Ахмет Бурак Гегемлу: фотошкола на пляже
Мы уже публиковали репортажи Георгия Розова о работе профессиональных фотографов. Два предыдущих были посвящены фотографам-прикладникам Максиму Полубояринову и Игорю Сахарову. На этот раз секретами своей профессиональной кухни с нами делится турецкий фотограф и предприниматель Ахмет Бурак Гегемлу.
Фото 1. Фотограф Ахмет Бурак Гегемлу.
Камера Olympus E-M1
Объектив Zuiko 45/1.8
Диафрагма f/2,2
Выдержка 1/3200 с
Чувствительность 200 ISO
На турецких пляжах, которые вполне заменили русским туристам родные и давно уже стали всероссийскими здравницами, все устроено в соответствии с желаниями русского человека. «Олл инклюзив» позволяет есть-пить, не ограничивая себя ни в чем. Не важно, что желудок не резиновый, главное — даром! Наш человек любит, чтобы по щучьему велению, то есть на халяву…
Турецкие фотографы освоили способы игры на человеческих слабостях и зарабатывают на этом неплохие деньги. Мне кажется, что бытовым фотографам имеет смысл как минимум рассмотреть, а может быть и воспользоваться опытом турецких коллег. Бизнес на пляже — вполне реальное дело.
Этой весной мне повезло познакомиться с Джони Хоферия, молодым фотографом из Грузии. Он свел меня со своим хозяином Ахметом Бураком Гегемлу (фото 1), владельцем фирмы abg, который с удовольствием ответил на мои вопросы.
Оказалось, что фирма еще в младенческом возрасте. Ахмет сначала несколько лет работал и учился у своего дяди, фотографа из Стамбула, и только почувствовав уверенность в себе, зарегистрировал собственную фирму. Он выбрал профессию фотографа не то чтобы по призванию. Просто в Турции туризм развивается быстрее других отраслей народного хозяйства, при этом здесь люди зарабатывают больше, чем в промышленности или на селе.
Пятизвездочный отель, с которым Ахмет заключил договор об аренде офиса (комната 30 кв. м), — большой и специализируется на семейном отдыхе. В сезон тут живут 2000 потенциальных клиентов. Арендная плата и вместе с ней эксклюзивное право на обслуживание гостей стоят 40 000 евро за шесть месяцев.
В фирме вместе с Ахметом работают еще три фотографа и ретушер. Ахмет обеспечивает их жильем, питанием и аппаратурой. Гонорар за проданные фотографии делится на всех поровну. Каждый работник получает 10%, если пользуется камерой и прочей аппаратурой хозяина. Но можно купить и свою технику — тогда гонорар вырастет вдвое. Не знаю, почему, но ни один из наемных фотографов на самообеспечение не перешел. Следовательно, сейчас 50% полученных от клиента денег идут на оплату труда, связанного с непосредственным получением и продажей фотографий.
Джони признался, что фотографом зарабатывает примерно 1500 евро в месяц, в то время как прежде, когда он был барменом в этом же отеле, ему платили 800 евро.
Фотографы тут в почете. Сопоставимые заработки только у продавцов кожи. Никто из сотрудников фирмы зимой не работает. Все уезжают в родные места. Ахмет, например, живет в Стамбуле, и летних денег ему тоже вполне хватает.
Всех фотографов Ахмет нашел сам. Их фотографические умения при этом он вообще не учитывал. Его как работодателя интересовали совсем другие качества работника: внешняя привлекательность, обаяние, знание одного или двух языков (русский и немецкий просто необходимы), умение знакомиться с девушками, поддерживать светский треп и становиться своим человеком уже при второй встрече с клиентом, умение внушать доверие, умение казаться крутым профессионалом и просто знающим образованным человеком.
Ахмет целый сезон наблюдал за грузином-барменом, и только после этого предложил ему поменять профессию. Всех своих ребят он учил так же, как его учил дядя, — вприглядку. Они поначалу просто ходили с ним по пляжу. Хозяин здоровался с незнакомыми людьми, говорил им, что он местный фотограф, расспрашивал. Откуда приехали, как чувствуют себя дети, что уже посмотрели в Турции, нравится ли местная баня. При этом Ахмет умеет запоминать своих новых знакомых и все, что они рассказывают о себе. Назавтра, прогуливаясь по пляжу, он машет им рукой и улыбается, как хорошим знакомым, а на третий день может предложить посниматься — задаром. Ну то есть совершенно бесплатно. Очень трудно отказаться от столь заманчивого предложения, но с первого раза соглашаются не все. Впрочем, рано или поздно сдаются.
