Тест CD-проигрывателей: классика не стареет

Этот год был богатым на новые брэнды и модели CD-проигрывателей. В последнее время на отечественном рынке появилось большое количество новых имен, да и гранды электроники представили на суд аудиолюбителей множество новинок.

Текст: Карим Шукуров.


 

Проигрыватель музыкальных дисков – это достаточно консервативный продукт, поэтому о каких-то выраженных тенденциях, заметной общей идее, которая возобладала в этом секторе электронных компонентов, говорить не приходится. Впрочем, пожалуй, все же есть то, что роднит CD-проигрыватели – каждый из них обладает своим собственным лицом, точно так же, как и неповторимым характером звучания.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

Тестирование каждого проигрывателя проводилось в два независимых этапа. Первый — это субъективная оценка, которая заключалась в прослушивании проигрывателя. На втором проводилось аппаратное тестирование проигрывателя.

Звучание

Главное внимание мы уделяли этапу субъективного тестирования, который был определяющим в оценке CD-проигрывателя. Прослушивание проводилось в лаборатории журнала Video&Audio, которая имеет хорошую звукоизоляцию, и стены которой специально подготовлены для снижения нежелательных ревербераций и искажений звука. Каждый CD-проигрыватель прослушивался в одних и тех же условиях, в комплекте с одними и теми же электронными компонентами и на одном и том же музыкальном материале.

Для теста мы использовали пару акустических систем Triangle Heliade, предусилитель Parasound Model 2100, стереоусилитель мощности Parasound Model 2125, межблочные и акустические кабели Nordost. Для прослушивания использовались диски с музыкальными композициями условно четырех больших направлений – классика, джаз, рок и электронная/поп-музыка, как наиболее общих и часто встречающихся жанров. Известно, что каждое из этих направлений обладает собственным неповторимым характером звучания, который, в первую очередь, определяется распределением звуковой энергии, а значит и музыкальной информации по частотам.

Например, рок, как правило, насыщен басовыми составляющими звука, поэтому становится очень важной способность стереотракта CD-проигрывателя качественно воссоздавать низкочастотные звуки. В поп-музыке бас в основном ритмический, и наибольшее внимание уделяется передаче середины, и особенно, вокального исполнения. Классика, особенно симфоническая, обладает широким спектром звука и очень высокой информационностью, причем в разных областях частотного диапазона. Словом, каждый жанр позволяет по-новому оценить CD-проигрыватель.

Классика была представлена фрагментами опер Вильгельма Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Кольцо нибелунгов». Выбор связан с тем, что симфоническая музыка позволяет оценить способность проигрывателя передавать сцену и выстраивать образ большого музыкального коллектива. Кроме того, классические симфонические произведения, особенно симфонии Вагнера, очень богаты перепадами интенсивности, многочисленными моментами forte и pianissimo, то есть как никакие другие позволяют оценивать динамические характеристики стереотракта, его возможность передавать громкие и тихие моменты музыки как последовательно, так и одномоментно.

Джаз был представлен, в основном, небольшими эстрадными коллективами из нескольких голосов – контрабас, рояль, саксофон и ударные, плюс иногда еще вокал. Джаз, как и классика, позволяет оценить динамические возможности стереотракта. Кроме того, два этих жанра позволяют оценить способность реалистично передавать тембры разнообразных  «живых» инструментов, основные тона которых локализованы в различных областях частотного диапазона звука.

Музыку рок-направления представляли, в основном, композиции Metallica и Deep Purple разных лет. Иногда мы слушали отдельные экспериментальные композиции, созданные Ben Vaughn и Sheryl Crow. Поп-музыка была представлена самыми разнообразными композициями и исполнителями от ABBA до Britney Spears. Кроме того, воспроизводились диски с чисто электронными композициями, в основном, стиля ambient. Электронная музыка позволяет выявить способность стереотракта передавать сложные синтезированные тембры.

