С официальным анонсом A7R III компания Sony продолжает агрессивное наступление в сегменте профессиональной фототехники. Серия A7 / A7R / A7S стала настоящим открытием в 2013 году, и Sony быстро развила этот успех в 2015, предложив еще 3 камеры: A7 II, A7R II, A7S II.
Надо сказать, что именно A7R и A7R II оказались наиболее интересными аппаратами для фотографа: обычная A7 не могла предложить ничего особенного в сравнении с бюджетным «полным кадром» от Canon и Nikon, a серия S приобреталась, как правило, для съемки видео – для современной коммерческой фотографии у нее не хватало ни скорости, ни мегапикселей. Другое дело A7R и A7R II – первая по весьма доступной цене предлагала превосходный 36-мегапиксельный сенсор с широким динамическим диапазоном, но, правда, была слишком медлительна для всех сюжетов, предполагающих хоть какую-то динамику. A7R II в основном закрыла вопрос скорости: благодаря 399 точкам фазовой фокусировки, покрывающим большую часть кадра, и новому мощному процессору, который обеспечивал не только обнаружение лиц, но и фокусировку прямо по глазам модели.
К этому был добавлен 5-осевой стабилизатор изображения на основе сдвига матрицы, разрешение поднялось еще выше – до 42 Мп., при этом сохранился широкий динамический диапазон, позволяющий сравнивать эту камеру даже со средним форматом (его нижним сегментом). Вдобавок A7R II неплохо снимала видео – с достаточно уверенной фазовой фокусировкой, оптической стабилизацией и высокой детализацией формата 4K. Не все было, конечно, так радужно: несмотря на столь значительную эволюцию A7R II продолжала нести в себе рудиментарные черты первой любительской A7, и их было много. Эргономика камеры оставалась далекой от совершенства.
Отсутствие джойстика и сенсорного экрана сильно тормозило процесс съемки: для многих действий, таких как смена точки фокусировки, приходилось производить целую серию нажатий. Запутанное, слабо организованное меню не слишком помогало в этом деле. Автономность камеры была в несколько раз хуже, чем у зеркальных конкурентов – отчасти из-за низкой емкости аккумулятора, а отчасти из-за того, что для работы беззеркальной камере требуется постоянное питание матрицы (что довольно затратно), в то время как у зеркальных постоянно работают только небольшие датчики фокусировки и замера экспозиции.
Одно гнездо для карт памяти в профессиональном сегменте выглядело несерьезно, тем более если это гнездо для не самых быстрых карт типа SD UHS-I. Наконец, по скорости серийной съемки A7R II также отставала от конкурентов со своими 5 кадрами в секунду. Другое дело, что простота конструкции (прежде всего, отсутствие зеркального блока и пентапризмы) позволяла Sony держать цену значительно ниже, чем у конкурентов от Canon и Nikon, и это имело эффект – A7R II стала одной из самых популярных и продаваемых камер про-сегмента по всему миру, и даже японские землетрясения, выведшие из строя завод Sony в Кумамото в 2016 году, не смогли этому помешать.
И вот теперь выходит A7R III. К чести Sony, эта корпорация отнеслась со всей серьезностью к конструктивной критике, поэтому новинка уже ничем не напоминает любительскую A7. Можно забыть про трудности управления фокусировкой: у A7R III есть в наличии и джойстик АФ, и сенсорный экран. Смена точки осуществляется в одно касание. Добавлена кнопка AF-ON, крайне полезная при длительном слежении за объектом: если вместо нее использовать фокусировку полунажатием на спуск затвора, то есть шанс отпустить кнопку после первого снимка и на какой-то момент потерять фокус. Sony также заявляет, что удвоена эффективность функции «Фокусировка по глазу» (Eye AF) – теперь камера следит более настойчиво и не торопится переключаться на другие объекты, если ваша фотомодель на секунду отворачивается в сторону или закрывает часть лица. Данная функция также работает в связке с постоянной фокусировкой (AF-C) и серийной съемкой: отличные новости для любого портретиста.
