Макросъемка в дикой природе
Любая съемка начинается задолго до выхода на природу. Сначала нужно придумать сюжет, что и как хотел бы снять, потом подобрать и подготовить необходимую технику. Иногда бывает так, что в голову внезапно приходит идея снимка — я сразу делаю набросок или рисунок, записываю, какие параметры камеры использовать. Такие внезапные идеи не помогут сделать шедевр одним нажатием кнопки, но они зададут правильное направление мысли. В результате может сложиться совершенно иной сюжет, и вы получите более интересный снимок.
Марсианин
г. Старая Торопа, Тверская обл.
Canon 20D, EF 70–300 DO IS USM + DCR 250 1/200 с, f/25, ISO 100, 300 мм
На снимке изображен паук-скакун (Salticidae). Пауки-скакуны обладают хорошим зрением. Это позволяет им, заметив добычу на большом расстоянии, подкрадываться и прыгать на нее, подминая под себя. Передвигаются они прыжками с места на место и вертятся, осматриваясь по сторонам, что в сочетании с микроскопическими размерами (всего 3 мм в длину) очень затрудняет съемку непосед. Сложно не только подловить нужный ракурс и успеть сфокусироваться, а вообще поймать его в видоискателе!
После того как мы определились с идеями, стоит выбрать инструмент, который впоследствии поможет их реализовать. Моя идеология природной фотографии проста: как можно меньше техники и как можно больше экспериментов с ракурсом, светом и параметрами съемки. Многие фотографы используют массу приборов — от рассеивателей до сложных систем освещения. Да, безусловно, это дает лучшее качество картинки, отсутствие бликов и правильный свет, но также существенно ограничивает свободу действий. Мой выбор в пользу мобильности и оперативности, использования минимально необходимого оборудования при полевых съемках, особенно в тяжелых условиях.
Я никогда не использую штатив. В самых крайних случаях, когда необходимо выставить длинную выдержку, я нахожу естественную опору или фиксирую камеру на земле, дереве или камне. Чем больше вспышек и рассеивателей, тем более громоздкой становится ваша система и, соответственно, тем сложнее фиксировать ее в нужных положениях, если понадобится мгновенно поменять ракурс. Иногда условия съемки в ограниченном пространстве (в норе, дупле дерева или расщелине в скале) вовсе не позволяют поместить внешнюю вспышку в съемочное пространство, тогда на помощь может прийти кольцевая вспышка, которая даст менее художественный свет, но позволит вам выполнить задуманный кадр. Это один из примеров, когда ради цели нужно жертвовать качеством.
Учитывая последние тенденции крупных фотографических конкурсов, качество снимка зачастую не играет роли при голосовании жюри. Из этого следует, что выбор инструментария вы должны сделать сами, исходя из своих приоритетов.
МАКРОСЪЕМКА СВЕРХМАЛЫХ ОБЪЕКТОВ
Кадр «Марсианин» был сделан с применением нестандартных решений. Я подумал: а что если снять макронасадку с макрообъектива и надеть на телеобъектив. Наверное, это было просто совпадение, еще раз доказывающее, что нужно пробовать все. Такой вариант оказался лучше по сравнению с обычным использованием макрообъектива. Совместив макронасадку с объективом Canon EF 70–300 DO IS USM, я получил возможность зумировать, а значит изменять увеличение при макросъемке, и получил более размытый фон при больших фокусных расстояниях, не потеряв в разрешающей способности. Порадовали цветовые характеристики этой оптики. А удобство и гибкость использования сделали эту пару основным инструментом в моем арсенале. С ее использованием снято большинство моих работ. К тому же она универсальна, потому что, взяв с собой на природу эту систему, я одним движением руки превращаю макрообъектив в телевик и получаю возможность снимать не только микромир, но и птиц и животных.
В одной из таких поездок на природу с помощью этой системы мне удалось сделать кадр «Марсианин», использовав для освещения внешнюю вспышку с самодельным отражателем из белого картона, который был прикреплен сверху. Вспышку я настроил с положительной коррекцией экспозиции, что позволило пересветить основания лепестков маргаритки, придав кадру воздушность. Но все же у этого приема остается один недостаток: невероятная сложность при наведении на резкость вручную. Практически невозможно поймать в кадр модель размером 3 мм при глубине резко изображаемого пространства, видимого в видоискателе, менее 1 мм, без учета дрожания рук. А ведь еще нужно выстроить кадр, проследить, чтобы именно глаза объекта съемки попали в резкость, и аккуратно нажать на спуск. Проделав все эти трюки, я получил, наверное, один из лучших своих кадров.
