Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I
Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности…
Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.
Текст: Ася ГОРДЕЕВА.
Фото: Мария Петрова
«Нет ничего проще, чем бросить снимать свадьбы! Я делал это много раз!» (Из разговора Марка Твена и неизвестного свадебного фотографа.). Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности…
Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.
Однажды навсегда расставшись со свадебной съемкой, почему-то неизменно к ней возвращаюсь. Мой интерес к свадьбам не помещается в рамки только фотокарточек. Это богатейший материал для психологов, социологов, из этого вообще можно развить целую философию — смотря с какой стороны подойти.
Для начала предлагаю проанализировать общую картину: как классифицировать свадебную фотографию по направлениям, и что ищет для себя в ней фотограф, а что заказчик. И где та идеальная точка их соприкосновения, когда все довольны и счастливы…
Позволю себе утверждать, что свадебная фотография — это та область, в которой возможно все! Каждый получает именно ту «сбычу мечт», на которую способен. Можно искать творческих заказчиков и делать только то, что нравится. Можно идти по пути стандартов на поводу у среднестатистического «потребителя услуг» и снимать девяносто свадеб за лето. Можно наработать статус Самого Дорогого Фотографа Современности и два раза в месяц снимать за гонорар, который иные зарабатывают за сезон. В конце концов ее можно бросить навсегда и через пару лет снова взяться за старое…
Все зависит от цели или, если угодно, Высокой Мечты — кому что ближе. Основные мотивы свадебного фотографа, как правило, укладываются в три пункта: 1) заработать деньги; 2) творчески самовыразиться; 3) найти себя (что складывается двух предыдущих пунктов в произвольных пропорциях).
Да, и еще бонусом — «респект и уважуха»! Лейбл «фотограф» считается достаточно престижным, а владение дорогой техникой и формальная принадлежность к миру искусства действуют на некоторых обывателей гипнотизирующе. Отдельные неокрепшие умы даже придают этому статусу первоочередное значение.
«Человеку фотографирующему» предоставляются отличные возможности для творческих экспериментов, если он хочет большего, чем просто подзаработать в сезон. И тем, кто полюбит ее по-настоящему, свадебная фотография откроется с самой прекрасной своей стороны.
Заграница нам поможет!
«Кого вы в нашей базе точно не найдете — это свадебных фотографов. Мы поддерживаем только настоящее искусство…». (Из одного пресс-релиза). Эх, вот бы начать жизнь сначала и податься в свадебные фотографы сейчас! Со свежей головой и с чистого листа, так сказать… Одно из величайших достижений доступного Интернета — возможность учиться, в том числе «там», за границей. В зависимости от возможностей участвовать в мастер-классах — лично или виртуально. Целыми днями просиживать в Сети, изучая, что делают, как делают, воплощая в жизнь завет «учиться, учиться и учиться».
Честное слово, по-хорошему завидую тем, кто только еще собирается в свадебные фотографы: стало доступно очень много ценной информации и есть к чему стремиться. К тому же если человек эстет, любитель прекрасного и вообще стремится к совершенству, он непременно выйдет на тот уровень, где никто его не обижает, не показывает пальцем: «Смотрите, он СВАДЬБЫ снимает, гы!» и не плюется жеваными бумажками в спину.
А еще несколько лет назад свадебная фотография расценивалась в среде крупных мастеров (и фотохудожников, и репортеров) как халтура и удел ремесленников. Сознаваться в том, что снимаешь свадьбы, приходилось как бы извиняясь и потупив глаза: «Да я тут это… ну… свадьбы вот…». И чувствуешь себя изменником родины и идеологическим диверсантом, променявшим данный богом талант на место под солнцем, теплое и бездуховное. Рассматривать свадебную фотографию как вид творчества не приходило в голову даже самым независимым из «фотоумов», да и вообще, какой порядочный большой художник будет черпать вдохновение в положительных эмоциях? «Порядочному человеку должно быть плохо!» — этот негласный девиз российской творческой интеллигенции не допускал компромиссов.
Лирическое отступление
Недавно узнала интересную вещь. Из Австралии в другие части света бегут многие отличные фоторепортеры. Оказывается, там все настолько хорошо, что практически нечего снимать, напрочь отсутствует острота. А мастерам «большого» фоторепортажа вообще свойственно стремиться в зоны конфликтов.
