Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Ася Гордеева

Практика проведения мастер-классов, распространенная во всем мире, добралась до нас несколько лет назад. Принцип интенсивных краткосрочных курсов (англ. workshop) построен на том, что в течение нескольких дней мастер делится с учениками накопленным опытом. Это не академическая школа, где по канонам дают единый рецепт «как надо», а именно авторские творческие мастерские, которые позволяют оценить разницу в подходе (зачастую диаметрально противоположную «стандарту») уже состоявшихся мастеров своего дела. Мастер-класс (в дальнейшем — МК) не претендует на некую абсолютную истину — ценность тут скорей именно в субъективности и точке зрения конкретного мастера на тему.... Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии…

 Текст: Ася Гордеева. www.gordeeva.info

 

 

Занятная штука — эти свадебные МК! С одной стороны, посети их хоть десяток — вряд ли что-то принципиально изменится в умении собственно снимать. Такие вещи достигаются практикой, практикой и снова практикой. С другой стороны, это как тренинг — самый эффективный способ получить мощный творческий толчок, слезть с печи и начать что-то делать независимо от опыта, наработанного к этому моменту. Новички и «признанные эксперты» находятся практически в равных условиях, и после МК возможности для нового старта у них почти равные…

У МК как способа получения образования очень много достоинств: после занятия «с погружением», которое происходит в результате контакта с преподавателем целый день (если, конечно, не халявить и все честно отработать), можно проснуться «новым человеком». В смысле технических навыков вряд ли, а в плане мировоззрения и подхода к съемке — точно! Потому что, если амбиции ваши простираются дальше желания стать сезонным ремесленником, обязательно нужно искать способы выразить и максимально раскрыть именно свои способности к творчеству. Главное — найти «своего» Мастера, который поможет вытянуть на свет божий ваши и только ваши возможности, не пытаясь от бессилия скопировать чужие достижения. В противном случае есть риск потеряться среди обладателей клонирующих устройств типа «зеркальная камера», которые еще не так давно всего лишь прилагались к фотографу как подручное средство для самовыражения.

Мне повезло быть организатором такого «воркшопа». Его проводил в Санкт-Петербурге Рустам Хаджибаев — на мой взгляд, один из наиболее интересных российских свадебных фотографов, с ярко выраженными почерком и стилем, который не упирается просто в какие-то конкретные приемы. Глядя на его работы, невольно ловишь себя на мысли: а не выйти ли замуж снова — хотя бы для того, чтобы придумать что-нибудь интересное и пригласить Мастера запечатлеть это с именно ему присущими юмором, красотой и изобретательностью…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Wedding-фотография. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Мастер-класс от Рустама Хаджибаева

«Мастер-класс Рустама — это бесконечная открытость и желание делиться своими знаниями, опытом, умением искать новые идеи и черпать вдохновение из обыкновенного… Как можно увидеть в повседневных вещах необычно красивые, совершенно новые стороны и как создать красивую картинку, сделав всего лишь маленький шаг в сторону от привычного взгляда!

Для меня этот мастер-класс — маленький переворот мировоззрения и заряд вдохновения, огромная школа практической съемки под руководствам Мастера, с неиссякаемым запасом идей, гениальных в своей простоте…»

Мария П., участница МК.

Собственно, эпиграфом практически все сказано: если вы ждете от МК каких-то конкретных рецептов и приемов, которые можно потом просто шаблонно использовать, то, наверное, лучше пойти к кому-то другому. Работа Рустама — это сплошная импровизация, творчество каждую минуту, когда в дело идет все, что есть под рукой: солнечные блики на стене и отражение в луже, случайные велосипедисты и продавцы шариков… При этом он вовсе не массовик-затейник, этакий «фотограф-тамада», а вежливый, интеллигентный, очень внимательный. Он умудряется как-то ненавязчиво и добродушно втягивать в игру окружающих, которые сами незаметно для себя становятся участниками этого действа.

Было очень любопытно, у кого что получится: вот мы перемещаемся по центру Петербурга, местам, всем нам знакомым и, вроде, уже не сулящим ничего нового. Мы — это наша самоотверженная семейная пара, которая прикатила из Риги специально для того, чтобы освежить воспоминания о свадебной фотосессии, потом сам Маэстро и следом группа ребят с фотоаппаратами — как стайка грызунов за музыкантом, доверие к которому безгранично настолько, что за ним можно и в Неву… Но никто не тонет — напротив, к вечеру на лицах просветления даже больше, чем усталости. Несмотря на «общую точку зрения», картинки у всех получились разные, каждый в итоге усвоил, подметил и зафиксировал что-то свое…

— Рустам, когда проводишь мастер-класс, ощущаешь ли разницу между людьми с опытом и совсем новичками? С кем проще или, может, интересней?

— Я стараюсь не разделять. К тому же сложно сказать, что такое — больше опыта или меньше: человек, вовсе его не имеющий, может воспринимать материал гораздо лучше и быстрее. А встречаются люди очень опытные, снявшие десятки свадеб; а их опыт взять бы да и выбросить в корзину, потому что он весь состоит из каких-то штампов, которые они для себя придумали или где-то украли и используют везде и всюду, как пасьянс раскладывают — один и тот же набор… Поэтому такой опыт я посчитал бы вредным, и лучше его не иметь вовсе.

 

Фото: Людмила Мартикайнен.

Невеста. Фото: Людмила Мартикайнен.

 

— То есть когда люди воспринимают с чистого листа, они более открыты к информации, чем те, кто крепко держится за свой «опыт»?.. А вот такая очень распространенная сейчас ситуация: человек, толком не владея базовыми фотографическими знаниями, идет на 3–4 разных МК, составляет себе из этих картинок вполне приличное портфолио и объявляет себя «профессионалом». Что ты думаешь по этому поводу?

— Я никого не стал бы осуждать: у каждого есть свои мотивы так поступать. Истории известно множество примеров, когда гениальные фотографы (или актеры, или музыканты) начинали каким-то таким хитрым образом — лукаво заходили «не с той двери» в свою профессию, а потом как-то закреплялись и уже утверждались в ней. И если у человека есть какие-то таланты и способности, для него это будет просто первоначальный шаг. Для любого начинающего нужен какой-то маленький толчок. Способный человек потом это отбросит и будет делать только свое. Другое дело, что ремесленник продолжит штамповать что-то шаблонное, но его тоже трудно осуждать, потому что способности всем нам даны неравномерные. А талантливый человек в любом случае талантливо «вылезет», безусловно!

Повторюсь: у каждого свой путь, и, если кто-то хочет начать, выложив фотографии с МК, — почему нет? В конце концов, он ведь не украл эти фотографии, а снимал их сам (другое дело, что с чьей-то помощью)… Ну нет у него других фотографий сейчас, а надо с чего-то начинать! Естественно, потом он вынужден будет делать что-то еще. И я надеюсь, что это будет лучше того, что он видел и делал на МК.

