Молодые фотографы в России: «фотографии не для всех» задают настоящую планку…
У нас в стране немало талантливых, глубоко и неординарно мысляще-чувствующих молодых фотографов, для которых занятие фотографией не развлечение, а осознанный выбор и серьезное увлечение, которому они отдают все свободное от учебы или работы время. Я им желаю держать планку, продолжать находить интересные темы, делать серьезные проекты — такие, что спустя и десятки лет будут волновать и вызывать сопереживание у талантливых и умных зрителей разных поколений.
Текст: Светлана Пожарская
«Для меня фотография — это искусство наблюдения, искусство того, как находить интересное в самом обычном месте… Это скорее относится не к предметам, которые вы видите, а к тому, как вы на них смотрите.»
Элиот Эрвитт
2. Дарья Асланян. Самара. Из проекта «Город как терапия»
Начну чуть издалека. В сентябре этого года мне предложили быть куратором конкурсного проекта, который проводится на одном из популярных (судя по количеству его участников) российских фотографических сайтов. По условиям конкурса каждый день надо было выбрать одну работу из более чем тысячи изображений в «фотообраз дня». А всего я просмотрела почти 32 000 изображений. Честно говоря, к концу месяца глаза «заболели»: такого количества фотомакулатуры за столь короткий период времени мне еще не доводилось видеть. Очень мало работ визуально «укололи», затронули чувства, вызвали сопереживание.
Да, конечно, были среди них и красивые пейзажи, и техничные, со знанием дела поставленные натюрморты, много милых детских и женских лиц. Но определить по ним авторский стиль и творческую индивидуальность было невозможно: так похожи манерой исполнения эти работы друг на друга. На конкурсной ленте я увидела много снимков обнаженной натуры, в которых (складывалось такое впечатление) главной целью и трудностью для авторов было раздеть девушку, а вот что с ней делать дальше… хм… творческой потенции авторам, увы, не хватило.
Многим знакомо выражение, что нет неинтересных тем и сюжетов, а есть неинтересная (или банальная) их трактовка и подача. Поэтому основным критерием отбора работ в этом проекте стал для меня «свой взгляд», т. е. уход от изобразительных штампов, студийных заготовок и композиционных стандартов.
Когда не литературность замысла, а его визуальный перевод, т. е. именно фотографичность были главной составляющей снимка. Перевод этот с вербального языка на визуальный давался немногим, но тем радостней было открытие в этом потоке фотомусора умных, многослойных и многоплановых работ, в которых авторы доверительно и с уважением относятся к зрителю, давая ему свободу прочтения и осмысления увиденного.
Мне всегда ближе фотографии, в которых творческая личность автора проявляется ярко и самобытно. Когда при просмотре зритель сам делает открытия, решает и самостоятельно находит ответы на фотографические загадки, понимает и чувственно откликается на авторский месседж. Эти работы отличает и «духовное зрение» (термин Леонида Андреева из книги «Роза Мира»). Пусть они не набирали большого количества «лайков» и положительных оценок — не страшно. Как есть «кино не для всех», так есть и «фотография не для всех».
Все вышесказанное напрямую относится и к молодым авторам. Как куратор детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России я много смотрю снимков юниоров и молодых фотолюбителей, комментирую фотографии своих учеников, разговариваю с ними о трудностях их жития. Так вот, проблема творческой реализации у них одна из основных. Фотография и во времена моей молодости была образным отражением бытия — его не только радостных и счастливых моментов, но и проблемно-болевых исканий ориентиров как в собственном творчестве, так и в общественной жизни. Стремление через фотографию понять и раскрыть себя, свое предназначение.
1. Анастасия Руденко. Вологда. Из проекта «Визуальный словарь России»
Фотография — как визуальный дневник. И чем он более искренний, индивидуальный, личностный с точки зрения выражения (формы) и содержания (мысли), тем интересней не только для самого автора, но и для зрителя-читателя, поскольку сегодня текст и изображение становятся равноправными партнерами (особенно это касается концептуальных проектов и фотоисторий). Но зачастую в описаниях к проектам я вижу отрыв текста (порой очень заумного) от конкретного изображения. У многих молодых авторов нет глубоко продуманной и прочувственной идеи проекта, а невнятность замысла ведет к неясности визуального изложения и авторского высказывания.
