Обзор фотоконкурса Золотая черепаха
Когда весной 2007 года небольшая группа энтузиастов фотографии дикой природы собралась на церемонию открытия первой итоговой выставки фотоконкурса «Золотая Черепаха», никто не предполагал, какое трудное становление и какой одновременно стремительный рост зрительского внимания ожидают этот проект.
Текст: Андриан КОЛОТИЛИН
История взлета
Пять лет — это уже юбилей, история. Как же родилась идея создать первый в современной России серьезный конкурс wildlife-фотографии? С таким вопросом мы обратились к Александру Мяскову, руководителю той самой команды энтузиастов, которые буквально на наших глазах создают новую историю российской фотографии дикой природы.
Александр — доктор экономических наук, доцент. Преподает на кафедре экономики природопользования Московского горного университета. Первые уроки любви к природе и бережного к ней отношения, по словам Александра, ему преподнесла мама во время детских походов на байдарке. Теперь он много времени отдает созданию различных эколого-просветительских проектов. Но не митинговых или протестных, а реально помогающих жителям России узнать больше о природе родной страны. Фотография, по его мнению, — один из мощных инструментов привлечения внимания к проблемам сохранения окружающей среды. Именно поэтому его всерьез заинтересовала идея создать площадку, объединяющую многих: фотографов-профессионалов, снимающих дикую природу и любящих путешествия, редакторов журналов, ученых, а главное — зрителей. И совсем не для того, чтобы просто посоревноваться, растратив деньги какого-нибудь спонсора, выбрать лучшего и раздать призы. Скорее для того, чтобы фотографы природы смогли наконец показать зрителям свои работы, которые в течение многих лет не могли пробиться на страницы журналов. Считалось, что массового читателя это не интересует. Первая выставка в Фотоцентре на Гоголевском бульваре в Москве опровергла это утверждение: пришло рекордное за последние 15 лет (на то время) количество зрителей.
Однако оказалось, что устойчивого сообщества фотографов природы ни у нас в России, ни в странах ближнего зарубежья нет. Отдельные энтузиасты, снимающие в разных регионах страны, часто не имели достоверной информации о том, что делают их коллеги с Дальнего Востока, из Беларуси и Казахстана, не говоря уже о работе европейских, американских или иных, давно сформировавшихся сообществ фотографов wildlife-направления. Непонятны были неписаные законы правдивости и достоверности, давно выработанные за рубежом. Всякая лягушка, насильно посаженная на розу около крыльца дачного домика, в глазах многих авторов и всех зрителей считалась эталоном фотографии дикой природы. Не было широко известно о харизматичных личностях, опыт и авторитет которых были бы приняты не только большинством авторов (молодых или зрелых), но и большинством зрителей. Они были, в том числе и в нашей стране, но только очень узкий круг специалистов имел информацию об их творчестве.
Именно поэтому, как рассказывает Александр Мясков, первыми членами жюри стали не фотографы, но люди, близкие к фотографии, болеющие за дело сохранения природы. Это знаменитый художник-анималист Виталий Горбатов, легенда природоохранной журналистики Василий Песков, биолог и телеведущий Иван Затевахин. Даже мэтр и безусловный авторитет российской пейзажной фотографии Гипп (Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер) активно участвовал в работе жюри. Но первые достигнутые успехи вызвали у некоторых участников конкурса сложную реакцию. Пришлось столкнуться с таким явлением, как зависть. Возможно, именно неинформированность, отсутствие открытого сообщества помешало нескольким фотографам узнать о существовании широкого круга сильных авторов, в том числе молодых, не состоящих в узкоэлитарном обществе составителей пейзажных фотоальбомов. На конкурс, на его руководителя обрушился поток критики всего и вся: за поведение авторов, за технические ошибки, за полиграфию, даже за зарубежные публикации победителей. «Тотальная критика нескольких человек по результатам работы нашей маленькой команды очень сильно расстроила», — делится своими впечатлениями Александр. Возник вопрос: стоит ли работать дальше?.. Спасла поддержка людей, для которых создавался проект, — фотографов дикой природы из России».
