2000-2010: необратимые изменения вашего телевизора

Что было десять лет назад? В это трудно поверить, но всего десять лет назад рынок бытовых телевизоров был совершенно не похож на сегодняшний: основу его составляли кинескопные аппараты. Более того, в 2000-2001 годах даже телевизоры с разверткой 100 Гц были «писком моды» — ударной новинкой, которая должна была перевернуть тогдашний рынок телевизоров. Кстати, для справки: средняя цена кинескопного телевизора с диагональю около 30 дюймов (из топовой серии) составляла около 2000 долларов США. Помните? Тогда даже в магазинах активно использовались ценники в долларах.

ТЕКСТ: Сергей МОЧАЛОВ.

Спустя 10 лет

Плоскопанельные телевизоры тогда уже встречались, но представлены были главным образом плазмой. ЖК были экзотикой, которой всерьез занималась, пожалуй, только компания Sharp. В то время объективно именно плазменные телевизоры олицетворяли «переднюю грань» телевизионного прогресса. В самом деле, о чем еще было мечтать: плоский — толщина панелей была около 15 см, большой — экран с диагональю 42 дюйма считался очень большим (просто представьте габариты кинескопного телевизора с экраном 42 дюйма). К тому же, плазма была ощутимо дешевле проекторов и ярче последних (в те стародавние времена практически не было проекторов, которые можно было бы смотреть в незатемненной комнате). В 2000 году 50-дюймовую модель было реально приобрести за 8-9 тысяч долларов, хотя, конечно были и модели класса «премиум» за 15-20 тысяч.

Тогдашние проекторы выделялись как минимум двумя существенными недостатками: низкой яркостью, что создавало большие неудобства при их использовании (нужно было в обязательном порядке затемнять помещение) и весьма внушительной ценой (цены даже на весьма «непритязательные» модели начинались примерно от 10 000 долларов). Напомним, что существенное снижение цен на проекторы произошло после выхода на массовый рынок двух технологий, которые доминируют до сих пор — DLP и LCD.

А был еще такой любопытный тип телевизоров как «проекционные». Фактически это был некий гибрид телевизора и проектора. Просто проектор и экран были заключены в общий корпус, раз и навсегда спозиционированные друг относительно друга (это давало возможность существенно упростить и удешевить конструкцию, так как не было нужды заботиться о фокусировке, причем в произвольных условиях неизвестной комнаты). Как раз на 1999-2001 годы пришелся расцвет этого типа телевизоров: в это время проекционные телевизоры были очень популярны, особенно в США, но в силу своих конструктивных особенностей имели ряд «врожденных» недостатков (неравномерность засветки экрана, малая яркость, большие габариты), которые не могли быть решены при тогдашнем уровне техники. А к тому времени, когда технологии были готовы породить новые более совершенные «проеционники», оказалось, что весь телевизионный рынок уже завоеван ЖК. И в итоге, после 2006 года проекционные телевизоры фактически сошли со сцены, после выхода очень удачных на тот момент моделей Sony, ставших «лебединой песней» этого семейства телевизоров.

 

Все течет, что меняется?

Итак, что же произошло за эти десять лет в области бытовых телевизионных приемников?

Наверное, самое заметное и значимое событие — это фактическое «вымирание» целого класса телевизоров, некогда составлявших львиную долю всего рынка — речь, конечно же, о кинескопных телевизорах.

Их место уверенно заняли ЖК-телевизоры, которые не только вольготно устроились в освободившейся «экологической нише», но и существенно ее расширили. С одной стороны, они потеснили в области больших диагоналей плазму, а области малых диагоналей, фактически, создали новый класс техники — портативные ЖК-телевизоры. В свое время их удачно объединили с компактным плеером DVD-дисков, что привело к созданию целого рынка переносных развлекательных устройств, которые можно всюду носить с собой.

Следующее важное изменение, сильно повлиявшее на облик современного телевизора, да и не только телевизора — массовое распространение цифрового видеоконтента, в первую очередь DVD. Это подняло планку требований к телевизорам, ускорив «увядание» кинескопов и давая фору изначально «цифровым» ЖК и плазме.

После того как видео стало цифровым, следующий шаг напрашивался буквально сам собой: увеличение разрешения (размера кадра). Так началась гонка Full HD. Да, идеологически этот шаг существенно меньше, чем переход от аналогового сигнала к цифровому, но почти пятикратный рост площади кадра поставил перед инженерами ряд сложных задач. Оказалось, у разных типов современных телевизоров задача увеличения разрешения решается не одинаково легко. Так оказалось, что изготовление Full HD плазменной панели с диагональю 42 дюйма — уже не тривиальная задача, возможно, это обстоятельство станет той последней соломинкой, которая «переломит спину верблюда» и закончит эволюцию плазменных телевизоров. В тоже время ЖК позволяют без особых проблем делать Full HD экраны c диагональю даже меньше 32 дюймов. Кстати, сейчас этот класс телевизоров становится особо популярным, и мы посвятили ему отдельный обзор в нашем журнале.

Теперь на наших глазах начинается новая «революция» — стерео-телевидение (3D). Будет ли оно новым прорывом или просто одним из проходных эпизодов в истории развития телевизоров покажет время. На сегодняшний момент проблем у этого класса техники более чем достаточно, начиная от проблем контента, которого сейчас совсем не много, и темпы роста не особо впечатляют. Другие, еще более важные проблемы лежат в иной плоскости: в области психологии человеческого зрения. Это затрудняет просмотр и даже делает стерео-телевидение полностью недоступным для определенной части людей.

А что нас ждет в ближайшем будущем, каким станет телевидение завтра, мы скоро узнаем. Достаточно дождаться нашей следующей статьи, через десять лет.

Источник: Журнал Потребитель. Видео и аудио
RSS
+2
10 октября 2012

Отзывы и комментарии