Тест беззеркального фотоаппарата Canon EOS M: вхождение в класс «системных» камер со сменной оптикой можно считать в высшей степени успешным
Из всех крупных производителей фототехники Canon вошел в класс беззеркалок (или, правильнее, «системных» компактных камер со сменной оптикой) последним. Затянувшаяся пауза породила массу слухов, хотя никто не сомневался, что это случится: объем продаж беззеркалок в Японии уже превысил объем продаж зеркальных камер, и магистральная линия развития фототехники стала вполне очевидной. И вот, наконец, первенец был представлен — Canon EOS M. Вместе с ним выпущены первые два объектива с новым байонетом EF-M: 22 mm f/2,0 STM и 18–55 mm f/3,5–5,6 IS STM, а также адаптер, позволяющий использовать с камерой нового формата весь огромный парк объективов EF — как полнокадровых, так и для матрицы APS.
Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ
Технические параметры
Сенсор |
APS-C, CMOS 18 Мп, 5184×3456 пикселей |
Объектив |
сменные, байонет EF-M, возможно использование объективов с байонетом EF и EF-S через переходник |
Стабилизация изображения |
отсутствует в камере, в некоторых объективах EF-M имеется оптическая стабилизация |
Защита от пыли на матрице |
автоматическая и принудительная |
Дисплей |
1 040 000 точек, диагональ видимого изображения 75 мм, фиксированный |
Фокусировка |
гибридная (фазовая и контрастная) система фокусировки, покадровая и следящая. Работает с некоторыми объективами современной конструкции |
Сенсорное управление на дисплее |
есть, в том числе управление зоной фокусировки и спуском затвора |
Диапазоны выдержек |
30–1/4000 с, длительная от руки, синхронизация вспышки 1/200 с |
Режимы съемки |
P, А, S, М, интеллектуальный авторежим, 8 сюжетных программ, видеосъемка |
Экспозамер |
Мультисегментный датчик, центральновзвешенный, точечный, частичный. Экспокоррекция ±3 EV |
Вспышка |
внешняя (в комплекте), GN 9, экспокоррекция ±3 EV, возможность согласованной работы с внешними вспышками Canon по беспроводной связи |
Чувствительность |
ISO 100–25 600, ISO Auto 100-64-00 |
Форматы снимков |
RAW (14 бит), RAW+JPG, JPG |
Карты памяти |
SD/SDHC/SDXC |
Серийная съемка |
однократная, непрерывная до 4,3 кадра/с, автоспуск с задержкой, дистанционный спуск, брекетинг (3 кадра) |
Видеосъемка |
Full HD с автоматической или ручной фокусировкой, MOV |
Интерфейсы |
Высокоскоростной USB, HDMI mini C, внешний микрофон, беспроводное соединения через карты памяти Eye-Fi |
Питание |
аккумулятор LP-E12, 7,2 В, 875 мА·ч |
Размеры |
108,6×66,5×32,3 мм |
Вес |
298 г (с аккумулятором и картой памяти) |
Ориентировочная цена |
33 000 руб. (kit) |
Введение
С первых же минут знакомства с новинкой стратегия Canon на новом рынке становится понятной: взят курс на создание полноценных аппаратов, способных заменить классическую зеркалку на прогулке и в путешествии, а со временем, может быть, и вытеснить ее совсем, при этом упакованных в столь компактный корпус, что внешне непросто отличить их от обычных компактов.
И хотя первая модель рассчитана явно на любительский сегмент рынка (точнее, на тех, кто собирается переходить с компактов на более серьезную технику), она получилась, по моему мнению, настолько удачной, что есть все основания ожидать в скором будущем появления целой линейки камер нового формата, в том числе и более профессионального уровня.
Надо признаться, что до личного знакомства с новинкой я, как пользователь зеркалок с многолетним стажем, не мог избавиться от сильного скепсиса. Тем более что и мимолетный опыт общения с некоторыми уже выпущенными беззеркалками говорил о том, что на практике скорее всего придется ограничиться полностью автоматическим режимом, чтобы избежать долгой возни при изменении даже базовых параметров съемки. Мне хватило пары часов тестовой съемки, чтобы полностью переменить отношение к новому классу техники и признать, что будущее за ним. А теперь обо всем подробнее.
