Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Ася Гордеева

Практика проведения мастер-классов, распространенная во всем мире, добралась до нас несколько лет назад. Принцип интенсивных краткосрочных курсов (англ. workshop) построен на том, что в течение нескольких дней мастер делится с учениками накопленным опытом. Это не академическая школа, где по канонам дают единый рецепт «как надо», а именно авторские творческие мастерские, которые позволяют оценить разницу в подходе (зачастую диаметрально противоположную «стандарту») уже состоявшихся мастеров своего дела. Мастер-класс (в дальнейшем — МК) не претендует на некую абсолютную истину — ценность тут скорей именно в субъективности и точке зрения конкретного мастера на тему.... Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии…

 Текст: Ася Гордеева. www.gordeeva.info

 

 

Занятная штука — эти свадебные МК! С одной стороны, посети их хоть десяток — вряд ли что-то принципиально изменится в умении собственно снимать. Такие вещи достигаются практикой, практикой и снова практикой. С другой стороны, это как тренинг — самый эффективный способ получить мощный творческий толчок, слезть с печи и начать что-то делать независимо от опыта, наработанного к этому моменту. Новички и «признанные эксперты» находятся практически в равных условиях, и после МК возможности для нового старта у них почти равные…

У МК как способа получения образования очень много достоинств: после занятия «с погружением», которое происходит в результате контакта с преподавателем целый день (если, конечно, не халявить и все честно отработать), можно проснуться «новым человеком». В смысле технических навыков вряд ли, а в плане мировоззрения и подхода к съемке — точно! Потому что, если амбиции ваши простираются дальше желания стать сезонным ремесленником, обязательно нужно искать способы выразить и максимально раскрыть именно свои способности к творчеству. Главное — найти «своего» Мастера, который поможет вытянуть на свет божий ваши и только ваши возможности, не пытаясь от бессилия скопировать чужие достижения. В противном случае есть риск потеряться среди обладателей клонирующих устройств типа «зеркальная камера», которые еще не так давно всего лишь прилагались к фотографу как подручное средство для самовыражения.

Мне повезло быть организатором такого «воркшопа». Его проводил в Санкт-Петербурге Рустам Хаджибаев — на мой взгляд, один из наиболее интересных российских свадебных фотографов, с ярко выраженными почерком и стилем, который не упирается просто в какие-то конкретные приемы. Глядя на его работы, невольно ловишь себя на мысли: а не выйти ли замуж снова — хотя бы для того, чтобы придумать что-нибудь интересное и пригласить Мастера запечатлеть это с именно ему присущими юмором, красотой и изобретательностью…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Wedding-фотография. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Мастер-класс от Рустама Хаджибаева

«Мастер-класс Рустама — это бесконечная открытость и желание делиться своими знаниями, опытом, умением искать новые идеи и черпать вдохновение из обыкновенного… Как можно увидеть в повседневных вещах необычно красивые, совершенно новые стороны и как создать красивую картинку, сделав всего лишь маленький шаг в сторону от привычного взгляда!

Для меня этот мастер-класс — маленький переворот мировоззрения и заряд вдохновения, огромная школа практической съемки под руководствам Мастера, с неиссякаемым запасом идей, гениальных в своей простоте…»

Мария П., участница МК.

Собственно, эпиграфом практически все сказано: если вы ждете от МК каких-то конкретных рецептов и приемов, которые можно потом просто шаблонно использовать, то, наверное, лучше пойти к кому-то другому. Работа Рустама — это сплошная импровизация, творчество каждую минуту, когда в дело идет все, что есть под рукой: солнечные блики на стене и отражение в луже, случайные велосипедисты и продавцы шариков… При этом он вовсе не массовик-затейник, этакий «фотограф-тамада», а вежливый, интеллигентный, очень внимательный. Он умудряется как-то ненавязчиво и добродушно втягивать в игру окружающих, которые сами незаметно для себя становятся участниками этого действа.

Было очень любопытно, у кого что получится: вот мы перемещаемся по центру Петербурга, местам, всем нам знакомым и, вроде, уже не сулящим ничего нового. Мы — это наша самоотверженная семейная пара, которая прикатила из Риги специально для того, чтобы освежить воспоминания о свадебной фотосессии, потом сам Маэстро и следом группа ребят с фотоаппаратами — как стайка грызунов за музыкантом, доверие к которому безгранично настолько, что за ним можно и в Неву… Но никто не тонет — напротив, к вечеру на лицах просветления даже больше, чем усталости. Несмотря на «общую точку зрения», картинки у всех получились разные, каждый в итоге усвоил, подметил и зафиксировал что-то свое…

— Рустам, когда проводишь мастер-класс, ощущаешь ли разницу между людьми с опытом и совсем новичками? С кем проще или, может, интересней?

— Я стараюсь не разделять. К тому же сложно сказать, что такое — больше опыта или меньше: человек, вовсе его не имеющий, может воспринимать материал гораздо лучше и быстрее. А встречаются люди очень опытные, снявшие десятки свадеб; а их опыт взять бы да и выбросить в корзину, потому что он весь состоит из каких-то штампов, которые они для себя придумали или где-то украли и используют везде и всюду, как пасьянс раскладывают — один и тот же набор… Поэтому такой опыт я посчитал бы вредным, и лучше его не иметь вовсе.

 

Фото: Людмила Мартикайнен.

Невеста. Фото: Людмила Мартикайнен.

 

— То есть когда люди воспринимают с чистого листа, они более открыты к информации, чем те, кто крепко держится за свой «опыт»?.. А вот такая очень распространенная сейчас ситуация: человек, толком не владея базовыми фотографическими знаниями, идет на 3–4 разных МК, составляет себе из этих картинок вполне приличное портфолио и объявляет себя «профессионалом». Что ты думаешь по этому поводу?

— Я никого не стал бы осуждать: у каждого есть свои мотивы так поступать. Истории известно множество примеров, когда гениальные фотографы (или актеры, или музыканты) начинали каким-то таким хитрым образом — лукаво заходили «не с той двери» в свою профессию, а потом как-то закреплялись и уже утверждались в ней. И если у человека есть какие-то таланты и способности, для него это будет просто первоначальный шаг. Для любого начинающего нужен какой-то маленький толчок. Способный человек потом это отбросит и будет делать только свое. Другое дело, что ремесленник продолжит штамповать что-то шаблонное, но его тоже трудно осуждать, потому что способности всем нам даны неравномерные. А талантливый человек в любом случае талантливо «вылезет», безусловно!

Повторюсь: у каждого свой путь, и, если кто-то хочет начать, выложив фотографии с МК, — почему нет? В конце концов, он ведь не украл эти фотографии, а снимал их сам (другое дело, что с чьей-то помощью)… Ну нет у него других фотографий сейчас, а надо с чего-то начинать! Естественно, потом он вынужден будет делать что-то еще. И я надеюсь, что это будет лучше того, что он видел и делал на МК.