Электронные композиции часто бывают очень насыщены разнообразными звуками, которые призваны создать ту или иную атмосферу. Качество передачи таких звуков позволяет оценить способность проигрывателя создавать сложные музыкальные образы, для которых иногда может и не быть точного словесного описания, но которые понятны либо интуитивно, либо на основе экзистенциального опыта. Важно, что использовались, в основном, диски-сборники композиций одного автора/коллектива, но записанные в разных студиях и в разное время. Это позволяет максимально абстрагироваться от особенностей той или иной звукозаписывающей студии.

 

Измерения

Характер звучания определяется всеми элементами тракта воспроизведения звука: от привода оптических дисков CD-проигрывателя до акустических систем. Способность CD-проигрывателя выдавать адекватный звук во многом характеризуется параметрами его стереотракта. Измерения проводились с использованием звуковой карты и оригинального авторского программного обеспечения, которое позволяет захватывать и анализировать аудиосигналы в реальном времени. Набор программ обеспечивает расчет мгновенного спектра аудиосигнала при помощи быстрого преобразования Фурье с использованием окон Чебышева, Кайзера и Бесселя, расчет коэффициентов гармоник и амплитудно-частотной характеристики.

Также в процессе тестирования использовались оригинальные авторские диски с сэмплами импульсов, меандров, гармонических тонов разной частоты, линейных и логарифмических свипов и разнообразных цветных шумов (от белого до коричневого). Окончательной целью измерений является получение характеристик аудиосигнала, генерируемого стереотрактом CD-проигрывателя. Во-первых, это амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), которая характеризует тональные особенности звукового сигнала, способность адекватно передавать его уровень на разных частотах. Чем более линейна АЧХ, тем лучше.

Во-вторых, интерес представляет коэффициент гармоник, причем не только на одной частоте (1 кГц), как обычно его дают производители в техническом описании, а во всем диапазоне частот и дифференцировано по гармоникам от второй до, по крайней мере, 11-ой. Развертка коэффициента гармоник по частоте позволяет оценить его линейность, то есть однородность передачи звука с точки зрения нелинейных искажений.

А дифференциация по гармоникам позволяет увидеть, на какую область будут приходиться гармонические искажения, возникшие, например, в басе. Если звук в области, например, 90 Гц, то вторая гармоника будет давать помехи в области 180 Гц, пятая – в области 450 Гц, а одиннадцатая – в области 990 Гц. Определяя по графику номер гармоники и область нахождения частоты звука, можно увидеть, на какую область приходится максимум гармонических искажений. Естественно, делать это нужно с учетом кривой чувствительности слуха.

 

Результаты

Окончательная оценка выводилась по совокупности субъективных характеристик, выявленных во время прослушивания того или иного CD-проигрывателя. Измерения носили вспомогательный характер и на субъективную оценку не влияли. Известно, что натуральность звучания, степень локализации стереообразов, реалистичность передачи музыкального пространства, качество построения сцены и, в конечном итоге, информативность передачи и комфортность музыки определяются достаточно небольшим набором характеристик звука, наиболее важными из которых являются прозрачность, детальность, телесность, подвижность и однородность звука.

Прозрачность характеризует чистоту звука, то есть отсутствие всевозможных помех и шумов, вызванных работой стереотракта. Детальность характеризует разрешение стереотракта, то есть способность передавать как можно большее количество музыкальной информации на единицу частотного диапазона в единицу времени. Телесность характеризует неискаженность звучания тембров музыкальных инструментов, отсутствие окрашенности звука.

Подвижность звука определяется динамическими характеристиками стереотракта, его способностью корректно воспроизводить звуки минимальной и максимальной интенсивности как последовательно, так и одновременно, а также способность корректно передавать вступления музыкальных инструментов. И, наконец, однородность определяет сбалансированность звука по частотному диапазону.

 

-2
31 мая 2013

Отзывы и комментарии