Обзор современного фотоискуства: китайское арт-чудо

Десятилетие назад китайский арт-рынок, как и российский сегодня, едва стоял на ногах, и назвать его развитым не поворачивался язык. Сейчас он — крупнейший в мире, и соревноваться с ним способны лишь США.

1. Дай Чэньлянь. Игра теней. Фильм-формула № 2. Видео, 4 мин. 6 с. 2009

Успех Китая в области современного искусства и фотографии толкуется специалистами арт-рынка просто: экономический рост влечет за собой образование прослойки состоятельных коллекционеров, в данном случае — патриотично скупающих современное китайское искусство и фотографию. Не отстают от них и некоторые прозорливые западные коллекционеры. Их интерес может подогреваться как (с эстетической точки зрения) закрытостью до определенного момента китайского общества, отсутствием из-за политического режима свободного творчества и его недавним возрождением, экзотичностью, так и практическими интересами. Это огромный рынок — пожалуй, пока лучшее, что есть на сегодняшний день. И вот уже мировые арт-дилеры покупают китайское искусство в надежде перепродать его потом по более высоким ценам.

Справедливости ради необходимо сказать, что и современное правительство Китая сыграло активную роль в развитии арт-рынка. Оно, например, вкладывает немалые средства в это направление, строит музеи, дотирует участие в международных выставках своих художников. Китайские общины, разбросанные по всему миру, поддерживают своих соотечественников, активно интересуются их творчеством и покупают их работы. Результат налицо: 7 мест из 10 в рейтинге самых покупаемых современных художников принадлежат китайцам. А продажи работ таких неизвестных несколько лет назад художников, как Цзэн Фаньджи и Чэнь Ифэй, сопоставимы с продажами творений столпов современного западного искусства Джеффа Кунса и Ричарда Принса.

Фотоистория

Слава буквально нагрянула к китайским фотографам, чей триумф особенно удивителен, учитывая их фотоисторию. Фотография пришла в Китай в середине XIX века и, конечно, была невероятной роскошью. Фотографов этого времени в Китае можно пересчитать по пальцам.

Одним из самых знаменитых фотографов Китая можно назвать Лан Цзиншаня (1892–1995). В 1927 году он стал одним из первых фотожурналистов, добился значительных успехов и признания не только на родине, но и в мире: в 1964 году на конференции Международной федерации фотографического искусства он был единственным азиатским фотографом. Много позднее в Китае была основана Китайская ассоциация фотографов, которая ежегодно вручает премию имени Лан Цзиншаня.

2. Zeng Chuanxing  Blue Paper Bride-Dream, 2008  © Courtesy of Phillips de Pury  & Company

Помимо репортажной фотографии существовала и портретная, но весьма своеобразная. Активное развитие этого жанра идет с 1947 года — даты основания знаменитого фотоателье «Китай». Люди приходили сюда, чтобы сделать портретные фотографии в связи с особенно важными событиями своей жизни, например, свадьбой или юбилеем. В семьях обычных людей фотоаппаратов практически не было. И несмотря на то, что съемка в фотоателье была очень дорогой (за комплект из четырех черно-белых фотографий можно было отдать одну или две месячные зарплаты), на улице собирались очереди из желающих. Это фотоателье существует и сегодня, китайцы со всех уголков страны приезжают, чтобы сделать фотографию с пометкой «Фотоателье «Китай».

Годы войн, вторжений, а в довершение еще и китайская Культурная революция в конце 1960-х годов уничтожили очень много фотоархивов, остались лишь крохи. Фактически история китайской фотографии начинается заново в 1970-х годах. С появлением отечественных фотокамер все больше людей приобретали их в личное пользование. А в начале 1980-х в Китае появилась цветная пленка, что повлекло за собой бум цветной любительской и профессиональной фотографии.

Тем поразительней то, что сегодня китайская фотография покоряет весь современный мир. До 2005–2006 годов на торгах аукционных домов появлялось всего несколько винтажных китайских фотографий. В 2009 году в списках фигурировало уже около полусотни имен. Некоторых из них, например, Wang Qingsong и Zhang Huan, взялись представлять галереи Нью-Йорка.

Для многих коллекционеров и исследователей фотографии это было неожиданностью. Но не для всех. Например, для Говарда Фарбера — ведущего коллекционера китайского искусства из Нью-Йорка, который приобрел в 1995 году работы за 25 000 долларов, а затем продал на аукционе за 4 миллиона.

