Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…
Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя становится сумрачно и грустно, одним из действенных способов поднятия настроения может стать занятие сканографией. Это относительно новое направление фотоискусства, в основе которого лежит создание светописных изображений, сделанных без участия фотоаппарата. Точнее, в роли фотоаппарата выступает любой планшетный сканер. Этот простой (с точки зрения его использования) электронный прибор отлично подходит для досуга и творческого самовыражения. Во всяком случае, мне лично он не только помог найти свое направление в творчестве, но и стал хорошим методическим и техническим подспорьем в педагогической работе.
Текст и фото: Светлана Пожарская, сайт www.pojarik.fishup.ru
Тюльпаны желтые
Случилось это восемь лет назад, когда меня пригласили преподавать фотографию в школу журналистики газеты «Известия». Мой курс «Основы композиции» начинался глубокой осенью; съемочный день в это время года уже короткий, да и занятость на работе или учебе в институте не позволяли ребятам уделять много времени на съемку и выполнение домашних заданий. Тогда-то и пришла идея использовать сканографию как начальный этап овладения азами фотокомпозиции, тем паче что сканеры были почти у всех студентов.
Вначале, как «играющий тренер», попробовала сделать сканограмму сама. Увлеклась — и с тех пор сканер стал основным инструментом исполнения моих творческих желаний и замыслов. Первыми объектами сканирования стали цветы, продукты питания и разные предметы, которые повседневно окружают нас в доме, а первыми моделями для скан-портретов стала я сама и мои домочадцы.
Поскольку специальных программ и технологий по созданию сканограмм нет, приходилось до всего доходить самостоятельно — методом «тыка», проб и ошибок. Правда, некоторый опыт создания композиций на листе бумаги у меня уже был, так как еще в начале своего фотографического пути я делала фотограммы — изображения, которые также создаются без применения камеры, фотохимическим способом. Технология такая: предметы в темноте, точнее, при свете красной лампочки, выкладываются на лист фотобумаги, засвечиваются направленным светом или лампой фотоувеличителя, а затем обрабатываются в проявителе и фиксаже, как обычные фотоотпечатки.
Прищепки бельевые
Наиболее значительные работы этого направления вошли в мировые фотоантологии и связаны с именами классиков фотографии ХХ века: Ман Рея (Man Ray) и Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy). Можно сказать, что фотограмма стала предтечей сканографии. Технология создания сканограммы также достаточно проста: предметы располагаются непосредственно на стекле сканера, сканируются и потом обрабатываются в любом графическом редакторе (я использую программу Adobe Photoshop CS3).
Основное время при сканировании уходит на создание композиций и выкладывание объектов на плоскости стекла размером А4 (20×30 см). Здесь сантиметры, а порой и миллиметры подвижки предмета решают многое. К примеру, в сканограмме «Желтые тюльпаны» фотоэскизов, т. е. быстрых прогонов предварительного сканирования, было не меньше двадцати (илл. 1). Черный фон в работах получается потому, что крышка сканера поднята и во время сканирования не закрывается, а верхний свет в комнате выключен (илл. 3–5). Поскольку занятия сканографией у меня идут в основном вечером и даже ночью (по биоритму я — «сова»), темную ткань для создания эффекта черноты можно не использовать. В другом примере (илл. 2) после того, как окончательно утвердилось расположение бельевых прищепок, сверху они были накрыты синим махровым полотенцем.
Макароны-ракушки
Важно отметить, что глубина резкости у сканеров бюджетного сегмента маленькая (всего 1,5–2 см), поскольку изначально они разрабатывались для получения копий с плоских бумажных оригиналов. Но в отличие от фотокамер, где объектив максимальную резкость выдает в центре, а дальше ее значение падает, в сканограммах потрясающая резкость по всему полю изображения. Оптическое разрешение даже недорогого планшетного сканера может превышать 5000 пикселей на дюйм (200 пикселей на мм).
Если изначально сканировать объект при разрешении 400–600 dpi, а потом перевести в печатный формат (300 dpi), в итоге мы можем получить изображение размером от 50×70 до 60×80 см. Впрочем, сейчас существуют компьютерные программы и плагины, которые позволяют делать увеличение без потерь качества даже до нескольких метров.
Единственное, что останавливает, так это огромный объем файла, с которым домашние компьютеры могут просто не справиться. А еще у сканограмм удивительная иллюзия объема. Это оттого, что световой поток сканирующей лампы по мере удаления объекта от поверхности стекла быстро уменьшается (илл. 3). Окончательную композиционную, цветовую или светотональную (если сюжет черно-белый) коррекцию я делаю уже при постобработке.
Рыбка керамическая
Каштан
А теперь несколько «невредных советов» тем, кто захочет заняться сканографией. Главное, конечно же, ваша фантазия и выдумка, художественный вкус и композиционное чутье. Но нельзя не учитывать и технические аспекты в процессе работы над созданием сканограмм. Один из них — борьба с пылью. Не забывайте, что пылинки, не стертые со стекла при сканировании, потом, при увеличении файла до выставочного формата, могут вырасти в разы, и тогда на техническую ретушь может уйти до нескольких часов. А потому смахнуть пыль со стекла мягкой тряпкой перед работой будет не лишним.
