Тест Sony SLT-A99: полный кадр, высокая скорость, разъем для студийной вспышки и поворотный экран делает камеру интересной для фотографа-универсала
Успешно развивая новое направление – компактные цифровые фотоаппараты со сменной оптикой, компания Sony не оставила без внимания своих давних поклонников, снимающих большими зеркальными моделями. В сентябре 2012 года вышло долгожданное обновление полнокадровой камеры, давно ожидаемое целевой группой пользователей и поклонников, заинтересованных в том, чтобы обновить свои камеры Sony Alpha 900 и Sony Alpha 850. Такое обновление могло бы позволить им снимать на более высоких чувствительностях и с более современным функционалом. Традиционно полный кадр считается привилегией профессионалов и опытных фотолюбителей с устоявшимися традициями и большим опытом съемки. Именно эти увлеченные люди имеют высококачественную оптику большой светосилы, которую целенаправленно приобретают в течение длительного срока, обновляя камеры по мере их технологического совершенствования.
Текст и фото: Андриан КОЛОТИЛИН
Осноные характеристики
Сенсор |
CMOS-сенсор размером 24×36 мм, 24,3 млн. пикс. |
Объектив |
сменный, байонет A |
Стабилизация изображения |
стабилизация матрицы SteadyShot, работает с любыми сменными объективами |
Защита от пыли |
автоматическая или принудительная очистка |
Видоискатель |
электронный, 100% площади кадра, 2,36 млн. пикс. |
Дисплей |
ЖК, диагональ 7,5 см, 1,2 млн. пикс., регулируемый в 2 плоскостях |
Фокусировка |
фазовая и контрастная: 19 точек фокусировки, из них 11 крестового типа. С некоторыми современными объективами еще 102 дополнительные точки, 4 режима автоматической и 2 режима ручной фокусировки |
Диапазоны выдержек |
от 30 до 1/8000 с |
Режимы съемки |
традиционные P, A, S, M, 9 автоматических режимов, режим панорамной съемки и режим расширения динамического диапазона HDR |
Экспозамер |
1200-зонный датчик замера, коррекция экспозиции ±5 EV |
Вспышка |
встроенная вспышка отсутствует, возможность подключения внешних «системных» и студийных вспышек. Выдержка синхронизации до 1/250 с |
Чувствительность |
от 50 до 25 600 ISO в режиме фото, от 100 до 6400 ISO в режиме видео |
Форматы фото |
RAW, JPG трех вариантов размеров и трех типов сжатия |
Карты памяти |
Memory Stick PRO Duo, SD |
Серийная съемка |
7 режимов протяжки до 10 кадров в секунду |
Видеосъемка |
7 режимов, от HDTV 50 кадров/с до VGA |
Интерфейсы |
mini-USB, HDMI, разъемы внешнего питания, дистанционного спуска, мини-джеки для подключения внешнего микрофона и наушников |
Питание |
батарея NP-FM500, 7,2 В, 1600 мА·ч |
Размеры |
147×111×79 мм |
Вес |
810 граммов (с батареей и картой памяти) |
Ориентировочная цена |
~ 100 000 руб. |
Особенности камеры
С технологическими решениями у новинки Sony SLT-A99 все в порядке, фактически это пока единственная в мире камера с матрицей 24×36 мм, обладающая электронным видоискателем и полупрозрачным зеркалом. Модель является дальнейшим продолжением скоростной Sony SLT-A77, протестированной в журнале «Фото&Техника» № 40 в 2011 году, но со всеми плюсами, которые несет с собой полный кадр.
Как и положено флагманской модели, корпус у Sony SLT-A99 металлический, электроника и органы управления защищены от воздействий влаги, что с успехом было проверено на практике. Корпус имеет плавные очертания, органы управления почти не изменились по сравнению с моделью, оснащенной матрицей APS-C.
Однако есть некоторые конструктивные изменения. Прежде всего – «башмак» для «системных» фотовспышек изменил свою форму и расположение контактов. Чтобы установить старые вспышки на эту камеру, придется воспользоваться недорогим переходником или приобрести новую мощную модель Sony HVL-F60M.
Электронный видоискатель дает камере с полупрозрачным зеркалом многие преимущества. Он же накладывает и некие особенности, поэтому, если вы еще ни разу им не пользовались, то не спешите ругать или хвалить его. Электронный видоискатель обеспечивает другое видение снимаемого кадра, к нему надо привыкнуть, особенно после длительного пользования зеркальными камерами с традиционной стеклянной пентапризмой.
