Уроки Розова: главное в кадре. Часть1
Композиционная грамотность таланта не заменяет. Ее можно сравнить с мастерством оратора, заставляющего себя слушать. Грамотно выстроенная фотография не гарантирует любви аудитории, но дает надежду на внимание. Добиться успеха невозможно, не освоив ремесленных знаний и навыков, а они не падают с неба вместе с эмоциональной чувствительностью. Особенно важно умение компоновать объекты на плоскости будущей фотографии и выделять главные из них, так чтобы никто не мог ошибочно принять второстепенное за суть высказывания. Этому посвящена одна из книг новой серии учебников Георгия Розова — «Композиция и выделение главного», готовящихся к печати в издательстве «Астрель» (Москва). Ниже мы публикуем небольшой отрывок из нее.
Текст и фото - Георгий РОЗОВ.
Пятна и гармония в кадре
Сетевые перлы: Не буду рассусоливать. Скажу просто: снимать вы не умеете. Кроме композиции, в снимках отсутствует — всё.Композиция (от латинского compositio — сочинение, составление) означает построение, соотношение, взаимное расположение частей. В применении к фотографии — размещение на плоскости снимка всех его элементов так, чтобы они составили органичное целое.
Мне понравилось нечто и захотелось это сфотографировать. Расфокусирую глаза до степени потери овеществленности, почти до абстрактности, чтобы картинка превратилась в плоскость, заполненную цветными пятнами. Примерно так, как на фото 1 а. Так проще анализировать гармоничность пятен будущей фотографии.
Вижу несколько треугольников, остриями сходящихся в одной точке. Синие треугольники делят кадр по диагонали. Оранжево-красные треугольники также пополам делят свою, нижнюю половину кадра. Они соседствуют с треугольниками, окрашенными смешанным светом ртутных ламп (зеленый цвет), дневным светом (синий цвет) и светом оранжевых прожекторов, отраженным от клетей прокатного стана. Пол не окрашен: он металлический и готов отражать любой свет. Именно поэтому трудно одним словом определить его цвет. Назову его серо-сине- зеленым.
Вывод: сочетание синих и контрастирующих с ними оранжевых секторов мне нравится. Холодная часть кадра занимает примерно его половину. Клети прокатного стана, в которых раскаленный металл расплющивается до толщины стенки холодильника, словно по заказу теплые, оранжевые. Треугольник пола хоть и выпадает из сине-оранжевой контрастной конструкции кадра, но не спорит с ней, потому что окрашен в холодные неяркие тона. Графический рисунок мне показался достаточно равновесным. Можно снимать дальше.
1а. Вот так примерно я вижу будущий снимок (см. фото 1б) расфокусированными глазами, во время анализа пятен.
1б. Прокатный стан 2000. Новолипецкий металлургический завод.
Камера Nikon D3S. Зум AF-S Nikkor 14-24/2.8 G ED N. Чувствительность 1000 ISO. Выдержка 1/80 с. Диафрагма 2,8. Экспокоррекция –1,67 EV. Фокусное расстояние 14 мм.
Границы кадра
Машинописный лист формата А-4, силуэт римского собора Святого Петра и русской церкви Покрова на Нерли, размеры экрана телевизора и рамки видоискателя фотоаппарата объединены одним общим признаком: соотношение сторон всех этих предметов составляет примерно три к четырем, что соответствует закону золотого сечения (гармонической пропорции).
Это не означает, что все фотоаппараты имеют такие пропорции кадра. Существуют, например, камеры с квадратным кадром и панорамные камеры с соотношением сторон 2 к 1. И это вовсе не мешает фотографу компоновать в рамках такого видоискателя красивые картинки. Немного позже я приведу примеры таких «неправильных» фотографий. Но все-таки чаще нам приходится строить будущий кадр, глядя в глазок с классическим соотношением сторон кадра 3 к 4.
Первое, что нужно сделать фотографу, — уподобить себя лошади с шорами на глазах. Для тех, кто никогда не сталкивался с этим полезным изобретением, напомню, что шоры — это кожаные шторки, закрепленные сбоку, возле глаз лошади, чтобы животина не глазела по сторонам, а смотрела строго перед собой, не видела ничего лишнего и не пугалась автомобилей, к примеру. Фотограф, наблюдающий за происходящим вокруг через глазок видоискателя, так же точно не может видеть ничего за пределами рамки.
Хочешь не хочешь, а придется вертеть головой и выбирать в окружающем мире какой-то островок. Должен признаться, что сделать выбор бывает непросто. К примеру, тот же самый прокатный стан с теми же самыми составляющими (пульт управления станом слева, а клети справа) может выглядеть не совсем не так, как на фото 1 б. Я только слегка повернул голову левее и получил кадр, поделенный почти пополам, но уже по вертикали. Слева синяя тихая прохлада, а справа грохочущая красная жара (см. фото 2).
2. Прокатный стан 2000.
Смещение камеры влево, в сравнении в первым вариантом этого сюжета, изменило не только соотношение пятен в кадре. Синего стало больше, он сделал кадр статичным и невнятным. Зритель попадает в положение буриданова осла, которого поставили на равном расстоянии от двух равных охапок сена. Бедная скотина умерла с голоду, так и не решив, какое сено есть сначала, а какое потом.