То, что отрицательные эмоции сильнее, — факт общеизвестный. Однако Австралия знаменита своими свадебными фотографами, многие из которых работают именно в жанре журналистики. Получается, если источником творчества является не черное, а белое, и оно подпитывается положительными эмоциями, значит «гнилое» благополучие тоже способно вырастить шедевры мирового уровня.
Кстати, сама культура и эстетика праздника «там» сформировалась несколько иная, люди по сути своей более позитивны и не считают зазорным черпать вдохновение в удовольствии. Хотя если сопоставлять тему свадеб и конфликты, то тут я не вижу принципиальных разногласий: как показывает практика, нередко свадьба и является самым что ни на есть зарождением драмы и конфликта…
Вообще на Западе лучшие из свадебных фотографов по статусу не уступают супержурналистам и фэшн-мастерам. Наши фотографы (а к нашим я отношу не только Россию, но и весь бывший СССР) за последние два-три года тоже научились снимать очень здорово, и во многом благодаря западным коллегам. Приемы, свежие для нас, западные фотографы используют давно, а нам остается только перенимать и по мере возможности реализовывать их буржуинский опыт, адаптируя к нашей специфической почве.
Чуть дальше мы рассмотрим два наиболее интересных направления, которые способны изменить отношение к съемке свадеб, а пока попробуем нарисовать себе образ идеального wedding-фотографа.
Фото: Ася Гордеева
Человек-оркестр
Вот примерный «стандартный набор», из которого может состоять день свадьбы: сборы невесты, выкуп, лимузин, регистрация, венчание, прогулка, ужин разной степени шикарности (включая шоу со световыми эффектами или без него). В случае максимальной насыщенности присутствуют все вышеперечисленные элементы. Еще есть такая модная фишка, как лав-стори (love story), но это, как правило, снимается заранее, если только сценарий самой свадьбы не предполагает игру в знакомство.
А теперь представьте, какими качествами должен обладать человек, который подписывается запечатлеть такой «стандартный набор» от и до…
Помимо чисто физической выносливости (целый день скакать с увесистой техникой), требуется набор отнюдь не стандартных профессиональных навыков, ибо одной узкой специализации тут недостаточно. Каждая часть требует своего подхода и умения: ловить на ходу эмоциональные живые моменты, работать с разными видами света (как минимум с естественным, вспышкой и аксессуарами типа отражателя), создавать статичные композиции, вписывая людей в интерьер или в пейзаж. Также пригодятся навыки работы в условиях очень плохого освещения, навыки концертной съемки, умение сочетать заготовки с экспромтами и непринужденно общаться в процессе.
Самая проблемная часть, которая вызывает основное количество споров и разногласий, — это прогулка. Она самая неоднозначная и зависит от того, какой смысл в прогулку вкладывают основные действующие лица.
Мода на свадебную фотосессию предполагает у заказчиков большие надежды, связанные именно с фотографом, независимо от того, представляют, чего хотят, они сами или нет. Что же делать фотографу: руководить процессом, безжалостно строя всех в течение нескольких часов, или же оставить пару наслаждаться жизнью и, став человеком-невидимкой, ненавязчиво ловить моменты, которые подбрасывает ситуация?
Нередко с учетом наших реалий (как культурных, так и финансовых) красивая по идее своей традиция превращается в некий фарс, когда люди на лимузине в пробках мечутся между окрестными достопримечательностями, стараясь за несколько часов «взять от жизни все». Зачем в принципе нужна прогулка, многие даже не задумываются. Резоны заказчиков рассмотрим чуть позже, а пока примем точку зрения фотографа.
Существуют три основных пути, по которым может пойти фотограф:
использовать стандартные штампы;
снимать «живой» репортаж;
инсценировать нечто (фотосессия а-ля глянцевый журнал, прогулка по крышам, действие по сценарию в духе съемки фильма про гангстеров или что-то в этом роде).
Фото: Максим Николаев
Сокол, я — Дятел! Прием, прием!..