Оказалось, что нескольких сильных авторов российской фотоанималистики прекрасно знают в Европе. Благодаря этим контактам у нас появился друг — создатель Европейского общества фотографов-натуралистов и его многолетний председатель Клаус Нигге (Klaus Nigge). И появилась возможность приглашать в состав жюри настоящих звезд европейской природной фотографии. В разные годы судьями работали Винсент Мунье, сам Клаус Нигге, Джим Бранденбург, Лори Кембелл. Эти фотографы создали десятки тысяч работ и неоднократно принимали участие в работе международных комиссий на конкурсах европейской фотографии дикой природы. Они отсмотрели огромное количество работ разных авторов, знают тенденции, чувствуют как новизну, так и повторы, попытки плагиата. Неоценимую помощь оказали всемирно известные мастера репортажа из России — Александр Земляниченко, Сергей Максимишин, Андрей Поликанов. Они участвовали в работе жюри в разные годы. Именно благодаря их опыту в оценке различных международных конкурсов репортажной фотографии работа международного жюри смогла стать удобной и продуктивной. Надо отметить, что сначала в течение месяца члены жюри работают дистанционно (через Интернет), а затем собираются в Москве. Именно там они могут вынести окончательное решение, потрогав, внимательно посмотрев бумажные версии присланных работ, и при участии остальных коллег высказать свое мнение.
Когда конкурс «Золотая Черепаха» стал известен в Европе, в нем начали принимать участие и иностранные авторы. Тут-то и обнаружилась огромная пропасть между уровнями основной массы российских фотолюбителей, снимающих природу, и европейских фотографов, для помощи которым в мире создана целая инфраструктура. Сеть национальных парков, поддерживаемых государственными структурами, институт гидов, проводников и рейнджеров, именитые фотографы, проводящие фототуры, — все направленно на то, чтобы фотолюбитель смог получить интересные кадры. Есть и обратная сторона медали. Серьезные ограничения поведения фотографов во многих парках вынуждают любителей получать одинаковые изображения только с разрешенных точек, с узнаваемым местом, одинаковым фоном. Это резко снижает эксклюзивность и уменьшает именно конкурсную ценность, снижает интерес международного жюри к обычным фотографиям медведей Аляски, великой миграции через реку Мара, ходу сардин у берегов ЮАР. Вероятно, скоро такая судьба постигнет и фотографии знаменитых камчатских медведей. Именно поэтому уникальная, интересная и необычная фотография миграции лягушек по деревенской дороге может оказаться для жюри более интересной, чем динамичная, но уже сотни раз с известной точки снятая сцена прыжка антилопы в африканскую реку.
«Время первых открытий и легких побед прошло», — констатирует Александр Мясков. Именно поэтому с этого года приоритет при прочих равных будет отдаваться работам, сделанным на территории России; гражданство же фотографа не будет иметь никакого значения. Исследуя мнения многих авторов, стоит понять, что в природной фотографии ценится не только отдельный кадр, но история, которую можно прочитать за кадром. Одна из составляющих частей этой истории — новизна. Новый, неизвестный объект, неисследованный регион, нестандартный взгляд или применение объектива, который нехарактерен для определенных видов съемки… Другая составляющая истории — актуальный и волнующий подтекст, призванный обратить внимание на проблемы изменения окружающей среды, климата, проводящий параллели с человеческим поведением. И конечно, ко всему этому обязательно прилагаются композиция и работа со светом. Конечно, уникальный кадр можно сделать и в известном месте, где уже снимали тысячи авторов. Но это уже из разряда удачи, и она не останется без внимания.
«Меня удивляет небольшое количество участников в молодежной номинации, — говорит Александр Мясков. — Именно для молодежи участие в проекте может стать первой ступенькой признания, шагом в мир фотографии. Редакторы фотожурналов уже давно поняли, что звание финалиста «Золотой Черепахи» — это своего рода гарантия качества фотографии и увлеченности автора.»
