Спорт, как жизнь, скоротечен – снимайте сериями…
Если говорить кратко, то спортивная съемка - это один из видов съемки репортажной, но она требует особой реакции, внимательности, знаний процесса и технической оснащенности. Поэтому ее выделяют в самостоятельный жанр как в среде специалистов, так и на конкурсах. Например, на недавно завершившемся конкурсе Nikon «Я в сердце изображения» спортивные фотографии были выделены в отдельную номинацию. Давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы получить хорошую спортивную фотографию.
Текст: Антон Агарков
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/640, ISO 500
Экспериментируйте с ракурсом. Не бойтесь использовать «косые» ракурсы и слегка заваливать горизонт. Умеренный наклон в нужную сторону придаст кадру дополнительную динамику
Для начала определитесь с видом спорта, который вы будете снимать. Красивый кадр - далеко не все, что может потребовать от вас главный редактор. Определитесь с ключевыми моментами каждого вида спорта. Пас, обгон - для каждого вида спорта этот момент свой. Чтобы первая съемка прошла комфортно, пообщайтесь с теми, кто уже снимал этот конкретный вид спорта, расспросите о специфике съемок, о каких-то конкретных моментах и нюансах. Посмотрите фотографии, сделанные раньше - на просторах сети можно найти съемки практически любого вида спорта от банального хоккея на льду до экзотического кокбору, конного спорта, распространенного в Центральной Азии и на Ближнем Востоке.
Изучите место, где вы будете снимать и условия, в которых вы будете работать. Часто, особенно на крупных соревнованиях, бывает так, что фотографам выделяют какое-то конкретное место для съемок. Если это так и вы видите, что кроме вас в фотоложе будет работать еще десяток фотографов, имеет смысл прийти на съемочную точку пораньше и занять место поудобнее, с лучшим углом обзора. Зачастую ограничения для фотографов продиктованы техникой безопасности. Так, например, на ипподромах вас попросят уйти за ограждение, особенно, если вы решили встать на повороте. Это делается для вашей же безопасности - во время бегов тележка может слететь с трассы на периферию и травмировать неосторожного фотографа.
Если же вам дали полную свободу, то подойдите внимательно к выбору места съемки. Сразу уточните у организаторов, куда можно и куда нельзя заходить. Попробуйте узнать, есть ли такие места, откуда никто не снимал, куда нельзя и можно ли туда попасть и на каких условиях. Заранее пообщайтесь со спортсменами и спросите, где можно получить самые удачные кадры. Кстати, пообщайтесь со спортсменами и после съемки, покажите им кадры. Часто бывает так, что фотография, которая кажется вам эффектной, передает не самый лучший момент трюка или показывает откровенный провал спортсмена. Лучше знать об этом заранее.
Поговорить со спортсменами можно и с другой целью. Вы вполне можете договориться о съемках не только на соревнованиях, но и на тренировках, где над вашими героями не будет довлеть необходимость быть быстрее-выше-сильнее. Именно на тренировках мы можете подойти максимально близко к месту действий и снять редкий по эффектности кадр или поэкспериментировать с искусственным светом.
Попробуйте найти такие точки съемки, откуда будут просматриваться самые интересные этапы соревнований. Так, в конных бегах это повороты. Если удачно выбрать позицию, то вы сможете снять набегающие на вас экипажи, а затем из разворота, попытки обгона. Старайтесь подойти поближе, чтобы показать не только общие планы состязания, но и крупные планы - например, лица и руки спортсменов. В то же время ищите оригинальные ракурсы, чтобы показать не только крупные планы спортсменов, но и вписать их в ландшафт, показать место действия. На Центральном московском ипподроме можно найти такие точки съемки, где в кадре будут бегущие экипажи на фоне самого здания ипподрома или башен Москва Сити.
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/6.3, 1/6400, ISO 800
Ищите оригинальные ракурсы и возможность снять героев на фоне ландшафта или архитектуры. Так вы покажете масштаб и определите для зрителя место действия
Передвигайтесь, если место съемки дает вам такую возможность. Меняйте точки съемки, подходите ближе и дальше, старайтесь показать события с разных ракурсов. Мало кому будет интересно смотреть на репортаж с мото-триала, состоящий из фотографий мотоциклистов, входящих в один и тот же поворот.
Спортивная фотография - один из самых требовательных жанров по части техники. Для того, чтобы получить удачные кадры, мало просто хорошо чувствовать момент, хотя и это немаловажно. Многие соревнования проходят в закрытых помещениях или ночью при искусственном свете. И даже если глазам этот свет кажется, что свет очень яркий, то экспонометр камеры показывает слишком длинные выдержки, а вам ведь еще и движение нужно замораживать. Единственный выход в этой ситуации - увеличение ISO.
Камера Nikon D5 может снимать с относительно невысокими цифровыми шумами на светочувствительности вплоть до ISO 25600. Дальше шумы начинают нарастать лавинообразно, и вам придется делать выбор - либо получить четкую, но шумную картинку, либо «чистую», но смазанную. Вы вполне можете экспериментировать с выдержками и получать фотографии, на которых движение будет смазано, но эти эксперименты не должны стать единственным результатом вашей работы. Так что снимите сюжет традиционно, а потом переходите к творческим поискам.