Второе. Если сканируете острые или тяжелые предметы (илл. 4), то, чтобы не поцарапать стекло, положите поверх основного дополнительное стекло толщиной не более 2–4 мм (чтобы резкость сильно не упала). Правда, резкость все равно уменьшится, но ее можно будет потом поднять с помощью фильтра, например — фотошоповских Sharpen More или Unsharp Mask. О том, как это лучше и корректней сделать, сможете прочитать в любом справочнике по цифровой обработке изображений.
Третье. Иногда бывает интересней сканировать не весь предмет, а только часть его или фрагмент. Маленькие объекты в большом увеличении начинают смотреться совсем по-другому, чем в стандартном, т. е. в привычном восприятии (илл. 5). Каштан размером два метра на три смотрится на стене удивительным созданием и природы, и цифровых технологий.
Четвертое. Экспериментируйте с дополнительным освещением: это могут быть настольные лампы, фонарики, свет солнечного блика из окна или от зеркала, а также другие источники, с помощью которых можно подсветить контровым либо боковым светом стеклянные объекты и прозрачные ткани.
Пикассо и автопортрет. Из проекта «Диалоги с художниками»
Ван Гог и Михаил Т. Из проекта «Диалоги с художниками»
Натюрморт — не единственный жанр сканографии. Портреты, сделанные с помощью сканера, — еще одно увлекательное направление моего творчества. Первые автопортреты создавались трудновато: голову приходилось класть на стекло, как на плаху, и удерживать неподвижно все время сканирования — 1,5 минуты. Неподвижно, потому что в цифровой фотографии, в отличие от аналоговой, смазка получается линейно-штриховой, т. е. не очень красивой, а часть изображения и вовсе исчезает.
После одиночных скан-портретов я перешла к проектам. Среди них — «Диалоги с художниками» и «Оммажи (подражания)», которые позволили погрузиться в стилистику любимых художников — Ван Гога, Пикассо, Рене Магритта и др. Первый автопортрет-шарж сделала в стиле Пикассо (илл. 6). При его создании я использовала репродукцию картины художника, свой скан-автопортрет, который в «Фотошопе» клонировала в слоях, а потом один из них художественно деформировала с помощью фильтра Lens Correction.
Прорыв в портретном сканировании случился после того, как на одном из фотофорумов компания EPSON заинтересовалась моими сканограммами и стала моим спонсором, подарив легкий (без слайд-модуля) сканер, который можно было ставить вертикально. Тогда-то процесс нахождения моделей для портретирования пошел быстрее: друзья, коллеги и ученики стали основными героями моих портретных проектов «Преображение» и «Идентификация» (илл. 7–10).
Эль Греко и Георгий Колосов. Из проекта «Преображение»
Александр К. и клоунская маска. Из проекта «Идентификация»
Целью проекта «Преображение» стало исследование границ взаимодействия живописи и фотографии, изобразительная перекличка образов, созданных художниками прошедших веков, с фотографическими портретами моих современников, выполненных в технике сканографии. Это попытка нахождения эмоциональных и психологических связей, а также создание новых образных аналогий во временнóм сопоставлении.
А проект «Идентификация» — это портреты моих современников. Длительная выдержка позволила сосредоточить внимание на их внутреннем состоянии, подобно тому, как это происходило на заре открытия фотографии. А еще это художественное проецирование знакомых и привычных лиц в новые смысловые, эмоциональные и художественные контексты.
Сканографирование портретов позволило выявить еще одну технологическую особенность сканера: по мере удаления лица портретируемого от поверхности стекла изображение деформируется в длину или в ширину, в зависимости от положения головы модели относительно сканера (вертикальное удлиняет, а горизонтальное сплющивает). С одной стороны, это можно посчитать техническим недостатком сканера, а с другой — художественной особенностью и стилевым шармом.
Так случилось с работой в стиле Эль Греко (илл. 8). Вытянутые лица в портретах художника — это характерная стилевая особенность изобразительного почерка мастера. Мой портрет-скан Георгия Колосова получился тоже несколько вытянутым, что изобразительно перекликается с ликом апостола Петра в картине Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» (1587–1592 гг.).
Глаза людей в моих скан-портретах чаще всего закрыты. Связано это с тем, что не все люди могут не моргать 1,5–2 минуты, пока идет сканирование. Это не вредно с медицинской точки зрения, просто кому-то не очень комфортно. Кроме того, когда человек закрывает глаза, он больше сосредотачивается на своем внутреннем мире — и это отражается на его лице: оно становится более одухотворенным и отрешенным от повседневности, более «личностным».
Чтобы добиться определенного психологического состояния сканируемого человека, порой я включаю музыку, рассказываю анекдот или прошу подумать о каких-то определенных эпизодах из его жизни. Одним из сложных моментов было зафиксировать поцелуй моих студентов — молодых супругов Юли и Олега, которые целовались в маленьком пространстве формата сканера (илл. 10). Наверное, моделям художника Рене Магритта в его картине «Влюбленные» было куда легче выдержать это испытание, ведь их лица закрыты тканью…
Надеюсь, я заинтересовала этой статьей читателей журнала, а кто-то, возможно, сам попробует сделать сканограмму, и это станет его любимым и серьезным увлечением. Желаю сканографам-неофитам терпения, не бояться экспериментировать, творчески нарушать правила композиции, поскольку именно за рамками правил начинаются авторское видение и самое интересное для зрителя.
Рене Магритт, Юля и Олег. Из проекта «Диалоги с художниками»
Отзывы и комментарии