Эмоциональность и чувственность — главные составляющие творчества и искусства. Здесь, правда, есть разные варианты их достижения. В современном искусстве провокация, шокирование, интервенция в человеческую психику и даже в тело часто становятся главным посылом и творческим принципом в работе.
«Сейчас с помощью произведения искусства каждый объявляет, что хочет. А для меня подлинное творение — это четко выраженная мысль, облеченная в гармоничную форму, которой подчинены рисунок, композиция, цвет. Больше всего не люблю болтовню и бессмысленность — ими сегодня наполнены все галереи. Когда видишь перформанс художника, который весь в экскрементах ползает среди игрушек, это вызывает отвращение. Как и фотографии, на которых ее автор писает в таз. Принес мусор, обвязал веревками, придумал «теорию» — вот тебе и современное искусство. Если мы будем и дальше двигаться в этом направлении, то вообще потеряем понимание того, что есть искусство» (Михаил Шемякин, из интервью газете «Культура»).
Как член жюри, в том числе и конкурсов молодых, я нередко вижу фотографии, в которых чужое, заимствованное превалирует над авторским самовыражением. Иногда это идет от профессиональной несостоятельности, но чаще из-за того, что молодые фотографы попадают под влияние фотомастера с ярким творческим почерком и харизмой.
Этому, увы, также способствуют многочисленные курсы и школы фотографии, где процесс обучения направлен не на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей, а на овладение уже готовыми технологиями съемки и заучивание стандартных схем, ориентированных на коммерческие гламурные и рекламные журналы. Стали уже тривиальными вопросы о школе: нужна ли она, и надо ли учить фотографии, а если учиться, то где и у кого? Ответы на них потребуют отдельной статьи, так что здесь скажу кратко.
Конечно же, школа нужна, но это не только конкретное физическое место, куда приходят слушать лекции. Под школой я понимаю прежде всего самообразование, которое не прекращается всю жизнь. И еще это критический анализ своих работ и постоянное сомнение. «Настоящий творческий человек — если он не самовлюбленный болван — постоянно испытывает разочарования. Они и есть стимул, ведущий мастера вперед» (Михаил Шемякин). Для этого надо сравнивать свои лучшие снимки (уточняю: лучшие на сегодняшний момент, ибо по мере развития меняются и наши оценки) с работами, уже апробированными историей фотографии.
Своеобразный тест оценки работ был предложен еще почти сто лет назад фотографом Полом Стрендом (Paul Strand): «Можно самому изучить фотографическое прошлое и его традиции в выдающейся публикации Camera Work. Она наглядно демонстрирует, что у фотографии есть традиции, хотя большинство тех, кто фотографирует сегодня, об этом не знают. В этом по крайней мере одна из причин, по которым они молятся слабостям и ошибочным концепциям этой традиции и не могут прояснить их или добавить хотя бы йоту к этому развитию.
Поэтому, если вы хотите фотографировать и не живете на необитаемом острове, — воспринимайте эту традицию критически, находите смысл фотографии, который в нее вкладывают другие люди вне зависимости от успешности или провала их работ. Попробуйте представить фотографию, повешенную на одной стене рядом с деревянной гравюрой Дюрера, полотном Рубенса или даже Коро — не будет ли она разорвана в клочья. Это является хорошим показателем жизнеспособности произведения».
3. Андрей Калмыков. Ступино. Из проекта «По волнам»
Чтобы не изобретать колесо, необходимо знать и видеть, что уже создано и что создается лучшего в области фотографии в мировом контексте. Интернет с его безграничными ресурсами в этом смысле помощник, учитель и лекарь, но одновременно и «калекарь» (от слова «калечить») — поскольку там все смешалось в кучу, а у начинающих фотолюбителей нет четкого представления, что такое хорошая фотография, нет знания высокого искусства, или же их вкус уже испорчен массовой культурой и телевидением.
Потому так важно прямое общение с фотомастерами высокого уровня и с кураторами, которые в реальном времени помогают определиться молодому фотографу в творческой направленности и в отборе отснятого материала. Участие в фотографических фестивалях, конкурсах и выставках дает молодым авторам эту возможность.