НА ФОТО:

1. Дай Чэньлянь.

Игра теней. Фильм-формула № 2.

Видео, 4 мин. 6 с. 2009

2. Zeng Chuanxing

Blue Paper Bride-Dream, 2008

© Courtesy of Phillips de Pury

& Company

3. Ма Цзявэй.

Потеря.

Смешанная техника, 2010

3. Ма Цзявэй. Потеря.  Смешанная техника, 2010

И не для Ларри Уорша, создавшего в 2007 году частную компанию AW Asia (Нью-Йорк) с целью поддержки современных китайских художников и фотографов. Компания занимается обучением, продвижением, разработкой проектов, посвященных китайскому искусству. Включая и журнал U-TURN, который ведет хронологию китайского искусства с 1979 года. Уорш собирал свою коллекцию китайской фотографии с 2002 по 2004 год, разъезжая по студиям китайских фотографов. Прошло всего несколько лет, и в 2008 году Музей современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) приобрел из коллекции AW Asia 23 фотографии 11 современных китайских фотографов, среди которых Ai Weiwei, Hai Bo, Zhang Dali, Rong Rong и Hong Hao. Еще 7 фотографий AW Asia музею подарила. Работы Hai Bo, Song Dong, Sheng Qi, Hong Hao, Weng Fen, Wang Qingsong, Zhang Huan и Xing Danwen у AW Asia приобрел также и Metropolitan Museum of Art для своей постоянной коллекции. В 2010 году и J. Paul Getty Museum начал приобретать работы китайских фотографов — таких, как Wang Qingsong, Hai Bo, Rong Rong, Liu Zheng, Song Yongping, Zhang Huan, Qiu Zhijie.

Что же в них такого особенного? Все перечисленные фотографы — очень разные, но они объединены тем не менее одной темой — изменения в жизни китайского общества, прошлое и настоящее Китая, переплетение между собой традиции и нового мировоззрения. Wang Qingsong показывает и документирует процесс глобализации, у Rong Rong — ностальгическая печаль о чистоте утрачиваемых традиций. Liu Zheng ломает старые табу на обнаженную фотографию, создавая стилизации под сценки XIX столетия. Все это очень созвучно с тем, что так интересует весь мир: процесс изменения Китая — к чему он приведет? И китайские художники, как наиболее тонко чувствующие и способные отразить все эти мысли, тревоги по поводу тектонических сдвигов в культуре одной из самых мощных держав, интересны и востребованы.

Восток — Запад

Не все западные искусствоведы в восторге от доминирования китайского искусства. Многие из них прикладывают все усилия, чтобы изменить эту тенденцию, в том числе называют китайские вкусы не слишком развитыми, примитивными, но китайцев, похоже, это мало заботит.

Вместе с тем с 2001 года западные аукционные дома начинают увеличивать свое присутствие в регионе, ориентируясь на китайских покупателей. Иностранные галереи стремятся представлять китайский авангард и открывать свои филиалы в Китае. За последние пару лет галереи и арт-организации из Германии, Нидерландов, Швейцарии, Испании, Франции и Англии, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи начали работать в Шанхае. Ежегодно проводится ярмарка Shanghai Art Fair, в которой приняли участие уже более 1000 галерей из 50 стран мира. По данным компании ARTEconomics, только за 2010 год объем аукционных торгов китайским искусством вырос втрое по сравнению с предыдущим годом — до 5,96 миллиарда евро.

Впервые миллионная аукционная продажа за работу китайского художника состоялась в 2006-м, уже через год количество семизначных продаж увеличилось с 9 в 2006-м до 76 в 2007-м. Современные китайские художники по уровню цен опережают ведущих западноевропейских, в том числе некоторых старых мастеров. Справедливости ради надо сказать, что все эти сделки проходили либо на Азиатской ярмарке современного искусства в Гонконге (с 2005 года), либо на азиатских торгах ведущих аукционов. По большей части китайских художников, как свое национальное достояние, покупают сами китайцы. Большинство сделок по продаже китайского искусства было осуществлено с китайцами, проживающими по всему миру.