— Все равно сложно не раздражаться, когда с этим сталкиваешься, да и обидно…

— Я думаю, главное перед собой быть честным, и все! Мы же не можем на эти вещи влиять. Так было, и всегда будет…

— Один мой знакомый сказал: «Хаджибаев такой один, я никогда не научусь снимать, как он, — так какой смысл идти на мастер-класс?». Как ты считаешь, в чем основной эффект от МК и зачем нужны занятия в таком формате? Все-таки за два дня действительно невозможно научиться снимать, а чтобы выработать некий собственный стиль, вообще нужны годы…

— Главное — увидеть, как работает более опытный человек, это очень важно! Когда я был молодым начинающим фотографом, мне было безумно интересно, как работают мастера, но увидеть это было практически невозможно. К тому же мастера старой школы почему-то очень боялись раскрывать свои секреты. И очень боялись конкуренции, то есть какие-то хитрости фотографические мало кто кому выдавал. Я, помню, тогда тщательно фиксировал все, что касалось пленочной фотографии. А с появлением цифровой фотографии методы обработки и процессы, которые для слуха современного фотографа ничего не значат, исчезли и сейчас элементарным образом воспроизводятся в «Фотошопе». Соответственно, и те секреты понемногу исчезли… Но все равно, индивидуальность — она же остается у человека, как бы то ни было. Технологии меняются, но великих фотографов больше не становится.

— Помимо ценности общения с мастером происходит ли еще и психологический какой-то толчок?

— Мне очень многие пишут, что после МК они начали снимать и думать по-другому. То есть люди пытаются иначе взглянуть на свет, на работу с молодоженами, на окружающую обстановку и уже просто не могут снимать так, как делали это раньше! Они понимают, что это был какой-то этап, но нужно идти дальше.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На сцене. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

«То, как Рустам создает снимки, используя все, что происходит вокруг, как подключает случайных прохожих, как видит свет, как умеет расшевелить пару, — это то, чему стоит у него поучиться.»

Иван П., участник МК

— Как бы ты сам сформулировал свой стиль работы? Вот если человек никогда не видел твоих картинок, а срочно нужно в двух словах обрисовать…

— Фотографию описывать словами — очень неблагодарное дело! Срежиссированный репортаж — это слишком сухое определение. Для меня главное, чтобы в фотографии присутствовала романтика. Романтика по сути, но выраженная фотографическим языком… А как это назвать: постановкой, репортажем — мне абсолютно все равно. Я знаю, что в жизни как нет чистого репортажа (будь то даже боевые действия), так и нет чистой постановки.

Репортер, который работает, невольно влияет на ситуацию, а значит фотография уже несет элемент постановки. Также и постановка может нести элемент случайности и, соответственно, репортажа! Это только вопрос определения, вопрос понятий. Для меня есть только два определения: ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ!

— Откуда и когда вообще взялся свадебный фотограф Рустам Хаджибаев?

— 20 лет назад я начал снимать профессионально, в смысле — жить за счет фотографии. Вначале это была газета, потом журнал, потом все это надоело, и я стал снимать рекламу. Потом стало интересно проделать весь путь от съемки до готового буклета, и я стал все делать сам «под ключ»: снимал, верстал, сам отдавал в типографию и сам отвозил заказчику. Так работал с несколькими крупными компаниями, но почему-то это тоже наскучило. Студийная съемка вообще не моя стезя — это было интересно, но как какой-то опыт на определенном этапе, не более того.

Потом снимал фэшн — сначала в студии, потом перешел в журнал и снимал всякие показы и модные коллекции (хотя это тоже было мне не очень интересно) и одновременно с этим (где-то в 2002 году) меня пригласили снять свадьбу совершенно случайные знакомые, которые просто знали, что я фотограф. И мне было интересно снять, как я это вижу.

А традицией тогда была съемка в загсе: пара приезжала в загс, делала какие-то обязательные фото вдвоем, с родителями, в группе и на каком-нибудь фоне. Этим вся свадебная фотосессия и заканчивалась. В лучшем случае шли к какой-нибудь березе и, обняв ее, снимались в причудливых позах… Я так снимать не мог, поэтому снял так, как привык это делать.

Каким-то образом все понравилось, и, к моему удивлению, в следующем году я снял уже около двадцати свадеб. Тогда я решил рискнуть и переключиться целиком. С тех пор прошло уже 8 лет!

— А как ты сейчас оцениваешь для себя ту самую первую съемку: сделал бы все по-другому, или даже с нынешней точки зрения ты ей все равно доволен?

— Даже с нынешней точки зрения доволен!

— У тебя есть «самая любимая» съемка?

— Наверное, это «Питер по-балкански» все-таки (полную версию можно посмотреть в ЖЖ rustal.livejournal.com. — А. Г.). Есть несколько любимых свадеб, но «Питер» как-то особенно выделяю… Там идеально сошлись мироощущения пары и мои. И в том, что они во всем пошли мне навстречу: и все мои пожелания исполняли, и подготовка была тоже проведена замечательно, все рекомендации, которые я дал, они выполнили. Практически все, что я задумал, исполнилось! Всегда задумываешь гораздо больше, и это один из немногих случаев, когда все сложилось по максимуму. За исключением нескольких интересных моментов, которые еще больше украсили бы эту съемку, но в силу ряда причин они не были реализованы. Например, я по Питеру хотел прогуляться с живым петухом…

— ???

— Это было бы очень интересно, провокативно! Хотели его держать на веревочке, чтобы не улетел, и в людных местах мы бы его выпускали… Реакция людей была бы очень любопытная, интересная. Питер у меня вполне гармонизируется с образом петуха.

— И что помешало?

— Любовь к животным, которая перевесила визуальные преимущества. Невеста очень щепетильно отнеслась, не хотела «мучить животное», и никакие уговоры не подействовали.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Постановка. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Многие фотографы, посмотрев результаты чужой удачной фотосессии, любят поныть: «Ну конечно, с такими-то ребятами (веселыми-живыми-красивыми)!.. А вот я бы посмотрел, как он справится с теми «буратинами», что мне довелось снимать в прошлую пятницу…» — и так далее. Как ты считаешь, почему кому-то всегда попадаются «хорошие», а другим вечно «не везет»?

— Это происходит в большинстве случаев, когда вопрос решается чисто технически: клиентам нравятся какие-то фотографии, они приглашают фотографа и формально договариваются. Я сторонник более близких отношений с парой. То есть фотограф должен стать практически самым близким человеком в течение этого дня — во всяком случае, должен постараться это сделать. И когда это случается, тогда и возникает такая степень доверия и откровенности от пары, а потом реализуется в визуальные образы.

Естественно, это не всегда бывает, степень этой близости всегда разная. Но когда это случается, я даже до свадьбы вижу, что результат будет интересный. И всегда вначале стараюсь выяснить, что они хотят получить в результате. Просто если они иначе понимают и представляют, работать вместе будет сложно, хотя бы им и рекомендовали друзья, которых я снимал… Если это «не мои» клиенты — мы не сможем найти общий язык. Наше непонимание может слишком затянуться, а мне хочется, чтобы они были счастливы в этот день, так зачем мы будем ломать друг другу праздник?

— Ты способен расшевелить самую зажатую и чопорную пару?