Макросъемка сверхкрупных объектов
Спустя некоторое время я стал задумываться о том, чтобы добавить в описанную выше схему телеконвертер для получения максимально возможного увеличения насекомых. Хотя я предполагал потери в качестве и светосиле, все же удалось получить неплохие результаты. Во-первых, я смог заглянуть в таинственный и полный неожиданностей микромир, который невидим человеческим глазом, и получить крупные портреты насекомых размером не более 3 мм. Во-вторых, это навело на мысль сделать кадр с большим фокусным расстоянием, что позволило вместить в кадр диск солнца. Нужно было лишь убрать из схемы макронасадку. Так возникла идея создания кадра «Дирижер заката».
Этот кадр я вынашивал почти неделю во время отдыха в Крыму. Думал, что же такое фактурное поместить рядом с солнцем. И вдруг в один из вечеров к нам в комнату залетел богомол. Я сразу смекнул, к чему это, и пошел на берег моря дожидаться заката. Посадив модель на лозу винограда, стал экспериментировать с настройками камеры. Первое время кадры получались неудачные. То ветер убирал из кадра ветку с богомолом, то рука, чуть дрогнув под весом тяжелой оптической системы, теряла композицию. В общем, мучался я еще долго, получая кадры ярко желтого диска солнца с резкими краями. Но вдруг мне улыбнулась удача: небольшое облако на горизонте слегка прикрыло солнце, что позволило мне сделать несколько кадров с размытыми краями и приятным оранжевым оттенком.
Сюжет
Следующий этап при съемке — добавление в снимок сюжета. Красивый, качественный кадр хотя и радует глаз, но не цепляет струны души. Кадру нужно придать динамики, трагедии или просто человеческих эмоций. Казалось бы, насекомые — примитивные существа, но и они могут выглядеть эмоционально. Шевеля усами, меняя положение лапок, они как бы повторяют все наши, человеческие, движения, позы и эмоции, и мы должны постараться это запечатлеть. Для этого нужно хорошо изучить объект съемки, его повадки и реакцию. Например, богомолы с любопытством разглядывают фотографа, шевеля головой из стороны в сторону, пауки-скакуны с завидной частотой прыгают прямо вам на объектив, перед этим поднявшись на лапки и вертясь на них в разные стороны. Главное — выбрать какой-то ключевой момент и суметь его снять так, чтобы передать динамику и эмоции. Если вы изучите повадки своей модели, вам будет нетрудно это сделать. По такому принципу был сделан кадр «Страж природных самоцветов».
Зная, что пауки-скакуны любят обращать внимание на камеру и, прицелившись, прыгать на объектив, я решил использовать этот момент. Съемка далась нелегко: паук долго не желал позировать, перепрыгивая с травинки на травинку. Так продолжалось около получаса. После чего я все-таки сумел привлечь его внимание своим объективом, он повернулся, и я приготовился снимать, выстроил кадр, поймал паука в резкость, приготовился нажать спуск — а того уже нет. Вот он, сидит на объективе. Так прошел еще час. Привыкнув к моим преследованиям, паук все же угомонился и принялся чиститься и вертеться, осматривая территорию. Он долго не спрыгивал с травинки, и мне удалось сделать много разноплановых кадров. Я понял, что теперь он готов к настоящей съемке, и переместил каплю дождя с соседней травинки на ту, где сидел паук. Тут мои мучения начались заново. Он и пробовал каплю на ощупь, и смотрел в нее, будто в зеркало, и снова упрыгивал прочь, а я находил новую каплю и терпеливо начинал все заново. И вот паук замер на долю секунды. Капля на месте, ромашки на заднем фоне я предусмотрительно пригнул заранее. Строю кадр, ловлю резкость — так получился «Страж природных самоцветов».
