Уроки Розова: главное в кадре. Часть 3
Картинки всех форматов подчиняются правилу третей, производному от правила золотого сечения: если кадр мысленно поделить на три части по горизонтали и по вертикали, точки пересечения границ полученных прямоугольников укажут на зоны, привлекающие к себе взгляд зрителя. Если в этих зонах расположить объект, к которому нужно привлечь внимание зрителя, цель почти наверняка будет достигнута. Я уже писал об этом в первой части статьи (см. «Потребитель. Фото&Техника» № 8 за 2012 год). Однако из-за ограничения по объему журнальной статьи я не написал тогда о том, что правило третей редко работает в отрыве от других композиционных инструментов.
Текст и фото: Георгий РОЗОВ.
Фото 1. «Скучающий паж» из серии «Свадьба — это маленькая жизнь»
Зевающий паж в левой нижней точке правила третей привлекает к себе внимание зрителей, несмотря на центральное положение жениха и невесты. Даже то, что они большие, а мальчик маленький, даже светлое платье невесты не может этому помешать.
Камера: Nikon D2Х
Объектив: AF-S Nikkor 17–55/2,8 D G ED IF DX
Чувствительность: 400 ISO
Выдержка: 1/25 с
Диафрагма: f/4
Фокусное расстояние: 28 мм пленочного стандарта
Расположение главного в четырех точках правила третей
На практике фотограф постоянно смешивает в одной композиции два, три и даже больше способов выделения главного в кадре. Подбирая картинку для иллюстрации этой мысли, я наткнулся на свадебный сюжет, в котором весьма забавно сложилось взаимодействие основных героев. Молодожены на переднем плане, рядом с осью симметрии снимка, руки с кольцами — в центре кадра.
Казалось бы, сделано все, чтобы самый ответственный момент церемонии бракосочетания не затерялся в пестрых пятнах фона. Он и не потерялся, но глаз непременно отыщет расположенную в зоне пересечения третей зевающего пажа… Причем мне кажется важным подчеркнуть, что само по себе правило третей не сработало бы с такой неотвратимостью, если бы не конфликтность ситуации.
Важность момента и одушевленность молодоженов очень сильно противоречат выражению лица ребенка. Именно этот конфликт заставлял улыбнуться всех, кто рассматривал при мне этот снимок. В данном снимке удалось не просто механически выстроить картинку, распределив пятна по плоскости снимка, а выловить из потока мгновений жизни момент гармоничного сочетания конфликтов формы и содержания, способный побудить зрителя эмоционально реагировать на увиденное (фото 1).
Выделение главного светом
В черно-белой фотографии фотограф манипулирует различными по яркости неокрашенными пикселями и лишен возможности пользоваться таким мощным инструментом, как цвет. Впрочем, ограничение инструментария не может помешать добиться желаемого. Для выделения главного в кадре достаточно подчас какую-то часть кадра высветлить или притемнить. Фотография после этого будет восприниматься зрителем так, как задумал автор. Глаз, реагируя на контрасты, безошибочно отыщет «наживку» — именно потому, что она отличается по яркости от окружающего фона.
Светлое на темном — очень сильный композиционный прием. Если суть фотографического высказывания выглядит на фотографии как яркое светлое пятно на темном фоне, то независимо от сути смыслов, которые автор собрался донести до зрителя, главный объект снимка не придется искать с лупой, и потому послание будет мгновенно прочитано (фото 2).
Глубокие контрасты для выделения главного совсем не обязательны. Глаз очень чувствителен к яркости пятен на плоскости снимка. Он способен отличить светлое пятно, даже если фон всего на три-четыре процента темнее. Это постоянно используется в портретной съемке. Модель размещают на фоне, который по яркости заведомо темнее. Остается только проследить за тем, чтобы яркости внутри контуров самого объекта тоже соответствовали задаче выделения главного (фото 3).
Темное на светлом — как ныне принято говорить, инвертированный способ выделять главное, как светлое на темном. То же, но наоборот. Не могу сказать, какой из двух приемов мне ближе, потому что пользуюсь ими не задумываясь. Жизнь сама подбрасывает сюжеты с готовыми решениями (фото 4 и 5).
Фото 2. «Рефлекс».
Темная тональность портрета подразумевает наличие в снимке большой площади, заполненной темными пикселями, на фоне которых светлые горят особенно ярко. Однако выделение главного основано не только на этом контрасте. Бликующее стекло очков и левый глаз неспроста оказались в зоне третей, а голова и шея героя вытянуты вдоль нисходящей диагонали.
Камера: Nikon D2x
Объектив: AF Nikkor 85/1,8 D
Чувствительность: 100 ISO
Выдержка: 1/200 с
Диафрагма: f/4
Фото 3. Арифметика.