— Все равно сложно не раздражаться, когда с этим сталкиваешься, да и обидно…

— Я думаю, главное перед собой быть честным, и все! Мы же не можем на эти вещи влиять. Так было, и всегда будет…

— Один мой знакомый сказал: «Хаджибаев такой один, я никогда не научусь снимать, как он, — так какой смысл идти на мастер-класс?». Как ты считаешь, в чем основной эффект от МК и зачем нужны занятия в таком формате? Все-таки за два дня действительно невозможно научиться снимать, а чтобы выработать некий собственный стиль, вообще нужны годы…

— Главное — увидеть, как работает более опытный человек, это очень важно! Когда я был молодым начинающим фотографом, мне было безумно интересно, как работают мастера, но увидеть это было практически невозможно. К тому же мастера старой школы почему-то очень боялись раскрывать свои секреты. И очень боялись конкуренции, то есть какие-то хитрости фотографические мало кто кому выдавал. Я, помню, тогда тщательно фиксировал все, что касалось пленочной фотографии. А с появлением цифровой фотографии методы обработки и процессы, которые для слуха современного фотографа ничего не значат, исчезли и сейчас элементарным образом воспроизводятся в «Фотошопе». Соответственно, и те секреты понемногу исчезли… Но все равно, индивидуальность — она же остается у человека, как бы то ни было. Технологии меняются, но великих фотографов больше не становится.

— Помимо ценности общения с мастером происходит ли еще и психологический какой-то толчок?

— Мне очень многие пишут, что после МК они начали снимать и думать по-другому. То есть люди пытаются иначе взглянуть на свет, на работу с молодоженами, на окружающую обстановку и уже просто не могут снимать так, как делали это раньше! Они понимают, что это был какой-то этап, но нужно идти дальше.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На сцене. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

«То, как Рустам создает снимки, используя все, что происходит вокруг, как подключает случайных прохожих, как видит свет, как умеет расшевелить пару, — это то, чему стоит у него поучиться.»

Иван П., участник МК

— Как бы ты сам сформулировал свой стиль работы? Вот если человек никогда не видел твоих картинок, а срочно нужно в двух словах обрисовать…

— Фотографию описывать словами — очень неблагодарное дело! Срежиссированный репортаж — это слишком сухое определение. Для меня главное, чтобы в фотографии присутствовала романтика. Романтика по сути, но выраженная фотографическим языком… А как это назвать: постановкой, репортажем — мне абсолютно все равно. Я знаю, что в жизни как нет чистого репортажа (будь то даже боевые действия), так и нет чистой постановки.

Репортер, который работает, невольно влияет на ситуацию, а значит фотография уже несет элемент постановки. Также и постановка может нести элемент случайности и, соответственно, репортажа! Это только вопрос определения, вопрос понятий. Для меня есть только два определения: ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ!

— Откуда и когда вообще взялся свадебный фотограф Рустам Хаджибаев?

— 20 лет назад я начал снимать профессионально, в смысле — жить за счет фотографии. Вначале это была газета, потом журнал, потом все это надоело, и я стал снимать рекламу. Потом стало интересно проделать весь путь от съемки до готового буклета, и я стал все делать сам «под ключ»: снимал, верстал, сам отдавал в типографию и сам отвозил заказчику. Так работал с несколькими крупными компаниями, но почему-то это тоже наскучило. Студийная съемка вообще не моя стезя — это было интересно, но как какой-то опыт на определенном этапе, не более того.

Потом снимал фэшн — сначала в студии, потом перешел в журнал и снимал всякие показы и модные коллекции (хотя это тоже было мне не очень интересно) и одновременно с этим (где-то в 2002 году) меня пригласили снять свадьбу совершенно случайные знакомые, которые просто знали, что я фотограф. И мне было интересно снять, как я это вижу.

А традицией тогда была съемка в загсе: пара приезжала в загс, делала какие-то обязательные фото вдвоем, с родителями, в группе и на каком-нибудь фоне. Этим вся свадебная фотосессия и заканчивалась. В лучшем случае шли к какой-нибудь березе и, обняв ее, снимались в причудливых позах… Я так снимать не мог, поэтому снял так, как привык это делать.

Каким-то образом все понравилось, и, к моему удивлению, в следующем году я снял уже около двадцати свадеб. Тогда я решил рискнуть и переключиться целиком. С тех пор прошло уже 8 лет!

— А как ты сейчас оцениваешь для себя ту самую первую съемку: сделал бы все по-другому, или даже с нынешней точки зрения ты ей все равно доволен?

— Даже с нынешней точки зрения доволен!

— У тебя есть «самая любимая» съемка?

— Наверное, это «Питер по-балкански» все-таки (полную версию можно посмотреть в ЖЖ rustal.livejournal.com. — А. Г.). Есть несколько любимых свадеб, но «Питер» как-то особенно выделяю… Там идеально сошлись мироощущения пары и мои. И в том, что они во всем пошли мне навстречу: и все мои пожелания исполняли, и подготовка была тоже проведена замечательно, все рекомендации, которые я дал, они выполнили. Практически все, что я задумал, исполнилось! Всегда задумываешь гораздо больше, и это один из немногих случаев, когда все сложилось по максимуму. За исключением нескольких интересных моментов, которые еще больше украсили бы эту съемку, но в силу ряда причин они не были реализованы. Например, я по Питеру хотел прогуляться с живым петухом…

— ???

— Это было бы очень интересно, провокативно! Хотели его держать на веревочке, чтобы не улетел, и в людных местах мы бы его выпускали… Реакция людей была бы очень любопытная, интересная. Питер у меня вполне гармонизируется с образом петуха.

— И что помешало?

— Любовь к животным, которая перевесила визуальные преимущества. Невеста очень щепетильно отнеслась, не хотела «мучить животное», и никакие уговоры не подействовали.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Постановка. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Многие фотографы, посмотрев результаты чужой удачной фотосессии, любят поныть: «Ну конечно, с такими-то ребятами (веселыми-живыми-красивыми)!.. А вот я бы посмотрел, как он справится с теми «буратинами», что мне довелось снимать в прошлую пятницу…» — и так далее. Как ты считаешь, почему кому-то всегда попадаются «хорошие», а другим вечно «не везет»?

— Это происходит в большинстве случаев, когда вопрос решается чисто технически: клиентам нравятся какие-то фотографии, они приглашают фотографа и формально договариваются. Я сторонник более близких отношений с парой. То есть фотограф должен стать практически самым близким человеком в течение этого дня — во всяком случае, должен постараться это сделать. И когда это случается, тогда и возникает такая степень доверия и откровенности от пары, а потом реализуется в визуальные образы.

Естественно, это не всегда бывает, степень этой близости всегда разная. Но когда это случается, я даже до свадьбы вижу, что результат будет интересный. И всегда вначале стараюсь выяснить, что они хотят получить в результате. Просто если они иначе понимают и представляют, работать вместе будет сложно, хотя бы им и рекомендовали друзья, которых я снимал… Если это «не мои» клиенты — мы не сможем найти общий язык. Наше непонимание может слишком затянуться, а мне хочется, чтобы они были счастливы в этот день, так зачем мы будем ломать друг другу праздник?

— Ты способен расшевелить самую зажатую и чопорную пару?

— Наверное, если я скажу любую, мне мало кто поверит. Я скажу так: ту пару, которая готова открыться, чтобы получить такой результат. Тогда этот результат вполне возможен. Я проповедую такой свободный, открытый эмоционально, постановочный репортаж (или репортажную постановку). А когда пара совершенно другого склада и люди хотят что-то помпезное (иногда случайно попадается), то я им сразу говорю, что неправильно поняли или ошиблись, и пытаюсь их переманить на свою сторону. Снимаю и показываю результаты, как я это вижу. Чаще всего им начинает нравиться то, что я предлагаю. Ну, а когда это происходит, уже проще провести дальнейшую съемку, контакт уже налажен.

— Мастерство фотографа способно спасти любую ситуацию, но все-таки… Откуда берутся такие замечательные ребята, как в съемке «Питер по-балкански»? К тебе тянется народ определенного склада или ты «воспитываешь» их в процессе?