Торги китайской фотографии, конечно, не показывают столь впечатляющих результатов, но динамика видна. Осенью 2008 года Christie’s выставлял только 5 китайских фотографий, в 2010 году было уже 23 лота — работы Tienzheng, Yang Yongliang, Zhang Huan, Zhang Dali, Hong Lei, Hong Hao и других. Конечно, сложно говорить о каких-либо рекордах, они по-прежнему принадлежат европейским и американским фотографам. Стоимость фотографий Wang Qingsong варьируется от 4000 до 10 000 долларов в среднем, но есть и лоты дороже 30 000 долларов (фотография Competition). В 2006–2008 годах работы Rong Rong приобретались по цене от 10 000 до 40 000 долларов. Даже фотоработы одного из самых популярных современных китайских художников Ai Weiwei оцениваются в том же диапазоне, хотя его инсталляция Seeds была приобретена почти за 350 000 фунтов.

Почему не Россия?

Если проводить параллели с Россией, то можно заметить много общего с историей Китая. Например, закрытое сообщество с диктаторским режимом, ограниченные возможности для развития искусства в целом и фотографии в частности. Долгое время более или менее свободно могла существовать только идеологически верная фотография, затем — открытие миру, перестройка, новые веяния, осознание своего места, ностальгия по прошлому.

Однако российские коллекционеры, в отличие от китайских, очень подвержены мнению Запада — во многом потому, что инвестиции в проверенных западных художников представляются им более надежными и быстрыми. Российские коллекционеры сейчас покупают в 8 раз больше иностранного искусства, чем российского. Современное же российское искусство по большей части остается ими незамеченным. По всей видимости, усилия по раскрутке отечественных художников в долгосрочной перспективе не входят в планы наших коллекционеров (впрочем, как и западных). А раз нет коллекционеров — не развиваются в должной степени институции профессионального арт-дилерства и кураторства (хотя справедливости ради надо сказать, что работа в этом направлении ведется постоянно). Ведь западное искусство выставляется на модных западных выставках и продается на модных западных торгах. В то время как российских художников за рубежом практически никто не знает, за исключением нескольких имен. Государство не спешит с их широкой поддержкой, да и сами наши художники не во всем дотягивают до мирового уровня.

При формировании арт-рынка, самой культуры приобретения произведений искусства важно не только наличие богатых людей. Искусство — далеко не единственная и не самая перспективная сфера для инвестиций. Именно высокое развитие арт-рынка, с наличием необходимых музеев, университетов, правовых и налоговых норм и многого другого формирует данную культуру.

Next: арабская фотография?

Нужно отметить, что последние фотоаукционы Sotheby’s и Christie’s прошли без китайских представителей. Больше «классической» фотографии Дианы Арбус, Роберта Франка, Анри Картье-Брессона, Эдварда Вестона и других. Сказывается кризис, или коллекционеры ищут другие источники «вдохновения»?

Ближний Восток сегодня стремится сделать то же, что удалось Китаю. Открываются новые музеи современного искусства, второй Лувр, второй Метрополитен, второй Гуггенхайм. Чарльз Саатчи планирует открыть в ОАЭ филиал своей галереи. Ведущие и богатейшие государства региона прикладывают немало усилий, чтобы развить местный арт-рынок и все его институции.

Здесь соединилось многое: богатые коллекционеры, преданные «своему» искусству, наличие возможности и желания. Конечно, сейчас никто не знает большинства имен художников и фотографов Ближнего Востока, но не так ли было совсем недавно и с китайской фотографией?

Благодарим Московский дом фотографии и Московский музей современного искусства за предоставленные для публикации работы.

Текст: Мария Ненахова

4. Ай Вейвей Зеркало. 1987 © Ai Weiwei Courtesy Three Shadows Photography Art Centre

НА ФОТО:

4. Ай Вейвей

Зеркало. 1987

© Ai Weiwei

Courtesy Three Shadows Photography Art Centre

5. Лю Болинь

Серия «Урбанистический камуфляж» — 26, 2006

На фоне китайского флага

© Courtesy of Liu Bolin/Galerie Paris-Beijing

6. Лю Болинь

Серия «Урбанистический камуфляж» — 36, 2007

«Соберись с мыслями, чтобы улучшить свои знания»

© Courtesy of Liu Bolin/Galerie Paris-Beijing

5. Лю Болинь Серия «Урбанистический камуфляж» — 26, 2006 На фоне китайского флага  © Courtesy of Liu Bolin/Galerie Paris-Beijing

6. Лю Болинь Серия «Урбанистический камуфляж» — 36, 2007 «Соберись с мыслями, чтобы улучшить свои знания» © Courtesy of Liu Bolin/Galerie Paris-Beijing

Источник: Журнал Потребитель Фото&Техника №15.12
RSS
0
9 февраля 2013

Отзывы и комментарии