Тест сабвуферов: музыку слушаем там, где она создается

Сейчас вы познакомитесь с полным музыкальным тестированием сабвуферов. Для тестирования мы специально арендовали музыкальную студию. Весь комплекс представляет собой три профессиональных репетиционных зала, звукозаписывающее оборудование и даже отдельную студию для занятий барабанщиков, —  более 100 квадратных метров свободной рок-н-ролльной атмосферы.

Тест сабвуферов

Для тестирования мы выбрали большой зал, где репетировали и записывались такие музыканты, как Chris Slade («AC/DC», «The Firm», Tom Jones), Joe Lynn Turner («Rainbow», «Deep Purple», Ingwie Malmsteen), группы «Земляне», «Жуки», «Мираж», «Ляпис Трубецкой», «Тараканы», и многие другие...

Тестировали два человека. Наш постоянный автор Сергей Петров, описывает техническую часть. Для оценки звучания мы пригласили профессионального звукорежиссера, —  Анатолия Вейценфельда.

Перед тем, как сделать на этот шаг, было много обсуждений «за» и «против».

Для «полноты картины» мы приведем сомнения и аргументы, которые мы, сотрудники редакции, сами высказывали друг другу.

- Сабвуферы чаще используется при просмотре кино, чем при прослушивании музыки (в «трифониках»), зачем тестировать их на музыкальном материале?

При прослушивании музыки любая акустика, —  и сабвуфер в том числе, сможет показать то, что трудно или невозможно услышать на киноматериале. Нюансы звука (бас-гитара, контрабас, барабаны) лучше смогут показать сильные и слабые стороны сабвуферов.

- Сабвуферы имеют разную мощность и оптимального звучания можно добиться только на соответствующей для каждого площади, так как на сабвуфер сильно влияют акустические свойства помещения, а они пропорциональны размерам помещения. Соответственно тестирование нескольких разных сабов в одном месте ставит их в заведомо неравноценные условия.

Конечно, для оптимального тестирования хорошо подобрать соответствующую площадь для каждой акустической системы, —  равно как и усилитель, и межблочные и акустические кабеля соответствующих фирм, но при таком подходе задача тестирования оказывается почти невыполнимой.

Все аппараты были протестированы в студии, размеры которой превосходили «желательную площадь» для каждого, поэтому все тестируемые были в более или менее равных условиях.

- Зачем специально прослушивать в музыкальной студии?

Не секрет, что одна из основных проблем при покупке, —  это то, что в салоне и дома любая акустика звучит по-разному. Поэтому, чтобы максимально точно услышать, на что тестируемая акустика способна, нужно, чтобы ничего не мешало. Студийное помещение акустически обработано, поэтому влияние стоячих волн и резонансов максимально снижено. Музыку слушаем там, где она создается.

- Что может услышать звукорежиссер, чего не услышим мы?

Не секрет, что мы слышим то, что позволяет нам акустика и что диктует нам собственное представление о том, как, образно говоря, должна звучать конкретная фонграмма. Т.е., утрированно, мы во-многом слышим то, что хотим услышать, —  иногда это даже то, чего там нет, —  и наоборот.

Звукорежиссер же слышит то, что на фонограмме на самом деле есть.

- Может, лучше сделать измерения и опубликовать графики?

Это, конечно, можно сделать, но измерения в любом случае «завязаны» на микрофоне, а у микрофонов есть такой малоизвестный параметр, как радиус гулкости – это то расстояние, с которого микрофон начинает воспринимать отражённые и прямые звуки одинаково. За этим радиусом он воспринимает отражённые звуки больше, чем прямые.

И вот этот радиус, даже у направленных «пушек», составляет в лучшем случае 5–7 метров, а у обычных микрофонов – 1–2 метра. Поэтому, даже если снимать данные с микрофона, установленного рядом с сабвуфером, будет много отражённых звуков. Человеческое ухо в этом смысле более тонкий инструмент, им управляет мозг, отделяя ненужную информацию. Мало кто знает, что первые 2–3 минуты концерта мозг зрителя «настраивает» уши, слух под зал.

Конечно, никто не говорит, что графики снимать не имеет смысла, но для акустической системы полного диапазона они более результативны, чем для узкодиапазонной, которой сабвуфер и является.

 

Как мы тестировали

Основное прослушивание проходило в «трифонике», сабвуферы подключались к усилителю вместе с нашей редакционной акустикой «Triangle». Для пытливых читателей сообщим, что мы намеренно не стали выкручивать громкость сабвуфера, корректируя, таким образом, его выводимую мощность, —  учитывая, что размеры студийного зала немалые. Ведь основную роль в звуковом давлении играет именно соотношение мощности усилителя и диаметра тарелки, а не просто подводимая к динамику мощность.

Если ручкой громкости злоупотреблять, то можно добиться выделения баса из общей картины, —  в лучшем случае. В худшем же, —  может получиться гудение.

Когда возникала необходимость контроля впечатлений, —  как, например с SVS PC 12 Plus, —  все-таки это не самый просто настраиваемый аппарат, мы слушали акустику с ресивером, который также не поленились привезти в студию. Первое место мы отдали

REL T9, второе —  Acoustic Energy Radiance Sub и почетное третье, —  SVS PC 12 Plus.

Передаем слово Анатолию Ивановичу Вейценфельду:

А.В.

Анатолий Иванович Вейценфельд

Прослушивание отдельно стоящих низкочастотных акустических систем (сабвуферов) – задача непростая. Разумеется, одни лишь «сабы» на тестовом сигнале слушать бессмысленно, причем, на любом, – будь то синусоида, импульсы или квазислучайный, нужен материал музыкальный. Замерить акустические характеристики – да, можно, но прослушивать надо «всю музыку».

Но тут встает вопрос сопряжения сабвуфера с обычными широкополосными акустическими системами, в бытовой аудиотехнике не совсем корректно называемых «колонками» и еще более некорректно – «сателлитами». Почему «сателлиты» некорректно? Да потому, что «сателлит» переводится как «спутник», то есть нечто второстепенное, сопровождающее что-то главное.

Однако, основной массив музыкальной, да и вообще любой звуковой информации, содержится в средней и в меньше степени в высокой части диапазона, а «сопровождающей» является как раз низкочастотная область. Она-то и добавляет к общему впечатлению не столько информацию, сколько особую краску, полноту, эмоцию и драйв.

Но наше прослушивание явилось исключением из правила – именно бас и его звучание интересовали прежде всего, так что термин «сателлиты» тут вполне подходил.

Выше я упомянул о сопряжении СЧ/ВЧ-систем с сабвуферами. Дело в том, что сменявшиеся сабы были весьма различного «калибра», а колонки оставались те же самые. Так что при прослушивании я не обращал особого внимания на неизбежное отсутствие тонального баланса между областями спектра, а сосредоточился на предмете прослушивания – НЧ-системах.

Анатолий Иванович Вейценфельд —  основатель журнала «Звукорежиссер», главный редактор интернет-портала ProSound.iXBT.com, член Ассоциации джазовых журналистов Москвы, ассоциированный член Американской Ассоциации джазовых журналистов JJA. Член международной Ассоциации музыкальной прессы MIPA.

 

Сабвуферы

+7
30 января 2013

Отзывы и комментарии