В этом году мне выпала большая честь — принять участие в работе международного жюри. Прием работ на конкурс уже начался и закончится 31 октября 2011 года. Подробности можно узнать на сайте конкурса www.animalphoto.ru, а если что-то непонятно — написать непосредственно Александру Мяскову или членам его команды.
Теперь пришло время рассказать об истории создания некоторых финальных работ конкурса 2010 года и об авторах этих фотографий.
«Вера, Надежда, Любовь»
Николай Зиновьев пришел в фотографию дикой природы несколько лет назад. Снимает в основном за границей: в Кении, Танзании, Новой Зеландии, на Аляске, в Казахстане. Раньше работал обычно в специально подготовленных местах, но в последнее время все больше пытается полностью погрузиться в природу, ночует в палатке. В этом году желает начать снимать в самой неизвестной для фотографов стране северного полушария — в России. Использует технику фирмы Nikon.
«Мыслитель» и «Сами мы не местные»
Андрей Гудков начал фотографировать природу почти 20 лет назад, будучи студентом-биологом. И после встреч с известными зарубежными авторами стал вырабатывать свой стиль. В его кадрах животные имеют характер, зритель проводит параллели между поведением человека и поведением дикого зверя. Именно это привлекает в работах Андрея. Снимает он, по его словам, в таких глухих местах, где деньги не имеют значения. Но именно там, вдалеке от туристических троп, фотограф-анималист может сделать фантастически интересный материал. В последнее время Андрей много времени уделяет проекту Wildanimalssafari. Он организует экспедиции для фотографов по всему миру: в Кению, Танзанию, Канаду, Индонезию, на Галапогосы и Мадагаскар. Пользуется техникой Canon.
«Разведчик»
Евгений Мосейкин вместе со своими коллегами Валерием Мосейкиным и Владимиром Дмитриевым несколько лет назад создали и успешно развивают эколого-просветительский проект «Фотоэкспедиция WildLife Travel». Созданы полевая база и учебный центр на озере Маныч для фотографов с самым разным опытом фотосъемки, построены комфортабельные укрытия для анималистов. Именно такой подход позволяет членам экспедиции постоянно создавать уникальные фотографии, а также успешно распространять свой опыт среди фотолюбителей. У проекта есть блог в сети, где можно получить массу информации, а заинтересованные фотографы смогут принять участие в проекте.
«Мечтатель»
Сергей Белых. Лучший кадр природы России. Сергей живет в Липецке и вместе со своим коллегой Андреем Костенко третий год работает над фотоисторией о жизни в колонии серых цапель. «Снимок сделан прошлым летом недалеко от города, — рассказывает Сергей. — Тогда стояла сильная жара, и мы поехали на съемку, поближе к водоему. Думали поработать с куликами. Приехали к пруду, устроились на берегу в скрадке. Ждем. Вдруг вижу — идет чибис. Давно мечтал сделать красивый снимок этой птицы. И только я приготовился нажать на кнопку, как мою мечту кто-то спугнул. Я даже разозлился. Стал осматривать окрестности в поисках негодяя, прогнавшего моего чибиса. Напротив меня сидел лис. Он подошел к воде, постоял у берега, попил, погонял лягушек и взглянул на пролетавшую над ним птицу. Вот в этот момент я и снял кадр «Мечтатель». Лис был худой и голодный и явно мечтал пообедать жирной птицей. Походил по берегу минут 15 и, не найдя ничего съестного, ушел в камыши. Больше я его не видел. Когда коллеги увидели эту фотографию, они сразу отметили характер лисенка, правильно выбранную точку съемки, неотвлекающий фон — все те составляющие, что отличают подготовленную работу от случайного снимка.»
«Жизнь прекрасна»
Сергей Кокинский. Сергей, издатель и любитель путешествий из Тулы, начал фотографировать природу под влиянием своего земляка Владимира Чистякова. Традиционно снимает в организованных фотосафари по всему миру. Но в своих работах он стремится не просто зафиксировать красивое или экзотическое животное, но ухватить такой момент в поведении животного или птицы, когда образ героя снимка похож на поведение человека. И это подкупает зрителей, вызывает у них положительные эмоции.