По ходу съемки выясняется, что картинки будут готовы в конце дня. Их можно посмотреть на большом мониторе компьютера в офисе фирмы и, если понравятся, купить за 5 долларов. Сумма хотя и кажется чрезмерной, протеста не вызывает, потому что платить-то вовсе не обязательно!
Любопытство с неотвратимостью приводит молоденьких красоток, мамочек и даже почтенных женщин вполне зрелого возраста в указанное фотографом место встречи у экрана. Тут происходит чудо: обработанные ретушером портреты производят неизгладимое впечатление на клиентов. Понятно, что после использования фильтров Liquifiy и Portraiture клиенты превращаются в подобие моделей с обложек глянцевых журналов. И тут выясняется, что многие картинки нравятся и хочется получить их.
Сначала клиент смиряется с необходимостью заплатить за пять снимков. И тут же получает приз — две картинки бесплатно, узнает, что если купить десять фоток, то приз вырастет — еще три бесплатных картинки. А если двадцать? Призовой фонд растет вплоть до полного истощения энтузиазма, но в среднем каждая сессия приносит фирме сто долларов, а средний ежедневный улов дружного коллектива — тридцать семейных сессий! Арифметические подсчеты каждый может произвести самостоятельно, и выводы сделать тоже нетрудно.
Ахмету очень нравится вычислять на пляже богатые семьи с маленькими детьми. Поначалу он снимает их скрытой камерой, не считаясь с затратами времени. Собрав дня за три коллекцию удачных фотографий, приглашает подопытных родителей посмотреть готовые снимки. Удается не только продать многое из подсмотренного, но и договориться о постановочной сессии. Тысяча долларов — нормальный улов такой операции, плюс особое удовольствие от процесса азартной охоты с риском проиграть.
Обучение будущих сотрудников, конечно же, не сводится только к наблюдению за шефом. Им приходится осваивать фотографические азы, умение пользоваться зеркалками Nikon D300s, накамерной вспышкой и одним универсальным китовым объективом на все случаи жизни. Должен заметить, что фотографическими изысками ребята явно не озабочены. Главное — сделать клиенту красиво. Поэтому рецепты освещения всегда, в любое время дня и ночи одинаковы: вспышка в лоб (фото 2).
Изредка применяется минусовка (минусовая коррекция) вспышки днем, при подсветке теней от вертикального солнца. На закате лупят в лица на полной мощности. Рассматривая уже обработанные, готовые к продаже файлы фирмы abg, я пришел к убеждению, что плоский свет здесь используется не от необразованности или отсутствия вкуса, а из-за технологической целесообразности. Массовое, поточное производство должно быть унифицировано. В противном случае оно становится недопустимо трудоемким, медленным и слишком дорогим для реального массового потребителя данной услуги.
Плоский свет вспышки решает две проблемы. Первая — получение качественного файла без провалов в тенях и пересветов, независимо от места и времени съемки. Это экономит время и труд ретушера в процессе обработки файлов. RAW-файлы тут не используют, а снимают сразу в JPG. Одинаковые, по сути, файлы не требуют какой-то особенной творческой обработки и поддаются пакетной автоматизации основных операций.
Не будем забывать, что за день каждый из членов команды фотографов снимает в среднем по десять семей. Если в семье три-четыре человека и каждого в отдельности надо снять — и всех вместе, и в разных сочетаниях, то выходит, что работы у ретушера в разгар сезона много. Клиент нетерпелив и любит только горячие пирожки. К вечеру все отснятое должно быть готово. После ужина надо непременно продать урожай. До утра товар протухнет, потому что впечатления от сессии сотрутся, а желание купить может растаять под слоем новых впечатлений.
Фото 2. Шторм.
Я наблюдал за работой фотографа издалека. Солнце садилось справа и красиво подсвечивало брызги. Люди воспринимались как силуэты. Вспышку коллеги я поймал совершенно случайно. Зато теперь хорошо видно, как решается на пляже проблема освещения.
Камера Olympus E-M5
Объектив Zuiko 75–300/4.5–6.7.
Диафрагма f/7,1
Выдержка 1/320 с
Чувствительность 200 ISO
Фото 3. Летаем!
Я снимал этот сюжет в режиме серийной съемки. Девять кадров секунду позволили мне выбрать лучший момент. Джони серийную съемку не включал. Его клиенты прыгали три раза. Должен заметить, что им эти упражнения были даже приятны.
Камера Olympus E-M1
Объектив Zuiko 12–40/2.8.