Кроме того, примерно на 1 ступень улучшена чувствительность автофокуса при недостаточном освещении, хотя она продолжает зависеть от светосилы вашего объектива: до -4 EV при F1.4, -3 EV при F2 или -1 EV при F4. Напомним, что -3 EV примерно соответствует свету полной луны. Всего у камеры 399 точек фазовой фокусировки и еще 425 точек контрастной фокусировки. Все точки работают при подключении объективов с байонетом A (от зеркальных камер Sony) с помощью адаптера LA-EA3.
Серийная съемка также стала вдвое быстрее. A7R III может снимать до 10 кадров в секунду – с работающей автофокусировкой и автоэкспозицией. Можно использовать и «бесшумный» электронный затвор, и обычный механический. Стоит заметить, что использование электронного затвора может привести к появлению артефактов, прежде всего – дисторсии («rolling shutter» эффект), а также к появлению полос при съемке с искусственным освещением и т.д. Длина серии: 76 кадров при съемке в JPEG или в сжатом RAW (12 бит) и 28 кадров при съемке в 14-битном RAW без сжатия.
Снижение до 8 кадров/с позволяет использовать видоискатель в режиме Live View с минимальной задержкой изображения. Видоискатель, кстати, новый, с очень высоким разрешением: 3.69 млн. точекпротив 2.36 млн. у A7R II. Помимо повышенного разрешения видоискатель теперь также может работать с высокой частотой обновления: 100 или 120 Гц (в зависимости от режима, PAL или NTSC), это должно полностью устранить мерцание (если вы замечали его в видоискателе A7R II) и сделать картинку максимально плавной.
Здесь также используется новый затворный механизм, который притормаживает в конце срабатывания, что предотвращает возможность микросмаза от удара затвора. Что еще интереснее: A7R III может снимать 10 кадров в секунду со вспышкой(если ваша вспышка достаточно хороша для такой скорости), в то время как даже A9 при использовании вспышки ограничена всего лишь 5 кадрами в секунду.
Матрица у A7R III осталась прежней, что не мешает ей оставаться одной из лучших матриц 35-мм формата. Это Exmor R CMOS с обратной подстветкой и антибликовым покрытием микролинз. Динамический диапазон по заявлению Sony составляет целых 15 ступеней, в том числе благодаря применению 16-битного аналого-цифрового преобразования (АЦП) – в A7R II использовалось 14-битное. Для сравнения, по независимым тестам DXOMark диапазон Sony A9 составляет примерно 12.5 ступеней, Canon 5D Mark IV – 13.5, Sony A7R II – 14, Nikon D810, D850 – почти 15. Данные цифры относятся только к «базовой» чувствительности: чем выше ISO, тем меньше становится динамический диапазон. Почему это важно: в условиях неконтролируемого освещения широкий динамический диапазон позволяет фотографу «спасать» детали, оказавшиеся пересвеченными или недоэкспонированными. Это существенно для всех фотографов, работающих вне пределов студии.
A7R III получила новый процессор, который по-прежнему носит имя Bionz X и мощнее примерно в 1.8 раза, что дает камере возможность использовать более сложные алгоритмы демозаики и подавления шума. По словам Sony, можно говорить об улучшении «шумодава» на целую ступень в среднем диапазоне ISO. Максимальная чувствительность в стандартном режиме составляет поднята до 32 000 ISO, а в расширенном осталась прежней: ISO 102 400. Также значительно улучшена передача оттенков кожи.
Стабилизатор камеры также работает эффективнее: у A7R II эффективность по стандартам измерения CIPA составляла 4.5 ступени экспозиции, у A7R III – 5.5 ступеней. Замер осуществлялся с 50-мм объективом и при других фокусных расстояниях показатели могут отличаться. Как и прежде, внутрикамерный стабилизатор может работать вместе со стабилизатором в объективе, что наиболее актуально для длиннофокусной оптики. Камера также может использовать сдвиг матрицы для многокадровой съемки с повышенным разрешением (Pixel Shift Multi Shooting): A7R III может сделать 4 снимка, сдвигая матрицу на 1 пиксель, для последующей обработки в прилагаемом программном обеспечении.
Такой режим позволяет превзойти ограничения байеровского разделения цветов и достичь максимальной детализации без муара и ложных цветов. Есть и ограничения: камере требуется как минимум 1 секунда между кадрами для того, чтобы выставить матрицу, поэтому для движущихся объектов данный режим не подойдет. Лучше всего этот режим проявит себя для предметной фотографии, съемки интерьеров и репродукции объектов искусства. Второе ограничение: внутри камеры совмещение сделать не получится, только на ПК.