«Последняя награда», «Семья сов», «Оперение»
Венгерский автор Матэ Бенсе — наверное, самый молодой гений в жанре фотографии дикой природы. Первых успехов добился в 14 лет, используя объектив советского производства «Таир 3». Бенсе выработал принцип, который гласит: птиц, животных, насекомых надо снимать только тогда, когда они двигаются, занимаются своими привычными делами, и обязательно с близкого расстояния. Для этого автор и его помощники строят уникальные укрытия. В этих долговременных укрытиях фотограф находится за большим зеркальным стеклом буквально в центре событий. А при работе над снимком «Оперение» использовалась плавучая платформа с установленной камерой, которой автор управлял дистанционно из укрытия. Конечно, строительство таких укрытий в разных странах мира стоит довольно дорого, требует огромных усилий. Но таким образом получается уникальный результат, совсем новый взгляд на поведение птиц в природе. В этом году Матэ Бенсе приезжал в Москву и рассказывал нашим фотонатуралистам о своих секретах. Зал рукоплескал фотографу, а Валерий Мосейкин, знающий о съемке птиц почти все, был шокирован не только работами, но и грамотным с инженерной и научной точек зрения подходом венгра, которому недавно исполнилось всего 24 года.
«Цапля-рыболов»
Израильский фотограф Владимир Коган давно и на высоком уровне фотографирует птиц. В этом ему помогают собственный опыт и свои методики.
«Маленькая коровка»
Дмитрий Павлов, ученый-ихтиолог из поселка Борок Ярославской области, увлекся фотографией природы после знакомства с финскими авторами во время стажировки за границей. Объектами его фотоисследования стали самые маленькие представители мира насекомых — коллемболы и окружающий их микромир. Большинство людей даже не подозревает об их существовании. Размер «моделей» не превышает двух миллиметров, съемка сопряжена с огромным количеством технических сложностей, поскольку происходила не в студии с неподвижными мелкими объектами, а в природе. Мне кажется, эта работа победила в номинации «Микромир» потому, что автор показал не просто портрет, пусть очень маленького, незаметного существа, но жизнь этого существа в окружающем пейзаже глазами не человека, а столь же маленького героя. Огромное значение имеют сложная композиция и интересный свет.
«Сердцееды»
Украинский фотограф Иван Кмить успешно работает для фотостоков, снимает панорамы, природу, предметы и продукты питания в студии. Даже в природе, при создании кадра с питающимися гусеницами, автору удалось провести удачную параллель с миром человеческих взаимоотношений не только в изображении, но и в названии. Очень удачно работает свет, почти по правилам студийной фотосъемки.
Visiones de GalapAgos
Александр pats0n Сафонов, известнейший подводный фотограф, называет свое творчество увлечением, хобби. Все свое свободное время он проводит в дайвинг-сафари в различных точках Мирового океана. Галапагосы — один из самых насыщенных жизнью уголков планеты, считает Александр. Будучи изолированными от большой земли и благодаря необычному пути эволюции, острова стали местом обитания многих уникальных видов животных. Особенность, которую можно считать визитной карточкой архипелага: большинство населяющих его живых существ не испытывают никакого страха по отношению к людям, поэтому общаться с ними можно с очень близкого расстояния. Но самое интересное на Галапагосах — под водой. Благодаря схождению нескольких океанических течений, при погружении можно наблюдать огромное разнообразие живности: акул, скатов, косяков рыб, а также морских львов, котиков, дельфинов и многое другое. Александр — многократный победитель конкурсов фотографии, обладатель титула «Фотограф года» на конкурсе «Золотая Черепаха 3».
«Луна»
Елена Емчук. В детстве Елена увлекалась рисованием, затем на ее творчество повлияли работы Майкла Кена, Макса Эша. По словам Елены, очень важно никого не повторять, снимать то, что ты хочешь видеть, а не то, что хотят видеть другие, потому что это не даст ожидаемого результата. То есть не поддаваться модным тенденциям, а снимать от души, в первую очередь для себя — и только тогда все будет получаться. Обычно на работах Елены большую часть занимает небо. Данная работа построена по законам лаконичности — вероятно, именно это и осознанное нарушение неких «ученических» законов пейзажа выделило именно ее.