При съемке объектов дикой природы размером более 10 см не всегда удобно использовать макрообъектив. При малом значении диафрагмы недостает глубины резкости по всему объекту, а при закрытой диафрагме получается слишком резкий фон, который мешает восприятию фотографии в целом. Для таких целей я использую средний зум. Он дает мне возможность менять фокусное расстояние, играя перспективой, и позволяет более гибко контролировать ГРИП.
Съемка в тропических дождевых лесах
Хотя основным направлением моего творчества является макросъемка, я стараюсь не упускать из кадра и более крупных представителей животного мира.
Пожалуй, самое главное для меня — съемка экзотических животных. Для этого я езжу в тропические страны. Перед поездкой необходима длительная информационная подготовка. Нужно изучить страну и обычаи людей, живущих в ней. Изучить географию и местных животных, чтобы снять весь спектр обитателей этого уникального мира тропиков, удивляющего своим буйством красок и биоразнообразием.
Необходимо составить смету и подробный маршрут передвижений, расписав его по дням. Прибыв на место, план можно скорректировать, уточнив детали у местных жителей. Я обычно беседую с персоналом или хозяевами отелей, где останавливаюсь на ночлег, или с сотрудниками национальных парков и заповедников. Расспрашиваю их о тех видах животных, которых планирую фотографировать, уточняю, где их можно найти и как туда лучше добраться. Изучаю маршруты, более интересные мне как фотографу дикой природы. Стараюсь получить максимально полную картину видового разнообразия тех мест, куда планирую отправиться дальше.
По сути, тропические дождевые леса являются колыбелью эволюции, уникальным источником разнообразных сюжетов. Но мало просто сделать интересный фотоотчет о том месте, в которое вы отправляетесь. Для полноты картины я собираю также всевозможную научную информацию о тех животных и растениях, которых уже сфотографировал. Делаю это как во время поездки, расспрашивая гидов и местных жителей и выискивая научную литературу, так и после возвращения домой, чтобы потом написать интересные рассказы и статьи. Немаловажно узнать все об опасных животных, их повадках и местах обитания.
Съемка в джунглях, помимо всех опасностей дикой природы, таит в себе и иные сложности, причем не только для вас, но и для вашей фототехники. При 100% влажности первые проблемы, с которыми вы столкнетесь, — это запотевание стекол объектива и даже выпадение конденсата на матрице камеры, избавиться от которого возможно лишь просушкой камеры без объектива. Причем спасает это ненадолго, если вы продолжаете оставаться под пологом леса.
Путешествуя по Центральной Америке, я каждое утро перед походом в лес старался раскладывать всю технику на палящем солнце, чтобы удалить остаточную влагу. Наверное, правильным решением было бы использование бокса для подводной съемки, но это слишком ограничивает свободу действий. Весьма неудобно управлять настройками камеры, когда она находится под толстой «броней» бокса. Хранить технику необходимо вместе со специальными силикатными пакетиками, которые впитывают влагу. Но даже после принятия всех мер по борьбе с прониканием влаги, некоторые элементы моей фототехники поочередно выходили из строя.
Во время поездки в Коста-Рику ведущая вспышка периодически сбоила и отказывалась работать как радиоуправляемая, переключаясь в обычный одиночный режим в самый неподходящий момент. Другая вспышка попросту производила импульс с задержкой в секунду после спуска затвора. Некоторые функции моей камеры тоже перестали работать: при нажатии на соответствующую кнопку оказывалось, что она больше не действует. Даже встроенная вспышка отказывалась открываться. Поэтому в любой поездке самое главное — это дублировать при возможности всю технику. Этому меня научил случай, когда в джунглях Таиланда у моей камеры отказала кнопка спуска затвора, и отремонтировать ее я смог, только вернувшись в Москву. Теперь я всегда беру с собой две зеркальные камеры и одну цифромыльницу про запас.