Аккумулятор A7R III взят от A9 – это NP-FZ100. При измерении по стандартам CIPA он выдает 650 снимков при использовании ЖК-монитора или 530 – при использовании видоискателя. Это почти вдвое больше, если сравнивать с показателями A7R II. То же самое касается видео: как минимум 100 минут записи с работающей фокусировкой и стабилизацией изображения против 50 минут у A7R II. Батарейная ручка тоже есть, она взята у A9: это VG-C3EM, вмещающая 2 аккумулятора NP-FZ100 и примерно в 2 раза продлевающая автономность камеры. A7R III, как и A7R II, может работать от внешнего источника питания, подключенного по USB – сетевого адаптера или универсального внешнего аккумулятора.
Интерфейсы: Sony A7R III является, наверное, первой фотокамерой, имеющей сразу 2 порта USB: USB 2.0 micro B и USB 3.1 type C. Это было сделано, очевидно, для совместимости с уже существующими проводными пультами управления Sony, которые выпускаются под USB micro B, а порт USB 3.1 C предназначен для быстрой передачи файлов и дистанционной съемки с ПК (PC Tethering). К сожалению, Sony пока не предлагает ничего для проводного или беспроводного подключения к камере по локальной сети и дистанционной загрузки файлов на FTP, в отличие от конкурентов. Зато появился порт для проводной синхронизации вспышек (PC Sync) – видимо, для тех мест, где запрещено использовать радиосвязь.
Sony A7R III (с батарейной ручкой VG-C3EM): схема защиты от пыли и влаги
Видеосъемка: Sony A7R III располагает достаточно уверенной фазовой фокусировкой, которая в комплекте с сенсорным дисплеем позволяет снимать приличного качества видео: достаточно просто коснуться нужного объекта пальцем на экране, чтобы камера навелась на него и далее отслеживала его перемещения. A7R III может записывать 4K видео в двух режимах: либо используя всю ширину матрицы, либо используя только APS-C кроп, также известный как формат Super 35, в терминах видеопроизводства.
Второй вариант обычно предпочтительнее: во-первых, снижается эффект дисторсии от скользящего затвора («rolling shutter»), во-вторых, камера не пропускает линии, а наоборот, делает даже «овер-сэмплинг», т.е. запись в 5К (15 Мп.) со сжатием до 4К (8 Мп.), что обеспечивает большую детализацию. Скорость съемки осталась прежней: 24, 25 или 30 кадров/с, форматы записи: XAVC S или AVCHD 2.0, максимальный битрейт при записи на карту памяти: 100 Мбит/с, кодек H.264. В Full HD можно снимать со скоростью до 120 кадров в секунду. A7R III также может одновременно сохранять 2 файла: полноразмерный 4K и маленький Proxy 720p, это сделано для удобства обработки на компьютере: вы сначала настраиваете изображение, используя легкий 720p, а потом просто применяете те же изменения к дорожке 4K и отправляете на экспорт.
Есть 3.5-мм вход для микрофона, такой же выход на наушники, а также трансляция чистого сигнала по HDMI на внешний монитор или рекордер. Камера совместима с накамерными микшерами XLR-K1M / XLR-K2M, которые позволяют использовать 2 микрофона одновременно: например, накамерный и ручной, для записи интервью. Также, вероятнее всего, можно будет использовать адаптер на 4 аккумулятора NPA-MQZ1K (обеспечивающий более 6.5 часов автономной съемки). Для продвинутой обработки A7R III предлагает новые гаммы S-Log 3 / S-Gamut 3, которые обеспечивают до 14 ступеней динамического диапазона.
Также поддерживаются и старые версии: S-Log 2, ITU709, ITU709 [800%] и др. Есть такие профессиональные функции как временной код, пользовательский бит (User bit), зебра, фокус-пикинг. Кроме того, камера может вести запись в гибридном режиме Hybrid Log Gamma, который не требует дополнительной обработки при просмотре на новых HDR мониторах и некоторых моделях телевизоров. Поддержка профилей изображения позволяет откалибровать цветопередачу и применить ее ко всем камерам (загружая нужный файл с карты памяти) – это, кстати, работает и для фото, и для видео.