«Тьфу!» — сказал себе Данилов. Он был щеголем, порой и рискованным, но маклаковскую моду принять не желал. Мода ведь только создается в Париже или там в Москве, а живет-то она в Фатеже и Маклакове. А пока дойдет она до Маклакова, через голову десять раз перевернется и сама себя узнавать перестанет, вот с приходом ее и начинают юноши в Маклакове носить расклешенные на метр штаны с бубенцами и лампочками на батарейках возле туфель.» В. Орлов. «Альтист Данилов».Проблема курицы и яйца в творческих кругах звучит примерно так: для кого художники занимаются искусством — для народа или для других художников? С прикладным искусством все понятно: вытачивать ложки — ремесло полезное, мы ими едим. А от картины на стене, кроме как дырку загораживать, — какая польза?
Свадебная фотография, рожденная в СССР, долгое время считалась чем-то вроде деревянной ложки. Ремеслом прибыльным, но на искусство не претендующим. Ну сколько браков регистрируется в месяц в одном загсе одного отдельно взятого города? А в год? А умножить на количество загсов и дворцов? И люди-то, вроде, разные, а фотографии похожи как близнецы-братья, напоминая старую шутку, что хорошее дело браком не назовут.
Приемы умельцев, из-за которых свадебная фотография собрала основное количество шишек, это штампы — расхожие вульгарные шаблоны. Вспоминайте: невеста на ладошке, «ку-ку, кто там?» из-за дерева, голуби-сердечки-колечки вокруг рамочки и прочие эстетические чудеса. В нашей стране они надолго дискредитировали свадебную фотографию в глазах людей с хорошим вкусом и творческим мышлением.
Один из главных принципов продаж — если рыба предпочитает червей, глупо идти на рыбалку с клубникой. В смысле: за деньги хорошо продается то, что потребитель охотно потребляет. Наш потребитель понятия о прекрасном привык черпать в основном из телевизора и от соседей, поэтому результаты его представлений об эстетике проведения и фотографирования свадьбы не могли претендовать на высокохудожественный уровень. Разве что в качестве концептуального проекта в стиле выставки, которая в 1960-е годы смертельно «обидела» Советский Союз на Ив Монтана за то, что он вывез во Францию советское женское белье тех времен — некрасивое и старомодное. Эстетика «ковры, хрусталь, люстра, чтобы-все-как-у-людей» начисто перечеркивала любые поползновения к творчеству и попытки отклонения от шаблонов.
А откуда они вообще взялись, эти шаблоны? Кто-то же их придумал? Скорее всего дело было так. Свадебная фотография времен строительства светлого будущего сводилась в основном к снимку в загсе в момент регистрации (серьезные представители новой ячейки общества, с тремя гвоздичинами, внимательно слушают напутственную речь и расписываются), а потом общее фото на лестнице. Это делали штатные загсовские фотографы, «заточенные» именно под этот вид деятельности. Много нареканий было по поводу соотношения цена — качество, но альтернативы не было. И десятилетиями ничего не менялось.
Светлое будущее в виде перестройки ликвидировало железный занавес, и ветер перемен надул нам без разбору хорошего и не очень. Всем захотелось сдвигов к лучшему, и наши фотографы, будучи представителями профессии творческой, со своей стороны старались как могли уйти от шаблона «роспись — общее фото». Желая придать живость и неформальность консервативному действу, каждый самовыражался в меру своих представлений о романтике.
Снимали тогда на пленку, возможностей цифровой обработки не было, но с помощью разных фильтров и мультиэкспозиции получались забавные эффекты с раздвоениями и наложениями. Фокусы с пространством и глубиной резкости дали знаменитый эффект «невеста на ладошке», а прыгать строем гостей заставляли, чтобы хоть как-то народ развеселить (во всяком случае я думаю, что изначально у прыжков смысл был именно такой — расшевелить аудиторию и добавить динамики). Потом пришел «Фотошоп» и отполировал поверх все это сердечками и голубями.
Фото: Ася Гордеева
«Вбрасывание» подвязки или букета — неотъемлемая часть почти каждой свадьбы. Такой сюжет, будучи удачно заснятым, выглядит «как бы» просто. На самом деле это не так. Многое зависит от помещения, возможности выбора точки съемки и быстроты реакции. Те, кому доводилось снимать «букет», прекрасно знают, какой процент кадров уходит в мусор.