Мальчика я снимал вовсе не в студии. Тряпочный фон на пружине из дома прихватил, чтобы вырвать ребенка из хаотичной обстановки жилой квартиры, где куда бы я ни направил объектив, в него попадали агрессивные отвлекающие глаз зеркала, стулья, рамки картин. Темный фон решает проблему выделения фигурки. Однако этого оказалось недостаточно. Свет окна почти идеален для этого сюжета: в меру контрастный, в меру мягкий. Оставалось только заманить ребенка именно в это место, предложить посчитать яблоки, а потом расставить акценты, побороть однородность светового потока. В процессе постобработки я придавил яркость кожи на животе мальчика и высветлил кожу на лбу и правой щеке. Теперь глаз зрителя непременно почувствует взаимосвязь наиболее ярких пятен — на лице и яблоках.
Камера: Nikon D4
Объектив:
Nikkor 35/1,4 D G ED IF
Чувствительность: 800 ISO
Выдержка: 1/800 с
Диафрагма f/2
Фото 4. Автопортрет.
Здание на Кутузовском проспекте. На первом этаже — вход на пешеходный мост «Багратион». Раннее солнце оставляет длинные, жестко очерченные тени. Я искал точку съемки, когда заметил свое отражение в наклоненных зеркальных витринах второго этажа. На фоне зеркаливших плиток мой силуэт смотрелся, как иллюстрация к словам известной песенки Вилли Токарева: «небоскребы-небоскребы, а я маленький такой». Выделение главного в этом кадре подсказано солнцем. Нужно было только не пройти мимо и построить кадр, учитывая правила симметрии, используя перспективные сходы и правило третей. И снова композиционные приемы в чистом виде использовать не удалось. Впрочем, я и не пытался.
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S Nikkor 14–24/2,8 G ED IF N
Чувствительность: 200 ISO
Выдержка: 1/640 с
Диафрагма: f/2,8
Экспокоррекция: –0,67 EV
Фокусное расстояние: 24 мм пленочного стандарта
Фото 5. Остановка.
Тестируя новенькую камеру с превосходным объективом, я испытывал ее на самых сложных, с технической точки зрения, сюжетах. В данном случае контровое освещение могло бы вызвать появление паразитных засветок, хроматических аберраций, провалов в светах или тенях, потерю цвета на остатках сорванного объявления в верхней части кадра. Но камера отлично справилась с трудностями. Грязное стекло превратилось в изумительный по красоте светлый фон, словно покрытый изморозью. Люди за стеклом — в артистов театра теней. Красные буковки на рекламной листовке не потеряли яркости и насыщенности цвета. О выделении главного снова позаботилось солнце.
Камера: Sony RX1
Объектив: встроенный Carl Zeiss 35/2
Чувствительность: 125 ISO
Выдержка: 1/2000 с
Диафрагма: f/2,8
Фокусное расстояние: 35 мм
Фото 6. «Рассвет» из серии «Наводнение в Венеции».
Как только я подошел к берегу, мне почудилось, что носовая дугообразная часть сухогруза улыбается. Чтобы предъявить миру эту красногубую улыбку, мне не пришлось мудрить и что-то предпринимать — она сама себя выделила. Все остальное: и зеленая вода, и синие гондолы, и серое небо — тоже сложилось удачно.
Камера: Nikon D3
Объектив: Nikkor 18/2,8
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/125 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –0,67 EV
Фото 7. «Медовый месяц в Шереметьево» из серии «Свадьба — это маленькая жизнь».
Странная съемка странной свадьбы. Молодые, выпив шампанского с друзьями и родителями после церемонии в ЗАГСе, рванули в Шереметьево. Там ребята переоделись и улетели в свадебное путешествие.
Я немножко поснимал их в аэропорту, пока ждали регистрации. Условия для съемки были сложными: свет в зале ровный, рассеянный, по спектру зеленый от люминесцентных ламп. Я вынужден был воспользоваться помощью ассистента, который подсветил молодых фонарем с галогеновой лампой. Контраст цветовых температур — теплой галогенки и холодных источников — позволил получить теплый цветовой и в то же время яркостный акцент в середине кадра. Выделение главного и в этом случае не обходится без применения сразу трех инструментов.
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S Nikkor 24–70/2,8 D G ED IF
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/30 с
Диафрагма: f/2,8
Фокусное расстояние: 26 мм
Выделение главного цветом
Выделение главного цветом — сильный прием. Часто фотография изначально строится на гармоничном сочетании цветных пятен. Иногда это делается в процессе постобработки. Пользоваться цветом нужно аккуратно: легко переступить тонкую грань естественности, которая так притягательна для многих людей. Очень яркие, кислотные сочетания цветов могут нравиться молодым зрителям, но люди среднего возраста и пожилые плохо воспринимают чрезмерно насыщенные оттенки, особенно красные. Они настолько активны, что даже небольшие красные пятна могут перевесить важные для восприятия кадра объекты, окрашенные нейтрально (фото 6).