— Естественно, что далеко не все жаждут такой съемки, далеко не все пары понимают интересность такой фотографии. Я считаю, что нужно воспитывать своего клиента, и специально выкладываю в свое портфолио (в блоге и на сайте) фотографии с таким видением. Я выставляю флаги или вывешиваю фонарь такой, чтобы на меня шли пары именно с соответствующим восприятием фотографии.

— То есть ты имеешь в виду воспитание не в процессе съемки, а заранее?

— Да! Мне не нужны пары, которые бы отрицали это и хотели бы другой результат. Я им другой результат не дам — не потому, что я не могу, а потому, что мне это неинтересно. Я могу снять только то, что мне интересно, в таком ключе. И какой-то небольшой процент пар просто мечтает получить именно такую съемку. Для меня этого более чем достаточно. Поэтому я советую всем фотографам, которые хотят добиться чего-то в свадебной фотографии, постараться воспитать своего клиента. Создать для них такой интересный продукт, чтобы шли именно на вас, то есть вы можете этот результат дать, а они хотят его получить. Получается идеальный альянс. Не тот продукт, который покупают все, а тот, который именно вам интересен. Обязательно найдется категория людей, которые к вам за ним придут, а кому это неинтересно — они могут найти себе сотни других фотографов…

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

На мосту. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Далеко не все заказчики способны оценить креативность такой степени. Для этого все-таки требуются определенная культура и «насмотренность», которая выходит за рамки традиционных представлений о красоте и качестве снимка… И еще я предположу, что для адекватного восприятия изображения себя любимого, сделанного «очень широкоугольным» объективом, нужно хорошее чувство юмора…

— Ну да, люди, которые не сталкивались с фотографией вообще (или знакомы только с традиционными подходами), естественно, не идут ко мне. Фотография, которую я предлагаю, требует культурной и визуальной подготовленности. «Мои» клиенты — это категория людей, которые любят смотреть хорошее кино, — не мейнстримовое, а скорей какой-нибудь артхаус… Они приходят мотивированные уже на такой результат, и они его получают.

— Но у тебя ведь много и более консервативных (с точки зрения технических приемов) съемок, которые от этого не выглядят менее творчески. То есть дело тут не в приеме как таковом (например, широкоугольный объектив), а в умении мастера использовать имеющийся инструмент… Ты продумываешь ход съемки заранее или едешь, куда везут, и импровизируешь на ходу?

— Естественно, есть базовые точки, некая обязательная программа, а уже в пределах нее стараюсь импровизировать.

— Сейчас очень модное и востребованное, «топовое» направление — «гламурная» съемка, когда в итоге все смотрится глянцево-шикарно. Мне очень понравилось выражение «вау-эффект», когда ты говорил про это направление, рассчитанное на «неискушенного» клиента. Да, в результате все выглядит очень дорого, но, по сути, это ведь все те же штампы, только очень дорогие?

— Да, дорого оформленные. Всегда так было, даже в искусстве. Большинству интересен стандартный подход, оформленный в дорогую раму и дорого поданный. И есть категория фотографов, которые успешно реализуют такой подход и извлекают максимум для себя из этого. И я вполне уважаю такой подход: все цветы должны расти…

— Ну да, они точно так же «воспитали» своего клиента в соответствии со своими интересами, и он идет к ним за вполне конкретным «вау-результатом»… Есть ведь категория граждан, которым «дешевых верблюдов не надо», и они подходят к выбору фотографа сразу со стороны верхних позиций прейскуранта, а ниже определенного ценника даже и рассматривать не будут. Это стиль позиционируется авторами как искусство, но ведь это скорее ремесло?

— Конечно, ремесло. Но ремесло часто пересекается с настоящим искусством. Так же, как художники в средние века делали на заказ портреты известных господ, и эти царственные парадные портреты сейчас висят в музеях. Сделанные под заказ, за деньги, по традиционным рецептам, они переросли свое предназначение — заказной портрет — и стали произведениями искусства. А огромное количество такого рода продукции кануло в лету, исчезли или лежат, никем не востребованные. То же самое и в фотографии. Есть категория работ, которые переросли ремесленнический подход. Но чаще всего это обыкновенные заказные фотографии. Творческий подход немногие фотографы проповедуют, на самом деле он довольно рискован. Гораздо проще делать понятные, предсказуемые вещи, получать хорошие отзывы и радовать клиентов.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

С трубой. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

«Рустам, мне очень понравился Ваш метод взаимодействия с окружающим пространством. Как чудесно все пришло к нам: попугай, обезьянки, собаки, добрые загорающие люди…»

Любовь Р., участница МК

— Как так получается, что у тебя при съемке все случается в нужное время в нужном месте: прилетают веселые чайки, кошки-собачки, милиционеры и алкоголики приходят, как будто ты с ними заранее договорился?

— Трудно объяснить, это уже из области чего-то иррационального. Наверное, я просто очень этого хочу… Идея о том, что мысль материальна, мне очень близка. Это вещи недоказуемые, но когда все складывается именно так, начинаешь в них верить. Я всегда надеюсь на какой-то случай, и в итоге он обычно и подворачивается. Наверное, кто-то идет мне навстречу «там».

— А делаешь ли ты традиционные картинки «для бабушек-дедушек», незамысловатые и внятные, которые они могли бы поставить в рамочку?

— Обязательно делаю, и всем советую делать! Если вы представите своим клиентам только экспериментальные фотографии, отражение вашего видения, и побрезгуете снять традиционные снимки, вы рискуете оказаться непонятыми родственниками молодых, которые специально ждут именно таких, чтобы поставить в рамку и любоваться. Я думаю, что не составит труда такие фотографии сделать, ведь не обязательно снимать их с трагическим выражением лица. Это можно сделать не совсем традиционным способом, но это будут парные и групповые портреты. Если постараться поймать атмосферу радости, которую они будут ощущать и излучать, это всем очень понравится и в то же время не будет противоречить общей концепции.

— Помнишь «шесть правил Глеба Жеглова»? На мой взгляд, самое сложное — «Проявляй к человеку искренний интерес». Мне кажется, что у тебя на этом многое построено.

— Абсолютно правильно! Я целый день провожу в другой семье, разве можно быть при этом быть отстраненным от их жизни, оставаться чужим? Я знаю фотографов-операторов, которые отстраняются эмоционально от всех и просто делают свое дело, но я уверен, что ничего хорошего из этого не выйдет. Люди их посчитают какими-то пришлыми и вряд ли раскроются. А если приходишь в дом с улыбкой и пытаешься говорить со всеми на их языке, интересоваться их жизнью, элементарно завоевывая доверие, то люди удивительно быстро проникаются к незнакомому человеку, впервые вошедшим в их дом. И потом весь день проходит в атмосфере ощущения, что все эти люди тебе очень близки. Так работать несравнимо приятнее, и охотнее, и результативнее.

— Ты работаешь без ассистента. Расскажи, как ты выходишь из положения, когда нужно использовать дополнительные средства, например свет или отражатель?

— Я не использую ни дополнительные осветительные приборы, ни отражатель. И вообще считаю, что для настоящего фотографа достаточно камеры. Лучше, конечно, две: вторая страхует от случайностей. У меня однажды сломался затвор, и я с ужасом думаю, что бы было, не имей я с собой второго фотоаппарата… К тому же я не люблю менять объективы, поэтому у меня с собой две камеры с разными объективами, чтобы избежать потерь времени. Плюс гарантия того, что не упустишь момент.

