«В объективе Nikon»: плато Путорона вместе Сергеем Горшковым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Сергей Горшков – один из лучших фотографов дикой природы, лауреат множества международных конкурсов, обладатель престижнейшей награды Wildlife Photographer of the Year. Его фотографии представляли Россию в рекламе Олимпиады Сочи-2014. Горшков снимал на нескольких континентах, фотографировал самых опасных животных всего мира. Вместе с Сергеем мы отправимся на плато Путорона — в последнюю завершающую экспедицию его фотографического проекта об этом уникальном месте.

 

 

— С чего началась Ваша карьера фотографа дикой природы?

— С медведей, они мне открыли дверь в природную фотографию и я многим обязан им, они мои учителя. Последнее время они мне почему-то часто снятся. Я просыпаюсь в холодном поту, потому во сне на меня нападает медведь.

— А в реальности, не во сне, бывали опасные ситуации?

— Конечно, были. Но все они происходили по принципу что «сам дурак». Думаю, большинство опасных ситуаций в дикой природе создает фотограф, а не зверь. Адреналин во время съемки, он просто опьяняет. Думаешь только о том, как бы не упустить кадр. Однажды я снимал медведя в воде, а он меня отталкивал в объектив, как будто говорил: «Товарищ, ну на полметра отойди подальше».

— Какие качества должны быть у фотографа дикой природы? Есть какая-то профессиональная специфика?

— Научиться терпеть и ждать при съемке дикой природы –это главный принцип успеха. Ждать – это вообще искусство, ждать появления зверя, ждать момента, ждать хорошей погоды, я уже привык ждать.

— Как вы открыли для себя плато Путорана, не самое близкое место?

— Эта авантюрная история началась много лет назад, когда я снимал на острове Врангеля. И там была такая противная-противная погода. Мы сидели, ждали, туман был до земли, выйти из домика было невозможно. И, чтобы скоротать время, я стал листать какой-то журнал. И там была статья о плато Путорана. Там было написано о миграциях северного оленя, о том, где они проходят и когда.

И потом, когда возвращался с Чукотки домой, в какой-то момент я посмотрел в иллюминатор самолета, а подо мной расстилалось огромное белое плато, разрезанное множеством каньонов. Часть этих каньонов была наполнена черной свинцовой водой, сверху был снег…. Это было безумно красиво и я задумался о том, чтобы приехать туда и сделать проект.

Ваш проект на плато Путорана посвящен водопадам. Почему?

— Не только, оказалось очень сложно, подобрать ключик к плато Путорана! Основная достопримечательность плато Путорана это огромное количество водопадов. Сколько на плато Путорана водопадов, точную цифру не знает никто, да и не возможно посчитать все водопады: их здесь тысячи. И все они разные - одни падают с вершин плато, другие перегораживают русла рек, третьи прячутся в каньонах. Совместно с Русским Географическим обществом я отправился сюда в страну водопадов.

Съемка водопадов становится главным смыслом моего проекта, но жизни не хватит чтобы посетить и снять все водопады плато Путорана. Я понимал, что одни каньоны, водопады, озера плато не откроют полную красоту Путоран, будет однообразие и скучно и это будет не полная картина о плато Путорана. И поэтому при первой возможности я снимал диких животных плато: идет олень по Путоранам и я хочу показать, как он идет, что видит на своем пути, с кем встречается, как переплывет реки и преодолевает горы, как убегает от волка, куда идет и зачем.

 

 

 

 

А как снимать водопады? Есть какие-нибудь профессиональные приемы?

— Чтобы рассказать о водопаде, нужно иметь отличный снимок водопада. Как сфотографировать водопад правильно, как передать состояние водопада, его мощь и красоту в одном кадре? Это очень сложно: весь мой проект зависит от этого кадра. Мне нужен снимок водопада, и при этом шикарный: и я пытался сконцентрироваться на съемке водопадов, пытался как-то оживить их и показать их жизнь в динамике. Я поступил так: Я выделил на плато Путорана для себя «самые-самые»; и сконцентировал на них свое внимание, обозначил то, что мне интересно, какие времена года я хочу отразить, понял, что будет интересным в кадре.

Зритель должен понимать, что я симал, где я снимал и как выглядит это место в разное время года. Я приезжал сюда и зимой и весной и летоми и осенью, чтобы увидеть и передать разные состояния жизни водопадов. Ощущение грандиозности водопада на фотографии возникает, когда его мощь и красота сочетается в одном кадре, а это сложно. На плато вообще снимать не просто. Мне хотелось все снять с первой поезки, но это не сработало. Первые мои попытки были неудачные и мне не удалось снять красиво водопады плато: все просто у каждого водопада своя жизнь, свое расположение - одни смотрят на юг, другие на север.

Часто первое время было так - приехал на водопад, а он в глубокой тени и все на смарку. Поэтому мне нужно было понять, когда и в какое время водопад лучше всего освещен. Меня всегда пугает солнце именно оно убивает снимки. При ярком солнце все снимки будут в «корзине», лучше всего снимать водопады, когда свет слегка приглушенный и без глубоких теней. Вот почему: когда я сейчас отправляюсь к водопадам, то строю график посещения водопадов; Сейчас я знаю, когда нужно фотографировать водопады, знаю, когда они особо красивы, но на это понадобились годы работы.

— Вы проводите в экспедициях огромное количество времени. Это тяжело?

— Любая экспедиция – это открытие и приключение и я с удовольствием оправляюсь в путешествие… но там где я снимаю нет ни магазинов, ни супермаркетов, ничего. Все, начиная от съемочного и лагерного оборудования и кончая продуктами, надо брать с собой. Бывает из-за какой-то мелочи может испортиться вся экспедиция.

Смотрите программу «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» с Сергеем Горшковым на телеканале Моя планета.



0
19 января 2016

Отзывы и комментарии