Мобильная фотография

Уже сегодня количество снимков с сотовых телефонов, загружаемых на популярный фотосервис Flickr, превышает количество фотографий со всех типов фотокамер вместе взятых. В этой статье рассказывается о том, как снимать на мобильный телефон и почему это крайне интересно и увлекательно.

Текст и фото: Антон Уницын.

Скриншот

 

Член Союза фотохдожников России, автор 4 персональных и более 10 коллективных выставок в Новосибирске и по всей России. Победитель

Антон Уницын

региональных и всероссийских фотоконкурсов. В 2009, 2011 и 2012 годах входил в число ста лучших молодых фотографов России. Будучи фрилансером, публиковался в таких изданиях, как «Русский репортер», «Эксперт», «Большой Город», «Неизвестная Сибирь».

С чего начать?

Вся прелесть мобильного телефона заключается в том, что большинство читателей уже смогут найти его у себя в кармане. Отлично подойдет смартфон под управлением Android или iOS, поскольку именно для этих платформ создано наибольшее количество специализированных приложений. Лучшим выбором станут iPhone 4/4 S, Samsung Galaxy SII/SIII, Sony Ericsson Xperia arc S, HTC Sensation XE.

Существует большое количество приложений, созданных как для съемки, так и для редактирования полученных фотографий непосредственно на мобильном устройстве. В этой статье мы будем говорить о Instagram, объединяющем в себе все вышеупомянутые возможности и по сути являющемся социальной сетью на тему мобильной фотографии. Снимать, обрабатывать снимки, делиться ими — все это может Instagram.

Вид основных диалоговых окон Instagram (скриншоты сделаны в iOS). Слева направо: общая лента, где появляются в хронологическом порядке новые фотографии от вас и ваших друзей; экран редактирования фотографий, где вы можете кадрировать, наложить один из цветовых фильтров, выбрать рамку, изменить яркость и контраст, добавить эффект tilt-shift; лента новостей, где появляются оповещения об активности других пользователей по отношению к вашим фотографиям; и, наконец, страница вашего профиля.

Вот вы и готовы снимать! Нам нужны лишь телефон и одно установленное приложение. Мобильная фотография как нельзя лучше подходит для визуализации тезиса о том, что снимает не камера, а фотограф. Это самая демократичная фотография, здесь все изначально оказываются в абсолютно равных технических условиях. Нет зумов, фиксов, кропнутых, полноформатных камер — все находятся примерно на одной позиции. В такой ситуации, когда невозможно выделиться технически, на первый план выходят различия в видении мира разными авторами, художественный уровень их подхода к фотографии.

 

Как снимать на телефон

Используя зеркальную камеру, мы скованы большим количеством «нельзя» и «надо», обусловленных требованиями технического качества. Поскольку говорить о качестве, особенно в сравнении с картинкой зеркальных камер, при съемке мобильным телефоном нам не приходится, в данном случае их можно смело игнорировать и руководствоваться прежде всего художественными соображениями. Не думайте о технической стороне снимка: она в любом случае не сможет стать его сильной стороной! Экспериментируйте с линиями и формами, светом и цветом, людьми и их выразительностью. Работайте прежде всего над содержанием кадра. Чтобы понять, что на камеру смартфона можно снимать ничуть не хуже, чем на камеру зеркальную, давайте вспомним четыре фотографические задачи, которые сформулировал А. И. Лапин в своей книге «Фотография как…». Первая — создать технически грамотное изображение, передать реальность такой, какой мы ее видим глазом; вторая — оставить в рамках кадра только те предметы, которые нужны нам для осуществления творческого замысла, убрать за рамки кадра все лишнее; третья — выделить главные из этих объектов определенными техническими приемами; четвертая — соединить объекты таким способом, чтобы они составляли композицию, чтобы между ними были смысловые связи, чтобы вместе они значили больше, чем по отдельности. Хорошо видно, что технический аспект фигурирует в первой и третьей задачах. С первой мобильная фотография справляется, хоть и не так хорошо, как в случае с использованием зеркальной фототехники. Третья же состоит из применения ряда приемов — таких, как линейный акцент, цветовой акцент, световой акцент, участок максимального контраста, выделение глубиной резкости и т. д. Из приведенных примеров только выделение глубиной резкости не может быть реализовано в мобильной фотографии — в силу технических особенностей оптики, используемой в камерах смартфонов. Все же остальное находится в вашем распоряжении.

 

Где лучше искать кадр

Теперь, когда камера всегда с вами, можно использовать возможности, которые постоянно предоставляет нам случай. Съемка разворачивается стихийно, спонтанно, там, где нас застает интересный сюжет. Кроме того, с использованием мобильных устройств расширяется поле применения фотографии. Те места, где раньше было либо трудно, либо вообще невозможно появиться с фотоаппаратом, теперь становятся доступными для съемки. Это связано с еще одним великолепным качеством мобильной фотографии — скрытностью.