В электронном OLED-видоискателе снимаемый сюжет кажется чуть более насыщенным и контрастным. Электронный видоискатель предупредит об ошибочно установленном цветовом балансе, визуально подскажет о необходимости ввести коррекцию, поскольку показывает не реальную картинку, а результат, который будет записан на карту памяти. Количество полезной информации, отображаемой в видоискателе, можно регулировать, в том числе независимо от основного большого ЖК-дисплея.
А дисплей этот очень хорош, как и у предшественницы Sony SLT-A77, причем не только по своим техническим показателям, но и по удобству работы со штатива, в студии, с нижних точек, в режиме скрытой камеры и в режиме видеосъемки. Его можно развернуть в любую удобную для фотографа сторону.
Камера может работать с большим количеством объективов: не только современными стеклами высокого класса Zeiss и Sony, но и с пользующимися большой популярностью объективами Minolta, которых много на вторичном рынке, причем некоторые из них славятся легендарным качеством. А если установить объективы, сконструированные Sony под формат APS-C, камера сама переключится на необходимый размер кадра.
Для работы электронного видоискателя требуется дополнительная энергия от аккумулятора. Во время тестовой съемки в зимний день на натуре мне удалось сделать около 500 кадров за 3 часа, прежде чем аккумулятор разрядился. Для интенсивной фотовидеосъемки, репортажа или в путешествии желательно запастись как минимум тремя полностью заряженными аккумуляторами, а еще лучше – дополнительной ручкой питания VG-C99AM с возможностью размещения двух дополнительных батарей. Тогда камера будет поочередно получать энергию из всех трех батареек и не отключится в самый важный момент.
Два слота карт памяти, размещенные в камере, свидетельствуют о ее позиционировании как инструмента для серьезного фотографа. Слот А может принимать фирменный MemoryStick Pro Duo или более традиционные для нашей страны SD-карты, слот B – только SD.
Режим скоростной серийной съемки достаточно быстр: 6 кадров в секунду. Если снимать в «тяжелом» формате RAW, буфер камеры заполняется через 2 секунды и затем скорость записи резко падает (то есть камера позволяет снять две секунды кульминационного момента). Весь объем данных записывается за 17–20 секунд со времени начала съемки первого кадра.
Переход в режим съемки в JPG c наилучшим качеством практически не меняет общую длину серии, но примерно на 4 секунды сокращает время записи данных на карту памяти. Для скоростной съемки в режиме 10 кадров в секунду имеется отдельный режим на колесе управления режимами съемки, что удобно в критической ситуации (когда предположительно будет происходить что-то очень важное).
Камера переходит в режим APS-C, начинает снимать только в JPG, передача данных ускоряется – но и в этом случае максимальное время непрерывной съемки составляет 2 секунды. Это довольно неплохо, чуть превышает возможности конкурентов и сопоставимо по скорости с полноформатными репортерскими камерами.
Sony SLT-A99, как и любая другая зеркальная камера Sony, оснащена системой подавления вибраций SteadyShot, что делает любой применяемый объектив стабилизированным. Система стабилизации хорошо помогает при съемке супертелевиками от 300 до 500 мм.
Нюансы фокусировки и управления
Как любой высокотехнологичный продукт, Sony SLT-A99 имеет свои фирменные отличия в логике меню и расположении органов управления. Рассмотрим прежде всего систему фокусировки. Режимов довольно много – я назвал бы их расширенными опциями, предлагающими помощь и поддержку в сложных ситуациях. Опций настолько много, что можно специально выпустить справочное пособие о том, в каких случаях применять тот или иной режим.
Если с простыми режимами однократной и следящей фокусировки все понятно, то сложный продвинутый режим, называемый «АФ с поддержкой карты дальности» (AF-D), работает пока только с небольшим количеством современных объективов и предназначен, как мне показалось, более для видео, чем для фотосъемки.
Камеры с электронным видоискателем могут помочь фотографу при съемке в режиме ручного фокуса. Удивительно, но на заре XXI века во многих случаях (при макросъемке или портретной съемке объективами с малой глубиной резкости, при статичной видеосъемке) такой прием очень востребован. И здесь нам помогает «пикинг», то есть виртуальная визуальная подсветка насыщенным и контрастным цветом деталей, которые оказываются в зоне резкости. Эта опция срабатывает в режиме ручного фокуса, при правильной настройке эффективно работает и реально помогает, не утомляя глаза.
Еще один прием, который может помочь точной фокусировке при съемке без штатива, – контроль резкости при помощи экранной лупы. Настроив отображение нужного сюжетно важного участка при помощи джойстика, можно не отрывая глаз от видоискателя проверить резкость только нужной части кадра.
