Война и мир. На заре фотожурналистики. 1910-е годы
20 декабря в Мультимедиа Арт Музее состоится открытие выставки работ из коллекции, в 2014 году переданной в дар музею Рейхан и Ульви Касимовыми. Коллекция включает более пятисот пресс-фотографий из архивов британских периодических изданий 1910-х годов, на которых запечатлена хроника событий одного из наиболее трагичных периодов истории ХХ века — Первой мировой войны. На выставке представлена малая часть собрания — около сотни снимков. Однако они в полной мере отражают значительность коллекции как бесценного источника аутентичных материалов по визуальной истории и истории фотографии.
Неизвестный автор. Рождественские пудинги для томми во Франции, 1914-1918.
Выставка рассказывает о том, насколько стремительно и бесповоротно война может ворваться в мирную жизнь. Сцены из повседневной жизни Лондона на исходе «Прекрасной эпохи», великосветские свадьбы и светские же скандалы вытесняются с первых полос военными хрониками с фронтов Европы и Малой Азии, а также демонстрацией новейших военно-технологических достижений — танков и противогазов. В то же время экспозиция демонстрирует, что и на войне продолжается жизнь. Военные репортажи и зарисовки солдатского быта соседствуют с отчетами о благотворительных мероприятиях по сбору средств на нужды армии, церемониями награждения героев и рассказами об огромном вкладе в победу женщин и детей, трудившихся на заводах и в госпиталях.
Выставка является красноречивым свидетельством бурного развития репортажной фотографии в военное время. Еще в начале XX века, с появлением технической возможности оперативно публиковать в прессе фотоизображения в достаточно хорошем для того времени качестве, фотография изменила визуальный облик СМИ, придя на смену графической иллюстрации и репродукционной гравюре.
Неизвестный автор. Наша армия в Салониках,1914-1918.
Время предъявляло новые требования и к фотографам, работающим в прессе, и к редакциям периодических печатных изданий — прежде всего, снимки должны были быть лаконичными, а фотографы должны были уметь выразить сиюминутность события, в максимально доступной форме доводя визуальную информацию до читателя. Кроме того, важную роль в процессе редакционной подготовки снимка к печати играли умелое кадрирование и ретушь. При этом, в реалиях того времени, после публикации фотографии теряли всякую ценность и зачастую просто выбрасывались, а в лучшем случае отправлялись в архив, где иногда десятилетиями хранились в неподходящих условиях — часть работ из переданной коллекции оказалась в аварийном состоянии и была буквально спасена реставраторами МАММ.
Неизвестный автор. Любимец окопов, который знает войну, 1914-1918.
Одной из особенностей пресс-фото начала ХХ века являются развернутые машинописные подписи на оборотах фотографий, а также любопытные редакционные пометки, примечания о стоимости воспроизведения данного фото в прессе, штампы новостных агентств или штампы о прохождении цензуры и возможности быть напечатанными в таких изданиях, как «Дейли скетч», «Дейли миррор», «Татлер» и других. Необходимость снимать для периодических изданий отразилась на стилистике самих фотографий. Оперируя громоздкой аппаратурой, фотографы стремились находить баланс между требованиями редакций и классической постановочной традицией, пришедшей из живописи. Мастерство фоторепортажа зарождалось и крепло буквально на глазах читателей — некоторые кадры, представленные на выставке, поражают своей непосредственностью, кажутся моментально выхваченными из бурного потока реальности и выглядят очень современно даже сейчас, в других чувствуется «старая школа» — тяготение к постановочной классике XIX века.
Неизвестный автор. Ада Кроссли, известная австралийская певица (контральто), принимает в своем доме раненых ветеранов армейского корпуса Австралии и Новой Зеландии. Лондон, 1916-1918.
Начало ХХ века навсегда останется в памяти, как один из самых сложных и драматических исторических периодов. Первая мировая война, Октябрьская революция в России и другие события привели к распаду империй, казавшихся незыблемыми, посеяв на планете страх, отчаяние, боль, хаос и смерть. Сегодня, спустя 100 лет, изучая исторические свидетельства того времени, мы не перестаем задаваться вопросом, можно ли было предугадать и предотвратить трагедии, унесшие жизни миллионов людей.
Отзывы и комментарии