Использование телефона разрешено везде или почти везде, чего не скажешь о фотоаппаратах. Порой плохая осведомленность представителей силовых структур о действующих нормах права, касающихся возможности фотосъемки на тех или иных объектах, делает ее невозможной даже в тех местах, где она, казалось бы, разрешена. Для стороннего наблюдателя грань между использованием смартфона как средства связи и как фотокамеры очень тонка, и в большинстве случаев вовсе отсутствует, что позволяет снимать везде, не привлекая лишнего внимания. Еще один плюс — в жанровой съемке. Реакция людей на камеру, как правило, отсутствует, так как в большинстве случаев они не подозревают, что их снимают.

 

Чем зеркалка хуже камеры мобильного телефона

Чем она лучше, я думаю, всем понятно. Но, несмотря на всю кажущуюся абсурдность такой постановки вопроса, камере мобильного телефона все таки есть чем гордиться. В первую очередь это размер и вес. Телефон умещается в кармане, для его переноски не требуется отдельный кофр. Общая масса моего съемочного фотографического оборудования составляет около 13 кг. Если максимально сократить его до камеры и объектива, то это будет около 1,3 кг. Масса же моего смартфона не превышает 130 г. Фотографировать на телефон в 10 раз легче — в прямом смысле этого слова! Тот факт, что камера смартфона совмещена с телефоном в одном устройстве, с одной стороны, накладывает серьезные ограничения на ее технические характеристики, а с другой — дает преимущество, потому что телефон находится с нами постоянно, именно как средство связи. И это еще два плюса — мобильность и оперативность. Камера теперь всегда рядом, и вы готовы моментально отреагировать на любую ситуацию. Кроме того, благодаря доступу в Интернет вы можете рассказывать в фотографиях о событиях, очевидцем которых стали, «в прямом эфире».

 

Вместо заключения

Мобильная фотография — это отличная разминка для ума, тренировка наблюдательности, умения видеть кадр. Нахождение в технически ограниченных рамках несовершенного фотографического устройства заставляет совершенствоваться нас самих.

 

Мобильная фотография сегодня — это общемировой тренд, активно развивающийся на наших глазах. В первую очередь в этом «виноват» технический прогресс. Еще несколько лет назад сложно было представить фотокамеру приемлемого качества и разрешения в компактном корпусе телефона. Правда, несмотря на то, что в последние годы появились довольно приличные модели, сегодня камера мобильного телефона все еще остается одной из самых примитивных. Отсутствие оптического зума, ограниченное разрешение съемки, высокие шумы, слабая оптика — любой компактный фотоаппарат, даже самый бюджетный, превосходит такую камеру по большинству параметров.

Но есть в камере сотового телефона нечто, чего другие фотоаппараты дать не могут. Это мобильность. Сотовый телефон сегодня — это устройство, которое всегда находится рядом с нами, всегда под рукой, где бы мы ни были и куда бы мы ни шли. И как только телефоны научились снимать более или менее приемлемую по качеству картинку, это сразу же вызвало бум мобильной фотографии. Ведь колоссальное количество уникальных сюжетов, свидетелями которых становится любой из нас, мы упускаем просто потому, что в руках нет фотокамеры.

 

 

 

 

 

 

 

 Читайте продолжение: Мобильная фотографимя: 19 лет успеха

 

 

 

НА ФОТО:

Знаком #выделены хэштэги, они используются для обозначения ключевых слов поиска в соц. сетях — контакте, твиттере, фэйсбуке, инстаграмме.

Поселок РМЗ, стена холидея

1. Поселок РМЗ, стена холидея. #novosibirsk #russia #streetphoto #people

03.11.2011. RGBW

2. 03.11.2011. RGBW. #novosibirsk #russia #streetphoto

25.02.2012. Местный рынок

3. 5.02.2012. Местный рынок.

#germany #nurenberg #people #street #city #market

24.11.2011. Сезон открыт. Ураааа!

4. 24.11.2011. Сезон открыт. Ураааа!

#novosibirsk #russia #ski #alpine #night #people #color

05.03.2012. Главная дорога. Печаль

5. 05.03.2012. Главная дорога. Печаль.

#czech #karlsbad #city #street #road #sign

21.02.2012. Пражский стрит-арт

6. 21.02.2012. Пражский стрит-арт. Целиком не влезло, имеет форму символа бесконечности.

#czech #prague #street #people #car #art #graffiti

28.04.2012. Весна

7. 28.04.2012. Весна.

#novosibirsk #russia #sun #spring #tree

27.11.2011. Второй день мы катали по камням с самого верха

8. 27.11.2011. Второй день мы катали по камням с самого верха.

#russia #gesh #sheregesh #ski #alpine

Источник: Журнал Потребитель Фото&Техника №08.12
RSS
+3
28 ноября 2012

Отзывы и комментарии