 1988

John Sexton. Oaks at Dusk, Carmel Valley, CA. 1988

Джон Секстон. Дубы в сумерках, долина Кармэл. 1988

Собственность Галереи Классической Фотографии

+1
23 марта 2013

Отзывы и комментарии