Фотограф Ман Рэй: дадаист, сюрреалист и модный портретист
Модернистский художник Эммануэль Радницкий, более известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Его работы в живописи, скульптуре, кино и фотографии помогли существенно расширить определение «авангардное искусство ХХ века». Выставка «Ман Рэй. Портреты» открыта этой осенью в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Она является первой крупной ретроспективой Ман Рэя в России и сосредотачивается исключительно на портретной фотографии. Работы на выставке представлены хронологически, в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».
Текст: Ольга Аверьянова,
руководитель отдела искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Фото: Ман Рэй
1. МанРэй. АндреДерен, 1927
Man Ray Trust
Andre Derain, 1927 by Man Ray
Man Ray Trust
Америка — родина Ман Рэя, здесь он решил стать художником и всерьез увлекся дадаизмом, здесь он сделал свои первые кадры, в том числе ассамбляжный «Автопортрет» (1916) и абсурдистские портреты Марселя Дюшана. Именно его живописные работы Рэй впервые снимал как фотограф. «Это было достижением», — позднее напишет Дюшан о своем друге, — «относиться к камере так же, как он относился к кисти, как к инструментам на службе идей». В автобиографическом эссе Рэй выразился иначе: «Картина появляется из сердца через глаза, фотография обращена через глаза к разуму. Но желание и любовь к предмету руководит обеими сферами. Одна не может быть заменена другой».
Париж 1921–1937 годов: здесь в 1924 году родилась знаменитая «Скрипка Энгра», в 1926 — «Черное и белое». В этот первый «французский период» произошло знакомство с сюрреализмом и двумя женщинам, ставшими не только его моделями, но и возлюбленными: Кики Монпарнас и Ли Миллер. Здесь были «изобретены» соляризация и рейография. Здесь, во Франции, он открыл свое фотоателье, начал работать с модой, сотрудничать с журналами и снимать портреты на заказ.
А потом десять лет в Америке: творчество в Голливуде с 1940 по 1950 год, встреча с будущей женой — танцовщицей Джульет Браунер. И, наконец, снова любимый Париж послевоенной эпохи (1951–1976), когда Ман Рэй на четверть века поселился в студии на 2 bis rue Férou, продолжая творить и преподавать.
Портреты. Парные и групповые, в интерьере и студии, на улице, в кафе, на пляже. Ведущие сюрреалисты с чередующимся черно-белым фоном, помещенные рядом друг с другом, демонстрируют безупречный стиль 1930-х годов. Сценографические приметы времени. Архитектор Ле Корбюзье в своих фирменных круглых очках и галстуке-бабочке. Безукоризненно модный, образцово-артистичный Сергей Эйзенштейн. Вот Робер Делоне, выходя из своего дома, случайно позирует с трубой. Андре Дерен сидит за рулем своего Bugatti 43. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно.
Находить общий язык с мужчинами было сложнее, чем с женщинами. По словам фотографа, они были «не столь определенными». Матисс в консервативном твидовом костюме, с аккуратно подстриженной бородой и отчаянно проницательными глазами. Олдос Хаксли, английский писатель-интеллектуал и мистик, — держится в тени. Синклер Льюис, американский писатель и лауреат Нобелевской премии, будто придавлен славой, а огромный деревянный «болт» задвинул его фигуру к нижнему краю композиции. Льюис погружен в себя, он прячется в воротник. Молодой Дали, мистически освещенный снизу.
Количество известных и знаменитых потрясает: Джеймс Джойс, Тристран Тцара (беззастенчиво демонстрирует свой синяк на камеру), Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, цвет французских певцов — Жюльетт Греко и Ив Монтан, сонм голливудских звезд. Все это наряду с десятками портретов известных художников и скульпторов того времени.
Два портрета Пабло Пикассо 1922 и 1933 годов демонстрируют эволюцию фотографических взглядов Ман Рэя. Хотя уже в 20-е годы Пикассо был одним из самых значительных французских авангардистов, Рэй сфотографировал художника совершенно не как представителя артистических кругов. Одетый как скромный банковский клерк, спрятавший руки в карманах, человек на снимке будто не уверен в себе. В качестве фона фотограф выбирает стену, завешанную работами Пикассо, словно стремясь придать «твердости» его позиции, консервативный костюм противостоит радикальности живописи на заднем плане. Десять лет спустя Рэй сумел изобразить Пикассо, оперируя категориями его творчества. На снимке мятежный, ищущий, постоянно экспериментирующий художник. Крупный план, жесткий уверенный профиль, «немой» фон.