«Туканография»
Фотограф, путешественник, организатор экспедиций для фотографов разного уровня подготовки Михаил Рейфман из Чикаго знаменит прежде всего своими пейзажами, снятыми в национальных парках юго-запада США. Сама по себе природа Америки просто завораживает. Недаром у американцев существуют традиции путешествий по своим национальным паркам, причем часто впечатления и фотографии делаются не из окна автобуса, а в пешем переходе. Эта фотография сделана в Бразилии, на ней изображен осторожный тукан, который был настолько увлечен предложенным яблоком, что позволил снять себя макрообъективом.
«Держать и удержаться»
Андрей Ермаков. Один из немногих кадров конкурса, выполненный профессиональной форматной камерой на пленку. Насколько мне известно, Андрей — фотограф-пейзажист, активно снимающий природу Севера и Дальнего Востока.
«Гость из тумана»
Кадр года. C Максимом Деминовым мне посчастливилось встретиться несколько лет назад. Живет он на краю света — на Чукотке, в селе зверобоев и оленеводов Рыркайпий на мысе Шмидта. Работает в котельной дизелистом и с детства фотографирует родной край, который очень любит. В третий раз участвует в конкурсе. Снимает камерой Nikon. Недалеко от его дома, где он счастливо живет со своей семьей, в прибрежной полосе иногда концентрируются около 10 000 моржей и огромное количество белых медведей. Скорее всего подобная встреча обычна для жителей села. Обычна и центральная компоновка кадра. Однако члены жюри увидели в ней то, что может быть видно только искушенному зрителю, — взгляд, поступь самого крупного на планете хищника, находящегося в непривычном для себя непокрытом снегом месте. Это говорит об изменениях, происходящих в природе, и об изменении мест обитания этого великого зверя. И его действия могли быть непредсказуемыми для автора снимка.
Мыслитель (специальная отметка жюри). Андрей Гудков. Надо просто ловить момент!
Сами мы не местные (специальная отметка жюри). Андрей Гудков
Условия съемки: Трудная страна.
Вера, надежда, любовь (специальная отметка жюри). Николай Зиновьев
Nikon D3x, Nikkor 600 mm f/4 VR, 1/125 с, f/4, ISO 400.
Медвежата-двухлетки, брат и сестра, на секунду замерли на берегу, потеряв из вида маму-медведицу, которая вместе с другими медведями ушла на рыбалку за неркой-серебрянкой.
Жизнь прекрасна. Сергей Кокинский
Nikon D300, Nikkor 200–400 mm f/4G ED-IF AF-S VR, 1/2500 с, f/7,1.
Антарктический пингвин (Chinstrap Penguin)
Отличные условия съемки, отличное настроение модели, все хорошо!
Мечтатель! (лучший кадр природы России. Звери). Сергей Белых
Canon 7D, EF 500 mm, 1/320 с, f/5,6, ISO 250.
Аномально жаркое лето часто вынуждало зверей выходить к водоемам. Сидел в скрадке и фотографировал водную дичь. Такого гостя я не ждал!
Разведчик. Евгений Мосейкин
Canon 5D, 400 мм, 1/8000 с, f/6,3, ISO 400.
На закате солнца лисица (Vulpes vulpes) обследует илистые отмели в поисках ночующих околоводных птиц.
Цапля-рыболов. Владимир Коган
Nikon D3, Nikkor 200–400 mm f/4G VR + AF-S Teleconverter TC-17E II, 650 мм, 1/1250 с, f/7,1, ISO 400.
Серые цапли — очень осторожные птицы и к даже хорошо замаскированному укрытию ближе чем на 100 метров приближаются крайне редко. Этот был самый исключительный момент за мои 3 года постоянной съемки этой птицы. Она без малейших признаков опасений приблизилась на дистанцию менее 20 метров.
Трудности в подобном виде съемок «на уровне воды» заключаются в том, что длительное фотографирование в таком положении приводит к быстрой усталости и утомляемости, а плохой обзор может повлечь ошибки в кадрировании и фокусировке.