— Наверное, если я скажу любую, мне мало кто поверит. Я скажу так: ту пару, которая готова открыться, чтобы получить такой результат. Тогда этот результат вполне возможен. Я проповедую такой свободный, открытый эмоционально, постановочный репортаж (или репортажную постановку). А когда пара совершенно другого склада и люди хотят что-то помпезное (иногда случайно попадается), то я им сразу говорю, что неправильно поняли или ошиблись, и пытаюсь их переманить на свою сторону. Снимаю и показываю результаты, как я это вижу. Чаще всего им начинает нравиться то, что я предлагаю. Ну, а когда это происходит, уже проще провести дальнейшую съемку, контакт уже налажен.

— Мастерство фотографа способно спасти любую ситуацию, но все-таки… Откуда берутся такие замечательные ребята, как в съемке «Питер по-балкански»? К тебе тянется народ определенного склада или ты «воспитываешь» их в процессе?

— Естественно, что далеко не все жаждут такой съемки, далеко не все пары понимают интересность такой фотографии. Я считаю, что нужно воспитывать своего клиента, и специально выкладываю в свое портфолио (в блоге и на сайте) фотографии с таким видением. Я выставляю флаги или вывешиваю фонарь такой, чтобы на меня шли пары именно с соответствующим восприятием фотографии.

— То есть ты имеешь в виду воспитание не в процессе съемки, а заранее?

— Да! Мне не нужны пары, которые бы отрицали это и хотели бы другой результат. Я им другой результат не дам — не потому, что я не могу, а потому, что мне это неинтересно. Я могу снять только то, что мне интересно, в таком ключе. И какой-то небольшой процент пар просто мечтает получить именно такую съемку. Для меня этого более чем достаточно. Поэтому я советую всем фотографам, которые хотят добиться чего-то в свадебной фотографии, постараться воспитать своего клиента. Создать для них такой интересный продукт, чтобы шли именно на вас, то есть вы можете этот результат дать, а они хотят его получить. Получается идеальный альянс. Не тот продукт, который покупают все, а тот, который именно вам интересен. Обязательно найдется категория людей, которые к вам за ним придут, а кому это неинтересно — они могут найти себе сотни других фотографов…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На мосту. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Далеко не все заказчики способны оценить креативность такой степени. Для этого все-таки требуются определенная культура и «насмотренность», которая выходит за рамки традиционных представлений о красоте и качестве снимка… И еще я предположу, что для адекватного восприятия изображения себя любимого, сделанного «очень широкоугольным» объективом, нужно хорошее чувство юмора…

— Ну да, люди, которые не сталкивались с фотографией вообще (или знакомы только с традиционными подходами), естественно, не идут ко мне. Фотография, которую я предлагаю, требует культурной и визуальной подготовленности. «Мои» клиенты — это категория людей, которые любят смотреть хорошее кино, — не мейнстримовое, а скорей какой-нибудь артхаус… Они приходят мотивированные уже на такой результат, и они его получают.

— Но у тебя ведь много и более консервативных (с точки зрения технических приемов) съемок, которые от этого не выглядят менее творчески. То есть дело тут не в приеме как таковом (например, широкоугольный объектив), а в умении мастера использовать имеющийся инструмент… Ты продумываешь ход съемки заранее или едешь, куда везут, и импровизируешь на ходу?

— Естественно, есть базовые точки, некая обязательная программа, а уже в пределах нее стараюсь импровизировать.

— Сейчас очень модное и востребованное, «топовое» направление — «гламурная» съемка, когда в итоге все смотрится глянцево-шикарно. Мне очень понравилось выражение «вау-эффект», когда ты говорил про это направление, рассчитанное на «неискушенного» клиента. Да, в результате все выглядит очень дорого, но, по сути, это ведь все те же штампы, только очень дорогие?

— Да, дорого оформленные. Всегда так было, даже в искусстве. Большинству интересен стандартный подход, оформленный в дорогую раму и дорого поданный. И есть категория фотографов, которые успешно реализуют такой подход и извлекают максимум для себя из этого. И я вполне уважаю такой подход: все цветы должны расти…

— Ну да, они точно так же «воспитали» своего клиента в соответствии со своими интересами, и он идет к ним за вполне конкретным «вау-результатом»… Есть ведь категория граждан, которым «дешевых верблюдов не надо», и они подходят к выбору фотографа сразу со стороны верхних позиций прейскуранта, а ниже определенного ценника даже и рассматривать не будут. Это стиль позиционируется авторами как искусство, но ведь это скорее ремесло?

— Конечно, ремесло. Но ремесло часто пересекается с настоящим искусством. Так же, как художники в средние века делали на заказ портреты известных господ, и эти царственные парадные портреты сейчас висят в музеях. Сделанные под заказ, за деньги, по традиционным рецептам, они переросли свое предназначение — заказной портрет — и стали произведениями искусства. А огромное количество такого рода продукции кануло в лету, исчезли или лежат, никем не востребованные. То же самое и в фотографии. Есть категория работ, которые переросли ремесленнический подход. Но чаще всего это обыкновенные заказные фотографии. Творческий подход немногие фотографы проповедуют, на самом деле он довольно рискован. Гораздо проще делать понятные, предсказуемые вещи, получать хорошие отзывы и радовать клиентов.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

С трубой. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

«Рустам, мне очень понравился Ваш метод взаимодействия с окружающим пространством. Как чудесно все пришло к нам: попугай, обезьянки, собаки, добрые загорающие люди…»

Любовь Р., участница МК

— Как так получается, что у тебя при съемке все случается в нужное время в нужном месте: прилетают веселые чайки, кошки-собачки, милиционеры и алкоголики приходят, как будто ты с ними заранее договорился?

— Трудно объяснить, это уже из области чего-то иррационального. Наверное, я просто очень этого хочу… Идея о том, что мысль материальна, мне очень близка. Это вещи недоказуемые, но когда все складывается именно так, начинаешь в них верить. Я всегда надеюсь на какой-то случай, и в итоге он обычно и подворачивается. Наверное, кто-то идет мне навстречу «там».

— А делаешь ли ты традиционные картинки «для бабушек-дедушек», незамысловатые и внятные, которые они могли бы поставить в рамочку?

— Обязательно делаю, и всем советую делать! Если вы представите своим клиентам только экспериментальные фотографии, отражение вашего видения, и побрезгуете снять традиционные снимки, вы рискуете оказаться непонятыми родственниками молодых, которые специально ждут именно таких, чтобы поставить в рамку и любоваться. Я думаю, что не составит труда такие фотографии сделать, ведь не обязательно снимать их с трагическим выражением лица. Это можно сделать не совсем традиционным способом, но это будут парные и групповые портреты. Если постараться поймать атмосферу радости, которую они будут ощущать и излучать, это всем очень понравится и в то же время не будет противоречить общей концепции.

— Помнишь «шесть правил Глеба Жеглова»? На мой взгляд, самое сложное — «Проявляй к человеку искренний интерес». Мне кажется, что у тебя на этом многое построено.

— Абсолютно правильно! Я целый день провожу в другой семье, разве можно быть при этом быть отстраненным от их жизни, оставаться чужим? Я знаю фотографов-операторов, которые отстраняются эмоционально от всех и просто делают свое дело, но я уверен, что ничего хорошего из этого не выйдет. Люди их посчитают какими-то пришлыми и вряд ли раскроются. А если приходишь в дом с улыбкой и пытаешься говорить со всеми на их языке, интересоваться их жизнью, элементарно завоевывая доверие, то люди удивительно быстро проникаются к незнакомому человеку, впервые вошедшим в их дом. И потом весь день проходит в атмосфере ощущения, что все эти люди тебе очень близки. Так работать несравнимо приятнее, и охотнее, и результативнее.