Один из них — конкурс в рамках фестиваля «Молодые фотографы России», который Союз фотохудожников России проводит уже на протяжении 12 лет. Многие из современных талантливых и успешных авторов получили первое признание, творческий и профессиональный ориентир именно на этих фестивалях. В этом году площадкой встречи стал уникальный и красивейших из городов на Волге — Плес. Первый тур конкурса — отбор жюри авторских коллекций для итоговой выставки (участники от 18 до 35 лет) — проходил непосредственно на сайте СФР, и все авторы, приславшие свои коллекции на конкурс, могли наблюдать за ходом голосования. На конкурс поступило 422 серии 237 фотографов из 48 регионов страны. На выставку прошли 117 коллекций 94 авторов.
Набравшие наибольшее число голосов стали участниками итоговой выставки фестиваля, они были приглашены в Плес, обеспечены бесплатным питанием и проживанием. Лауреаты конкурса — авторы 10 лучших проектов — были удостоены государственных стипендий для молодых авторов в области культуры и искусства (70 000 рублей). Помимо выставки программа фестиваля включала конкурс мультимедийных проектов (это направление в фотографии сейчас становится очень актуальным), блиц-конкурс (он проходил не один день, а три, что позволило участникам сделать более интересные истории), мастер-классы, дискуссии, просмотр и обсуждение портфолио.
А теперь я бы хотела дать слово нескольким авторам — лауреатам конкурса «Молодые фотографы России — 2013», фотографиями которых иллюстрируется эта статья. Здесь представлено по одной работе из лауреатских проектов. Остальные их фотографии, работы других лауреатов и участников итоговой выставки можно увидеть в электронном каталоге на сайте СФР
(//www.photounion.ru/Katalog_MFR2013.php).
Анастасия Руденко. Вологда
Визуальный словарь России (2009 — по текущий период)
У меня нет конечной цели, когда я выхожу на улицу или захожу к кому-то в дом, я всего лишь ищу подтверждения существования тех стереотипных образов, которые, по моему мнению, имеются в нашей стране, а также отражающих нашу национальную идентичность. Стереотипы существуют в любом другом государстве. Я пытаюсь создать свой критический портрет общества (государства), используя фотографию как терапию.
Дарья Асланян. Самара
Город как терапия
Этот проект — наверное, самое явственное воплощение моего чувствования фотографии. Блуждая по городским улицам, я поймала себя на мысли, что это своего рода медитация: ты погружаешься в сплетения человеческих историй, растворяешься в чужих лицах, мимолетных встречах, но обнаруживаешь, что, растворяясь, обретаешь себя. Для многих своих историй я выбираю черно-белый формат: он помогает отвлечься от внешнего и сосредоточиться на внутреннем — на эмоции, которая екнет где-то внутри за секунду до того, как щелкнет затвор камеры.
Андрей Калмыков. Ступино
По волнам
Жизнь — заплыв, для кого на короткие, для кого на длинные дистанции. Она подобна волнам, сбивает с ног и погружает в бесконечные раздумья, а кого-то затягивает на самое дно.
Каждый ищет свое спасение. Кто-то находит его в любимом человеке, а кто-то собирает виртуальных друзей, не замечая, как теряет реальных. Забавляя себя алкоголем, забываем о близких людях, которые в нас верят и которым мы очень дороги. Забываем о детях, оставляя им вместо хорошего воспитания кучу баночек, а с ними рассказы не о том, что создали, а о том, что разрушили. И так по кругу, из поколения в поколение.
Аносова Елена. Москва
Люди-птицы, летающие водоплавающие
Искусство свободного падения. Еще со времен Аристотеля считается, что все тела падают, стремясь занять свое «естественное положение»… но некоторые летят. Снимки сделаны на мировой серии ФИНА-2012 по прыжкам в воду. Переход от документальности к арт-проекту был неожиданным. Я снимала процесс свободного падения, и уже при просмотре материала увидела завершающий кадр — сам полет. И серия сложилась через год после съемки.
Кичигина Анастасия. Санкт-Петербург
Граждане отдыхающие
Конечно, лежа в гамаке рискуешь заполучить ломоту в пояснице, но те, кто не испробовал такой жизни, достойны лишь жалости. (с) Фредерик Бегбедер
Елена Елеева. Самара
Мальчики и Девочки. Романтика школьных коридоров
Мне интересно наблюдать становление межличностных и межполовых отношений. Это происходит как раз в школьном возрасте. Все фотографии в проекте «подсмотренные», то есть без навязчивого присутствия фотографа с фотоаппаратом. Почему черно-белые? Потому что я люблю графичность и точность в композиции. Меня привлекает в ней отсутствие лишних элементов, простота, обобщенность и эмоциональность. Во всяком случае, я стремлюсь к этому.
