Серебряная камера 2010

В Москве прошла церемония вручения премии «Серебряная камера» за 2009–2010 годы. Это юбилейный смотр лучшего фоторепортажа о Москве: СК вручалась в десятый раз. Несмотря на то что в номинации «События и повседневная жизнь» победили сразу два репортажа о беспорядках на Манежной площади, а вокруг звучали слова о «фотографическом Оскаре», за прошедшие 12 месяцев конкурс не стал более интересным или более близким к реально происходящей жизни. Скорее всего в ближайшие годы он будет вытеснен другими фотосмотрами.

 

Игорь Чириков

Номинация архитектура

Приз профессиональной фотолаборатории Prolab Production

Игорь Чириков

36 видов Лужи или открытие памятника Кацусике Хакусаю в Москве


Об учреждении двух новых конкурсов как раз и было заявлено на церемонии вручения «Серебряной камеры», и это стало одной из сенсаций среднего масштаба. В своей вступительной речи директор МДФ Ольга Свиблова объявила об их создании, отметив попутно, что если 15 лет назад во время первого биеннале фотографию в России практически никто не воспринимал всерьез (а некоторые мужчины даже говорили, что фотография — это в первую очередь голые женщины), то теперь в стране есть и фотожурналистика, и глянец.

Один из новых конкурсов получит название «Золотая камера» и будет посвящен фоторепортажу, во втором будут выбирать работы о фотопутешествиях по России. Другой сенсацией стало изменение правил подачи работ: смещение дедлайна позволило включить в соревнование работы не только 2009, но и 2010 года, то есть наиболее актуальные для нынешнего времени. Именно это дало возможность жюри наградить Андрея Стенина и Илью Варламова за репортажи с Манежки.

Последнее решение кажется довольно значимым. Эдакое соревнование устоявшегося с новым, профессионального с любительским. Ведь Гран-при разделили фоторепортер-профессионал (Андрей Стенин работает на РИА «Новости» и около года назад даже пострадал за то, что снимал несанкционированный митинг «Солидарности») и пользующийся массовой популярностью фотожурналист-любитель.

Последний признан на одном из недавних интернет-конкурсов «лучшим фотоблогером года», хотя и осуждается некоторыми членами фотосообщества и просто социально активными людьми не только за невысокое качество кадров, но и за невнятность моральной позиции и возможную политическую ангажированность (после Манежки Варламов снимал, например, кабинет Суркова и возложение Путиным цветов к могиле Свиридова, после чего даже появились слухи о вхождении блогера в президентский пул).

В этом решении жюри многие увидели политическую подоплеку: мол, все дело в уходе Лужкова и в желании МДФ выйти на федеральный уровень, заручиться поддержкой главного фотолюбителя страны. Однако хотя отставка мэра Москвы, очевидно, повлияла на смелость отборщиков и жюри, а решение, возможно, продиктовано и политическими причинами, нужно все-таки признать: подобное изменение правил требовалось уже давно.

В последние годы вручение премии все больше смещалось с конца года на февраль — март, так что получалась странная ситуация: призы вручались уже даже не за прошлогодний, а за позапрошлогодний снег. Мне здесь кажется важным то, что с уходом Юрия Михайловича конкурс действительно затрещал по швам — и стало особенно понятным, что фотосмотр, на который когда-то возлагались большие надежды, так и не превратился в сколь-нибудь значимое событие, оставшись, по сути, местечковым мероприятием.

На фоне бурного развития репортажа по всей стране, в Интернете и отчасти вне его (например, в возникшем в 2007 году «Русском репортере»), а также популярности жанра фотопутешествий в последние годы СК, действительно, все больше напоминала так и не раскрывшийся бутон.

За прошедшие год-два это стало особенно очевидным: вялые, формалистские кадры, которые мы в большом количестве видим на СК, все дальше уходят от актуальности. В этой «актуальности» возникли, например, конкурс Фонда развития фотожурналистики, инициативы Fotodoc и Liberty.su, а также сразу несколько проектов в области «молодой фотографии».

Даже странноватая по критериям и разлаписто-аморфная The Best of Russia выглядела более близкой к реальным процессам в области фотографии или в отражаемой фотографами окружающей жизни, чем СК. Так что решение наградить Стенина с Варламовым, пусть и в обход существовавших доселе правил, кажется попыткой реанимировать конкурс. Но, возможно, сделать это уже не удастся. Потому что особенных изменений в самой его рыхлой, рваной, непрозрачной структуре так и не произошло.

Да, при просмотре отобранных на конкурс проектов было очевидным, что авторы стали затрагивать чуть больше остросоциальных тем, но открытий здесь не было. В орбиту конкурса оказались втянутыми некоторые проекты, которые активно обсуждались ранее в других контекстах, например, «Синдром простодушия» Татьяны Ильиной (ранее мы видели его как раз на Liberty.su) или та же серия Варламова, по которой многие следили за событиями на Манежке в реальном времени (через «Твиттер»).