— То есть любой красоты свет на твоих картинках всегда естественный?

— Абсолютно! Ни отражателя, ни вспышек — только естественный свет. Искусственный использую только иногда на банкете, и то не всегда.

— Ты себя ощущаешь больше коммерческим фотографом или человеком искусства?

— Я бы не хотел это подводить под какие-то категории. Я просто делаю то, что мне нравится. И если находятся люди, которым это тоже нравится, и они готовы это заказывать, то это огромная радость для меня. Если бы дело касалось только денег, я бы нашел другую профессию, в которой зарабатывал гораздо больше. И хотя у меня такая возможность есть, я этого не делаю, потому что мне нравится фотография.

— То есть если у тебя на один день приходится два заказа и у одного более творческие перспективы, а другой более выгодный финансово, ты предпочтешь первое?

— Конечно, я выберу творческий, тут даже сомнений никаких нет, однозначно! Если я буду знать, что получу какой-то интересный результат от недорогого заказа, то, безусловно, на это пойду. Удовлетворение от процесса съемки гораздо важнее материальной компенсации, которая будет пусть меньше, но работа в эмоциональном плане получится гораздо богаче…

— Заголовок твоего ЖЖ — «Свадебная фотография должна быть искусством!». Что для тебя является критерием искусства в свадебной фотографии?

— Конечно, я не преувеличиваю роль свадебной фотографии, она в какой-то степени имеет прикладное значение. Но и в ее рамках фотограф может реализоваться творчески и сделать фотографии, которые выходят за рамки утилитарного. Да, я снимаю свадьбы для моих клиентов, но пытаюсь в этих границах делать творческие проекты. Насколько это искусство или нет, мне сложно судить. Искусство — это для меня что-то особняком стоящее и проверенное временем. В остальном это такой визуальный фон, который, скажем так, достоин внимания.

— Ты как-то обмолвился, что не смотришь работы свадебных фотографов, я правильно поняла? Расскажи пожалуйста, кого смотришь?

— Да, стараюсь не смотреть, это скучновато — смотреть свадебные фотографии. А вдохновляюсь альбомами известных мастеров-классиков: пейзажников, известных фэшн-фотографов, информационных репортажных агентств типа «Магнума», фотографов National Geographic. То есть меня вдохновляют совсем не свадебные снимки.

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

Под башней. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

— Если отставить фотографию в сторону, то какое «из всех искусств важнейшим» является для тебя? И вообще, чем ты вдохновляешься?

— Конечно, живопись!

— А кино?

— Кино — это просто отдельно! Большая ниша и источник визуальной информации. Кино, наверное, главнее всего того, что я назвал. Не знаю, почему я сразу о кино не сказал…

Кино — это как вечные ценности, из кино можно черпать бесконечные образы для свадебной фотографии! Но не всякое кино — только кино интересное, операторское… Есть много операторов, работы которых фотографичны в самом высоком смысле этого слова, и каждый кадр в фильме достоин быть отпечатанным большим размером на бумаге, и этими кадрами можно любоваться…

Назову только нескольких, и прежде всего это представители нашей операторской школы. Работы таких операторов, как Урусевский, Москвин, Лебешев, Княжинский и Рерберг, изучают в операторских школах во всем мире. Если кто-то не слышал этих имен, пожалуйста, я очень рекомендую посмотреть их фильмы, которые, я уверен, перевернут фотографическое сознание. После просмотра и изучения этих фильмов человек, пропустивший через себя такой огромный визуальный материал высшего качества, просто не сможет снимать по-ремесленному.

— Что снимаешь для себя, когда не занят работой?

— Раньше я снимал просто пейзажи, мне это было интересно. А сейчас, в связи с большой погруженностью в свадебную фотографию, я не могу из нее выйти даже в момент своего отдыха. И я пытаюсь пару (даже не молодоженов, а просто молодого человека и девушку) вписать в эти визуальные образы, которые я вижу, где бы ни находился. Когда в мае был в Азии и путешествовал по горам, я нашел там местную пару, которую возил на машине по всяким экзотическим местам и снимал с ними пейзаж…

— Что можешь посоветовать тем, кто планирует достичь серьезных высот в свадебной фотографии? Высот не в смысле статуса и позиционирования себя как «самого крутого», а с точки зрения действительно творческого результата, когда фотография хороша сама по себе настолько, что уже не важно, свадебная она или нет…

— Для этого нужно любить фотографию вообще, нужно жить ею! Я прекрасно понимаю, что далеко не все люди, которые пришли в свадебную фотографию, хотят каких-то творческих успехов. Большинство хотят элементарно заработать, и их можно понять. Но если хочется добиться успеха (это касается любой области), надо жить этой профессией. Надо, чтобы она не выходила из головы, чтобы и днем, и ночью мозг работал в плане совершенствования. Живите фотографией! Не забывая при этом, что жизнь гораздо шире… 

 

 

 

Фото: Рустам Хаджибаев.

По следам. Фото: Рустам Хаджибаев.

 

Фото: Иван Петров.

С факелом. Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева, Петербург, Петропавловская крепость.

 

Фото: Иван Петров.

Фото: Иван Петров.
Фрагмент мастер-класса Рустама Хаджибаева в Петербурге.

Свет, которым освещена невеста, создан вовсе не отражателем, как многие подумали. Это естественный блик от стены дома, освещенного вечерним солнцем.

 

Источник: Журнал Потребитель Фото&Техника №8.12
RSS
0
10 сентября 2014

Отзывы и комментарии

Связанные статьи
Новости по теме
Тесты по теме
Обзоры по теме
Советы по теме
Мастер-классы по теме
Видео по теме

Связанные статьи

10 сентября 2014
+3
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности… Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.

10 сентября 2014
0
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте двух полюсов: постановочной съемки и фотожурналистики. В продолжение темы предлагаем подумать, по какому принципу фотограф может выбрать свой путь и как найти тот компромисс, где работа и творчество мирно сосуществуют, не мешая друг другу и не сбивая с толку своего автора.

Новости по теме

20 июля 2018
0
0
Fujifilm анонсировала два новых объектива для беззеркальных камер серии X
Презентация

Fujifilm анонсировала два новых объектива для беззеркальных камер серии X

Компания Fujifilm выпустила два новых объектива, которые дополняют линейку существующих моделей, расширяя значения доступных фокусных расстояний для байонета X-mount. Первый из них - это сверх-широкоугольный зум FUJINON XF 8-16 mmF 2.8 R LM WR, другой - телеобъектив FUJINON XF200 mmF2 R LM OIS WR, который является первым телеобъективом для камер серии X с диафрагмой F2 и поставляется в комплекте с новым конвертером XF 1.4X TC F2 WR.

20 июля 2018
0
0
Компания Fujifilm увеличивает объемы производства сменных объективов
Презентация

Компания Fujifilm увеличивает объемы производства сменных объективов

Компания FUJIFILM объявила о значительном увеличении объемов производства сменных объективов в ответ на растущий спрос на беззеркальные цифровые камеры. Дополнительные производственные объекты будут построены на базе завода Taiwa, принадлежащего компании FUJIFILM Optics Co. Ltd. — дочернему предприятию корпорации, выпускающему камеры и объективы в Японии. Сдача объектов в эксплуатацию будет осуществляться поэтапно начиная с сентября 2018 года. К 2020 году, когда будут запущены все новые объекты, объем выпускаемой продукции увеличится примерно на 70% за счет расширения производственных мощностей.