Начинка, управление, эргономика
И матрица, и процессор, и экран, и почти вся прочая электроника в Canon EOS M взята из последней зеркалки Canon начального уровня EOS 650D, и этим сказано очень многое. Переход с 600-й модели к 650-й ознаменовал большой шаг вперед: стала возможна постоянно действующая автофокусировка при видеосъемке, появился сенсорный экран и многое другое.
Сенсорный экран, который в 650-й смотрелся отчасти как некоторое чудачество (реверанс в сторону любителей смартфонов, поскольку при наличии полноценной, давно устоявшейся в зеркальном классе системы управления он был в общем-то необязателен), в EOS M стал главным средством руководства камерой. И надо признать, что даже при полном незнакомстве со смартфонами управление через экран осваивается за несколько минут и оказывается на удивление удобным, быстрым и наглядным.
Все это помещено в корпус настолько компактный, что удобство переноски уже начинает противоречить удобству при съемке. В целом эргономика на высоте, но не раз появлялась мысль, что будь камера чуть побольше, это было бы лучше. А еще лучше было бы устроить на корпусе большой анатомический наплыв для надежного удержания камеры правой рукой.
То, что многим кнопкам на корпусе просто нет места, при таком экране нестрашно, но вот красный луч подсветки автофокуса постоянно перекрывается пальцами левой руки, которая по привычке охватывает кольцо зумирования, да и просто поддерживает камеру, потому что хват правой рукой недостаточно надежен.
Корпус выполнен исключительно качественно: металлический, надежный, расположение кнопок и всех органов управления хорошо продумано. Принцип организации управления максимально приближен к миру компактных камер: классические три кнопки INFO, MENU и просмотровая, узнаваемый диск с четырьмя точками нажатия вокруг кнопки SET.
При этом по краю этого диска устроено вращающееся кольцо — в общем, максимум возможностей в минимуме места. Но главная изюминка системы управления — конечно же, сенсорный экран, в адрес которого любых восторгов будет мало. Как и полагается, количество информации, выводимой на экран, можно дозировать кнопкой INFO — от полного отсутствия до такого множества, что большая часть экрана оказывается занята разными съемочными параметрами, включая живую гистограмму.
Как обычно, оптимальным оказывается средний вариант, при котором на экране отображаются примерно те же данные, что и в видоискателе хорошей современной зеркалки. Важнее всего то, что при касании любого из отображенных параметров он активируется, и его можно мгновенно изменить, либо коснувшись соответствующей точки на возникающей тут же шкале, либо прокручивая вращающееся кольцо вокруг диска, либо нажимая одну из сторон этого самого диска.
Если требуются более существенные изменения, достаточно коснуться иконки в виде буквы Q в верхнем правом углу экрана — и на нем по периметру появятся ряды значков, символизирующих практически все параметры, имеющие отношение к съемке. Прикосновение к любому из них преображает часть экрана, вызывая возможные варианты, которые выбираются одним касанием.
Единственное нарекание к этой системе управления — для такого количества выводимых параметров экран маловат, поэтому значки расположены довольно густо, и нередко можно промахнуться, нажав вместо нужной иконки соседнюю. Возможно, имело смысл сгруппировать параметры так, чтобы они расположились на паре сменяемых страниц, — очень может быть, что в итоге управление шло бы быстрее. Но в целом система управления EOS M — лучшее, что мне приходилось видеть на всех компактах и беззеркалках, да и многие зеркалки начального уровня будут, пожалуй, менее удобны.
Особо стоит отметить возможность одним касанием указать камере, на каком именно участке кадра нужно сфокусироваться. Можно даже выбрать в меню функцию немедленной съемки после фокусировки «по указке» (touch shutter), но мне это показалось неудобным: во-первых, трудно избежать сотрясения камеры, касаясь пальцем экрана, во-вторых, как-то привычнее самому выбирать время съемки, в последний момент еще раз проверив композицию кадра. Все-таки Картье-Брессон, moment decisif и все такое…
Съемка
Новинка имеет полный комплект съемочных режимов, свойственный хорошей современной зеркалке, то есть «серьезные» P, A, S, M, а также интеллектуальный автоматический режим, который самостоятельно подбирает наиболее подходящие, по его мнению, съемочные параметры (ему отведено отдельное положение очень аскетического диска выбора режимов, на котором всего три отметки), еще один автоматический, в котором пользователь может менять многие параметры сам, и стандартный набор из семи сюжетных программ.