Любой прием, который со временем превращается в штамп, изначально являет собой новшество (техническое или эстетическое) и руководствуется исключительно благими намерениями. Если у вас есть некая хоть сколько-нибудь стоящая забавная идея, будьте уверены: через некоторое время она перестанет быть вашим достоянием и уйдет в народ. Что с ней станется потом и в какие бубенцы ее превратят почитатели — одному фотобогу известно.
Ручаюсь, что, когда идея «невесты на ладони» была свежа, в оригинале это выглядело действительно очень забавно! Фотограф, придумавший этот трюк, делал веселые и остроумные снимки с использованием нехитрого пространственного эффекта (расстояние до объекта и позы выбираются таким образом, чтобы создавалась иллюзия невесты, стоящей на ладони жениха (или наоборот, она прихлопывает его туфелькой).
Поначалу в голову не приходило назвать это пошлостью и вообще как-то ругательно охарактеризовать, все было очень мило и оригинально. А потом многие обрадовались такому креативному ходу и стали его тиражировать. При этом абсолютно не учитывая, что автор умел и работать с женихом и невестой, и эмоции схватить, и вообще знал, что делал. А когда штамп бездумно передирают, на сто восьмой раз он превращается в просто «прием-прием», отрывается от смысла и, пущенный в свободное плавание, приобретает тот современный безвкусный вид, за который его так не любят.
Так что же получается: все, что когда-то было новинкой и фишкой, в конце концов всегда становится «общим местом» и стандартным приемом? Да, практически всегда! То, чего становится слишком много, как правило, обесценивается и теряет смысл.
Но, к счастью, это и есть залог прогресса! Фотографы просто вынуждены идти дальше и придумывать что-то новое. К тому же армия их пополняется не только в ущерб искусству. Благодаря простоте управления аппаратурой, в фотографию приходят художники, у которых все в порядке со вкусом и идеями. Просто прежняя техника была им противопоказана из-за гуманитарного мышления.
А новые штампы появляются регулярно, просто они таковыми не выглядят, пока не приелись. И смысл этого слова не всегда ругательный… Скорее это называется «мода» или «тенденция», когда все становится похоже. А попадать под это могут вещи как талантливые, так и бездарные. Например, раньше было модно все (к месту и не к месту) тонировать в сепию, а теперь, наоборот, колоризируют под старый цветной слайд.
Или очень эффектно смотрится прием, чтобы какая-нибудь ткань развевалась на полкадра и все было шикарно, как в глянцевом журнале. Когда-нибудь это достигнет критической массы и тоже надоест, а пока в основном смотрится красиво. Главное, чтобы это было уместно… Как шрифт в графическом дизайне: оторванный от контекста, он сам по себе ни о чем не говорит, «в деле», т. е. в каких-то продуманных случаях, прекрасен, а в других же абсолютно не к месту.
Часто спрашивают: где граница между просто собственными наработками и узнаваемым почерком? Собственные наработки — это почти почерк. Почти… До тех пор, пока его не выпустили в массы. Если он ушел и не вернулся, перестал быть узнаваемым, значит не почерком и был. Почерк до такой степени индивидуален, что его растиражировать (модное словечко — «смоделировать») нельзя!
Фото: Максим Николаев
Крупные планы и фрагменты сами по себе очень выразительны и отлично передают настроение. А тут еще перекличка фактур и композиционное решение чудесно переплетаются и заворачиваются в единое целое. Очень красивая и говорящая фотография. Для фотографа большая удача сделать такую работу.
Лирическое отступление
У меня подобралась изрядная коллекция одинаковых махровых штампов-клонов от совершенно разных фотографов. Я тщательно раскладываю их по папочкам («горизонт сикось-накось», «роковая женщина», «мутный жених» и т. д.) не потому что люблю, когда противно, а просто чтобы наглядно демонстрировать своим студентам, как делать не надо. Но одна недавняя интернет-находка подвела черту моим изысканиям в этой области. Один талантливый молодой фэшн-фотограф практически свел на нет этот «труд всей моей жизни», ядовито и очень остроумно спародировав практически все разновидности свадебных штампов. Наберите в поисковике «Тима Сергеев баба в белом» и найдите ссылку на его ЖЖ — получите массу удовольствия, честное слово!
Итак, после разоблачения штампов у нас остаются два направления, способные делать свадебную фотографию искусством: свадебная фотожурналистика и «глянцевая» постановка.
