Гений места. Классика литовской фотографии
В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2014 года демонстрировался масштабный выставочный проект «Гений места. Классика литовской фотографии». В экспозицию вошло более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века.
![]()
1. Виргилиус Шонта. Полет. 1978
Фотографические координаты Литвы шестидесятых уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, предпринимать успешные попытки диалога с мировым фотографическим сообществом.
У многих авторов были доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Литву заслуженно называли «фотографической республикой»: в 1969 году здесь было организовано первое официальное и единственное на многие годы во всем Советском Союзе Общество фотохудожников.
В том же году в Центральном доме журналиста в Москве показали легендарную выставку «9 литовских фотографов», которая стала определяющим событием в формировании школы.
Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и в то же время ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой.
Это удивительным образом соседствовало с самобытностью стиля каждого автора. И каждый, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci (лат. гений места), был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.
В отличие от остального советского репортажа, в фотографиях литовских авторов никогда не было возвеличивания «героя», нарочитой парадности жизни — а только ее естественная, искренняя сторона и стремление показать общность и целостность литовского народа.
Гений места способен проявить себя в тысяче разных образов: в наполненных красотой и чистотой «Цветах среди цветов» Р. Дихавичюса, в неповторимых облаках над пригородом Вильнюса А. Кунчюса, в искренней духовной жизни глубинки, запечатленной в серии «Паломничества/Сельские праздники» Р. Пожерскисом, в беззаботном летнем «Пляже» А. Мацияускаса.
![]()
2. Ромуальдас Пожерскис. Гора крестов. 1989
![]()
3. Антанас Суткус. Песенный фестиваль. День Танцев. Вильнюс. 1975
Дух места — в пронзительных взглядах детей из цикла «Люди Литвы» А. Суткуса и в почти пикториальных актах А. Межанскаса, где женская красота растворяется в красоте леса, в поэтичном «Цветении» Р. Ракаускаса, в минималистичных дюнах А. Завадскиса и мистических лесных пейзажах Й. Кальвялиса.
В очень личной, экзистенциальной, фотографии В. Шонты и оптимистичных фотоочерках М. Баранаускаса, жанровых зарисовках Р. Аугнуса и эстетских коллажах В. Бутырина. Наконец, в знаменитых пронзительных портретах В. Луцкуса. Сложно представить, чтобы эти снимки были сделаны где-то еще, кроме Литвы. На них, несомненно, читается Место. Место имеет значение. Это не просто географический или национальный маркер, но ключ к объединению разных авторов; позиция, заявленная либо открыто, либо глубинно, между строк.
В Белом зале Центра фотографии были представлены работы Вацловаса Страукаса, который в ноябре 2013 года отпраздновал свое 90-летие. Творчество этого лирического реалиста от фотографии неразрывно связано с родной приморской Клайпедой и ее людьми.
В экспозицию, которая была подготовлена совместно с Антанасом Суткусом, вошли три знаковых цикла, каждый из которых отсылает к определенному периоду в жизни автора: детству («Дюны»), юности («Молодая Клайпеда») и зрелому возрасту, времени работы учителем литературы («Последний звонок»).
В 2009 году Центр фотографии открыл серию проектов «Классики литовской фотографии» ретроспективой Александраса Мацияускаса, спустя год была показана большая выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР». Настоящий проект — продолжение серии и следующий этап в исследовании уникального феномена литовской школы фотографии.
![]()
4. Ромуальдас Ракаускас. Вильнюс.
![]()
5. Ромуальдас Пожерскис. Из серии «Литовские паломничества», город Кроже. 1974
![]()
6. Антанас Суткус. Первые литовские байкеры. Клайпеда. 1974
![]()
7. Александрас Мацияускас. Лето. 1982
![]()
8. Антанас Суткус. С отцовским велосипедом. 1969
Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке материала.
Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер за предоставленные для публикации фотографии.
Отзывы и комментарии