— Ты работаешь без ассистента. Расскажи, как ты выходишь из положения, когда нужно использовать дополнительные средства, например свет или отражатель?

— Я не использую ни дополнительные осветительные приборы, ни отражатель. И вообще считаю, что для настоящего фотографа достаточно камеры. Лучше, конечно, две: вторая страхует от случайностей. У меня однажды сломался затвор, и я с ужасом думаю, что бы было, не имей я с собой второго фотоаппарата… К тому же я не люблю менять объективы, поэтому у меня с собой две камеры с разными объективами, чтобы избежать потерь времени. Плюс гарантия того, что не упустишь момент.

— То есть любой красоты свет на твоих картинках всегда естественный?

— Абсолютно! Ни отражателя, ни вспышек — только естественный свет. Искусственный использую только иногда на банкете, и то не всегда.

— Ты себя ощущаешь больше коммерческим фотографом или человеком искусства?

— Я бы не хотел это подводить под какие-то категории. Я просто делаю то, что мне нравится. И если находятся люди, которым это тоже нравится, и они готовы это заказывать, то это огромная радость для меня. Если бы дело касалось только денег, я бы нашел другую профессию, в которой зарабатывал гораздо больше. И хотя у меня такая возможность есть, я этого не делаю, потому что мне нравится фотография.

— То есть если у тебя на один день приходится два заказа и у одного более творческие перспективы, а другой более выгодный финансово, ты предпочтешь первое?

— Конечно, я выберу творческий, тут даже сомнений никаких нет, однозначно! Если я буду знать, что получу какой-то интересный результат от недорогого заказа, то, безусловно, на это пойду. Удовлетворение от процесса съемки гораздо важнее материальной компенсации, которая будет пусть меньше, но работа в эмоциональном плане получится гораздо богаче…

— Заголовок твоего ЖЖ — «Свадебная фотография должна быть искусством!». Что для тебя является критерием искусства в свадебной фотографии?

— Конечно, я не преувеличиваю роль свадебной фотографии, она в какой-то степени имеет прикладное значение. Но и в ее рамках фотограф может реализоваться творчески и сделать фотографии, которые выходят за рамки утилитарного. Да, я снимаю свадьбы для моих клиентов, но пытаюсь в этих границах делать творческие проекты. Насколько это искусство или нет, мне сложно судить. Искусство — это для меня что-то особняком стоящее и проверенное временем. В остальном это такой визуальный фон, который, скажем так, достоин внимания.

— Ты как-то обмолвился, что не смотришь работы свадебных фотографов, я правильно поняла? Расскажи пожалуйста, кого смотришь?

— Да, стараюсь не смотреть, это скучновато — смотреть свадебные фотографии. А вдохновляюсь альбомами известных мастеров-классиков: пейзажников, известных фэшн-фотографов, информационных репортажных агентств типа «Магнума», фотографов National Geographic. То есть меня вдохновляют совсем не свадебные снимки.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Под башней. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Если отставить фотографию в сторону, то какое «из всех искусств важнейшим» является для тебя? И вообще, чем ты вдохновляешься?

— Конечно, живопись!

— А кино?

— Кино — это просто отдельно! Большая ниша и источник визуальной информации. Кино, наверное, главнее всего того, что я назвал. Не знаю, почему я сразу о кино не сказал…

Кино — это как вечные ценности, из кино можно черпать бесконечные образы для свадебной фотографии! Но не всякое кино — только кино интересное, операторское… Есть много операторов, работы которых фотографичны в самом высоком смысле этого слова, и каждый кадр в фильме достоин быть отпечатанным большим размером на бумаге, и этими кадрами можно любоваться…

Назову только нескольких, и прежде всего это представители нашей операторской школы. Работы таких операторов, как Урусевский, Москвин, Лебешев, Княжинский и Рерберг, изучают в операторских школах во всем мире. Если кто-то не слышал этих имен, пожалуйста, я очень рекомендую посмотреть их фильмы, которые, я уверен, перевернут фотографическое сознание. После просмотра и изучения этих фильмов человек, пропустивший через себя такой огромный визуальный материал высшего качества, просто не сможет снимать по-ремесленному.

— Что снимаешь для себя, когда не занят работой?

— Раньше я снимал просто пейзажи, мне это было интересно. А сейчас, в связи с большой погруженностью в свадебную фотографию, я не могу из нее выйти даже в момент своего отдыха. И я пытаюсь пару (даже не молодоженов, а просто молодого человека и девушку) вписать в эти визуальные образы, которые я вижу, где бы ни находился. Когда в мае был в Азии и путешествовал по горам, я нашел там местную пару, которую возил на машине по всяким экзотическим местам и снимал с ними пейзаж…

— Что можешь посоветовать тем, кто планирует достичь серьезных высот в свадебной фотографии? Высот не в смысле статуса и позиционирования себя как «самого крутого», а с точки зрения действительно творческого результата, когда фотография хороша сама по себе настолько, что уже не важно, свадебная она или нет…

— Для этого нужно любить фотографию вообще, нужно жить ею! Я прекрасно понимаю, что далеко не все люди, которые пришли в свадебную фотографию, хотят каких-то творческих успехов. Большинство хотят элементарно заработать, и их можно понять. Но если хочется добиться успеха (это касается любой области), надо жить этой профессией. Надо, чтобы она не выходила из головы, чтобы и днем, и ночью мозг работал в плане совершенствования. Живите фотографией! Не забывая при этом, что жизнь гораздо шире… 

 

 

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

По следам. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Фото: Иван Петров.

С факелом. Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева, Петербург, Петропавловская крепость.

 

Фото: Иван Петров.

Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева в Петербурге.

Свет, которым освещена невеста, создан вовсе не отражателем, как многие подумали. Это естественный блик от стены дома, освещенного вечерним солнцем.

 

Источник: Журнал Потребитель Фото&Техника №8.12
RSS
0
10 сентября 2014

Отзывы и комментарии

Связанные статьи
Новости по теме
Тесты по теме
Обзоры по теме
Советы по теме
Мастер-классы по теме
Видео по теме

Связанные статьи

10 сентября 2014
+3
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности… Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.

10 сентября 2014
0
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте двух полюсов: постановочной съемки и фотожурналистики. В продолжение темы предлагаем подумать, по какому принципу фотограф может выбрать свой путь и как найти тот компромисс, где работа и творчество мирно сосуществуют, не мешая друг другу и не сбивая с толку своего автора.

Новости по теме

11 декабря 2018
0
0
Zyxel везет в Россию два новых LTE роутера
Презентация

Zyxel везет в Россию два новых LTE роутера

За пределами городов проводная инфраструктура часто не позволяет получить высокоскоростное интернет-соединение, либо совсем отсутствует. Для решения этой проблемы компания Zyxel добавила в свою линейку LTE устройств два новых роутера – LTE3316 и LTE7240. Устройства обеспечивают отличную скорость, стабильное соединение и располагаю функционалом, позволяющим им стать надежным помощником не только дома, но и в бизнесе.