Как я уже говорил, камера предназначена для получения не только качественных фотографий, но и профессионального видео с очень высокими характеристиками. Впервые в левой нижней части камеры появился очень интересный орган управления – бесшумный регулятор. При его использовании на видео не прослушиваются щелчки органов управления, и можно плавно вводить коррекции, динамически уводя в белое или темное свой сюжет. А при фотосъемке «повесить» на этот регулятор систему выбора точек фокуса или другую нужную функцию.
Камера имеет огромное количество настроек. Самый прямой путь к изменению параметров снимаемого кадра лежит через кнопку Fn, благодаря которой даже в горячке съемки можно откорректировать практически все режимы.
Таким образом, можно утверждать, что электронный видоискатель реально обеспечивает новые возможности взаимодействия камеры и фотографа при съемке, в том числе позволяет использовать приемы из арсенала телеоператоров.
Тестовая фотосъемка и особенности обработки изображений
В тесте участвовали камера с прошивкой 1.01, скачанной с официального сайта, объективы Sony Zeiss 16–35/2,8, Sony 2,8/100 macro, Sony 70–200/2,8 G SSM и объектив для камер формата APS-C Sony 16–50/2,8 SSM. Прежде всего был проведен стандартный тест на съемку при высокой чувствительности в сравнении с конкурентами по классу и признанными лидерами.
Съемка проводилась днем и ночью, поскольку последняя лучше всего выявляет проблемы шумов на однородных темных участках. Выявлена следующая закономерность: при 100 и 200 ISO картинка превосходит соперников – вероятно, благодаря оптическим характеристикам объективов Zeiss.
До 3200 ISO результат оказался вполне пригодным для практических целей. Съемка на 6400 ISO потребовала вмешательства программ шумоподавления, особенно в ночных сюжетах. Предельные режимы чувствительности 12 800 и 25 600 ISO малоприменимы без серьезной постобработки в графическом редакторе либо предназначены для печати в формате 10×15 см или для публикации снимков в Интернете.
В целом такой результат соответствует современным успехам в сфере конструирования матриц для полноформатных камер и результатам работы внутрикамерных алгоритмов борьбы с шумами у всех производителей, за исключением двух моделей высшего класса, которые на предельных значениях чувствительности дают лучший на одну ступень результат.
После теста высокой чувствительности было принято решение в обычных условиях проводить дальнейшую съемку в диапазоне от 200 до 1600 ISO. Также был выбран формат RAW + JPG, чтобы определить лучший метод для последующей компьютерной обработки цифрового негатива и сравнить файлы, обработанные самой камерой и специальным программным обеспечением.
В особых случаях использовался фирменный режим HDR. Например, при съемке интерьера требовалось проработать как фактуру светильников, так и все детали интерьера, но достаточного времени и дополнительного освещения не было. Перепады яркостей очень большие, поэтому степень воздействия HDR выставлена на максимальный уровень 6. Камера на штативе. Придется применить специальный пульт ДУ или установить невысокую чувствительность – чтобы уменьшить влияние сотрясения от нажатия на спуск камеры. В результате всего за минуту получился технически богатый в тенях и светах кадр (фото 1).
Фото 1. Технически богатый в тенях и светах кадр. Объектив Zeiss Vario-Sonnar 16–35/2.8 T, ISO 100, базовая выдержка 4 с, f/14, баланс белого 2500 K, программная сшивка в камере из трех кадров.
Чтобы вытянуть детали и в тенях, и в светах при репортажной съемке, применить такой режим не удастся. Однако возможности матрицы и программного обеспечения могут помочь, если творчески подойти к сюжету и не полагаться только на автоматику. Сильнейший контровой свет освещает ледяную стену, в нише которой расположилась героиня. Ее лицо в тени, поэтому устанавливаем достаточную плюсовую экспокоррекцию. Графический конвертор помог спасти тени и не потерять светлые участки изображения (фото 2).
Фото 2. Графический редактор помог спасти тени и не потерять светлые участки изображения. Объектив Sony 70–200/2.8 G, ISO 800, 1/1000 с, f/5,6.
Съемку крупной орхидеи на фестивале цветов попробуем провести с сохранением искусственного освещения. Мы не можем использовать штатив, поскольку это запрещено. Зная, что камера позволяет уверенно и качественно снимать в диапазоне 800–1600 ISO, отключаем автофокусировку и, используя описанный выше «пикинг», чуть отдаляя или приближая, делаем серию в режиме 6 кадров в секунду. Первая же серия дает хороший результат, но я делаю еще дубль, добиваясь работы небольшого прожектора на просвет (фото 3).
Фото 3. Работа небольшого прожектора на просвет. Объектив Sony Macro 100/2.8, ISO 800, 1/100 с, f/5.