2. Ман Рэй. Ава Гарднер в костюме
к фильму Альберта Левина «Пандора и Летучий Голландец», 1950
Man Ray Trust
Man Ray Trust/ADAGP/DACS
Ava Gardner in costume
for Albert Lewin’s Pandora and the Flying Dutchman, 1950 by Man Ray
Man Ray Trust
Man Ray Trust/ADAGP/DACS
Многие работы фотографа были сняты для публикации или рекламы в популярных журналах — таких, как Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazaar. Он никому не льстил, но и не хулил своих коллег и друзей. Ман Рэй хорошо понимал, как они хотели выглядеть и каковы они на самом деле.
Кажется, Рэй, как и все сюрреалисты, был одержим женской обнаженностью. На выставке представлено множество примеров вполне традиционной трактовки тела наряду с сюрреалистическими интерпретациями темы. Кики, знаменитая модель с Монпарнаса, с которой художник познакомился в 1921 году только что переехав в Париж; его талантливая ученица, американский фотограф и журналист Ли Миллер, с ней фотограф жил и работал с 1929 по 1932 г.; очередная большая любовь — молодая танцовщица Эди Фиделин и, наконец, Джульетта Браунер, ставшая впоследствии его женой и остававшаяся с ним до самой его смерти.
Le d’Ingres Violon — «Скрипка Энгра» — произведение, ставшее знаковым для Ман Рэя. Сидящая в тюрбане Кики снята сзади, на обнаженную спину наложены эфы (резонаторные отверстия в корпусе скрипки). «Омаж Энгру» стал его образцовым ню и символом его любви к инструменту. Дадаистская игра во «французскую классику», как у Дюшана с великим Леонардо да Винчи, подрисовавшего шаловливые усики Джоконде.
Женские портреты. Вирджиния Вульф, чья фотография стала обложкой The Saturday Review (1937). Рука писательницы приподнята, она то ли растеряна, то ли удивлена. Образ, который создал Рэй, очень точен: интеллект и детская доверчивость. Художница Мари Лоренсен под стать героиням ее многочисленных женских и детских портретов, названных однажды «созданиями страны фей», — они неизменно очаровательны, так же, как и их автор. Нэнси Кунард — «ультрамодная» молодая парижанка 1920-х — стройная, элегантная, богатая и стильная. Волосы коротко острижены «под мальчика», браслеты из слоновой кости, платье из шкуры леопарда… Ее копировали: все девушки хотели быть «тощими и эмансипированными». Ава Гарднер — ярчайшая звезда Голливуда, можно с точностью описать, как актриса пришла к фотографу, собранная, профессиональная, строгая, определенно зная, чего она стоит.
Экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина включает серию автопортретов Ман Рэя. Самый ранний относится к 1916 году, соляризированный «Автопортрет с камерой» 1930 года, портреты с Джульет 1950-х, 1970-х годов. Попытки самоидентификации, репрезентации себя: от молодого дадаиста до маэстро, убеленного сединами, рядом с его божественной музой. Художник нередко изображал себя за работой в лаборатории. Он всегда любил таинство манипуляций в темной комнате, чем-то походивших на священнодействие. Позерствуя, Рэй обыкновенно отрицал, что был художником, объявляя себя photometrographe: «Мои работы чисто фотометрические». Безусловно, он был великим творцом.
Выставка охватывает пять десятилетий и представляет сотни произведений одного из крупнейших фотографов модернизма. Ман Рэй со всеми его каламбурами, экспериментами с фотопроцессом, шутливыми сопоставлениями людей и предметов, оставался глубочайшим фотографом-портретистом.
Отпечатки, демонстрирующиеся на выставке, представлены собранием Национальной портретной галереи (Лондон), Центром Жоржа Помпиду (Париж), Музеем Иерусалима (Израиль), Музеем Виктории и Альберта (Лондон), Man Ray Trust (Нью-Йорк), частными коллекционерами.