Принципиальная их разница в том, что первое направление относится к документальной фотографии и рассказывает о том, что и как было на самом деле, подразумевая фиксацию происходящего фотографом непосредственно в процессе. А результат постановки «под фэшн» может даже не иметь прямых указаний на то, что это была свадьба. Это разновидность постановочной фотосессии в стиле картинок в глянцевых журналах, и свадьбу в ней выдает только платье, да и то не всегда.
Фото: Ася Гордеева
Солнечная погода — это половина удачи. Чтобы картинка светилась насквозь, нужно применить еще кое-какие хитрости. О том, как добиваются таких «сиятельных» результатов, подробно в следующем номере.
Ловцы эмоций (репортажный подход)
It is our goal to use photography to tell the story of your wedding day, not dictate it for you. Из устава Ассоциации свадебных фотожурналистов (WPJA). Свадебную фотожурналистику условно можно разнести на две ветки. Первая из них абсолютно правдиво-документальна, не предусматривает вмешательство фотографа в действия (он незаметно и ненавязчиво фиксирует увиденное). Его глаз и камера — вот что определяет результат. Вторая ветвь все-таки предполагает некоторую режиссуру со стороны фотографа, а также использование дополнительного светового оборудования (об этом подробнее в следующем номере).
Но то, что получается в итоге, в обоих случаях выглядит абсолютно достоверно — как будто стоп-кадры из кино. Неподдельные искренние моменты схвачены мастерски, и ничто не выдает присутствия фотографа, исключительно «натурпродукт» и «как взаправду».
Ключевые слова здесь — счастье, эмоции, динамика, все по-настоящему… Ничем не хуже «глобальной» фотожурналистики: те же приемы, язык, выразительные средства. В зависимости от таланта фотографа (пойманный свет, композиция, сюжет) результат может выглядеть как произведение искусства или же просто как рядовая хроника. Конечно, не последнюю роль играет организационная часть (антураж, фотогеничность персонажей и общий бюджет мероприятия), но фотограф здесь, при всей незаметности, — самая главная фигура. (Кто-то скажет: конечно, дорогую свадьбу снять проще! Вот и неправда, не проще! А запороть от неумения можно вообще любую съемку.)
Из западных фотографов, работающих в этом направлении, мне очень нравятся работы английского мастера Джеффа Аско (www.jeffascough.com). Когда я открыла для себя его фотографии, то еще понятия не имела, что он неоднократно попадал в десятку лучших свадебных фотографов мира. Это я к тому, что моя любовь к его творчеству лишена какой-либо предвзятости.
Так вот, Джефф в своем подходе к съемке свадьбы придерживается ключевого слова «ненавязчивый». «Как только фотограф начинает руководить тем, что происходит перед объективом, свадьба становится не тем, что есть на самом деле, а идеей фотографа о том, как должна выглядеть свадьба…» Джефф поставил себе задачей использовать только естественный, доступный в данный момент свет и в рамках этого выстраивает картинку из найденных ритмов и геометрии.
Причем таким образом, чтобы не только радовать глаз изображением как таковым, но и рассказать небольшую историю, которая случилась в данный момент. За больше чем двадцать лет работы ему довелось снимать и свадьбы знаменитостей из мира музыки и кино, и небольшие семейные праздники. Но в любом из этих случаев его подход оставался неизменным.
Свой стиль он называет «документальной свадебной фотосъемкой», то есть цель — создание исторического документа этого дня. И независимо от масштаба свадьбы, он делает все, что от него зависит, и выкладывается полностью. Ассоциация свадебных фотожурналистов (WPJA) объединяет фотографов, придерживающихся как раз именно этого направления в работе — документальной свадебной фотожурналистики, в основе которой лежит принцип «использовать фотографию для рассказа истории свадебного дня, а не для того чтобы эту историю диктовать».
Фото: Ася Гордеева
«Элементы сладкой жизни»
«Кр-р-р-асота!» Эллочка-людоедка. Представители «гламурного» направления придерживаются прямо противоположной точки зрения. Фотограф из Австралии Джерри Гионис (www.jerryghionis.com), ничуть не менее титулованный и тоже входящий в «топ 10» мировых, считает, что если на свадьбу (в том числе платье) потрачено большое количество средств и сил, то странно в этой ситуации полагаться на случай. Он берет все в свои руки и полностью руководит процессом, направляя в нужное русло. Результат фантастический, все необыкновенно красиво и «глянцево», как на разворотах дорогих модных журналов.
