Обзор акустической системы KEF Blade

Одна из старейших британских компаний по производству громкоговорителей KEF, основанная в далеком 1961 году Реймондом Куком, отпраздновала свой 50-летний юбилей выпуском уникальных акустических систем Blade, которые явились результатом целой пятилетки исследований и экспериментов.

 

 

Наследники Кука хорошо знают закон: для того чтобы преуспеть, нужно постоянно развиваться, пробуя что-то новое, находя непроторенные тропинки. В KEF так было всегда. Например, завершение проекта Austin (Остин), над которым компания работала в начале 2000-х, сначала привело к обновлению «референсной» линейки KEF, затем какие-то технологии Остина по цепочке были переданы младшим линейкам, улучшив весь модельный ряд фирмы. Затем последовал проект Muon, зарекомендовавший себя новыми техническими достижениями KEF. Пока этот цикл развития действует, компания будет двигаться вперед, проект Blade — новый вызов на этом пути. Три года шла обкатка новых технологий и дизайнерских идей, с тем чтобы проверить собственные результаты на High-End Show 2009 в Мюнхене. Насладившись произведенным на выставке фурором, инженеры KEF трудились еще два года, доводя концепции Blade до совершенства.

Особенности конструкции

Ключевая идея в новой концепции — Single Apparent Source, то есть технология мнимого точечного источника звука. Компания KEF активно работала в этом направлении и раньше. Тот же фирменный модуль Uni-Q, совмещающий на одной оси твитер и СЧ-драйвер, создает кажущийся точечный источник звука в СЧ/ВЧ-диапазоне. Но в Blade британцы пошли еще дальше, объединив в одной точке все звуковые диапазоны акустической системы, тем самым автоматически избежав фазовых согласований динамиков на уровне разделительных фильтров, которые требуют усложнения схем, использования дорогих компонентов и все равно в итоге работают не всегда корректно. В Blade связность звучания достигается максимально прямым методом: передний модуль Uni-Q дополняется двумя парами вуферов, симметрично помещенных в боковые панели громкоговорителя выше и ниже коаксиального излучателя. Басовики в каждой паре объединяются в единый ансамбль благодаря склеенным магнитным системам и трем металлическим стержням, пересекающим весь корпус по ширине и соединяющим диффузородержатели противоположных драйверов. Тем самым кабинету Blade не только придается дополнительная жесткость, подключенные в фазе одинаковые басовые динамики взаимно уничтожают влияние друг друга на корпус, уничтожая сопутствующие вибрации и излучение паразитного звука боковыми панелями (технология Force Cancelling). Еще больше качество баса повышает использование для каждой пары басовиков изолированных камер, имеющих акустическое оформление типа фазоинвертор с портами, выведенными на обратную сторону кабинета.

Четыре низкочастотных динамика Blade укомплектованы 225-миллиметровыми полимерными диффузорами, удерживаемыми вогнутыми полукруглыми подвесами. Огромные магниты и звуковые катушки большого размера без искажений управляют динамиками на любой допустимой для колонок мощности, которая, к слову, достигает в максимуме 400 Вт (RMS). Разумеется, работа в подобных режимах сопряжена с высоким тепловыделением и компрессией воздуха с обратной стороны диффузоров. Учитывая парное расположение НЧ-драйверов в корпусе и использование технологии Force Cancelling, обычный путь проводки воздуховода через магнитную систему оказался закрыт. Разработчики вышли из положения, снабдив басовики вентилирующими отверстиями, оригинально расположенными в промежутке между звуковой катушкой и мембраной. Еще одной интересной особенностью басовиков Blade является вязко-эластичное соединение звуковой катушки с диффузором. Получился механический фильтр для отсеивания высокочастотных колебаний, частота которых могла бы достигать резонансных значений диффузора, вызывая искажения звука. Конечно, для этих целей можно было бы воспользоваться электрическим фильтром высокого порядка, но, как мы уже упоминали, создатели Blade намеренно уходили от этого. Сама концепция Single Apparent Source подразумевает применение максимально простого кроссовера для наилучшей фазовой когерентности звука от разных излучателей акустической системы. При этом в схемах разделительных фильтров используются отборные элементы, собранные на плате вручную с помощью навесного монтажа. Коммутационный щиток Blade оснащен аудиофильскими клеммами WBT, количество которых допускает подключение методами Bi-Wiring/Bi-Amping.

В модуле Uni-Q, последнего на сегодняшний день 10-го поколения, использован 25-миллиметровый твитер, оборудованный задней демпфирующей камерой и двойной титановой мембраной, составленной из вложенных друг в друга куполов сферической и эллиптической форм. Необычное устройство мембраны значительно повышает ее прочность и устойчивость к резонансам, особенно на краях, где находится слабое место «одинарных» куполов. Твитер вставлен в фирменную акустическую линзу Tangerine, отличающуюся оригинальной многолепестковой конструкцией, которая одновременно повышает чувствительность и гладкость частотного отклика излучателя на верхних октавах. Рабочий диапазон твитера удалось продлить до 35 кГц (+/–3 дБ) и до 45 кГц по уровню +/–6 дБ, отказавшись от использования гипертвитера.