Диафрагма f/4,5
Выдержка — 1/1600 с
Чувствительность — 200 ISO
Второе достоинство плоского света — его блинообразность. Такой свет презирается студийными портретистами. Он не дает теней, не выявляет объемов, прячет многие дефекты кожи. Лица становятся гладкими, словно лист писчей бумаги. Никаких ямочек, морщинок, мешков под глазами, глубоких теней от полуденного солнца. Даже крупные поры кожи и мелкий пушок над девичьими губами растворяются в свете лобовой вспышки. Ретушеру остается только расправиться с прыщиками, подправить овал лица, сделать талию, вытянуть ноги, убрать полноту рук и шеи, закрасить синеву кожи персиковым фильтром… Но даже унификация освещения сама по себе не решает всех проблем снижения трудозатрат. Ретушь остается важнейшей частью производственного цикла в пляжном бизнесе. Некрасивых людей на пляжах не бывает. Тут может случиться только неумелый фотограф или ретушер.
Строгий, отработанный в деталях технологический процесс вынуждает фотографа отказываться от дублирования одинаковых сюжетов. Ретушеру некогда отсматривать дубли и выбирать, какой из них лучше. Вот почему на пляже снимают одну позу один раз, наверняка. А если случилась неудача, файл тут же удаляется. В ленте файлов должны быть только достойные ретуши картинки. Клиент не должен видеть никакого брака.
Итак, свет для турецкого пляжного фотографа вторичен, зато позам моделей он уделяет главное внимание. Его клиенты не актеры, телом владеют плохо, и потому надо сначала показать им, как именно надо встать, сесть, лечь, куда смотреть, куда деть руки, как поджать живот, выпятить попу, скрестить ноги. Ребята научились сами принимать эти женские позы, делают это артистично, забавно и очень наглядно. Две недели я наблюдал сценки общения фотографов с клиентами и убедился, что и самим «моделям» процесс съемки доставляет массу удовольствия.
Одна из главных задач фотографа — выявить и подчеркнуть наличие выпуклостей, красоту тел женщин и мужественность облика мужчин и вместе с тем умело скрыть недостатки. Полным девушкам предлагается лечь на живот. При этом голову приходится поднимать, от чего складки на шее растягиваются, от двойных подбородков остается одно воспоминание. И девушкам приятно, и ретушеру работы меньше. Если у мужика, например, определяется пивное пузико, то фотограф немедленно ставит перед ним стройную подругу. Проблема решена. Пожилым тетушкам для сокрытия животов предлагается сесть и положить ногу на ногу. При съемке с низкой точки это позволяет вытянуть визуально вытянуть фигуру и пузико спрятать. Благодаря таким нехитрым, но действенным решениям обитатели пляжа быстро убеждаются в том, что Джони ни одной женщины не «испортил»…
Однажды, я наблюдал за сессией, в которой принимала участие большая компания из десяти человек. Фотограф снимал всех поочередно не сходя с места, постоянно меняя позы и точки съемки, в зависимости от возраста и пола клиента. А в завершение общей сессии он сделал еще и групповой портрет (фото 3).
Вкусы русских девушек постоянно меняются. Солнце на ладошке, которое совсем недавно покупали почти все красотки из России, в этом сезоне заказывают очень редко, зато дружно возлюбили силуэты (фото 4).
Пришлось срочно осваивать съемку на закате без подсветки. А еще наши девушки сейчас очень любят крупноплановые черно-белые портреты с прядями волос на лице. Прощаясь, я попросил Ахмета подобрать для публикации в нашем журнале несколько наиболее продаваемых сюжетов из рекламного портфолио фирмы (фото 5–10).
Подводя итоги «наблюдизмам» стороннего туриста, я подумал, что в России, на Украине и вообще везде, где живут читатели нашего журнала, очень много людей, которым захочется зарабатывать на жизнь, занимаясь любимой фотографией. Уверен, что опыт турецких фотографов может помочь сделать первый шаг в профессию. То, что работа бытового фотографа далека от высокого искусства, не вызывает сомнений. Но для меня так же бесспорно то, что увлеченный, творческий человек найдет способ снимать «для души» в любом месте. Я, например, каждый год бываю в Турции по два раза, и всякий раз приезжаю с фототрофеями.
Фото 4.
Солнце на ладошке.
В прошлом году я несколько раз запечатлел процесс съемки нетленного штампа. При этом вовсе не предполагая, что снимаю модный штамп следующего сезона — силуэтики.
Камера Olympus E-M5
Объектив Zuiko 75–300/4.5–6.7
Диафрагма f/7,1
Выдержка 1/320 с
Чувствительность 400 ISO
Отзывы и комментарии