10 декабря 2018
0
0
HONOR представила три инновационные технологии для смартфонов
Презентация

HONOR представила три инновационные технологии для смартфонов

Бренд HONOR на своей ежегодной международной пресс-конференции в H Queen’s в Гонконге объявил о запуске трех новых технологий. Вслед за успехом GPU Turbo HONOR представил сразу несколько инноваций для смартфонов — основную камеру с разрешением 48 МП, экран HONOR All-View и технологию Magic Turbo.

4 декабря 2018
0
0
Toshiba представляет новые модели портативных накопителей CANVIO
Презентация

Toshiba представляет новые модели портативных накопителей CANVIO

В постоянном стремлении дать современным пользователям и предприятиям больше свободного места для хранения информации Toshiba представляет новые внешние жёсткие диски ёмкостью 4 ТБ в линейках портативных накопителей CANVIO PREMIUM, ADVANCE, BASICS и READY. Таким образом, компания на 33% увеличивает максимальную ёмкость своих линеек портативных накопителей, которая ранее достигала 3 ТБ.

29 ноября 2018
0
0
Первый в мире блокчейн-смартфон FINNEY
Презентация

Первый в мире блокчейн-смартфон FINNEY

Завершив успешный краудсейл, реализуя сотрудничество с Foxconn International Holding и подписывав Лионеля Месси в качестве бренд-амбассадора, SIRIN LABS объявляет о коммерческом запуске FINNEY, первого блокчейн-смартфона стоимостью 999 долларов, который теперь доступен на сайте SIRIN LABS, а в январе 2019 появится на платформе Amazon Launchpad.

21 ноября 2018
0
0
Leica выпустила новую компактную камеру преимум-класса D-Lux 7
Презентация

Leica выпустила новую компактную камеру преимум-класса D-Lux 7

Камера оснащается светосильным объективом Leica DC Vario-Summilux 10.9-34 мм f /1.7-2.8 ASPH. (24-75 мм в экв.35 мм) и сенсором формата 4/3 с эффективным разрешением 17 Мп. По словам компании, такое сочетание «обеспечивает превосходное качество изображения в любых съёмочных ситуациях». К другим особенностям камеры относится наличие сенсорного экрана, модуля Bluetooth и Wi-Fi, а также возможность записи видео в формате 4К

20 ноября 2018
0
0
Количество объективов, выпущенных Nikon, достигло 110 миллионов
Презентация

Количество объективов, выпущенных Nikon, достигло 110 миллионов

Компания Nikon объявила, что в октябре 2018 года общее количество выпущенных объективов NIKKOR для фотокамер со сменными объективами достигло 110 миллионов. Nikon выпускает объективы NIKKOR F для зеркальных фотокамер с 1959 года, а в 2018 году были представлены новые объективы NIKKOR Z для беззеркальных фотокамер. Таким образом, ассортимент объективов NIKKOR стал еще больше.

19 ноября 2018
+1
0
Авторская экскурсия по выставке «Перекрёстки миров»
Фотоафиша

Авторская экскурсия по выставке «Перекрёстки миров»

24 ноября в 13.00 Галерея Классической Фотографии приглашает на экскурсию по выставке «Перекрёстки миров», которую проведёт её автор: один из самых многообещающих французских фотографов Алекс Перрэ.

15 ноября 2018
0
0
Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»
Фотоафиша

Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека приглашает всех желающих на торжественное открытие выставки работ фотографа Александра Китаева «Город муз». Открытие выставки состоится 19 ноября в 16.00 по адресу: С.Петербург, ул.Зодчего России, д.2. Выставка будет работать с 19.11.2018 по 15.01.2019. Вход свободный.

13 ноября 2018
0
0
В Москве и Санкт-Петербурге прошли праздники фотографии Nikon Day
Презентация

В Москве и Санкт-Петербурге прошли праздники фотографии Nikon Day

10 ноября в Москве и 6 октября в Санкт-Петербурге компания Nikon устроила масштабные праздники для любителей фотографии Nikon Day. Гости протестировали новинки бренда — беззеркальные камеры и объективы серии Z — и узнали секреты известных фотографов на мастер-классах.

10 ноября 2018
0
0
Интервью с представителями французского подразделения компании Nikon Бенуа де Дьёлевьё и Николя Жилле
Презентация

Интервью с представителями французского подразделения компании Nikon Бенуа де Дьёлевьё и Николя Жилле

В августе Nikon начала свое наступление на рынке беззеркальных полнокадровых камер с новой системой Z. По этому поводу портал Les Numériques провёл встречу с Бенуа де Дьёлевьё (Benoit de Dieuleveult), президентом Nikon France, а также Николя Жилле (Nicolas Gillet), директором по маркетингу и коммуникациям, чтобы поговорить о новых направлениях развития и амбициях компании на ближайшее время.

Тесты по теме

26 ноября 2018
0
0
Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…
тест-драйв

Тест Nikon Z7. Пришел, чтобы ускорить эволюцию…

Беззеркальные камеры пришли, чтобы остаться, захватить мир и поменять его. Отрицать, что фокус пользователей - профессионалов и любителей - а также рынка сместился в сторону беззеркалок, просто глупо. И странно, что самыми последними представили свои беззеркальные полнокадровые камеры тяжеловесы индустрии. В конце 2018 года Nikon под громким лозунгом Mirrorlessre invented выпустил свои первые беззеркальные полнокадровые камеры.

11 октября 2018
0
0
Теcт камеры Nikon Z7
тест-драйв

Теcт камеры Nikon Z7

В сентябре мне посчастливилось протестировать новинку 2018 года от Nikon – полнокадровую беззеркальную камеру Z 7. И тест этот проходил в непростых условиях Исландии и Гренландии. В Исландии камера и вовсе сразу попала в бой. Я провел 10 дней в высокогорье под дождем и снегом при ветре 10-20 м/с. Вот мои впечатления.

19 апреля 2018
0
0
Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих
соло-тест

Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих

Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода вполне счастливы по этому поводу, потому что раньше обходились лишь «полукровкой»: макрообъективом Fujinon XF 1:260 mm f/2.4 R Macro, выпущенным еще в далеком 2012 году. Почему «полукровкой»? Все очень просто: масштаб увеличения этой макролинзы всего лишь 1:2 (один к двум!), что выглядело довольно странно для топовой серии беззеркальных камер Fuji.

22 февраля 2018
+1
0
Тест зеркальной камеры Nikon D850: решает все? Начинайте любить ее прямо сейчас…

Тест зеркальной камеры Nikon D850: решает все? Начинайте любить ее прямо сейчас…

Бессмысленно спорить, в свое время Nikon D800 была камерой не просто незаурядной, а прорывной в масштабах всего рынка фототехники. Казалось бы, все уже и забыли о гонке мегапикселей, и тут - гигантское разрешение, упакованное в 35-милиметровый сенсор. Пейзажисты начали массово переходить на восьмисотки, студийные фотографы - тоже. Вышедшая параллельно D800E внесла некоторую путаницу. Какая камера работает лучше, зачем нам муаровый фильтр, если без него только лучше, насколько адекватна разница в качестве разнице в цене.