После вторжения немецких войск во Францию летом 1940 года Ман Рэй уезжает в Америку, в Лос-Анджелес, и обосновывается в Голливуде. По совету сестры знакомится с Джульет Браунер, 28-летней танцовщицей и моделью, которая за год до этого переехала в Калифорнию и которая будет его музой, женой и даже партнером по шахматам (интерес к этой игре, вероятно, возник у него под влиянием заядлого шахматиста Марселя Дюшана) в течение следующих тридцати шести лет. Джульетта Браунер был родом из Бронкса, здесь она закончила среднюю школу Джеймс Монро, где изучала танец у Марты Грэм, но вскоре стала моделью. Ее отец, Генри Браунер, эмигрировавший из Румынии, был фармацевтом. Пара сочеталась браком в 1946 году, это была двойная свадьба, где второй парой были художница Доротея Таннинг и сюрреалист Макс Эрнст. Ман Рэй снимет сотню портретов Джульет. Она напишет в своих воспоминаниях: «Когда я не нужна была для его работы, он просил меня остаться рядом. Он хотел, чтобы я была с ним, пока он работал. Мы не говорили. Он просто хотел чувствовать мое присутствие». В 1951 году Джульет и Ман Рэй вернулся в Париж, где они будут жить до самой смерти Ман Рэя — до 1976 года.
3. МанРэй. Джульет, 1947
Коллекция Тимоти Баума, Нью-Йорк
Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS
Juliet, 1947 by Man Ray
Collection Timothy Baum, New York
Man Ray Trust/Artists Rights Society (ARS), New York/ADAGP/DACS
В начале 1950-х Ман Рэй хотел выпустить в дань уважения и любви к Джульетте книгу «50 версий Джульет», которые он описал как пятьдесят ее душ. Он тщетно искал издателя в Париже, но в конце концов сдался. Арт-дилер Джорджо Маркони наткнулся на эти фотографии, Ман Рэй сказал, что он не продает их, но продаст тому, кто сможет опубликовать их в виде книги. В 1981 году, после его смерти, Маркони издал книгу «Пятьдесят лиц Джульет». Джульет сдержала обещание Рэя и продала Маркони эти фотографии.
Джульет умерла в Париже в 1991 году в возрасте 79 лет от сердечного приступа.
На фотографии американская актриса Ава Гарднер (1922–1990) изображена в историческом костюме из фильма «Пандора и «Летучий Голландец» (1951). Другу Ман Рэя, американскому продюсеру и режиссеру Альберту Левину для кинокартины потребовались два портрета Гарднер. Их поручили сделать Ман Рэю. В своей автобиографии Рэй описывал Гарднер как «абсолютно восхитительную», продолжив, что «в качестве модели никто из профессиональных манекенщиц не мог превзойти ее. Она позировала для фотографии, будто играла перед кинокамерой».
4. Ман Рэй. Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929
Коллекция Пенроуза
Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, с разрешения Коллекции Пенроуза. Фотография: Архив Ли Миллер
Solarised Portrait of Lee Miller, c.1929 by Man Ray
The Penrose Collection
Man Ray Trust/ADAGP, Paris and DACS, London 2013, courtesy The Penrose Collection. Image courtesy the Lee Miller Archives
Фотограф и фотокорреспондент американского происхождения, Ли Миллер (1907–1977) начала свою карьеру в качестве модели в Нью-Йорке, появившись на рисованной Жоржем Лепапом обложке американской версии журнала Vogue 15 марта 1927 года. В 1929 году она приехала в Париж, чтобы стать помощницей Ман Рэя. Девушка подсела к нему в кафе и объявила: «Меня зовут Ли Миллер, и я — Ваш новый студент». Она стала ученицей и возлюбленной художника. Рэй сделал множество портретов Миллер. Вместе они экспериментировали с техникой соляризации.