Далее проводим съемку варана в террариуме. Животное хищное, довольно крупное и не любит чужаков, поэтому была разработана целая операция. В полумраке поставили рассеянный студийный импульсный свет, соединив его при помощи шнура синхронизации с камерой. Отключили режим имитации экспозиции в режиме LiveView, чтобы можно было строить кадр в полумраке. Откидной экран камеры установили в удобное положение, а затем на вытянутых руках внесли камеру в террариум через небольшое отверстие. При съемке камера переключилась в формат APS-C. Уверен, сделать портрет варана без помощи студийного света и откидного экрана было бы значительно сложнее (фото 4).
Фото 4. Сделать портрет варана для каталога без помощи студийного света и откидного экрана было бы значительно сложнее. Объектив Sony 16–50/2.8 SSM, ручная установка параметров для импульсного света, ISO 200, 1/160 с, f/7,1.
Вернемся к репортажу, а точнее – к проблемам точной наводки в режиме следящего фокуса. Специально для того, чтобы заставить очень хороший длиннофокусный объектив работать с дополнительными 102 датчиками фокусировки в следящем режиме, я залил в камеру последнюю версию прошивки и отправился на каток. Как положено в таких случаях при работе с длиннофокусной техникой, установил широкую центральную зону фокусировки и новый режим AF-D. Следящий фокус отработал довольно точно не только при движении объектов на камеру, но и в режиме проводки (фото 5).
Фото 5. Следящий фокус отработал довольно точно не только при движении объектов на камеру, но и в режиме проводки. Объектив Sony 70–200/2.8 G, ISO 400, 1/1000 с, f/5,6, сильный контровой свет, коррекция +2/3 EV.
Усложняем задачу – переключаемся на скорость съемки 10 кадров в секунду. В этом режиме камера сама переходит на формат JPG, во многом берет управление на себя для обеспечения максимальной скорости съемки и уменьшает формат кадра до APS-C c разрешением около 5 Мп. В этом режиме желательно применить новую опцию – AF-D. Количество резких кадров увеличивается примерно на треть в том случае, если объект движется прямо на фотографа, да и вспомогательные точки тут же начинают подмаргивать (фото 6).
Фото 6. Режим фокусировки AF-D. Если объект движется прямо на фотографа, количество резких кадров увеличивается примерно на треть. Объектив Sony 70–200/2.8 G, ISO 400, 1/3200 с, f/3,2, объект в тени, коррекция +1 EV, режим скоростной съемки.
В заключение хочется сказать, что во время съемки ночных пейзажей можно использовать режим многокадрового шумоподавления, если в кадре нет большого количества деталей. При съемке со штатива камера делает 3–4, а иногда и 7 кадров в формате JPG. В результате собирается красивый и довольно малошумящий снимок, который может быть использован для полноформатной печати. Однако для такой съемки нужен штатив, поэтому я могу просто использовать низкую чувствительность и длинную выдержку. В обоих случаях достигается хороший результат, если камера остается неподвижной (фото 7).
Фото 7. Режим многокадрового шумоподавления. Камера собирает финальную картинку из 3–4, иногда 7 кадров. Получается красивый снимок с минимальными шумами. Объектив Zeiss Vario-Sonnar 16–35/2.8 T, ISO 3200, 1/6 с, f/10, баланс белого 3200 K.
Выводы
Камера Sony SLT-A99 не похожа на другие модели. В ее корпусе сосредоточено большое количество новаторских решений и полезных приспособлений для творчества. Высококачественный электронный видоискатель помогает контролировать точность фокусировки в самых сложных съемочных ситуациях.
Полноформатная матрица, высокая скорость съемки, разъем для соединения со студийными вспышками, удобный поворотный экран в комплекте с набором высококлассной оптики делает Sony SLT-A99 интересным инструментом для фотографа-универсала. Расширенные возможности видеосъемки позволяют получить фильмы профессионального качества.
Правда, камера не является абсолютным лидером по рекордным значениям гладкости картинки при съемке на сверхвысокой чувствительности более 12 800 ISO (хотя справляется с задачей хорошо). Не попала камера и в лидеры по скорости фокусировки в следящем режиме репортажа. Но для таких экстремальных задач есть другие модели.
Подытоживая, можно сказать, что в руках умелого фотографа, использующего комплект превосходной оптики Zeiss, камера Sony SLT-A99 может гарантировать получение интересных снимков.
Дневная съемка на разной чувствительности
100 ISO
200 ISO
400 ISO
800 ISO
1600 ISO
3200 ISO
Ночная съемка на разной чувствительности
100 ISO
200 ISO
400 ISO
800 ISO
1600 ISO
3200 ISO
Отзывы и комментарии