20 июля 2018
0
0
Fujifilm представляет новый план выпуска объективов для байонета X mount
Презентация

Fujifilm представляет новый план выпуска объективов для байонета X mount

Компания FUJIFILM представила новейший план выпуска сменных объективов для цифровых камер серии X. План включает в себя базовые спецификации трех новых моделей, которые пополнят линейку, а именно: компактного широкоугольного объектива с фиксированным фокусным расстоянием, стандартного зум-объектива с постоянной диафрагмой F4, а также сверхсветосильного объектива с фиксированным фокусным расстоянием XF 33 mm F1.0

19 июля 2018
0
0
Panasonic представил «умное» зарядное устройство, которое продлит жизнь аккумуляторов
Презентация

Panasonic представил «умное» зарядное устройство, которое продлит жизнь аккумуляторов

Компания Panasonic представила первое «умное» зарядное устройство BQ-CC65 для никель-металлогидридных (Ni-MH) аккумуляторов с возможностью стирания накопившегося «эффекта памяти». Смарт-зарядка позволяет продлить срок службы аккумуляторов типоразмера АА и ААА любой емкости.

19 июля 2018
0
0
Fujifilm анонсировала новую компактную камеру XF10 с датчиком APS-C
Презентация

Fujifilm анонсировала новую компактную камеру XF10 с датчиком APS-C

Корпорация FUJIFILM объявляет о выпуске FUJIFILM XF10 — новой компактной цифровой камеры премиум-класса, оснащенной высококачественным объективом c фиксированным фокусным расстоянием 18,5 мм и диафрагмой F2,8. Камера оснащена матрицей формата APS-C, которая в 14 раз больше матрицы, используемой в стандартных смартфонах. FUJIFILM XF10 имеет все отличительные признаки серии X — простое ручное управление, превосходное качество изображения и универсальные функции.

19 июля 2018
0
0
Fujifilm выпустила новые прошивки для четырёх камер
Презентация

Fujifilm выпустила новые прошивки для четырёх камер

Компания Fujifilm выпустила новые версии прошивок для камер X-Pro2, X-T2, X-H1 и GFX50S. Новые пршивки улучшают общую стабильность работы камер и испраялют ряд возникавших ошибок.

18 июля 2018
0
0
Nikon прекращает выпуск серии камер KeyMission
Презентация

Nikon прекращает выпуск серии камер KeyMission

Похоже, что вслед за беззеркальными камерами первой серии, Nikon снимает с производства свою линейку экшен-камер KeyMission, в том числе и модель KeyMission 360, которая на данный момент имеет статус «устаревший продукт» на официальном сайте Nikon Japan.

18 июля 2018
0
0
Gitzo совместно с Sony выпускает серию аксессуаров для камер серии Alpha
Презентация

Gitzo совместно с Sony выпускает серию аксессуаров для камер серии Alpha

В рамках сотрудничества между Vitec Group и Sony, компания Gitzo представила новый штатив Traveler α и кронштейн L-Bracket α, специально разработанных для камер Sony α7 и α9. Новые аксессуары идеально совместимы с камерами Sony и обеспечивают их надёжную фиксацию, повышая точность процесса кадрирования.

18 июля 2018
0
0
Карта памяти Transcend SDXC/SDHC UHS-II Class 3: невероятно высокая скорость передачи данных
Презентация

Карта памяти Transcend SDXC/SDHC UHS-II Class 3: невероятно высокая скорость передачи данных

Компания Transcend Information, Inc., мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет высокопроизводительную карту памяти SDXC/SDHC 700S, соответствующую стандарту UHS-II U3 и требованиям стандарта UHS V90, которая способна обеспечить скорость чтения до 285 МБ/с и записи до 180 МБ/с*. Карта построена на базе флэш-памяти типа MLC, что позволяет демонстрировать высокую стабильность и надежность работы. Носитель прекрасно подходит для записи видео в формате 4K Ultra HD и для серийной фотосъемки в формате RAW.

16 июля 2018
0
0
Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA
Презентация

Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA

Sony выпустила новую модель компактной камеры Cyber-shot DSC-RX100 VA (DSC-RX100M5А), которая является обновлённой версией существующей камеры RX-100V. Обе камеры абсолютно идентичны как по внешнему виду, так и по основным характеристикам за исключением того, что RX100 VA получает некоторые программные улучшения и процессор обработки изображений от новой модели RX100 VI.

Тесты по теме

19 апреля 2018
0
0
Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих
соло-тест

Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих

Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода вполне счастливы по этому поводу, потому что раньше обходились лишь «полукровкой»: макрообъективом Fujinon XF 1:260 mm f/2.4 R Macro, выпущенным еще в далеком 2012 году. Почему «полукровкой»? Все очень просто: масштаб увеличения этой макролинзы всего лишь 1:2 (один к двум!), что выглядело довольно странно для топовой серии беззеркальных камер Fuji.

2 февраля 2018
+1
0
Тест объектива AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED
опыт эксплуатации

Тест объектива AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8G ED

Nikon выпускает этот объектив с 2007 года, и до сих пор он пользуется популярностью среди профессионалов. А они, как известно, ради отменного качества картинки закрывают глаза и на вес, и на цену, и на что угодно еще. Я считаю, что эту линзу без сомнений можно назвать одной из лучших и оптимальных для пейзажной съёмки.

20 сентября 2017
+1
0
Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark
лабораторный тест

Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Камера Canon 6D Mark II недавно была протестирована в лаборатории DXO Mark и по результатмосновных испытаний набрала всего 85 очков.Отметимв сравнении с другими моделями Canon довольно низкий показатель светочувствительности, равный 2862 ISO, и динамического диапазона не превышающий 11.9 Evs. В линейке похожих камер Canon зеркалка 6D Mark II получила наименьший рейтинг. Более подробная информация содержится в таблице

14 сентября 2017
+3
0
Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор
тест-драйв

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камера уже успела наделать шуму своими возможностями и характеристиками. Мне, как амбассадору Nikon, выпала возможность одним из первых протестировать новинку в деле. Пока я был в Красной Поляне в Россию привезли первый и единственный образец камеры и сразу же отправили её ко мне. Что я думаю о новом фотоаппарате? Читайте ниже и смотрите сделанные фотографии

4 сентября 2017
+3
0
Тест и особенности Nikon D7500
соло-тест

Тест и особенности Nikon D7500

Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменальная камера Nikon D500, которая заставила поверить, что профессиональная камера не обязательно должна быть полнокадровой. С другой стороны, Nikon D7200 стала настоящей народной зеркалкой, совместившей отличную эргономику, продвинутый функционал и доступную цену.

22 июля 2017
+1
0
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объективы 85 мм считаются «классическими портретными», но я не стал бы ограничивать их применимость преимущественно портретной фотографией: я долгое время таскал в сумке комплект из двух объективов – 35 мм и 85-мм – его хватало на подавляющее большинство задач фотолюбителя. Портреты я снимаю редко и «восемьдесят-пятка» успешно выполняла роль умеренного телевика.

23 января 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM

Я с нетерпением ждал на тест Canon EF 40/2.8 STM: испытываю привязанность и нежные чувства к объективам-блинчикам, да и Canon не часто балует новинками бережливых пользователей. Canon EF 40/2.8 STM – первый «блин» в системе EOS, а рекомендованная производителем цена в 200 долларов США делает его 3м самым недорогим объективом в линейке Canon EF (после EF 50/1.8 II и EF 75-300/4-5.6 III). Объектив анонсировали 8 июня 2012 года одновременно с Canon EOS 650D.