Виктор Боровских. Новосибирск
Внутреннее пространство одиночества
Этого необычного молодого человека я заметил в одной из средних школ города Заречного — открытого для творчества и идей, но закрытого для большинства людей. Мне повезло, что в городе «за семью печатями» я смог найти образ, о котором пытался рассказать с самого детства.
Кирилл из 10-го класса — талантливый, может быть, гениальный программист или математик, физик в будущем.., сейчас не ищущий себя в глазах других детей, людей. Этот человек имеет феноменальные способности к точным наукам, и в то же время он испытывает трудности с социальным взаимодействием. В итоге компьютер становится самым близким другом для этого мальчика.
История Кирилла — это история моей жизни, моего «поколения скафандров», моего одиночества. Язык киберпространства все более и более агрессивно заменяет традиционный язык общения. Создавая личную нишу в кибермире, мы не становимся ближе — мы просто ныряем в «скафандры» из гаджетов, порождая иллюзорную свободу.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Фотоаппарат — очень демократичный инструмент отражения мира и самовыражения. Особенно в наш век стремительного развития компьютерных технологий. Сегодня, фотографируя в автоматическом режиме, можно без проблем получить качественный (по техническим параметрам) результат. Даже печатать фотографии сегодня не обязательно — большинство пользователей электронных фотокамер довольствуются их размещением на жестких дисках своих домашних компьютеров, личных страницах и сайтах в Интернете. Отсюда такой вал фотографического мусора и девальвация фотографии как художественного произведения.
Ребенку в 3–5 лет вкладывают в ручонки фотографическую «мыльницу», и он с радостью нажимает на кнопочку затвора, свободно балуется этой игрушкой. Да что ребенок — обезьяне вложили в лапы фотоаппарат, научили нажимать на спуск — и вуаля, новый концептуальный проект готов. Нашлись и поклонники, ценители этих «шедевров». Так, фотографии, сделанные шимпанзе на Красной площади в начале 1990-х годов, были проданы в Лондоне на аукционе Sotheby’s за 76 500 долларов…
А если говорить о фотографиях, сделанных людьми, то сегодня критерии хорошего снимка для многих размыты; и не только сомнительным, но укоренившемся в сознании дилетанта постулатом «о вкусах не спорят» (при желании, конечно, вкус можно воспитывать и развивать), но и авторской самодостаточностью «а я так вижу». В современном искусстве (в фотографии в том числе) идет переоценка ценностей и достижений прошедших веков.
Такой «апгрейд» истории и модернизация изобразительного языка — процесс необходимый, как условие для развития, но при этом и небезопасный, когда происходит тотальное отрицание культурных ценностей, созданных человечеством в прошлых веках. Соблюдение баланса между традициями и новаторством — единственный способ не скатиться в пропасть бездуховности и дилетантства. В этих условиях молодым авторам особенно трудно крепко устоять, не попасть под влияние активного и порой агрессивного искусства, которое не затрагивает глубинные и лучшие стороны человеческой души, а рассчитано в основном на развлечение и коммерческий успех.
Кризис не только в арт-фотографии, но и в фотожурналистике, где на первое место выходит скорость передачи информации, а не качество и образное отражение события и темы. Съемка телефонами и планшетами, «Инстаграм» и другие компьютерные сервисы и программы, стандартизирующие изображение, этому тоже способствуют. Хотя, конечно, есть и здесь исключения: на сайте Instagram можно увидеть работы высокого художественного уровня, с узнаваемым авторским почерком (к примеру, Георгия Пинхасова). Впрочем, всем известно, что снимает не камера, а человек.
4. Елена Аносова. Москва. Из проекта «Люди-птицы, летающие водоплавающие»
5. Анастасия Кичигина. Санкт-Петербург. Из проекта «Граждане отдыхающие»
6. Елена Елеева. Самара. Из проекта «Мальчики и Девочки. Романтика школьных коридоров»
7. Виктор Боровских. Новосибирск. Из проекта «Внутреннее пространство одиночества
Отзывы и комментарии