Но эти подвижки кажутся достаточно небольшими на фоне общей неровности конкурса. Эта неровность проявляется, например, в непонятной основной идее и неясных критериях первоначального отбора работ. Отметим, что на конкурс было подано около 12 тысяч работ (это меньше, чем в прошлом году на 2 тысячи).

Также создается ощущение, что многие авторы получили призы авансом, за задатки. Так, Кирилл Савченков — безусловно, талантливый выпускник школы Родченко, неплохо знающий современную фотографию, но это знание пока не перешло в оригинальность взгляда. Его «Пустота», взявшая Гран-при в номинации «Архитектура», кажется недоработанной идейно и визуально и попросту неинтересной, пресной, довольно-таки никакой, особенно на фоне некоторых победителей прошлых лет.

Взявший Гран-при в категории «Лица» Роман Какоткин также явно неплохо знает некоторые тенденции в области арт-фотографии, и его проект даже «чуть-чуть» забавен, но, на мой взгляд, этого недостаточно для победы. На церемонии вручения призов вообще много говорили о том, что молодых участвует все больше и больше, их небывало много среди призеров, но, простите, все хорошо в меру.

В этом году среди лауреатов практически нет известных авторов типа Вяткина, Мухина, Мишукова, Абазы и прочих — кто-то проигнорировал смотр, кого-то не выбрали. Но можно ли считать достижением превращение конкурса «лучшего репортажа» в филиал «молодой фотографии»? Я думаю, все же нет. Играть в детской песочнице взрослым людям не особо интересно, даже если подрастающее поколение «прикольно» и слегка на новый лад лепит куличики.

Крайне неровным кажется и судейство. Оно и понятно: в жюри с каждым годом становится все меньше профессионалов, все больше представителей PR-служб компаний-спонсоров.

Я не поленилась и сравнила состав нынешний с составом жюри СК 2003 года. Тогда из 15 человек некоторые вопросы в плане фотопрофессионализма вызывали разве что двое (представители спонсоров) и еще, возможно, главный редактор журнала «Меню удовольствий» Азамат Цебоев. 12 человек имели непосредственное отношение к фотографии или к «смежной индустрии» кино, причем представляли крайне разные их направления — от «финансово-галерейной» до «независимо-авторской»: там были и Андрей Баскаков (председатель союза фотохудожников России), и Владимир Левашов (художественный критик, заведующий отделом ГЦСИ), и Елена Селина (директор «XL галереи»), и Людмила Запрягаева (директор архива кинофотодокументов), и режиссер Юрий Грымов с шеф-редактором «Авторского телевидения» Галиной Скоробогатовой, а также главные редакторы журналов и главы фотослужб ИД. Такое жюри казалось весьма сбалансированным, его мнение было веским, значимым.

Что мы имеем в этом году? Из 13 членов жюри четверо — представители компаний-спонсоров, еще двое или трое имеют отношение скорее к бизнесу, чем к фотографии. В жюри этого года нет былого разнообразия, и равновесие увесисто сместилось в сторону пиара и финансов. Я понимаю, что с каждым годом становится все больше спонсоров, и это несомненное достижение МДФ, которое позволяет дать как можно больше премий фотографам, поощрить таланты не только почетными грамотами.

Но, возможно, при этом стоит как-то пересмотреть правила: нужно ли включать в состав жюри такое количество PR-директоров и пресс-секретарей, людей, конечно же, крайне милых, вежливых и симпатичных, но все же непрофессионалов в области фотографии? Должны ли они судить ВСЕ категории или достаточно выслушать их голос в том, что имеет непосредственное отношение к спонсируемому ими призу?

Можно заметить и определенный парадокс. Некоторые из «спонсорских» категорий выделили проекты гораздо более сильные, чем те, что получили Гран-при. Вообще, такое ощущение, что хотя бы какое-то попадание в цель тут получилось «через одного». Так, в номинации «Архитектура» первый приз (уже упомянутый Савченков) — из серии «еще не» или «как-то не очень», а вот приз банка BSGV отдан проекту посильнее, из области документации «осколков и обломков» истории, хотя и достаточно слабенькому на фоне Бехеров или даже Гронского (Леонид Комиссаров, «Московские кинотеатры»).

Приз Prolab снова попал в молоко: «36 видов Лужи» Игоря Чирикова кажутся весьма непонятным выбором (что именно в этой пресной серии так привлекло жюри?). В номинации «События и повседневная жизнь» помимо Гран-при Стенину с Варламовым вручен приз MasterCard — отмечены аж две серии Романа Канащука. Видимо, жюри сочло, что поодиночке они не дотягивают до награды: «Август. Смог» — что-то вроде размышления на тему «легко ли быть молодым», но с некоторой привязкой к смогу (о, как неописуемо остроумна игра слов в названии!), его же «ЗиЛ. Каби.net» напоминает то эстетское, формальное совмещение кадров (правда, не в квадраты, а в диптихи), за которые Канащук уже получал первое место в СК прошлого года.