Во время моей последней экспедиции на остров Борнео в первые же дни заклинило затвор основной камеры, который снова заработал лишь по возвращении домой, когда просох. Потом из строя вышли две вспышки поочередно. У первой произошла механическая поломка вследствие интенсивного использования в условиях постоянной тряски на многокилометровых маршрутах в горных джунглях. У второй, возможно, из-за влажности, а возможно, и по каким-то другим причинам, сгорел конденсатор. В итоге в моем распоряжении осталась только встроенная вспышка. Но и в этой ситуации можно найти выход. Я прикреплял различные материалы белого цвета перед встроенной вспышкой — во избежание бликов и для уменьшения грубого теневого эффекта. Конечно, это существенно снизило качество снимков, сделанных в заключительные дни поездки, но все же я не опустил руки и не перестал снимать. Старался убедить себя в том, что качество — не самое главное для фотографа. Уникальный кадр можно сделать и на мыльницу, если отнестись к делу серьезно.
Есть и другие сложности, с которыми можно столкнуться во время путешествия по тропическим странам. Из-за большой влажности воздуха в дождевых лесах наш организм быстро обезвоживается, поэтому необходимо постоянно подпитывать его питьевой водой. Поднимаясь с земли после съемки очередного макросюжета, вы можете почувствовать легкое головокружение и слабость, что является первыми признаками нехватки воды в организме. Обезвоживание наступает мгновенно, и, даже если вы недавно пили воду, через полчаса уже снова можете почувствовать эти симптомы. Если вы отправляетесь в лес на несколько часов, необходимо брать с собой в дорогу как можно больше запасов питьевой воды — ровно столько, сколько вы сможете носить, сильно не отягощая себя. И пить ее постоянно, даже если вы не испытываете жажду.
Обязательно возьмите что-то перекусить. Любой сухой паек, будь то печенье, орехи или плитка шоколада, окажутся весьма полезными и пополнят ваш запас энергии. Ведь если почувствуете недомогание, вам уж точно будет не до фотосъемки, ваша активность существенно снизится, и время, потраченное на прогулку, пройдет зря. В тропическом лесу любой момент может оказаться решающим, внезапно подарив вам возможность сделать кадр редкого животного. А многие кадры приходиться делать с немалыми физическими нагрузками, взбираясь на гору или залезая на дерево.
Для человека, впервые попавшего в тропический лес, покажется, что он мало населен или что никакой живности в нем нет. Это главное заблуждение. Во-первых, все животные и насекомые тропиков — мастера маскировки. А как еще быть, если у них огромное число врагов? Во-вторых, большинство всех живых существ обитают высоко в кронах деревьев, и лишь изредка некоторые из них спускаются вниз.
Ну и в-третьих, большинство тропических обитателей ведут ночной образ жизни. Лучшее время для «макросафари», а также для съемки хищных животных, рептилий и земноводных — это ночь и раннее утро.
Но даже в полуденную жару, зная повадки местных обитателей, можно найти немало интересных сюжетов.
Например, большинство насекомых днем прячется под листьями. Если заглянуть под них, можно обнаружить немало спящих моделей.
Некоторые виды ночных лягушек искусно маскируются, расположившись на листьях пальм и кустарников. Чтобы заметить их, стоит лишь напрячь внимание и рассматривать все растения на вашем пути. Двигаться нужно медленно и тихо, чтобы не спугнуть осторожных обитателей леса.
В национальном парке Бако я заметил стаю обезьян-пробоскисов, или, как их еще называют, носачей, которые живут только на острове Борнео. Носачи — эндемичный вид, т. е. встречающийся только здесь. Эти обезьяны очень осторожны и не любят присутствия людей. Сидя высоко на деревьях и заметив человека поблизости, они стараются незамедлительно переместиться подальше.
В моем случае стая собирала упавшие фрукты на берегу океана. Я незаметно обошел их со стороны, в которую они медленно направлялись, и, пробравшись через кустарники, притаился в ожидании. Вдруг через листву я заметил причудливую морду их вожака с огромным свисающим носом. Я успел сделать только три кадра, после чего он встал и быстрым шагом удалился вместе со всей стаей. Меня выдал шум затвора камеры.