Помимо этого, есть выбор из нескольких «творческих фильтров», которые преобразуют изображение, полученные во всех съемочных режимах, включая P, A, S, M и сюжетные. Надо сказать, что хотя эти фильтры уже несколько лет как потеряли прелесть новизны, некоторые из них (на мой вкус, два — «зернистый черно-белый», очень похоже воспроизводящий эффект старой контрастной пленки, и Bold Art) решены в EOS M очень качественно и выдают симпатичные результаты, прямо-таки вдохновляющие на долгие эксперименты.
В целом новинка продемонстрировала при съемке оперативность заметно выше типичных компактных камер, хотя по сравнению с продвинутыми зеркалками, конечно, наблюдается явная «приторможенность», например, при переключении съемочных режимов. Скорость автофокуса тоже, пожалуй, находится посередине между зеркалками и компактами.
Если снимать в формате RAW или RAW+JPEG, то какое-то время (примерно секунда) уходит на запись даже одиночных кадров. Но если учесть, что камера ориентирована, судя по всему, на фотографов, переходящих с компактов или «айфонов» на фототехнику, позволяющую уже заводить разговор о качестве изображения, то это должно быть привычным и не вызывать нареканий; тем же, кто давно уже снимает зеркалками, EOS M понравится легкостью, компактностью и удобством управления.
Автофокус работает как в покадровом, так и в следящем режиме, причем с новыми объективами STM поддерживает постоянную автофокусировку и автоэкспозицию во время видеосъемки; при этом экспозиция меняется не пошагово, как с объективах старой конструкции, а плавно, что смотрится на видео очень привлекательно.
Эффективность и точность следящего автофокуса была проверена на съемке детской железной дороги у цирка. Эта задача сложнее для камеры, чем может показаться со стороны: паровозик проходил буквально в полутора метрах от камеры, а на таких близких расстояниях разница в фокусировке существенна. Камера со штатным зумом 18–55/3,5–5,6 вполне справилась с задачей удержания объекта в резкости.
Точность фокусировки в целом очень хороша — вероятно, благодаря гибридному автофокусу. Еще раз следует положительно оценить возможность касанием пальца выбрать точку фокусировки: все эти возможности придают съемке какой-то игровой, позитивный оттенок.
Фокусировка работала даже практически в полной темноте, хотя, конечно, занимала гораздо больше времени, чем обычно.
Точность экспонирования не вызвала нареканий: так, при съемке высококонтрастных сюжетов (а что может быть контрастнее черных стволов на снегу?) ни разу не были «выбиты» света даже без введения экспокоррекции. При ночной съемке сохранялся оптимальный баланс бликов от источников света и теней; но все же для создания ночной атмосферы потребовалось ввести отрицательную экспокоррекцию (порядка –1 1/3), а для адекватной передачи снега — примерно такую же положительную, то есть старые правила творческой экспозиции по-прежнему действуют.
Цветопередача оказалась стандартной для камер компании Canon, при этом надо учесть, что она существенно меняется в зависимости от выбранного стиля изображения (стандартный, портретный и т. д.). Поэтому для серьезной съемки следует рекомендовать съемку в формате RAW, чтобы потом, во время редактирования на экране, можно было свободно подобрать самую подходящую для данного сюжета цветопередачу.
Очень порадовала съемка на высокой чувствительности: даже на значениях ISO 3200–6400 зерно оставалось вполне допустимым для небольших отпечатков, и тем более для карточек, размещаемых в Интернете.
Совместимость
Как уже было сказано, выпущенный одновременно с камерой адаптер позволяет использовать с ней все ранее произведенные объективы EF, которых более чем достаточно для решения любой фотографической задачи. Можно надеяться, что сторонние производители очень скоро наладят выпуск своих адаптеров, позволяющих вести съемку с объективами других форматов и систем, хотя бы старых неавтофокусных объективов Canon (при этом, конечно, многие функции, в первую очередь автофокус, будут скорее всего не доступны).