Приз Nokia — снова, как говорят англичане, «соу-соу»: чем-то цепляет еще один проект-исследование про молодежь Ильи Батракова «я Саша, 2 mac», но это именно «чуть-чуть». В номинации «Лица» достаточно интересен проект «Автобус милосердия» Александра Гребешкова (приз Volkswagen) — кстати, вообще единственная серия, хотя бы как-то затрагивающая социальную тематику. И совершено непонятным кажется выбор «Светских» Александра Лепешкина (еще один приз Nokia): сочетание игры словом в заголовке с лицами известных фотографов кажется забавным, но и только.

Легко заметить, что на нынешней СК практически нет московской повседневности, социальной жизни, общественно значимых событий (за исключением Манежки и смога; кстати, специальный приз МДФ получил еще один проект о дымной Москве — «Смог над Строгинской поймой» Руслана Кривобока), которые раньше присутствовали хотя бы в какой-то степени среди проектов-лауреатов. Нет пекарей и снегоуборщиков, нет детских садов и взрыва в Домодедово, нет столь популярных у горожан социальных инициатив (помощи старикам, детям, бездомным) и раздражающих многих дворников-киргизов и продавцов-азербаджанцев.

Создается такое ощущение, что конкурс все более превращается в приятный и довольно стерильный междусобойчик для фотографов, политиков и пиарщиков, все более удаляется от обычного, рядового зрителя. В этом смысле тематика трех гран-проектов кажется весьма показательной: радикальные выступления да «пустота» с оборванными афишами-лицами.

Безвременье? Но это ощущение уже не соответствует жизни города или страны в 2010-м (раз уж мы все-таки включили его в конкурс), где все сильнее чувствуется рост думающих людей и среднего класса с его вниманием к ценностям повседневности и социальной жизни, все больше людей выходит на площади и в Интернет, организует социальные сети, причем не только среди фанатов или националистов, а из числа тех, кто протестует против мигалок, распилов, помогает слабым или просто ведет бурную общественную деятельность в собственном районе. Вся эта жизнь «за забором» отразилась в зеркале нынешней «Серебряной камеры» довольно слабо, по касательной.

Что произойдет с конкурсом дальше, предсказать пока трудно. Скорее всего вся общественная проблематика перейдет «по наследству» новым МДФ-овским фотосмотрам, а сама СК, продукт лужковского времени, окончательно уйдет из актуальности. Возможно, не вполне удачный опыт запуска данного конкурса, достаточно бурно развивавшегося в самом начале, но как-то сдувшегося за прошедшие 10 лет, можно будет учесть при подготовке уже новой «камеры» — на сей раз заявленной «золотой».

В целом вполне понятно желание «Мультимедиа Арт Музея» быть лучшим в своей отрасли, но для этого, как кажется, нужно прилагать куда больше усилий: публика и впрямь выросла, фотографов стало больше, и одних броских фраз на фоне визуальной вялости и авансов молодым недостаточно. Нужна более сильная деятельность по привлечению лучших (и авторов, и членов жюри), по отбору действительно значимых, совсем иного уровня работа с более тонкими нюансами происходящего в фотографии и культуре. А главное — установка резких границ, отсекающих реально талантливое и своеобычное от политически ангажированного, социально аморфного и попросту «удовлетворительного».

 

Илья БатраковНоминация события и повседневная жизнь

Приз компании Nokia

Илья Батраков

я Саша, 2 mac

 

Илья Варламов Номинация события и повседневная жизнь

Гран-при (Приз Правительства Москвы)

Илья Варламов

Беспорядки на Манежной площади

 

Андрей Стенин Номинация события и повседневная жизнь

Гран-при (Приз Правительства Москвы)

Андрей Стенин

Манежная площадь. 11 декабря 2010

 

Кирилл Савченков Номинация архитектура

Гран-при (Приз Правительства Москвы)

Кирилл Савченков

Пустота

 

Роман Канащук Номинация события и повседневная жизнь

Приз компании MasterCard

Роман Канащук

ЗиЛ. Каби.net

 

Руслан Кривобок Специальный приз Музея «Московский Дом фотографии»

Руслан Кривобок

Смог над Строгинской поймой

 

Сергей Кузнецов Приз зрительских симпатий.

Приз компании Ahmad Tea

Сергей Кузнецов

М+Ж

 

Роман Какоткин Номинация лица

Гран-при (Приз Правительства Москвы)

Роман Какоткин

Герой дня. Крупный план

 

Александр Гребешков Номинация лица

Приз компании Volkswagen

Александр Гребешков

Автобус милосердия

+1
31 марта 2013

Отзывы и комментарии