Несмотря на кажущееся спокойствие, тропический лес очень опасен. Вам покажется, что тут нет ничего живого, потому что вы не можете ничего найти. Ночью ситуация кардинально меняется, лес наполняется жизнью. Вы забываете об опасности и начинаете уделять меньше внимания своим действиям, отвлекаясь на съемку. При этом, оперевшись на дерево или задев ветку, можно потревожить змею, ожидающую свою жертву в засаде. Реакция ее будет однозначной. Много раз во время съемки я не сразу замечал змей, притаившихся на дереве в непосредственной близости от меня, но благодаря тому, что я всегда стараюсь действовать предельно осторожно, все обходилось. При съемке ядовитых змей жизненно важно не приближаться к ней на расстояние, с которого она способна атаковать (обычно это две трети ее длины). А лучше вообще к ним не приближаться, если вы не имеете опыта обращения с опасными рептилиями.
Ночью нужно быть еще более внимательным, так как большинство опасных обитателей леса активны именно в это время суток. Необходимо каждый шаг делать обдуманно, как в шахматах, и в погоне за кадром не терять голову! Другая опасность, которая вас подстерегает, — наглые макаки. Многие стаи не боятся людей и подходят близко. При попытке подойти к ним ближе они скалятся и делают атакующие выпады. Однажды я, снимая детеныша длиннохвостой макаки отвлекся, когда настраивал камеру. Заметив это, он прыгнул на ветку, нависающую над моей головой. Естественной реакцией было бы отпугнуть его. Он, видимо, тоже перепугался и с криком взобрался на дерево. На его голос сбежалась вся стая. Они окружили меня со всех сторон, скалили большие клыки и рычали. Макаки — очень умные животные: при нападении часть стаи отвлекает внимание на себя, заставляя повернуться к ней, в то время как другая атакует сзади. В такой ситуации нужно вести себя так же, как при нападении собак. И ни в коем случае не бежать с поля боя, потому что, почуяв вашу слабину, они не раздумывая перейдут к решительным действиям. Нужно взять палку, камень или в крайнем случае камеру и отмахиваться от них или делать вид, что собираешься бросить в них. В ход можно пускать любые предметы, которые оказались под рукой и которые не жалко. После этого звери немного отступают и дают возможность медленно уйти из опасной зоны.
Другой немаловажный момент съемки дикой природы в экваториальных тропиках — это экипировка. Правильно подобранная, она позволит вам спокойно снимать, не беспокоясь за безопасность и не отвлекаясь на укусы москитов в самый ответственный момент. Одеваться стоит в легкую прохладную одежду, прикрывающую открытые участки кожи. Обувь подбирать закрытую, из плотного материала, удобную для ходьбы, но обеспечивающую хорошее сцепление с грунтом. Такая обувь убережет вас от укусов муравьев, пиявок и даже змей.
Однажды во время групповой прогулки ночью с гидом я обнаружил древесную лягушку, сидящую на листе пальмы. Сойдя с тропы, я стал фотографировать ее с разных ракурсов. Моему примеру последовал британец из нашей группы. Вдруг он запрыгал на месте, смахивая муравьев с ног. Оказалось, он пошел на ночную прогулку в сандалиях. После этого случая, когда я ему предложил заснять другой сюжет недалеко от тропы, он сказал, что ему уже достаточно и он получает удовольствие, просто наблюдая за животными с тропы.
Из всего этого следует, что к съемке на дикой природе вы должны быть подготовлены и морально, и физически. Вас ничто не должно отвлекать от самого процесса. Вы должны быть полностью сконцентрированы на съемке, но и не забывать про опасности. И только тогда вы получите незабываемое удовольствие и массу отличных снимков, которыми порадуете своих близких и друзей, а возможно, и победите в каком-либо фотоконкурсе.
Михаил Ругаль — член Союза фотографов-натуралистов России. Многократный призер конкурса на звание «Лучший фотограф дикой природы» «Золотая Черепаха» (2006, 2007, 2008, 2009 годы)
Страж природных самоцветов
Сергиево-Посадский р-н, Московская обл.
Canon 20D, EF 70–300 DO IS USM + DCR 250 1/200 c, f/25, ISO 100, 120 м
На снимке изображен паук-скакун на травинке. Капля дождя, как линза, собрала в букет ромашки на заднем плане.
Дирижер заката. Богомол обыкновенный (Mantis religiosa)
пос. Николаевка, Крым
Canon 20D, Teleplus 3 x + EF 70–300 DO IS USM 1/4000 с, f/7,1, ISO 100, 300 мм
Идея снимка пришла во время прогулки по берегу моря во время заката. Несколько дней подготовки и один вечер на выполнение планов, пока солнце не ушло за горизонт.