О том, что это возможно, говорит пункт в меню камеры, допускающий «съемку без объектива», — вероятно, имеется в виду без «родного» объектива. Это сулит простор для экспериментов с объективами разных «рисунков», моноклями и т. д. А для удобства фокусировки можно будет воспользоваться функцией увеличения части кадра, которая активируется двумя касаниями экрана.
Камера не имеет встроенной вспышки, но комплектуется миниатюрным внешним блицем с ведущим числом всего 9. Зато она может дистанционно управлять другими внешними вспышками и обеспечивать их согласованную работу. Поскольку при этом возможен любой угол освещения (не только фронтальный, как у встроенной вспышки), то можно будет без труда добиваться эффектов студийного освещения где угодно (на улице и в лесу) без особого труда.
Выводы
Вхождение компании Canon в класс «системных» компактных камер со сменной оптикой можно считать в высшей степени успешным и многообещающим. Новая камера EOS M не стала ориентироваться исключительно на облегченную любительскую съемку, как у некоторых конкурентов, а вобрала в себя все впечатляющие наработки последнего поколения зеркальных камер, добавив к ним непревзойденную компактность, а от собратьев по классу отличившись исключительным удобством и легкостью управления.
Намерение компании Canon не замыкаться в рамках упрощенной фототехники вселяет надежду на то, что вскоре могут появиться и другие камеры этого формата — еще более способные и удобные. Для достижения настоящей компактности, конечно, следует разработать и линейку действительно миниатюрных объективов (а раз есть запрос рынка, то можно ожидать их скорого появления). В любом случае — с удачным почином!
Редакция благодарит московское представительство компании Canon за предоставленную для тестирования технику.
Тесты в картинках
Следящий автофокус справился с удержанием в зоне резкости этого довольно шустро двигавшегося детского паровозика, хотя он проходил всего лишь в метре-полутора от камеры, да и освещение при пасмурной погоде было значительно хуже оптимального.
Автоматическая программа, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, 100 ISO, f/3,5, 1/100 c.
Штатный зум вполне может обеспечить нужный диапазон фокусных расстояний. На максимальном раскрытии (экв. 28,6 мм) объектив охватывает значительную часть горизонта. Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 100, f/4,5, 1/50 c.
Несмотря на самую невыразительную погоду, камера вполне в состоянии передать тонкие нюансы цвета и мелкие детали в светах — достаточно посмотреть на увеличенном фрагменте, как переданы светящиеся лампочки на этой футуристической елке.
Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 100, f/4,5, 1/80 c.
Этот сюжет вполне можно было бы назвать «Вечный прикол», а в фотографическом отношении он примечателен демонстрацией широкого динамического диапазона, что позволило в подробностях передать детали и в глубоких тенях, и в светах на снегу. Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 100, f/4,5, 1/40 c.
Такие изображения можно создавать буквально на лету, без каких-либо целенаправленных усилий, с помощью одного только творческого фильтра Bold Art. Снято из окна трамвая с намеренно долгой выдержкой. Надо отметить, что применение художественных фильтров возможно только при съемке в формате JPEG.
Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 6400, f/5, 1/13 c.
Цветопередача в достаточно сложных световых условиях московской слякоти выше всяких похвал. Насыщенность цвета хорошо передает настроение, при этом цвета остаются совершенно естественными, без искажений.
Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 100, f/4,5, 1/50 c.
Снято глубокой ночью для проверки возможностей камеры в экстремальных световых условиях. Чуть ли не в полной темноте камера сфокусировалась достаточно быстро (для такого освещения) и безупречно точно. Заодно была проверена и эффективность оптического стабилизатора. Резюме — эффективен (съемка с рук на 1/13 с).
Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 6400, f/5, 1/13 c, экспокоррекция –1 EV
Художественные фильтры часто дают интересные результаты, причем с такой легкостью, что поневоле тянет на эксперименты. Этот портрет снят без всякой подготовки при свете одной-единственной настольной лампы.
Фильтр «Зернистое черно-белое изображение». Приоритет диафрагмы, объектив Canon 18–55/3,5–5,6, ISO 500, f/5,6, 1/100 c.
Отзывы и комментарии