19 января 2017
+1
2
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S DX 35/1.8 G
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S DX 35/1.8 G

Объективов с постоянным фокусным расстоянием, разработанных под формат APS-C, не так много. Объяснение лежит на поверхности: зачем выпускать модели, дублирующие уже существующие полнокадровые, да еще и с меньшей ценой (ведь предлагать их по цене равной или превышающей цену «старших братьев» бессмысленно)? Отчасти именно поэтому такую популярность завоевала Sigma AF 30/1.4 EX DC HSM, выпущенная в 2005 году и ставшая для многих владельцев «кропнутых» фотоаппаратов «нормальным» или «штатным» объективом.

18 января 2017
0
0
Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC
соло-тест

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изменить имидж и восприятие марки: стать не «бюджетной альтернативой «родным» объективам», а полноценным их конкурентом. Параллели с действиями Сигмы явные: глубокий редизайн экстерьера, выделение новинок в отдельную серию (в случае с Тамроном – «новая SP-линейка»), док-станция (консоль) для самостоятельной юстировки совместимых объективов в ассортименте, выход в сегменты, где продукция компании ранее не присутствовала.

3 января 2017
0
1
Обзор и тестирование объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0

Летом этого года на тесте побывал первый из анонсированных Yongnuo автофокусных объективов – Yongnuo YN 50/1,8. «Полтинник» оставил двойственное впечатление: с одной стороны, объектив сохранил все минусы модели, с которой он был скопирован – старичка Canon EF 50/1.8 II, с другой - эти минусы предлагались по цене в 2 с лишним раза ниже. Героем сегодняшнего теста стал второй в линейке объективов Yongnuo – YN 35/2, вышедший на рынок весной 2015 года и продающийся на момент написания обзора по цене от 95 долларов.

Обзоры по теме

22 февраля 2018
+1
0
Зеркальная камера Nikon D850: решает все? Начинайте любить ее прямо сейчас…
обзор модели

Зеркальная камера Nikon D850: решает все? Начинайте любить ее прямо сейчас…

Бессмысленно спорить, в свое время Nikon D800 была камерой не просто незаурядной, а прорывной в масштабах всего рынка фототехники. Казалось бы, все уже и забыли о гонке мегапикселей, и тут - гигантское разрешение, упакованное в 35-милиметровый сенсор. Пейзажисты начали массово переходить на восьмисотки, студийные фотографы - тоже. Вышедшая параллельно D800E внесла некоторую путаницу. Какая камера работает лучше, зачем нам муаровый фильтр, если без него только лучше, насколько адекватна разница в качестве разнице в цене.

2 февраля 2018
0
0
Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro
обзор модели

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

На объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro пока не так много обзоров и довольно мало тестов, так что решил исправить ситуацию, тем более что макрообъективы это моя стихия и я постоянно ими пользуюсь. Новый Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro по сути открывает целое направление макросъемки в линейке FUJIFILM X-mount т.к. это первый макрообъектив данного формата с масштабом 1:1 и с наиболее удобным фокусным расстоянием для большинства ситуаций. До этого на системе X-mount был XF 60mm f/2.4 macro, который давал масштаб лишь 1:2. Можно всё что угодно считать «макро», но на самом деле 1:1 это оптимально для любых более-менее требовательных макрофотографов. На меньший масштаб сложно снять что-то необычное. И был ZEISS Touit 50/2.8 на масштаб 1:1, но не очень удобный в полевом макро из-за того что масштаб 1:1 он достигал на 0.15 м дистанции фокусировки.

21 января 2018
+1
0
Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества
обзор модели

Обзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P: пассивное перо для активного творчества

Как и известный бренд Wacom, компания Huion уже открыла в России официальное представительство. И речь идет не просто о торговых точках где-нибудь на «Горбушке» или Савеловском рынке, а о полноценной системе продаж и сервисных центров, открытых по всей стране, и адекватной клиентской поддержки. Сегодня мы познакомимся с самыми горячими новинками Huion– с графическими планшетами H640Pи H950Pиз линейки INSPIROY. Сразу обнародую их основные параметры: чувствительность 8192 уровня, пассивное перо и просто уникальная цена – 7000/9500 рублей. Попробуем разобраться, насколько же хороша продукция нового игрока на нашем рынке, нет ли тут ореола дешевых китайских товаров?

18 ноября 2017
+2
1
Fujifilm X-E3 фотокамера 4К с датчиком 24 МП
обзор модели

Fujifilm X-E3 фотокамера 4К с датчиком 24 МП

Fujifilm X-E3 – это 24-мегапиксельная камера APS-C среднего уровня, разработанная в виде младшей сестры смартфонного типа SLR-подобного X-T20. Что касается их внутреннего наполнения и характеристик – две камеры очень похожи, но X-E3 в большей степени использует сенсорную панель для управления и более похожа на дальномерные фотоаппараты 70-х.

2 ноября 2017
+3
0
Sony A7R III, полный обзор
обзор модели

Sony A7R III, полный обзор

С официальным анонсом A7R III компания Sony продолжает агрессивное наступление в сегменте профессиональной фототехники. Серия A7 / A7R / A7S стала настоящим открытием в 2013 году, и Sony быстро развила этот успех в 2015, предложив еще 3 камеры: A7 II, A7R II, A7S II.

31 октября 2017
+1
0
Synology DS 216. Домашнее облако.
обзор модели

Synology DS 216. Домашнее облако.

Современный мир порождает контент сотнями гигабайтами в секунду. Далеко не все эти данные заслуживают того, чтобы сохраниться на века. Но для людей, работа которых напрямую связана с контентом, сохранность этого контента - вопрос приоритетный.

31 октября 2017
0
0
Форт-нокс для архива
обзор модели

Форт-нокс для архива

Что самое ценное для любого фотографа? Архив и сохранность данных. И хорошо, когда ты снимаешь в студии и можешь закинуть все свои фотографии на стационарный компьютер или сразу в облако. А что если ты где-то в дебрях, степях или пустынях без связи, да еще и в не самых лучших погодных условиях? А что если съемок так много, что просто невозможно взять с собой настолько много флешек, чтобы их все вместить? Да еще и отбор и обработку прямо в полевых условиях делать надо. В такой ситуации страшно не за камеру и даже не за себя. Страшно за жесткий диск с архивом.

17 сентября 2017
0
0
Nikon D850 против Canon 5D Mark IV
обзор функций

Nikon D850 против Canon 5D Mark IV

Камера Nikon D850 последней полнокадровой камеры для профессиональных пользователей имеет очень впечатляющую спецификацию, датчик камеры использует технологию BSI CMOS. С другой стороны, камера Canon 5D Mark 4 оснащена двухпортовым сенсорным датчиком CMOS AF, который позволяет быстро автофокусироваться во время съемки в режиме просмотра в реальном времени и в режиме видео.

17 сентября 2017
0
0
Камера Nikon D850: анализ динамического диапазона
обзор функций

Камера Nikon D850: анализ динамического диапазона

Компания Nikon объявила о начале продаж в России новой цифровой зеркальной фотокамеры D850, которая задает новые стандарты качества фото- и видеосъемки. Она обладает сочетанием высокого разрешения, скорости и светочувствительности. Насколько же реальны объявленные параметры в новой камере и что получается, если новинку Nikon сравнить с возможностями флагманских моделей других брендов и даже других форматов? Сегодня речь пойдет о сравнении со среднеформатной Fuji GFX 50S, а в следующем обзоре - с зеркальной камерой Canon 5D Mark IV.

