Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2
Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного?
Текст: Александр КИЦЕНКО
Михаил Трахтенберг, Две Осени, (г. Сатка, Челябинская обл., Россия)
Canon EOS 300D, 135 мм, f/6,3, 1/250 c, ISO 100.
Что может быть прекраснее, чем золотая осень, смотрящаяся в зеркало воды? Лодка с рыбаком гармонично дополняет сюжет снимка, делая его ближе и понятнее для человеческого восприятия.
Передача объема на плоскости
А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф.
Требуется немало времени, чтобы научиться представлять себе мир таким, каким он попадает в видоискатель фотоаппарата. Часто бывает так, что глаза видят, душа поет, сердце вырывается из груди — вот он КАДР, но, когда начинаешь смотреть «сквозь» объектив, руки опускаются, душа переходит на посвистывание, а глаза начинают искать другой ракурс.
Причина этого проста: мы видим мир трехмерным, ощущаем его объем, чувствуем его кожей, легкими, ушами. А фотография ограничена плоскостью с двумя измерениями, где физически невозможно создание трехмерного осязаемого пространства, т. е. объема.
К тому же наши глаза обладают уникальным свойством охватывать большие пространства путем очень быстрой фокусировки при переводе взгляда и непрерывному анализу полученной информации.
На снимке же все выглядит по-иному: мы теряем третье измерение (я намеренно упускаю из виду новомодные 3D-технологии, поскольку их применение пока ограниченно, а возможности до конца не выяснены), и предметы становятся плоскими. Но фотограф может визуально подчеркнуть их объемность, используя при этом следующие приемы:
1) разделение изображения на планы (передний, средний, дальний);
2) использование освещения в кадре: боковой или контровой свет, разная освещенность планов, светотеневой рисунок (к примеру, свет, падающий на землю сквозь листья деревьев);
3) использование перспективы:
- линейной — достигается включением в кадр линий, которые сходятся на дальнем плане (к примеру, на горизонте);
- тональной (воздушной) — уменьшение контрастности объектов по мере их удаления от точки съемки, наиболее полно выражается при съемке в туманную погоду, когда объекты, расположенные на удалении, начинают терять свои формы, контраст и обычно выглядят светлее, чем объекты, расположенные на переднем плане;
- масштабной — достигается разноудаленностью одинаковых объектов (чем дальше находится объект, тем меньше его изображение);
4) применение малой глубины резкости в кадре;
5) использование цветовых контрастов и переходов (яркие цветы в траве, золотая листва на фоне неба, частично освещенные солнцем холмы, деревья);
6) сюжетно важные объекты, как правило, должны иметь максимально возможные резкость и микроконтраст.
Поиск сюжета
Что же может быть сюжетом для пейзажного снимка? Наверное, это самый трудный и риторический вопрос, однозначных ответов на который просто не существует.
Для поиска сюжета попробуем настроиться на волну творчества, затронуть потаенные струнки наших урбанистических душ, заглянуть в детство, постучаться в двери художественных музеев, полистать старые фотожурналы — мне кажется, что именно там может находиться ключик от заветного ларчика…
Пейзажи можно снимать практически везде: как путешествуя по всему миру, так и просто выйдя за порог своего дома. И, как ни странно, художественная ценность снимка, сделанного, к примеру, в самых труднодоступных и диких местах мира, может быть такой же, как и сделанного совсем рядом — к примеру, у околицы деревни или в городском парке.
Определяющим фактором для создания удачной пейзажной фотографии является не уникальность местности, в которой сделан тот или иной снимок, а именно ее внутреннее содержание, т. е. сюжет.
Будь то березка за окном или бархан в пустыне — фотография должна не только содержать некую информацию о запечатленном объекте, но и самое главное — передавать настроение, чувства, нести потаенный смысл. Другими словами — быть одновременно лирикой, поэзией и музыкой пейзажа.
При стечении определенных обстоятельств сюжетом для пейзажного фотографа могут оказаться самые различные объекты и виды. Это могут быть и листик в воде, кружащий среди отражений деревьев и облаков; и предгрозовая степь с нависшими свинцовыми тучами и седой травой; и деревянный заснеженный домик со светящимися окошками в новогоднюю ночь; и швейцарские Альпы с коровами на лужайках; и туман на заливном лугу; и тропинка в лесу; и дуб с раскинувшимися ветвями; и волна, разбивающаяся о прибрежные камни, — перечислять можно до бесконечности.