Семья сов. Бенсе Матэ. Nikon D700, ISO 1600.
Перья. Бенсе Матэ. Nikon D300, 1/80 с, ISO 400.
Маленькая коровка в лесу гигантских фонарей. Дмитрий Павлов
Canon 7D, Canon 100 Macro + Raynox DCR250 и DCR150, Canon 430 EX II с самодельным рассеивателем, кронштейн Wimberley.
Куча брошенных кем-то и уже начавших гнить бревен… Что тут может быть интересного? Однако при рассмотрении вооруженным взглядом поверхность подгнившего бревна предстает фантастическим миром. Там высится лес удивительных фонариков, колышущихся от малейших дуновений, — это спорангии миксомицетов, или слизевиков, — удивительных организмов, сочетающих в себе признаки животных и растений. Среди этого леса неторопливо прогуливаются толстые желтенькие коровки — коллемболы, или ногохвостки, крохотные насекомые пару миллиметров длиной. Главная трудность при съемке этого потайного мира состоит в том, чтобы не забывать жать на кнопку спуска фотоаппарата, разглядывая это великолепие в видоискатель.
пос. Борок, Некоузский р-н, Ярославская обл.
Сердцееды. Иван Кмить. Nikon D300, Nikkor 105 mm VR Micro
Лакомясь орехами фундука, я заметил, что верхние листья (деревце было молодое) сплошь покрыты гусеницами. На некоторых листьях их было до тридцати штук! Рассматривая их через объектив, я заметил эту парочку и дыру в виде сердца, которую они выгрызли. Снять их было трудно, так как листья то и дело тряслись на ветру, пришлось одной рукой придерживать край листа. Сделал немало кадров, очень трудно было попасть в резкость. Но все-таки некоторые удались.
Visiones de Galápagos. Александр Сафоно.
Nikon D300, Nikkor 12–24 mm, 2 вспышки Sea&Sea YS-250, 1/200 с, f/5, ISO 200.
Kитовая акула (Rhincodon typus)
Последние минуты крайнего дайва на острове Дарвин преподнесли интересный сюрприз: когда я уже с 50-ю барами отвисал на остановке безопасности в испещренной муарами термоклинов воде и при видимости порядка 7 метров, откуда-то снизу раздался неистовый стук. Это гид, который находился сильно глубже и которого я даже не видел, оповещал, что что-то происходит. Приняв решение опуститься и посмотреть, я упал на 15 метров — и свалился прямо на здоровую 14-метровую китовую акулу! Она была облеплена каким-то невероятным, невиданным мною доселе количеством прилипал. Естественно, я не стал играть в догонялки с животным, имея 50 бар в баллоне, и снял классический кадр — хвост китовой акулы, уходящей в даль. Зато какие на нем получились прилипалы!
Туканография с капелькой яблочного сока. Михаил Рейфман
Тукан так увлекся предложенными кусочками яблока, что снимать его можно было макролинзой!
Лахтак на льдине. Александр Белов
Canon 5D, Canon EF 100–400 mm f/4,5–5,6L, 360 мм, 1/1250 c, f/9, ISO 125.
Это детеныш лахтака. Он лежал на соседней льдине и до последнего момента хотел остаться незамеченным. Но, похоже, нервишки у молодого зверя не выдержали. В какой-то момент он стремительно ринулся к спасительной воде. Но за секунду до этого успел-таки бросить в нашу сторону весьма выразительный взгляд.
Шантарский архипелаг, о. Большой Шантар.
Луна. Емчук Елена
Canon 400D, Canon EF 17–40 mm, f/4,0L USM
Морской пейзаж, снятый в почти полный штиль в полнолуние после захода солнца.
Украина, АРК Крым, мыс Тарханкут.
Удержать и удержаться (победитель). Андрей Ермаков
Linhof Technika 4×5, Schneider Super Angulon 90/6,8, Sekonic L-558, Fuji Provia 100F, 1/2 с, f/22,5.
Текст: Андриан Колотилин
Отзывы и комментарии