Особенно сложно компоновать многонаселенные кадры, в том числе жанровые и репортажные. Во время съемки необходимо оценить имеющееся на месте освещение, выстроить композицию и поймать нужный момент. В процессе постобработки работу над снимком можно завершить с помощью RAW-конвертеров и компьютерных графических редакторов, подчеркнуть главное в кадре, изменив яркость или контрастность всей картинки или ее частей (фото 7).
Слом ритма
Ритмы окружают нас повсюду: ночь — день — ночь, окно — стена — окно, фонарный столб — небо — столб, полосочки нотного стана на чистом листе, чередование ударов барабана, ступеньки лестницы в подъезде — все это привычная норма. Правда, только до тех пор, пока что-то не сломается в метрономе. Поезд в метро опоздал — нервный шок для многих, кто спешит по важным делам, соло ударника — май души, пауза в монологе — подчеркивает то, что будет сказано вслед за нею.
Слом ритма — старый, хорошо отработанный и очень сильный композиционный прием. Строй солдатских спин и маленькая девочка с шариком на ниточке, строй колонн, подчеркнутых глубокими тенями, и целующаяся парочка. Примеров использования слома ритма, для привлечения внимания к объекту, который этот ритм нарушил, несть числа. Но от этого сам по себе прием не стал ни хуже, ни лучше. Только конкретное его использование делает фотографию удачной или не очень.
Конфликт форм
Иногда фотографии строятся на столкновении геометрических форм: треугольного с прямоугольным, круглого и некруглого, прямой линии и многоугольника, вертикали и горизонтали. В этом случае, как и всегда, фотографии становятся интереснее, когда в построении композиций можно обнаружить цветовые контрасты, выделения светом, ритмические сломы и другие способы выделения главного в кадре
(фото 10, 11 и 12).
Фото 8. «Движение в разных направлениях» из серии «Свадьба — это маленькая жизнь».
Пешеходный мост «Багратион» в районе Москва-Сити — одно из любимых мест для свадебных прогулок москвичей. В непогоду сюда съезжаются молодые, чтобы сфотографироваться на память под крышей и в окружении современной архитектурной среды.
Я построил кадр на контрасте ярко освещенного фона и затененного переднего плана, на фоне которого парочка почти превратилась в силуэты. В глубине кадра намного больше света, чем на переднем плане, но вторая парочка также не остается незамеченной. Ритмические ряды дугообразных оконных проемов, наклоненных колонн, линий перспективных сходов сломаны фигурами молодоженов. Зритель непременно заметит связь, на мгновение возникшую между незнакомыми прежде людьми. Тут, как и во всех других иллюстрациях к этой статье, не обошлось без слияния в композиционный коктейль нескольких приемов.
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S Nikkor 24–70/2,8 G ED IF N
Чувствительность: 1000 ISO
Выдержка: 1/1600 с
Диафрагма: f/3,5
Фокусное расстояние: 35 м
Фото 9. Вечер.
Взлетающий голубь нарушил ритм светотеневого рисунка в кадре.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF Nikkor 80–400/4,5–5,6 ED IF VR
Чувствительность: 800 ISO
Выдержка: 1/5000 с
Диафрагма: f/5,3
Фокусное расстояние: 220 мм
Фото 10. Жизнь.
В этом кадре синий треугольник оконного проема сталкивается с зеленым светящимся цветком.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S Nikkor 16–35/4 G ED IF ASP VR DX
Чувствительность: 3200 ISO
Выдержка: 1/100 с
Диафрагма: f/4
Фокусное расстояние: 32 мм
Экспокоррекция: –1,33 EV
Фото 11. Монумент первому спутнику.
Вертикаль монумента соединяет небо и землю, перечеркивает горизонтальную линию домов. Чтобы сделать этот кадр, мне пришлось прокатиться на колесе обозрения.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S Nikkor 70–200/2,8 G ED IF VR
Чувствительность: 1000 ISO
Выдержка: 1/1250 с
Диафрагма: f/5
Фокусное расстояние: 116 мм
Экспокоррекция: +0,67 EV
Фото 12. Павильон «Космос» на ВВЦ.
А в этой композиции верхушка купола расположена точно в центре кадра. Но сама сфера смещена в зону третей нижней части снимка. В верхней части куполу противопоставлена почти правильная трапеция, а нижнюю часть фотографии заполняют три треугольника и две дуги. Синие пятна соседствуют с серебристыми и белыми.
Камера: Nikon D4
Объектив: Fisheye Nikkor 16/2,8
Чувствительность: 200 ISO
Выдержка: 1/80 с
Диафрагма: f/4
Фокусное расстояние: 16 мм
Экспокоррекция: +1,67 EV
Отзывы и комментарии