Для оптимизации СЧ-излучателя «коаксиала» Uni-Q британские инженеры разработали новую гибридную мембрану и провели тщательное компьютерное моделирование механики громкоговорителя методами конечных и граничных элементов. Мембрана диаметром 125 мм из сплава лития, магния и алюминия с внутренней стороны укреплена скелетом из ароматического полимера (Liquid Crystal Polymer), обладающего очень высоким отношением жесткости к плотности, его отменные демпфирующие качества позволили заметно улучшить качество металлического диффузора, практически не добавив тому веса. Дополнительно, для того чтобы еще дальше сдвинуть резонансы в область высоких частот, на профиль СЧ-мембраны были нанесены специальные насечки, а звуковая катушка прикреплена к диффузору в узловой точке, соответствующей первой резонансной частоте, нивелируя ее влияние. Все эти меры позволили радикально расширить частотную область, в которой СЧ-мембрана работает почти как идеальный поршень. Еще больше снизить искажения позволила оптимизированная система из неодимовых магнитов. По признанию инженеров KEF, у них еще никогда не было столь хорошего согласования твитера и среднечастотника в модуле Uni-Q, что особенно важно, потому что диффузор среднечастотника частично является рупором для купола твитера, следовательно, любые неконтролируемые резонансы первого сразу влияют на звучание второго. В том числе и поэтому в KEF еще в проекте Остин отклонили использование СЧ-диффузора конической формы, заменив его мембраной с изогнутым профилем на почти плоском подвесе, который в Blade переходит в обширную полимерную накладку — «акустическую линзу», обрамляющую Uni-Q. Здесь тоже не обошлось без долгих расчетов и опытов, зато была достигнута впечатляющая равномерность внеосевого отклика твитера, заметно лучшая, чем в случае коаксиального модуля, вставленного в ровную лицевую панель обычного громкоговорителя.

Дизайнерские решения

Над созданием неповторимого визуального образа Blade трудились дизайнеры под руководством Эрика Чэна (Erick Chan) из нью-йоркской студии ECCO Design. В итоге на выбор стройного, воздушного силуэта Blade повлияла серия произведений скульптора-модерниста Бранкузи «Птица в космосе» (Brancisi «Bird in Space»), в которых автор абстрактно выразил идею движения, полета. Этот футуристический образ идеально подошел Blade как с точки зрения внешнего эффекта, так и с точки зрения функциональности и акустической целесообразности.

Поэтому кабинет Blade неслучайно походит внешне на экспонат выставки современного искусства: везде плавные изгибы, параболический профиль фасада, изящная металлическая подставка в основании. Развязка с полом осуществляется при помощи шипов регулируемой высоты, для удобства настройки шипы оснащены зубчатыми настроечными колесиками. Последние не помешают, ведь при весе чуть менее 60 кг колонки будет тяжело наклонять туда-сюда. Радующие глаз формы очень полезны и с акустической точки зрения, так как в корпусе без параллельных поверхностей не возникают «стоячие» волны, дуга фасада минимизирует отражение звука от передней панели в направлении слушателя. Прочный и акустически инертный кабинет делается из композитного материала, в состав которого входит сердцевина из пробкового дерева и внешние слои, сплетенные из углепластика. Форма и структура кабинета, дополнительно укрепленного внутри многочисленными распорками, делают его исключительно устойчивым к различным вибрациям. Завершающий яркий штрих в экстерьере Blade — обилие разноцветных отделок на любой вкус. Помимо стандартной глянцево-черной и такой же белой расцветки, на заказ можно приобрести акустические системы в одной из двенадцати дополнительных отделок на выбор.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модель                                                             KEF Blade

Тип                                                                    напольная Bassreflex, Single Apparent Source

Кол-во полос                                                    3

Динамики (мм)                                                 ВЧ         25

                                                                          СЧ         125

                                                                          НЧ         4x225

Рекомендуемая мощность усилителя (Вт)    50–400

Частотный диапазон (Гц)                                40–35k (+/–3dB),

                                                                          28–45k (+/–6dB)

Частоты кроссовера (Гц)                                 350/3k

Магнитное экранирование                               нет

Чувствительность (дБ)                                     90

Импеданс (Ом)                                                  4

Двухкабельное подключение                            да

Габариты ВхШхГ (мм)                                       1590x363x540

Вес (кг)                                                               57,2

1 000 000 рублей.

0
10 марта 2013

Отзывы и комментарии