2 февраля 2018
+1
0
Тест объектива AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED
опыт эксплуатации

Тест объектива AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED

Nikon выпускает этот объектив с 2007 года, и до сих пор он пользуется популярностью среди профессионалов. А они, как известно, ради отменного качества картинки закрывают глаза и на вес, и на цену, и на что угодно еще. Я считаю, что эту линзу без сомнений можно назвать одной из лучших и оптимальных для пейзажной съёмки.

20 сентября 2017
+1
0
Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark
лабораторный тест

Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Камера Canon 6D Mark II недавно была протестирована в лаборатории DXO Mark и по результатмосновных испытаний набрала всего 85 очков.Отметимв сравнении с другими моделями Canon довольно низкий показатель светочувствительности, равный 2862 ISO, и динамического диапазона не превышающий 11.9 Evs. В линейке похожих камер Canon зеркалка 6D Mark II получила наименьший рейтинг. Более подробная информация содержится в таблице

14 сентября 2017
+3
0
Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор
тест-драйв

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камера уже успела наделать шуму своими возможностями и характеристиками. Мне, как амбассадору Nikon, выпала возможность одним из первых протестировать новинку в деле. Пока я был в Красной Поляне в Россию привезли первый и единственный образец камеры и сразу же отправили её ко мне. Что я думаю о новом фотоаппарате? Читайте ниже и смотрите сделанные фотографии

4 сентября 2017
+3
0
Тест и особенности Nikon D7500
соло-тест

Тест и особенности Nikon D7500

Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменальная камера Nikon D500, которая заставила поверить, что профессиональная камера не обязательно должна быть полнокадровой. С другой стороны, Nikon D7200 стала настоящей народной зеркалкой, совместившей отличную эргономику, продвинутый функционал и доступную цену.

22 июля 2017
+1
1
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объективы 85 мм считаются «классическими портретными», но я не стал бы ограничивать их применимость преимущественно портретной фотографией: я долгое время таскал в сумке комплект из двух объективов – 35 мм и 85-мм – его хватало на подавляющее большинство задач фотолюбителя. Портреты я снимаю редко и «восемьдесят-пятка» успешно выполняла роль умеренного телевика.

23 января 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM

Я с нетерпением ждал на тест Canon EF 40/2.8 STM: испытываю привязанность и нежные чувства к объективам-блинчикам, да и Canon не часто балует новинками бережливых пользователей. Canon EF 40/2.8 STM – первый «блин» в системе EOS, а рекомендованная производителем цена в 200 долларов США делает его 3м самым недорогим объективом в линейке Canon EF (после EF 50/1.8 II и EF 75-300/4-5.6 III). Объектив анонсировали 8 июня 2012 года одновременно с Canon EOS 650D.

Обзоры по теме

14 ноября 2018
0
0
Бродяга благородной крови: обзор фоторюкзака Gitzo  Adventury 45
обзор модели

Бродяга благородной крови: обзор фоторюкзака Gitzo Adventury 45

Сегодня удивить кого-то новым рюкзаком практически невозможно. На рынке их сотни, самых разных - с одной лямкой и двумя, с кучей карманов, с боковым доступом и доступом со спины, разных объемов и цветом. И все равно каждый год именитый бренды выпускают новый модельный ряд. А знаете почему? Потому что для любого фотографа подобрать себе подходящий рюкзак - это задача сложнее, чем подняться на вулкан, держа в одной руке камеру, а в другой разъяренного вомбата. Сложная, в общем, задача. У меня, к слову, фото-рюкзаков пять, и в каждом из них что-то не так.

12 ноября 2018
0
0
Обзор компактной камеры Panasonic LUMIX DMC-LX100M2
обзор модели

Обзор компактной камеры Panasonic LUMIX DMC-LX100M2

Panasonic LUMIX LX100M2 - модель седьмого поколения в линейке популярных премиум-компактов серии LX. В камере использованы большой высокочувствительным MOS-сенсор стандарта 4/3 c эффективным разрешением 17,0 Мп, высокопроизводительный процессор Venus Engine и светосильный объектив LEICA DC VARIO-SUMMILUX F1.7-F2.8 (эквивалент 35мм камеры: 24-75 мм), что позволяет этой модели создавать реалистичные фотографии высокого качества с красивым боке.

2 февраля 2018
0
0
Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro
обзор модели

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

На объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro пока не так много обзоров и довольно мало тестов, так что решил исправить ситуацию, тем более что макрообъективы это моя стихия и я постоянно ими пользуюсь. Новый Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro по сути открывает целое направление макросъемки в линейке FUJIFILM X-mount т.к. это первый макрообъектив данного формата с масштабом 1:1 и с наиболее удобным фокусным расстоянием для большинства ситуаций. До этого на системе X-mount был XF 60mm f/2.4 macro, который давал масштаб лишь 1:2. Можно всё что угодно считать «макро», но на самом деле 1:1 это оптимально для любых более-менее требовательных макрофотографов. На меньший масштаб сложно снять что-то необычное. И был ZEISS Touit 50/2.8 на масштаб 1:1, но не очень удобный в полевом макро из-за того что масштаб 1:1 он достигал на 0.15 м дистанции фокусировки.

21 января 2018
+2
0
Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества
обзор модели

Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества

Как и известный бренд Wacom, компания Huion уже открыла в России официальное представительство. И речь идет не просто о торговых точках где-нибудь на «Горбушке» или Савеловском рынке, а о полноценной системе продаж и сервисных центров, открытых по всей стране, и адекватной клиентской поддержки. Сегодня мы познакомимся с самыми горячими новинками Huion– с графическими планшетами H640Pи H950Pиз линейки INSPIROY. Сразу обнародую их основные параметры: чувствительность 8192 уровня, пассивное перо и просто уникальная цена – 7000/9500 рублей. Попробуем разобраться, насколько же хороша продукция нового игрока на нашем рынке, нет ли тут ореола дешевых китайских товаров?

18 ноября 2017
+2
1
Fujifilm X-E3 фотокамера 4К с датчиком 24 МП
обзор модели

Fujifilm X-E3 фотокамера 4К с датчиком 24 МП

Fujifilm X-E3 – это 24-мегапиксельная камера APS-C среднего уровня, разработанная в виде младшей сестры смартфонного типа SLR-подобного X-T20. Что касается их внутреннего наполнения и характеристик – две камеры очень похожи, но X-E3 в большей степени использует сенсорную панель для управления и более похожа на дальномерные фотоаппараты 70-х.

2 ноября 2017
+3
0
Sony A7R III, полный обзор
обзор модели

Sony A7R III, полный обзор

С официальным анонсом A7R III компания Sony продолжает агрессивное наступление в сегменте профессиональной фототехники. Серия A7 / A7R / A7S стала настоящим открытием в 2013 году, и Sony быстро развила этот успех в 2015, предложив еще 3 камеры: A7 II, A7R II, A7S II.

31 октября 2017
+1
0
Synology DS 216. Домашнее облако.
обзор модели

Synology DS 216. Домашнее облако.

Современный мир порождает контент сотнями гигабайтами в секунду. Далеко не все эти данные заслуживают того, чтобы сохраниться на века. Но для людей, работа которых напрямую связана с контентом, сохранность этого контента - вопрос приоритетный.