4 марта 2017
0
0
Киллер iPhone уже в России: Обзор смартфона Le Pro3
обзор модели

Киллер iPhone уже в России: Обзор смартфона Le Pro3

Смартфон Le Pro3 относится к бурно развивающейся сейчас нише «убийц» -топовых и беспредельно дорогих смартфонов именитых брендов. 60 тысяч рублей и более – не предел. А за что, собственно? Новоявленные бренды Xiami, LeEco, Meizu и другие считают, что глупо переплачивать лишь за раскрученный шильдик,если за ту же самую и даже более крутую аппаратную начинку можно заплатить в разы меньше.

Советы по теме

17 июля 2018
0
0
Как сделать портретную тарелку из подручных материалов
Фотошкола

Как сделать портретную тарелку из подручных материалов

Портретная тарелка или Beauty Dish один из основных модификаторов света, используемых фотографами при портретной съёмке. Создавая направленный и равномерно рассеянный поток света, портретная тарелка помогает подчеркнуть текстуру кожи модели и детали её лица. Портал COOPH делится DIY-вариантом этого модификатора, который можно легко собрать, используя доступные материалы.

1 июля 2018
0
0
Применение фильтров нейтральной плотности в жанре уличной фотографии
Фотошкола

Применение фильтров нейтральной плотности в жанре уличной фотографии

Чилийский фотограф Эдуардо Асенджо Матус использует фильтр нейтральной плотности для съёмки оживлённых мест и улиц города с большим потоком людей, демонстрируя технику своей съёмки в серии фотографий «Звуки тишины».

29 июня 2018
0
0
Откройте! Делимся секретами идеального боке
Фотошкола

Откройте! Делимся секретами идеального боке

Этот совет посвящен съемкам на открытых диафрагмах. Хорошего боке может добиться не каждый фотограф! О том, как всегда получать красивое размытие фона рассказывают эксперты Ростислав Машин и Эля Draw.

26 июня 2018
0
0
Как создать эффект парящей еды  на фотографии
Фотошкола

Как создать эффект парящей еды на фотографии

Фотографии парящей еды выглядят довольно эффектно и, на первый, взгляд кажутся сложными в исполнении. Однако фотограф Скайлер Бёрт, основатель канала We Eat Together, делится одним из простых способов создания подобных фотографий. Всё, что вам понадобится – это немного времени и терпения.

30 марта 2018
0
0
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка
Фотошкола

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Панорамная съемка

Известно, что панорамная съемка применяется в том случае, когда угол обзора объектива недостаточен для отображения всей требуемой сцены. Она открывает фотографу возможности для различных экспериментов, реализации творческих идей. Что же такое панорамная съемка? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с экспертами Вадимом Малышевым, Алексеем Байфа,Владом Соколовским и Иваном Мусиновым!

22 февраля 2018
0
0
В зоне холода. Как фотографировать зимой?
Фотошкола

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

22 февраля 2018
0
0
Обработка пейзажа с помощью яркостных масок
Фотошкола

Обработка пейзажа с помощью яркостных масок

В предыдущем материале мы разобрали, как подготовиться и снять красивый ночной пейзаж, а сейчас мы научимся его интересно обрабатывать. Итак, камера выставлена, пробный кадр очень интересный? Что делать теперь? Снять девять-десять совершенно одинаковых изображений. Зачем это нужно? Какой бы крутой и малошумной не была ваша полнокадровая камера, она все равно будет шуметь на таких высоких ISO. Серия одинаковых кадров нужна нам для того, чтобы вычесть шум и усилить сигнал.

22 февраля 2018
0
0
Как снять звездочку на небе?
Фотошкола

Как снять звездочку на небе?

Видели когда-нибудь фотографии звездного неба с миллионом звезд и млечным путем через всю фотографию? Хотите научиться снимать так же? Пришло время освоить азы астрофотографии. Для начала давайте разберемся, что нам нужно, чтобы получить хорошую фотографию. Для начала стоит понять, чего же мы хотим. В астрофотографии существует множество сюжетов и вариантов съемки. Можно снимать исключительно звездное небо, получить треки звезд или снять классический пейзаж с небом, усеянным звездами-точками. В рамках этой статьи мы разберем только один сюжет - звезды-точки.

22 февраля 2018
0
0
Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса
Фотошкола

Максимальная глубина. Съемка со стекингом или сдвигом фокуса

Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда глубины резко изображаемого пространства (или просто ГРИП) не хватало для того, чтобы вместить всю сцену? Особенно часто с этим могли сталкиваться пейзажные фотографы, которые работали с широкоугольными объективами и «тяжелым» передним планом, на котором объекты располагаются очень близко к камере. И вроде бы диафрагма уже закрыта до f/22, а ГРИП все равно не хватает. А любителям снимать макро еще веселее - у них даже на f/32 ГРИП всего пара миллиметров. Вместить всю сцену целиком вам поможет техника стекинга, или, как ее часто называют, брекетинг по экспозиции или съемка со сдвигом фокуса.

24 октября 2017
0
0
Посмотрите на Хэллоуин новым взглядом и создайте незабываемые фотоистории
совет профессионала

Посмотрите на Хэллоуин новым взглядом и создайте незабываемые фотоистории

В канун Хэллоуина социальные сети пестрят жанровыми фото. Здесь и фигурно вырезанные тыквы, и жуткого вида сладости, и тематический макияж — поток прекрасного и ужасного не иссякает весь октябрь. Однако это не значит, что тема исчерпана: после захода солнца на любой осенней вечеринке происходит масса увлекательного. Может быть, именно вам выпадет показать особенный, ни на что не похожий Хэллоуин?

Мастер-классы по теме

26 февраля 2018
0
0
Обзор Nikon D850
Спецпроект

Обзор Nikon D850

Новая камера Nikon D850 вышла достойной своей великой предшественницы. В ней появилось все то, чего не хватало многим фотографам-путешественникам. Высокая скорость серийной съемки для охоты на диких животных, быстрый и цепкий автофокус для динамичного репортажа, режим съемки со сдвигом фокусировки для ускорения съемки со стекингом, продвинутые возможности для съемки видео. По сути, камера стала универсальным инструментом для выполнения большинства задач, причем не только в далеком путешествии, но и на свадьбе или в репортаже. Камера настолько универсальна, что даже готова отказаться от части своей огромной мощи, чтобы вы смогли снимать файлы поменьше, если у вас вдруг появится такая необходимость. При этом камера не превратилась в громоздкий репортажный кирпич, который было бы крайне сложно тащить с собой в горы или джунгли.

1 февраля 2018
0
0
Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта
мастер-класс

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магистратура Nikon точно будет вам полезна. Фотографировать фейерверки несложно, если знать определенные правила и обязательные условия для получения качественных снимков, как и в любом другом жанре. Как запечатлеть в кадре это феерическое действо, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с фотографами. Своими секретами делятся Татьяна Тарасова, Дмитрий Бурлак, Кристина Курашова и Павел Мирошкин.

15 января 2018
+2
1
Моделирование оконного света в студии
мастер-класс

Моделирование оконного света в студии

Одним из самых выразительных источников света для портрета является обычный естественный свет, особенно весной и летом. Оконный свет в вашем доме или студии превосходен для создания портретов. Это хороший инструмент, который позволит выделить особенные черты и подчеркнуть характер вашей модели, предоставляя возможность реализовать ваш творческий замысел.