Nikon D5. Скоростная серия 12 к/сек
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/1000, ISO 500
Используйте высокоскоростную съемку, чтобы уловить даже такие моменты, которые глаз не замечает. Но не стоит полагаться ТОЛЬКО на технику. Вы должны хорошо знать и чувствовать тот спорт, который снимаете, чтобы предугадывать моменты и выбирать наиболее интересные места для съемки
Снимайте сериями. Многие моменты в спорте настолько скоротечны, что вы можете их не увидеть, тем более предугадать. Nikon D5 со скоростью съемки 12 кадров/сек поможет вам уловить такие моменты, показать развитие событий. А учитывая, что во время серийной съемки камера продолжает автофокусом следить за выбранным объектом, вы получите серию из четких кадров.
На съемках у вас не будет времени изучать камеру, так что вы должны отлично знать и чувствовать свое оборудование. Настройте камеру заранее, приспособьтесь ко всем кнопкам и настройкам, проверьте и выставьте светочувствительность ISO согласно условиям съемки. И не забывайте, что условия съемки могут меняться, а, значит, потребуется поменять настройки. Запаситесь сменными картами памяти и запасными аккумуляторами. При активной съемке быстро кончается и то, и другое.
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/6.3, 1/4000, ISO 800
Используйте телеобъектив, чтобы выхватить какие-то забавные или абсурдные ситуации, это придаст вашей съемке больше жизни
Внимательно подойдите к выбору оптики. Спортивная съемка зачастую требует использования объективов с очень большим фокусным расстоянием. Если у вас есть возможность взять на съемки AF-S NIKKOR 200–500 mm f/5.6E ED VR, AF-S NIKKOR 500 mm f/4E FL ED VR, AF-S NIKKOR 200-400 mm F4G ED VR II, в конце-концов AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, этой возможностью стоит воспользоваться. Именно телеобъектив позволит вам показать детали - оскал на лицах, передать таким образом все напряжение борьбы. Но это не значит, что в вашем кофре должны быть только телеобъективы. Бывают ситуации, в которых вам может понадобиться штатник, такой как AF-S NIKKOR 24–70 mm f/2.8E ED VR или даже широкоугольник AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED. Первый - для того, чтобы показать место действия. Второй на тот случай, если вам удалось подойти совсем близко к месту действия.
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/800, ISO 500
Не пренебрагайте кадрированием и художественным тонированием фотографий. Но научитесь чувствовать меру и в том, и в другом. Излишне вычурное тонирование, использованное без меры и не к месту может испортить даже удачный кадр.
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/2000, ISO 500
Участники соревнования на фоне зднания ипподрома. Такой кадр позволяет четко идентифицировать место действия
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/640, ISO 500
Постарайтесь поймать интересную фазу движения спортсмена. Лучше всего это поможет сделать скоростная съемка, так как человеческая реакция не всегда может успеть за быстрыми движениями спортсменов
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/7.1, 1/3200, ISO 500
Скомпонуйте кадр так, чтобы было видно других спортсменов, это поможет показать динамику и развитие состязания
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/6.3, 1/3200, ISO 500
Будьте готовы к неожиданностям, в том числе не связанным со спортом напрямую. Например, на этой фотографии в кадр попал взлетающий голубь и придал ему дополнительную динамику и эффектность. Если вы привыкли отсматривать кадры прямо на камере и удалять их во время съемки, вы можете пропустить такой кадр. Не спешите. Лучше взять с собой больше флеш-карт и забить их все, чем в спешке удалить интересный кадр, который не показался вам особенным на маленьком экране камеры
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/6.3, 1/1250, ISO 500
Ищите оригинальные ракурсы. В этом случае нижняя точка съемки позволила показать, вывести мотоциклиста практически над зданиями и подчеркнуть высоту прыжка. В таким кадрам мало быть просто готовым, нужно знать, что может произойти со спортсменом в каждой конкретной точке трассы
AF-S NIKKOR 80–400 mm f/4.5–5.6 G ED VR, f/5.6, 1/2500, ISO 1000
Косой ракурс позволяет подчеркнуть динамику гонки, а серийная съемка - выхватить интересный момент
AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED f/5.6, 1/4000, ISO 500
Используйте широкоугольный объектив и попробуйте подойти поближе к спортсменам. Подобные ракурсы сопряжены с немалым риском - вы подходите слишком близко к спортсмену, а широкоугольный объектив начисто лишает вас чувства расстояния
AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED f/6.3, 1/1600, ISO 500
Если вы попали на тренировку, то у вас есть шанс пообщаться со спортсменами и попросить их вам подыграть. Здесь я попросил мотоциклиста проехать по самому краю насыпи и буквально лечь на воздух в повороту. Сам я стоял буквально в метре от мотоциклиста. Если вы попробуйте провернуть нечто подобное во время соревнований, то вы заставите спортсмена думать не о прохождении трассы а о том, как бы не сбить вас. На тренировках, да еще и по предварительной договоренности, такого давления над спортсменом нет
AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED f/6.3, 1/5000, ISO 1250
Ловите момент, в спорте это самое важное
Отзывы и комментарии