31 октября 2017
0
0
Форт-нокс для архива
обзор модели

Форт-нокс для архива

Что самое ценное для любого фотографа? Архив и сохранность данных. И хорошо, когда ты снимаешь в студии и можешь закинуть все свои фотографии на стационарный компьютер или сразу в облако. А что если ты где-то в дебрях, степях или пустынях без связи, да еще и в не самых лучших погодных условиях? А что если съемок так много, что просто невозможно взять с собой настолько много флешек, чтобы их все вместить? Да еще и отбор и обработку прямо в полевых условиях делать надо. В такой ситуации страшно не за камеру и даже не за себя. Страшно за жесткий диск с архивом.

17 сентября 2017
0
0
Nikon D850 против Canon 5D Mark IV
обзор функций

Nikon D850 против Canon 5D Mark IV

Камера Nikon D850 последней полнокадровой камеры для профессиональных пользователей имеет очень впечатляющую спецификацию, датчик камеры использует технологию BSI CMOS. С другой стороны, камера Canon 5D Mark 4 оснащена двухпортовым сенсорным датчиком CMOS AF, который позволяет быстро автофокусироваться во время съемки в режиме просмотра в реальном времени и в режиме видео.

17 сентября 2017
0
0
Камера Nikon D850: анализ динамического диапазона
обзор функций

Камера Nikon D850: анализ динамического диапазона

Компания Nikon объявила о начале продаж в России новой цифровой зеркальной фотокамеры D850, которая задает новые стандарты качества фото- и видеосъемки. Она обладает сочетанием высокого разрешения, скорости и светочувствительности. Насколько же реальны объявленные параметры в новой камере и что получается, если новинку Nikon сравнить с возможностями флагманских моделей других брендов и даже других форматов? Сегодня речь пойдет о сравнении со среднеформатной Fuji GFX 50S, а в следующем обзоре - с зеркальной камерой Canon 5D Mark IV.

Советы по теме

30 ноября 2018
0
1
Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел
Фотошкола

Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел

Мастера в чем-то подобны богам. Из простейших вещей они способны создать невероятные произведения искусства. Но как снимать так, чтобы передать эту магию творчества? Давайте разбираться.

30 ноября 2018
0
0
Практика Антона Агаркова. Съемка архитектуры
Фотошкола

Практика Антона Агаркова. Съемка архитектуры

Среда обитания - основа нашей жизни. То, где мы живем, очень сильно определяет наше сознание. Может быть, именно поэтому архитектура является важной частью любого travel-репортажа. И сегодня мы с вами обсудим, как красиво и интересно снять архитектуру.

30 ноября 2018
0
0
Исправляем перспективу. В Adobe Camera RAW и Photoshop
Фотошкола

Исправляем перспективу. В Adobe Camera RAW и Photoshop

В предыдущей школе по съемке пейзажа мы уже обсудили, как снимать архитектуру, и там я упомянул об исправлении перспективных искажений на постобработке. Давайте посмотрим, как это делается. Для начала выберем фотографию, с которой мы будем работать. В качестве примера я взял фотографию из мечети Калян в Бухаре. Я снял ее в синий час, когда яркость подсветки была примерно равна яркости вечернего неба. В результате у нас нет пересветов ни на небе, ни на здании, и, в то же время, небо не выглядит угольно-черным, как это бывает, если снимать ночью.

30 ноября 2018
0
0
Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW
Фотошкола

Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW

Собрать одну фотографию с расширенным динамическим диапазоном из нескольких - непростая задача. Но что если надо собрать панораму, каждая отдельная фотография которой выполнена в технике HDR? На словах кажется довольно сложным испытанием. Но на самом деле звучит это куда сложнее, чем делается.

26 октября 2018
0
0
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу
Фотошкола

МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка в лесу

Лес порадует не только свежим воздухом и сочными оттенками, но и интересными сюжетами для фотографий. Как фотографировать в лесу, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами поделятся: Елена Соколова, Иван Мухин и Александр Андрейко

24 октября 2018
0
0
Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда
Фотошкола

Фотосъёмка на объектив, с линзой из куска кристально-чистого льда

Фотограф и видеооператор Матьё Стерн (Mathieu Stern) любит использовать в своей работе странные и нестандартные объективы. Его список насчитывает множество разных необычных моделей, но последний объектив, который решил испытать Стерн, превосходит их всех по своей нестандартности, так как в его конструкции использовалась линза, сделанная из куска чистейшего льда.

30 августа 2018
0
0
Tilt-Shift объективы
Фотошкола

Tilt-Shift объективы

Мы привыкли, что оптика различается фокусным расстоянием, светосилой, наличием зума. Но, что же такое тилт-шифт объективы, как они работают, зачем нужны и где применяются? Об этом и многом другом расскажут эксперты: Александр Иванов, Камил Кутушев, Мария Алексеева, Юрий Фёдоров.

29 августа 2018
0
0
История одной фотографии: Гагарин
Фотошкола

История одной фотографии: Гагарин

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке он расказывает, как сделал один из своих самых знаменитых кадров – Юрий Гагарин в аэропорту Внуково 14 апреля 1961 года.

29 августа 2018
0
0
История одной фотографии: Маршак.
Фотошкола

История одной фотографии: Маршак.

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке – история фотографии С.Я. Маршака.

14 августа 2018
0
0
Как сделать цилиндрический осветитель для выездной съёмки
Фотошкола

Как сделать цилиндрический осветитель для выездной съёмки

Примерами такого осветителя являются модели LitePipe P и SaberStrip, которые используется при съёмке портретов. Благодаря их форме они имеют ряд преимуществ перед стандартными софтбоксами и зонтами: такие осветители легко установить в ограниченном пространстве, они более мобильны и более устойчивы в ветреную погоду. Фотограф Джо Эдельман предлагает DIY-вариант подобного осветителя, который легко собирается и обойдётся значительно дешевле серийных моделей.

Мастер-классы по теме

1 декабря 2018
0
0
Обзор Nikon Z7
Спецпроект

Обзор Nikon Z7

Можно и так сказать: «Великая октябрьская революция» свершилась. На этот раз на фоторынке. Осенью 2018 года вышли сразу несколько моделей полнокадровых беззеркальных камер. Компания Nikon уже в первом поколении своих беззеркалок серии Z задала самые высокие технические стандарты: мощный процессор, уникальный сенсор, новый байонет и новые светосильные объективы, оптическая стабилизация матрицы, следящий автофокус, 4К-видео…

26 февраля 2018
0
0
Обзор Nikon D850
Спецпроект

Обзор Nikon D850

Новая камера Nikon D850 вышла достойной своей великой предшественницы. В ней появилось все то, чего не хватало многим фотографам-путешественникам. Высокая скорость серийной съемки для охоты на диких животных, быстрый и цепкий автофокус для динамичного репортажа, режим съемки со сдвигом фокусировки для ускорения съемки со стекингом, продвинутые возможности для съемки видео. По сути, камера стала универсальным инструментом для выполнения большинства задач, причем не только в далеком путешествии, но и на свадьбе или в репортаже. Камера настолько универсальна, что даже готова отказаться от части своей огромной мощи, чтобы вы смогли снимать файлы поменьше, если у вас вдруг появится такая необходимость. При этом камера не превратилась в громоздкий репортажный кирпич, который было бы крайне сложно тащить с собой в горы или джунгли.