Когда роман закончился, в 1932 году Миллер открыла свою студию в Нью-Йорке. Она встретила британского живописца-сюрреалиста Роланда Пенроуза в 1937 году и в 1939 переехала с ним в Лондон. В 1940 она стала первой женщиной — военным корреспондентом британского Vogue, документируя освобождение концентрационного лагеря Бухенвальд. В 1937 году Миллер возобновила свою дружбу с Ман Рэем, которая продолжалась до конца жизни фотографа.
5. Ман Рэй. Скрипка Энгра (Кики с Монпарнаса), 1924
(Воспроизведение оригинальной фотогравюры, напечатанной компанией Braun et Cie и опубликованной в книге Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Париж, 1933)
Частная коллекция
Le Violon d’Ingres (Kiki de Montparnasse), 1924 by Man Ray
(Original photogravure reproduction by Braun et Cie of Paris published in Daniel Masclet presente: Nus, La beaute de la femme — Album du premier salon international du Nu Photographique, Paris 1933) Private Collection
Man Ray Trust/ADAGP/DACS
Модель Кики де Монпарнас была любовницей и музой Ман Рэя в 1920-х и объектом многих из его самых знаковых фотографий. На снимке «Скрипка Энгра» она позирует со спины, руки скрыты, на бедрах драпировка, чтобы выглядеть в точности как безрукий мраморный торс Венеры Милосской. «Жертвой классики» стало ее лицо, всегда улыбающееся в жизни. Но все оказалось не настолько серьезно.
В ХХ веке вдруг все тщательно построенные барьеры, которые на протяжении веков стояли между высоким классическим идеалом и жизнью, рухнули. Ман Рэй с удовольствием играет словами и образами: оммаж Энгру (в переводе с французского — «посвящение»). Эротическая тема на снимке Ман Рэя потеряла всякий смысл.
Кики в тюрбане становится одной из одалисок Энгра, но из-за прикрепленных на спине скрипичных эфов в изгибах ее тела начинает угадываться музыкальный инструмент, который напоминает как о любви живописца к этому инструменту, так и о французском выражении, означающем «любимое времяпрепровождение». В этом смысле как женщина Кики (и вообще женщины для мужчин) была своего рода «игрушкой». Однако Ман Рэй иронизирует и над собой. Энгр всегда считал, что его скрипка важнее, чем его картины, а Ман Рэй думал, что его картины более важны, чем его фотографии.
Этот отпечаток стал, пожалуй, наиболее тиражируемой работой Рэя. Ее неоднократно демонстрировали на многочисленных фотографических выставках, например, на большой ретроспективе в Национальной библиотеке Франции в 1962 году. Но не только фотографических: в 1977 году она была представлена на выставке «Турецкие бани» Энгра в Лувре. Вместе с работами «MCMXIV» и «Подарок», «Скрипка Энгра» была опубликована вместе с некрологом Ман Рэю на следующее утро после его смерти на первой полосе New York Times.
6. Ман Рэй. Катрин Денёв, 1968
Частный владелец
Man Ray Trust/ARS-ADAGP/DACS
Catherine Deneuve, 1968 by Man Ray
Private Lender
Man Ray Trust ARS-ADAGP/DACS
Катрин Денев (род. 1943) — французская актриса. Из ранних фильмов, где она снималась, были «Шербургские зонтики» (1964) Жака Деми и «Дневная красавица» (1967) Луиса Бунюэля. Ман Рэй фотографировал ее для журнала Sunday Times во время съемок фильма «Смятение» (1968). Тогда Денев была замужем за известным английским фотографом Дэвидом Бейли.
На фотографии, опубликованной в качестве темы номера с текстом Фрэнсиса Уиндхэма в июне 1968 года под названием «Таинственное искусство Катрин Денев», актриса изображена в студии Ман Рэя на rue Ferou перед картиной «Двадцать дней и ночей Джульет» (1952), написанной на ширме, в окружении предметов, изготовленных Ман Рэем, в том числе шахматной доски, и «Золотых уст» — шкатулки в форме книги.
На актрисе позолоченные бронзовые серьги в форме спирали, которые под названием Pendants Pending в 1970 г. были частью «любимых объектов» автора («Objects of my Affection»). Спиральная форма была впервые использована Ман Рэем на дебютной выставке «Анонимного общества» в Париже. К этой форме он возвращался на протяжении всего своего творчества.
Отзывы и комментарии