Первый кадр предлагал зрителю полюбоваться мощью и красотой техники. Синяя половина тоже не оставалась без внимания, потому что синий цвет в сочетании с красным становится очень притягательным для глаза. Такое синее пятно все равно не ускользнет от внимания зрителя. И люди, управляющие оранжевыми клетями, получат свою долю внимания, и картинка не будет разбалансирована.
То есть моя попытка уравнять синее и красное в кадре ошибочна. Синий цвет в этом кадре тяжелее, и его не должно быть слишком много. Моя ошибка — всего на два сантиметра в выборе точки съемки — оказалась способной лишить композицию равновесия.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 14-24/2.8 G ED N.
Чувствительность 1000 ISO.
Выдержка 1/40 с.
Диафрагма 2,8.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 14 мм.
Норвежский закатец в трех вариантах
В Норвегии случилось наблюдать необыкновенно красивый, совершенно рериховский закат. Времени на размышлизмы совсем не было: солнце закатилось за линию горизонта еще полчаса назад. Из-за этого краски уже потускнели и вот-вот могли погаснуть совсем.
Мы спешили не опоздать на паром, так как следующего судна пришлось бы ждать до утра. У меня были секунды на первые два кадра. Снимал не отходя от машины (фото 3 и 4). Мы тронулись, но через каких-нибудь пятьдесят метров я заверещал от восторга. Машину остановили еще раз (фото 5). Теперь я могу на досуге поразмышлять о значении точки съемки и о том, как первичный выбор объекта влияет на результат съемки вообще.
В семидесятых годах фотографу самого тиражного иллюстрированного журнала СССР для съемки обложки выдавали максимум две-три среднеформатных пленки, то есть 24 кадра. Приходилось экономить. Прежде чем решиться нажать на спуск, надо было все продумать и взвесить, ибо пленка была дорога и дефицитна. Сейчас, когда цифра позволяет расслабиться и думать только о получении результата, психология поведения фотографа изменилась. Много раз ловил себя на мысли о том, что буквально расстреливаю объект с разных точек, совершенно не сдерживаясь. Важно не упустить момент, сделать самый лучший вариант кадра, чтобы не жалеть об упущенной удаче.
Мгновенья жизни неповторимы. Вернуться на место съемки можно, но сделать такой же кадр, какой не был снят вчера, — ни за какие коврижки. И свет будет не тот, и погода не та, и муза может забастовать. Словом, с одной стороны, снимать с запасом — хорошо. Но, с другой стороны, как же это мучительно и противно просматривать множество почти одинаковых файлов, отыскивая среди них тот самый — лучший, ради которого и плодились десятки дублей.
Обиднее всего, когда, вперившись в монитор отупевшим от напряжения взглядом, понимаешь, что в просмотренной горе мусора нет ничего, заслуживающего внимания и дальнейшей обработки. Что в запарке творческой лихорадки сделал досадные ошибки: технические или композиционные, не поймал тот единственный миг, который и стоило остановить…
Умение снимать быстро и безошибочно приходит с опытом, когда знания и умения доводятся до автоматизма. А поначалу, в процессе освоения композиционных основ, торопиться надо медленно. Нельзя, например, во что бы то ни стало стремиться втискивать в классическую рамку кадра сюжеты, которые в нее не укладываются. Фотографии могут быть квадратными, вытянутыми по горизонтали или вертикальными. Любые соотношения сторон могут оказаться органично скомпонованным изображением. Картинки всех форматов подчиняются правилу третей, производному от золотого сечения (фото 6, 7, 8).
3. Норвежский закатец 1.
Машина тормознула в промежутке меж двух домов, напоминающих наши «очень щелевые» общаги времен комсомольских строек. Их всегда возводили как временные сооружения — лет на двадцать, а они и полвека спустя не отпускают пленников. Архитектура норвежских сельских домов очень похожа. Только дома тут ухоженные, простенькие, без затей, но веселые. Левый дом подмигивал окошками, отражавшими свет неба, и вагонка, выкрашенная финским «пинотексом» (антисептик), тоже слегка зеркалила, оживляя поверхность стены. Солнце из-за горизонта снизу лизало малиновыми лучами облако надо мной. Получалась картинка сурового, мрачноватого заката. С моей точки зрения, страна воинственных викингов только так и должна выглядеть.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 250 ISO.
Выдержка 1/160 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 24 мм.
4. Норвежский закатец 2.
Я уже собирался забраться на заднее сиденье джипа, чтобы ехать дальше, но уткнулся глазами в зеркало задней дверки и получил возможность одновременно снять сразу два заката. Как полезно, однако, повертеть головой, прежде чем зачехлить камеру!
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 250 ISO.
Выдержка 1/200 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 24 мм.
5. Норвежский закатец 3.