2 карты памяти: весьма важный момент для тех, кто хочет подстраховаться на случай отказа карты. Sony A7R III принимает 2 карты SD, но гнезда разные: одно совместимо со стандартами UHS-I/-II, а второе поддерживает только сравнительно медленный UHS-I. Не очень понятно, зачем, ведь это может вызвать проблемы при серийной фотосъемке с дублированием записи на обе карты, но сделано так, как сделано. В А9, к слову, сделано точно также.
Мелкие детали: во-первых, для удобства управления переработаны все диски камеры, в особенности это заметно по диску на задней панели, который стал значительно более «тугим», как на Sony A9. 11 кнопок на корпусе могут быть переназначены по желанию пользователя, причем раздельно для фото и видео. Добавлено обнаружение мерцанияпри съемке с искусственным светом, что устраняет эффект неравномерной экспозиции кадра (светлые или темные полосы) и предотвращает разброс освещенности кадров при серийной съемке. К сожалению, пропала возможность устанавливать приложения Playmemories Camera Apps, что печально, так как в их числе была, например, автоматическая загрузка снимков на смартфон, расширенный режим дистанционного управления со смартфона (включая выдержку от руки и серийную съемку), автоматическое создание тайм-лапс видеороликов и так далее.
Как A7R III выглядит в сравнении с конкурентами? Очевидно, что основным конкурентом A7R III будет Nikon D850. Камера от Sony быстрее в серии: 10 кадров в секунду против 7, но проигрывает по длине серии – в RAW 14 bit D850 может отснять до 51 кадра, в то время как A7R III ограничена 28 (это менее 4 секунд при 8 кадрах/с), в JPEG и RAW 12 bit разница еще больше: 170 против 76. У D850, опять же, оба гнезда относятся к быстрым: XQD и SD UHS-II, у A7R III одно из них медленное, SD UHS-I.
Значительным преимуществом Sony можно признать встроенный стабилизатор изображения. С другой стороны, она проигрывает по выбору оптики, причем наиболее заметно это в длиннофокусном диапазоне. Если широкоугольные или специальные объективы (макро, тилт-шифт, фишай) можно, в конце концов, позаимствовать из других систем с помощью адаптеров, с длиннофокусной оптикой это не работает: фокусироваться вручную по движущейся мишени с фокусным от 200 и выше – практически нереально, и адаптеры Metabones тоже не сильно помогают в этом деле.
К недостаткам Sony также можно отнести отсутствие решений для дистанционной съемки, в том числе с нескольких камер. И Canon, и Nikon предлагают аксессуары для дистанционной передачи файлов прямо на FTP или HTTP сервера, что позволяет дистанционно управлять практически неограниченным количеством камер и буквально мгновенно передавать исходники в любую точку на земле, было бы только интернет-соединение. Sony пока только делает шаги в этом направлении: в A7R III появилась съемка с ПК, но исключительно по USB. В камере есть Wi-Fi, но он не позволяет «связать» камеру с компьютером, только подгружать уже сделанные снимки (причем медленно).
Если же не брать экстремальные варианты использования, то A7R III уже сейчас является более чем конкурентоспособной. Сильной стороной является видеосъемка, которая будет под силу и тем, кто не является профессионалом в этой области. Снять интервью или новостной ролик с места событий, сделать запись для видеоблога или сохранить для домашнего архива выступление детей она сможет легко, хотя видео является здесь все же вспомогательной функцией.
В целом, камера выглядит очень крепко – мы начинали обзор с описания A7R II, чтобы был заметнее путь, который Sony прошла всего за 2 года. Большая часть «наследства» любительской A7 осталась в прошлом, список аргументов «против» стал значительно короче. Что касается качества изображения, то в этой области еще прошлая A7R II зарекомендовала себя отлично, о чем было сказано в самом начале. Насколько хорошо A7R III покажет себя в жизни, еще предстоит выяснить, но по первой информации впечатления положительные.
Sony A7R III в России поступает в продажу в декабре 2017 года. Оформить предварительный заказ можно в любом розничном магазине нашей сети или прямо на сайте.
Отзывы и комментарии