1 февраля 2018
0
0
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта
мастер-класс

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магистратура Nikon точно будет вам полезна. Фотографировать фейерверки несложно, если знать определенные правила и обязательные условия для получения качественных снимков, как и в любом другом жанре. Как запечатлеть в кадре это феерическое действо, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с фотографами. Своими секретами делятся Татьяна Тарасова, Дмитрий Бурлак, Кристина Курашова и Павел Мирошкин.

15 января 2018
+3
1
Моделирование оконного света в студии
мастер-класс

Моделирование оконного света в студии

Одним из самых выразительных источников света для портрета является обычный естественный свет, особенно весной и летом. Оконный свет в вашем доме или студии превосходен для создания портретов. Это хороший инструмент, который позволит выделить особенные черты и подчеркнуть характер вашей модели, предоставляя возможность реализовать ваш творческий замысел.

4 сентября 2017
0
0
Nikon D7500
Спецпроект

Nikon D7500

По набору своих функций Nikon D7500 - камера для амбициозных любителей, которые уже понимают, что именно им нужно, и хотят увидеть в своей камере набор профессиональных функций за адекватные деньги. Это камера для путешественника, которая при своем малом весе позволит отработать подавляющее большинство сюжетов, которые могут попасться вам в далеких странах. Она вполне может приглянуться профессионалам, которые хотят дополнить свой рабочий комплект второй камерой, которая могла бы закрыть недостатки основной.

31 января 2017
0
0
Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»
мастер-класс

Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»

В ближайшую субботу, 4 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс фотографа Екатерины Васягиной на тему «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества».

13 октября 2016
0
0
Тест-драйв Nikon D500
Спецпроект

Тест-драйв Nikon D500

Nikon D500 камера необычная. При своей цене и огромных возможностях это совершенно точно не игрушка и не первая камера для человека, который еще только хочет понять, что ему нужно от фотосъемки. Перед нами полноценный рабочий инструмент. D500 хороша как вторая камера в дополнение к Nikon D810. Это будет особенно удобно, если учесть, что в D500 используется те же карты формата SD и тот же тип аккумуляторов EN-EL15, что и в восьмисотке. Тяжелая и медленная полнокадровая камера отлично справляется с пейзажами, но Nikon D500 с ее высокой скорострельностью, точным автофокусом и отличной работой на высоких ISO позволит вам гораздо эффективнее снимать динамичный репортаж и работать при недостаточном свете.

9 августа 2016
0
0
Тестовые снимки Nikon D5
Спецпроект

Тестовые снимки Nikon D5

Новый флагман удался. Практически без всяких «но», если не считать неуверенную работу на избыточно-высоких значениях ISO. В остальном в Nikon D5 великолепно все - автофокус, экспозамер, скоростная съемка, цвета, пыле- и влагозащищенный корпус. Новая камера имеет все шансы завоевать свое место не только в рюкзаках фоторепортеров и спортивных фотографов, но и путешественников, которые вынуждены снимать широчайший спектр сюжетов, от пейзажа до спорта, и обязаны сделать это хорошо, без права на ошибку и без страха за то, что камера откажет в тяжелых климатических условиях, набравшись пыли, песка и влаги.

5 февраля 2016
0
0
Обзор Nikon D5500
Спецпроект

Обзор Nikon D5500

Инженеры Nikon достаточно жестко отделили камеру любительского сегмента Nikon D5500 от более старших моделей по всем параметрам - от системы фокусировки до расположения органов управления. Даже питается она от того же типа аккумуляторов EN-EL14a, что и камеры самого начального уровня серии D3000. Тем не менее, любительский миниатюрный Nikon D5500 – это мощный и гибкий инструмент, который предоставляет фотографам обширный функционал и открывает дорогу к профессиональному росту.

29 июля 2015
0
0
Тестовые фотографии Nikon D7200
Спецпроект

Тестовые фотографии Nikon D7200

Новая фотокамера Nikon D7200, которая по набору технологий и удобству управления аналогична полупрофессиональной камере D750. Она мало в чём уступает ей по качеству съемки, зато по массе, габаритам и сменной оптике более привлекательна для активно перемещающихся фотографов, а также для репортеров, которые всегда в гуще динамичных событий.

Видео по теме

29 ноября 2018
0
0
Тестовое видео Nikon Z7: замедленная съемка 120 кадров/сек
видеообзор

Тестовое видео Nikon Z7: замедленная съемка 120 кадров/сек

Съемка Full HD со скоростью до 120 кадров/сек выдает очень эффектные ролики. Это настоящая замедленная съемка, выглядит очень круто!

29 ноября 2018
0
0
Тестовое видео Nikon Z7: матричная и цифровая стабилизация
видеообзор

Тестовое видео Nikon Z7: матричная и цифровая стабилизация

Когда снимаешь эпизод с рук, включив двойную стабилизацию, по отснятым кадрам кажется, что съемка велась с внешним электронным стабом.

29 ноября 2018
0
0
Тестовое видео Nikon Z7: съемка с рук с матричным стабилизатором
видеообзор

Тестовое видео Nikon Z7: съемка с рук с матричным стабилизатором

В первом же поколении серии Z7 появилась съемка видео в 4K - правда, пока только 30 кадров/сек. Но и при такой частоте кадров детализация вызывает восхищение!

29 ноября 2018
0
0
Тестовое видео Nikon Z7: 4К-Видео
видеообзор

Тестовое видео Nikon Z7: 4К-Видео

В первом же поколении серии Z7 появилась съемка видео в 4K - правда, пока только 30 кадров/сек. Но и при такой частоте кадров детализация вызывает восхищение!

29 ноября 2018
0
0
Тестовое видео Nikon Z7: Time-lapse
видеообзор

Тестовое видео Nikon Z7: Time-lapse

Цейтраферная съемка (она же time-lapse) имеет тонкую настройку, причем, снимать можно не только отдельные кадры, но и видео сразу в 4K. Очень удобно, что настройки размера кадра теперь перенесли в меню видеопараметров.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере
видеообзор

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Самое интересное, пожалуй, в видео режиме Nikon D850 - это съемка ТimeLapse или цейтраферное видео, причем сразу в 4K. Вы можете настроить интервал между снимками, время съемки и камера сама рассчитает длину итогового ролика и сама же его и смонтирует из отдельных кадров, причем будет парировать изменение освещенности, что позволит вам на автомате снимать таймлапсы, в которых день переходит в ночь.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка с разрешением 4К
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка с разрешением 4К

Камера Nikon D850 научилась снимать полнокадровое 4К видео (да-да, никаких больше дополнительных кроп-факторов) с частотой до 30 кадров/сек, а Full HD с частотой до 60 кадров/сек.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек
видеообзор

Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек

Камера Nikon D850 может снимать Full HD видео со скоростью до 120 кадров в секунду и тем самым получать эффект замедления.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка 2 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка 2 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией

Еще один видеоролик, снятый на Nikon D850 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией. На объекте, который стремительно движется в кадре, лучше всего фокус контролировать вручную.