Но снять один и тот же сюжет можно совершенно по-разному. Возьмем самый простой пример: как можно сфотографировать дерево? Предположим, что это раскидистый могучий дуб, эдакий его величество король леса. Вариантов для съемки может быть великое множество:
- использовать различные ракурсы (снять широкоугольным объективом, находясь вблизи от дерева, для подчеркивания перспективы и масштаба королевской особы или, наоборот, вежливо держа дистанцию, использовать телеобъектив, «сжав» пространство для более наглядной демонстрации геометрии ветвей);
- дождаться необходимого освещения (низкого бокового света для глубокой прорисовки объема; контрового света для создания сияющего эффекта; заката или восхода для придания мягких теплых оттенков либо снять древо в пасмурный день для подчеркивания печальных сторон преклонного возраста);
- по возможности выбрать интересную погоду (представьте себе дуб в клубах тумана с пробивающимися сквозь листья лучами или блестящие капли дождя на листьях в послегрозовом солнце);
- посетить это место в разные времена года (даже трудно представить, насколько разными могут оказаться полученные результаты: зимой — облепленные снегом ветви; осенью — золотые листья, посеребренные инеем; весной — покров из нежного пушка; летом — изобилие всевозможных оттенков зеленого цвета);
- пробовать снимать с различных сторон для поиска наиболее оптимальной, на ваш взгляд, композиции и подходящего фона и т. д.
А если еще учесть, что одинаково снимающих фотографов не бывает, — представьте, сколько потрясающих «портретов» дерева можно при этом сделать!
В то же время, снимая наобум, не задумываясь над конечным результатом и не ставя перед собой задачи донести своим снимком некую идею-мысль до зрителя, можно сделать множество «пустышек», даже находясь в самых красивых уголках планеты.
Как научиться видеть сюжет? Вопрос не менее сложный, чем предыдущий. Если вид прекрасного состояния природы не вызывает у вас щемящего сердце чувства, то научиться видению очень сложно (да и нужно ли вообще?).
Если же красота природы затрагивает в вашей душе невидимые струнки, совет такой: как можно больше и чаще смотреть на работы признанных мастеров пейзажного жанра, одновременно пытаясь анализировать, почему понравилась та или иная фотография, и пытаться проводить параллели с окружающим вас миром.
Могу предложить как можно чаще тренироваться «вхолостую», при любом удобном случае мысленно представляя себе увиденный пейзаж в качестве уже сделанной фотографии или, к примеру, постоянно носить с собой легкую небольшую мыльницу, если воображение отказывается искажать увиденную глазом реальность.
Самое страшное в том, что чем больше нас закручивает современная жизнь, тем все дальше мы отдаляемся от способности замечать то прекрасное, которое находится совсем рядом с нами. А сказочные пейзажи, оказывается, живут исключительно в телевизоре (Интернете) где-то между каналами Discovery и National Geographic.
Пейзажи с нашей планеты
Александр Киценко. По Толкиену: шагающий Энт, (Харьковская обл., Украина)
Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 35 мм, f/10, 1/320 с, ISO 100.
Самое обычное место в тумане становится неузнаваемым и загадочным, напоминая сказку. Выбранный ракурс и причудливая форма деревьев «заставили» их ожить и отправиться вместе с автором на туманную прогулку.
Александр Киценко, Сон дубовой долины (Харьковская обл., Украина)
Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 17 мм, f/11, 1/640 с, ISO 100.
Панорама из восьми вертикальных кадров. Раннее утро, уходящий туман и склоны долины, поросшие дубами, позволили хоть на некоторое время забыть о близости цивилизации и человеческих проблемах. Применение панорамной съемки помогло охватить весь открывающийся вид, разноудаленность деревьев и их тени придают снимку объемность. Белые следы — соцветия, уводящие к солнцу, — подчеркивают перспективу в кадре.
Михаил Вершинин, Рассвет моего города, (г. Красноярск, Россия)
Canon EOS 1Ds Mark II, 24 мм, f/10, 1/15 c, ISO 200.
В туманное утро даже городской мост может стать романтиком… Упорядоченная геометрия элементов моста на фоне тумана великолепно передает как линейную, так и тональную перспективу.
Михаил Вершинин. Утро нового дня, (Красноярские Столбы, Россия)
Canon EOS 1Ds Mark II, 330 мм, f/11, 1/200 c, ISO 200,
панорама из шести горизонтальных кадров.
Невероятная утренняя феерия солнца и тумана, иначе и не скажешь. Ритм лучей и верхушек деревьев заставляют бегать по ним взглядом, как пальцами по струнам, снова и снова…
В следующей публикации поговорим о том, какая фототехника необходима для пейзажной съемки
Отзывы и комментарии