Собственно, слово «гламур» в переводе и обозначает шарм и очарование, символ роскошного образа жизни и внешнего блеска. (Это то, чего наша страна была лишена на протяжении семидесяти лет. Неудивительно, что роскошь бросились внедрять с энергией Эллочки-людоедки, без оглядки на то, что любая культура складывается не за один день и нуждается в последовательном укоренении.)
«На свадьбы» этот стиль пришел из постановочных фотосессий для глянцевых журналов. Картинка ценится как самодостаточный постановочный изыск («модель» вписана в некую среду, интерьер или пейзаж), но при этом эмоции, как правило, отсутствуют. Этакая холодная отстраненность и уверенность в некотором превосходстве над миром. Картинка ради картинки, вещь в себе… Как уже упоминалось, к свадьбе может иметь отношение постольку, поскольку снимается в рамках таковой, но непосредственной связи с происходящим нет. Игра в фэшн-съемку и фотомодель. Подразумевается использование дополнительных источников света и аксессуаров (например, видеосвет и отражатель), выезд на природу (в парки и усадьбы и другие заранее присмотренные места). Также желательно наличие ассистента фотографа.
В такой съемке наибольшую сложность представляют даже не освещение и не антураж. В отличие от журнального «фэшна», фотографу приходится работать с непрофессиональными моделями, и это направление у нас приживается своеобразно (как, впрочем, и все, что связано с понятием роскоши). Проблема в том, что далеко не все, кто желает провести съемку в этом стиле, до нее созрели (не материально, нет). Просто тот пролетарский шик, которым иногда подменяется наше понятие о гламуре, иногда напоминает битву Эллочки с Вандербильдшей: в итоге побеждает «гламурище» и мексиканский тушкан.
Наши девушки в стремлении лицезреть себя в образе гламурных красавиц не всегда способны трезво оценить свою внешность и артистические возможности в данном контексте. «Хочу как вот здесь!» — и все тут. Но ведь здесь, извините, породистое лицо с правильным макияжем, а у нас тени с блестками, VIP-версия платья фасона «баба на чайник» и на всю «фотосессию» — полтора часа (между загсом и рестораном)… Результат? Техническое качество — да, свет хорошо поставлен — нет вопросов. А чего-то не хватает… Мне вот, например, любопытно, как с такой ситуацией справиться. Очень хороший тест на умение из брюквы сделать ананасный пирог…
Вывод: достойная съемка в этом стиле предполагает серьезные финансовые вложения в организацию свадьбы и хорошую подготовку объекта съемки (качественный визаж обязателен!). Ну и плюс хороший фотограф, конечно.
Лирическое отступление
На минутку возвращаюсь к теме штампов, теперь в контексте «гламура». На мой взгляд, главный штамп современности — высочайшее техническое качество при отсутствии смысла как такового. Первая реакция — «вау, как все шикарно!», а на сотой фотографии начинаешь догадываться, что это, по-видимому, не так уж и сложно, раз такое количество людей плодят однотипно-шикарные снимки. Как у автомобилей: все формы — зализанные, все цвета — металлик.
Продолжение следует.
Фото: Эдуард Щербаков
Сочетая репортаж с постановкой, фотограф выступает как режиссер и оператор в одном лице — выстраивает картинку и одновременно снимает, поддерживая динамику и не давая ей закоченеть. О том, что кадр выстроен фотографом, совершенно не думаешь, глядя на искренность ситуации.
Фото: Ася Гордеева
Когда люди действительно счастливы, их не надо развлекать, они сами знают что делать. Фотографу остается выбрать удачную точку и ничего не упустить, максимально использовав сложившуюся ситуацию.
Фото: Ася Гордеева
Фото: Ася Гордеева
Фото: Ася Гордеева
Фото: Елена Дубровина
Фото: Ася Гордеева
Честно подсмотренная картинка «Мастер-класс» — ни грамма вмешательства со стороны. От фотографа «только» — умение увидеть свет, поймать момент и вручную скорректировать экспозицию.
Отзывы и комментарии