Фокусное расстояние оптической системы 1440 мм в 35-мм эквиваленте. Расстояние от камеры до объекта 7 метров. Благодаря облаку границы солнца получились размытыми. Модель вела себя достаточно спокойно, но сильный ветер усложнял ручную фокусировку, мотая богомола.
Лесной дракон
Bornean Angle-headed Lizard (Gonocephalus bornensis)
р. Кинабатанган, Борнео
Canon 20D, EF-S 60 mm Macro 1/100 c, f/8, ISO 800
На снимке изображен лесной дракон, замерший на лиане в угрожающей позе. Здесь я постарался показать узорчатую раскраску рептилии, помогающую ей оставаться незамеченной в густой растительности, и яркие элементы, демонстрируемые во время угрозы, а также причудливые формы лианы, созданные природой.
Жук
Национальный парк Кинабалу, Борне
Canon 40D, EF-S 60 mm Macro1/50 c, f/7,1, ISO 800
На снимке изображен жук, готовящийся к взлету. Используя дерево как опору, можно фотографировать с более длительной выдержкой без применения вспышки, что позволяет получить красиво размытый фон.
Колибри монтеверде, Коста-Рика
Canon 40D, EF 28–300L , 1/250 с, f/9, ISO 200, 60 мм
Длиннофокусная оптика с хорошей разрешающей способностью позволит вам получать четкие снимки и идеально размытый фон при съемке с большого расстояния в тех случаях, когда приблизиться к объекту нет возможности.
Лесной дракон
Bornean Angle-headed Lizard (Gonocephalus bornensis)
Национальный парк Гунунг Мулу, Борнео
Canon 20D, EF-S 60mm Macro1/100c, f8, ISO 800, ФР 60мм
На снимке изображен лесной дракон. Потревоженный яркими вспышками во время сна, он еще не совсем понимает, что ему делать и куда бежать.
Портрет в интерьере
Паттая, Таиланд
Canon 20D, EF-S 60 mm Macro1/250 с, f/14, ISO 100
Геккончик, спасаясь от назойливого фотографа, прыгал с листа на лист и внезапно нырнул в эту искусно созданную природой рамку. Мне оставалось только выбрать нужный ракурс и сфокусироваться.
Зимородок
Black-backed kingfisher (Ceyx erithacus)
р. Кинабатанган, Борнео
Canon 20D, EF-S 60 mm Macro1/200 c, f/14, ISO 100
На снимке изображен искусный рыболов — зимородок. Благодаря тому, что эта птица ведет дневной образ жизни и плохо видит в темноте, мне удалось приблизиться на минимальную дистанцию и сделать подробный снимок.
Палочник
Variable-winged Lopaphus (Lopaphus iolas)
Национальный парк Гунунг Мулу, Борнео
Canon 20D, EF-S 60 mm Macro1/250 c, f/16, ISO 100
На снимке изображено насекомое палочник. Ночью свет налобного фонарика позволяет обнаруживать скрытных обитателей леса, увидеть которых днем практически невозможно.
Бабочка
Национальный парк Гунунг Мулу, Борнео
Canon 20D, EF-S 60 mm Macro1/200 c, f/14, ISO 100
На снимке изображена бабочка, спящая под листом дерева. Ночная съемка дает возможность фотографировать осторожных дневных обитателей леса на близкой дистанции, не потревожив их.
Вожак
Proboscis monkey (Nasalis larvatus)
Национальный парк Бако, Борнео
Canon 20D, EF 70–300 DO IS USM 1/125 c, f/9, ISO 800, 285 мм
На снимке изображен вожак стаи обезьян-пробоскис. Оставаясь незамеченным, мне удалось запечатлеть беззаботную идиллию на берегу океана.
Съемка змеи
Wagler’s Pit Viper (Tropidolaemus wagleri)
Национальный парк Бако, Борнео
Sony F-828 1/80 с, f/2,5, ISO 100, 32 мм
Я фотографирую гадюку Уоглера. Не имея опыта обращения с опасными животными, не стоит экспериментировать и приближаться к ним.
Отзывы и комментарии