Сменилась точка съемки: камера спустилась на несколько метров ниже, почти до уровня моря. Исчез передний план. Изменилось фокусное расстояние объектива: первые кадры снимались при широкоугольном положении, а этот — при телеположении. То есть я поменял угол зрения того же объектива, и он стал охватывать меньшее пространство, чем в двух первых вариантах этого сюжета. Пришлось поднять чувствительность, чтобы снимать с короткой выдержкой и добиться удовлетворительной резкости на всю глубину кадра. Мне как родителю все дети кажутся прекрасными и неповторимыми. Я не смог ни одного из трех выбросить в корзину.
Камера Nikon D3S.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 1600 ISO.
Выдержка 1/640 с.
Диафрагма 6,3.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 70 мм.
Правило третей
Если кадр мысленно поделить на три части по горизонтали и по вертикали, точки пересечения границ полученных прямоугольников укажут на особые зоны. Если возле них расположить объект, к которому нужно привлечь внимание зрителя, цель почти наверняка будет достигнута (фото 9 и 10).
Должен заметить, что правило третей придумано очень давно. О нем писали еще те учебники, по которым я учился фотографии сорок лет назад. О нем нам рассказывала на лекциях по композиции профессор ВГИКа Лидия Павловна Дыко. Не могу умолчать о существовании этого правила, если так много людей верит в его правильность и руководствуется на практике.
Но и о сомнениях своих тоже не могу умолчать. Подбирая картинку для иллюстрации правила третей, вынужден был довольно долго просматривать фототеку в поисках точного попадания главного объекта кадра в перекрестие прицела. Оказалось, что таких кадров у меня немного. Пришлось посидеть и проанализировать свои и чужие снимки.
Вывод: в случаях, когда кадр компонуется с применением правила третей, главное чаще всего оказывается не в центре зоны пересечения линий деления на трети, а на некотором отдалении от них. Я теперь склонен формулировать это правило немножко иначе.
Объекты, расположенные на некотором отдалении от любого из четырех углов кадра, становятся желанной приманкой для взгляда зрителя.
Тут непременно надо повторить дежурную мудрость, которая от частого повторения мудростью быть не перестала: правила — не законы. Их придумывают, чтобы осознанно и безнаказанно нарушать.
6. Папоротник.
Размер кропнутой матрицы у камеры Nikon D7000 стандартный — удлиненный прямоугольник. Сюжет в него не укладывался. Картинка оживает только после ампутации нижней части кадра. Квадрат для этого сюжета лучше прямоугольника.
Камера Nikon D7000.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2,8 ED N.
Чувствительность 100 ISO.
Выдержка 1/125 с.
Диафрагма 5.
Фокусное расстояние 36 мм.
7. Новогодний дождь.
В Венеции наводнение. Воды лагуны выплескиваются на набережную, и прохожие передвигаются по временным мостикам. Сюжет строго горизонтален в силу того, что и сама набережная, и мостик на переднем плане, и даже комплекс храма Сан-Джорджио на острове в глубине композиции тянутся вдоль линии горизонта. Я кадрировал этот файл, чтобы убрать пустое небо сверху и часть мостовой на переднем плане снизу.
Удаленные части изображения не содержали полезной информации — их не жалко. Зато удалось подчеркнуть сопротивление ветра и дождя, которое преодолевал человек с зонтиком. За спиной пешехода остался словно бы более длинный путь, а масштаб самой фигурки не уменьшился.
Удлиненная форма кадра способствует созданию иллюзии большей протяженности преодоленного пути. Подчеркивает это и ритмическое деление кадра вертикалями стоек мостика. Фигурка прохожего выбивается из правильного ритма черных прямоугольников, а цветное пятно сферического зонтика не оставляет сомнений в том, что в этом кадре нет ничего главнее человеческого упорства.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S Nikkor 24-70/2.8 ED N.
Чувствительность 800 ISO.
Выдержка 1/320 с.
Диафрагма 3,5.
Экспокоррекция +0,67 EV.
Фокусное расстояние 60 мм.
8. Венеция. Аква Альта.
В этом районе Венеции, неподалеку от Арсенала, живут в основном сами венецианцы. Туристов тут мало. Улицы, залитые водой, пусты. Меня очаровали цветные пятна цветущих от влаги стен. Кадр мог быть ориентирован только по вертикали. Узкие улочки тесного островного города тянутся вверх, как деревья в густом лесу. Горизонтальный кадр в таких обстоятельствах был бы некрасив. Я долго ждал этих строителей. Хотелось, чтобы присутствие людей оживило картинку.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S 70-200/2.8 ED VR.
Чувствительность 800 ISO.
Выдержка 1/160 с.
Диафрагма 5.
Экспокоррекция –0,67 EV.
Фокусное расстояние 200 мм.
9. Правило третей.
10. Лебедядьки.
Свадебная фотография. Выкуп невесты. Подружки невесты экзаменуют жениха со товарищи. Лебедядька выпрыгнул точнехонько на линию левой вертикали правила третей. Его повисшая в воздухе фигура — иллюстрация правильной компоновки кадра.
Камера Nikon D3.
Зум AF-S Nikkor 17-35/2.8 D ED IF.
Чувствительность 400 ISO.
Выдержка 1/500 с.
Диафрагма 7,1.
Экспокоррекция –0,33 EV.
Фокусное расстояние 17 мм.
Отзывы и комментарии