В России опять революция – бытовую технику обязали стать энергоэффективной

Пока страна самозабвенно отмечала новый год и радовалась жизни на зимних каникулах на рынке бытовой техники грянула революция – энергоэфективная. Если кто уже протрезвел, легко поймет, что теперь значительно проще будет обновлять парк домашней техники. Все бытовые приборы – согласно Закону РФ 347-ФЗ – должны иметь специальные наклейки, указывающие расход электроэнергии. Этикетки энергоэффективности, ясное дело, отправят на свалку истории устаревшую, энергоемкую технику. Но все ли производители готовы к такой революции?

На вопросы об энергоэффективности отвечает генеральный директор ООО «БСХ Бытовая техника» Ханс-Керстен Хрубеш.

 

- Что означает этикетка энергоэффективности?

Этикетка энергоэффективности информирует потребителя, насколько экономичен или неэффективен тот или иной электробытовой прибор.

Этикетка энергоэффективности предполагает шкалу от А до G, где А – высокий, а G – низкий класс энергоэффективности, а А+ и А++  означают наивысшие классы энергоэффективности.

Этикетка энергоэффективности должна присутствовать на всех холодильниках, стиральных машинах, стирально-сушильных машинах, посудомоечных машинах и духовых шкафах.

 

- Для чего нужна этикетка энергоэффективности?

Россия следует мировой тенденции. И это правильно! Бытовые приборы потребляют 40 процентов электроэнергии, расходуемой в быту. В домах россиян работают 42 процентов приборов, старше 10 лет.

Взять, например, холодильники: если заменить около 28 миллионов старых образцов на современные, имеющие класс энергоэффективности А+, то можно сэкономить до 12,6 ГВтч в год - примерно 10 процентов всей электроэнергии, потребляемой российским коммунальным хозяйством. А это эквивалентно 3,8 млн. тонн углекислого газа. А кроме холодильников используется масса устаревших стиральных машин, духовок, варочных панелей, посудомоек…

 

- Есть ли примеры успешного применения этикетки?

Этикетка энергоэффективности – очень важный индикатор. Примеры стран, где была введена такая этикетка, будь то ЕС, Китай, Австралия, Бразилия или США, показывают, что потребители предпочитает покупать энергоэкономичные приборы.

В странах ЕС доля высокоэффективной бытовой техники возросла в период с 2006 по 2009 год с 13 до 35 процентов, а доля неэффективных приборов упала с 20 с лишним до 5 процентов!

 

- Поддерживают ли производители бытовой техники этикетку энергоэффективности?

Я могу говорить только о БСХ: безоговорочно да, поддерживаем. Хотя отмечу, что процесс разработки и принятия столь важных решений для индустрии должен быть более прозрачным. В нем должны участвовать ведущие бизнес-ассоциации, такие как АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса), РАТЭК и другие.

Хотя введение российской этикетки энергоэффективности потребует дополнительных затрат и она будет отличаться от европейской этикетки, ее также поддерживают такие крупнейшие производители, как Indesit, Electrolux, Whirlpool и другие.

 

- В чем суть технического регламента о безопасности низковольтного оборудования?

Цель нового регламента - объединить требования различных нормативных документов в одном Законе и тем самым эффективнее защищать потребителей.

Закон №347-ФЗ ограничивает обязательные требования к продукции исключительно для защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности.

 

- Поддерживают ли производители бытовой техники Закон 347-ФЗ?

Как показывают дискуссии в различных ассоциациях и союзах, ситуация с новым законом отличается от единодушия по поводу этикетки энергоэффективности. И это понятно, от промышленности потребуются немалые расходы на переналадку: - например, на замену типовых табличек для малых бытовых приборов.

Крупные производители в России: компании Bosch-Siemens, Indesit, Electrolux, Whirlpool, Philips и другие поддержали вступление в силу Закона 347-ФЗ, сделав выбор в пользу надежной правовой основы. За последние месяцы ведущие игроки рынка провели дорогостоющую переналадку производства и тысячи бытовых приборов уже приведены в соответствие с требованиями закона.

Еще в I полугодии 2010 года были проведены интенсивные дискуссии, в том числе в рамках АЕБ, при поддержке проекта ТАСИС по сближению российского и европейского технического регулирования. В обсуждении участвовали производители бытовой техники, эксперты институтов по сертификации, обществ защиты прав потребителей и чиновники министерств и ведомств.

2 ноября 2010 года Росстандарт выпустил официальное разъяснение, отражающее консенсус государственной политики и интересов отрасли, а также обеспечивающее принципиальную возможность исполнения требований технического регламента до 29.12.2010.

 

- Что означает возможная отмена вступления в силу Закона 347-ФЗ?

Не хотелось бы на себе испытать чисто русский афоризм – «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

У тех производителей, которые сделали ставку на своевременное выполнение нового закона, могут появиться серьезные проблемы. В этом случае бытовую технику, удовлетворяющую новому, но отмененному техническому регламенту, нельзя поставлять в продажу – она же уже не будет соответствовать старому регламенту!.

В случае, если Закон 347-ФЗ не вступит в силу, с высокой степенью вероятности возможны перебои в поставках бытовой техники в Россию. Новый разворот в отрасли – на старые позиции, снова повлечет за собой переналадку, перестройку технологических процессов и логистики. На это уйдет опять несколько месяцев.

Учитывая, что производители, которые привели свою продукцию в соответствие с требованиями принятого Закона 347-ФЗ, значимы для рынка, события могут привести к подзабытому советскому дефициту.

Тематика: Bosch, Siemens
RSS
+1
5 января 2011

Отзывы и комментарии