4 сентября 2017
0
0
Nikon D7500
Спецпроект

Nikon D7500

По набору своих функций Nikon D7500 - камера для амбициозных любителей, которые уже понимают, что именно им нужно, и хотят увидеть в своей камере набор профессиональных функций за адекватные деньги. Это камера для путешественника, которая при своем малом весе позволит отработать подавляющее большинство сюжетов, которые могут попасться вам в далеких странах. Она вполне может приглянуться профессионалам, которые хотят дополнить свой рабочий комплект второй камерой, которая могла бы закрыть недостатки основной.

31 января 2017
+1
0
Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»
мастер-класс

Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»

В ближайшую субботу, 4 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс фотографа Екатерины Васягиной на тему «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества».

13 октября 2016
0
0
Тест-драйв Nikon D500
Спецпроект

Тест-драйв Nikon D500

Nikon D500 камера необычная. При своей цене и огромных возможностях это совершенно точно не игрушка и не первая камера для человека, который еще только хочет понять, что ему нужно от фотосъемки. Перед нами полноценный рабочий инструмент. D500 хороша как вторая камера в дополнение к Nikon D810. Это будет особенно удобно, если учесть, что в D500 используется те же карты формата SD и тот же тип аккумуляторов EN-EL15, что и в восьмисотке. Тяжелая и медленная полнокадровая камера отлично справляется с пейзажами, но Nikon D500 с ее высокой скорострельностью, точным автофокусом и отличной работой на высоких ISO позволит вам гораздо эффективнее снимать динамичный репортаж и работать при недостаточном свете.

9 августа 2016
0
0
Тестовые снимки Nikon D5
Спецпроект

Тестовые снимки Nikon D5

Новый флагман удался. Практически без всяких «но», если не считать неуверенную работу на избыточно-высоких значениях ISO. В остальном в Nikon D5 великолепно все - автофокус, экспозамер, скоростная съемка, цвета, пыле- и влагозащищенный корпус. Новая камера имеет все шансы завоевать свое место не только в рюкзаках фоторепортеров и спортивных фотографов, но и путешественников, которые вынуждены снимать широчайший спектр сюжетов, от пейзажа до спорта, и обязаны сделать это хорошо, без права на ошибку и без страха за то, что камера откажет в тяжелых климатических условиях, набравшись пыли, песка и влаги.

5 февраля 2016
0
0
Обзор Nikon D5500
Спецпроект

Обзор Nikon D5500

Инженеры Nikon достаточно жестко отделили камеру любительского сегмента Nikon D5500 от более старших моделей по всем параметрам - от системы фокусировки до расположения органов управления. Даже питается она от того же типа аккумуляторов EN-EL14a, что и камеры самого начального уровня серии D3000. Тем не менее, любительский миниатюрный Nikon D5500 – это мощный и гибкий инструмент, который предоставляет фотографам обширный функционал и открывает дорогу к профессиональному росту.

29 июля 2015
0
0
Тестовые фотографии Nikon D7200
Спецпроект

Тестовые фотографии Nikon D7200

Новая фотокамера Nikon D7200, которая по набору технологий и удобству управления аналогична полупрофессиональной камере D750. Она мало в чём уступает ей по качеству съемки, зато по массе, габаритам и сменной оптике более привлекательна для активно перемещающихся фотографов, а также для репортеров, которые всегда в гуще динамичных событий.

17 января 2015
0
0
Тестовые снимки Nikon D750
Спецпроект

Тестовые снимки Nikon D750

На сегодняшний день Nikon D750 является лучшей полноформатной зеркальной камерой для творческого фотографа. Огромное количество настроек может удовлетворить большинство опытных пользователей. Многие мои знакомые, профессиональные фотографы и энтузиасты съемки в дикой природе, уже приобрели эту камеру и вполне довольны покупкой. Имейте в виду, что для раскрытия потенциала камеры необходима профессиональная светосильная оптика и уверенная работа со специальным фотографическим программным обеспечением.

Видео по теме

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере
видеообзор

Nikon D850: таймлапс автоматически собирается из отдельных кадров в самой камере

Самое интересное, пожалуй, в видео режиме Nikon D850 - это съемка ТimeLapse или цейтраферное видео, причем сразу в 4K. Вы можете настроить интервал между снимками, время съемки и камера сама рассчитает длину итогового ролика и сама же его и смонтирует из отдельных кадров, причем будет парировать изменение освещенности, что позволит вам на автомате снимать таймлапсы, в которых день переходит в ночь.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка с разрешением 4К
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка с разрешением 4К

Камера Nikon D850 научилась снимать полнокадровое 4К видео (да-да, никаких больше дополнительных кроп-факторов) с частотой до 30 кадров/сек, а Full HD с частотой до 60 кадров/сек.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек
видеообзор

Nikon D850: замедленная видеосъемка с частотой 120 кадров/сек

Камера Nikon D850 может снимать Full HD видео со скоростью до 120 кадров в секунду и тем самым получать эффект замедления.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка 2 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка 2 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией

Еще один видеоролик, снятый на Nikon D850 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией. На объекте, который стремительно движется в кадре, лучше всего фокус контролировать вручную.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка 1 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка 1 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией

В камере Nikon D850 реализованы функции, которые могут помочь при съемке видео: в формате Full HD можно включить цифровую стабилизацию изображения, которая дает очень неплохие результаты. А в паре со стабилизацией в объективе она позволяет снимать с рук даже на длиннофокусную оптику.

25 февраля 2018
0
0
Nikon D850: видеосъемка без автофокуса и стабилизации
видеообзор

Nikon D850: видеосъемка без автофокуса и стабилизации

Камерой Nikon D850 можно снимать видеоролики без стабилизации и автофокуса, но при условии, что снимаемый объект не слишком подвижный и не перемещается ни в одну сторону.

20 января 2018
0
0
Видеообзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P
обзоры

Видеообзор графических планшетов Huion INSPIROY H640P и H950P

На наш рынок выходит еще один производитель графических планшетов - компания Huion (правильно произносить Хайон) из Поднебесной, которая явно выделяется из потока китайских поставщиков достойным уровнем своей продукции. Кстати, подобные примеры у нас уже были: помните, с каким фурором прорвались к российским покупателям смартфоны Huawei и Xiaomi?

18 сентября 2017
0
0
Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850
видеообзор

Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850

D850 предоставит любому фотографу гибкие возможности для творчества и демонстрации своего мастерства, в каком бы жанре он ни работал – будь то пейзажная съемка, спортивный репортаж, свадебная фотография, fashion или видеосъемка. Именно такой вывод можно сделать, посмотрев подробный видеоролик, в котором амбассадоры Nikon протестировали новую камеру в самых разных условиях съемки. Смотрите, очень интересно!

14 сентября 2017
+2
0
Вау-эффекты новой камеры Nikon D850
видеообзор

Вау-эффекты новой камеры Nikon D850

В этом видео мы поделимся нашими впечатлениями от анонса новой полнокадровой зеркалки Nikon D850. Эта камера объединила в себе лучшее от быстрых репортажных аппаратов и медленных студийных - огромное разрешение сеносра 46 МП, минимальное ISO 64 и максимальное ISO 25600, быструю серийную съемку до 9 кадров за секунду, 153-точечный модуль автофокуса, съемку видео в 4K без кропа, Full HD до 120 fps, самый большой и светлый видоискатель, поворотный сенсорный 3.2-дюймовый дисплей 1024х768 точек, функцию focus shift, 8K timelaps, silent mode, electronic shutter, отличную автономность и подсветку клавиш.

4 сентября 2017
0
0
Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация
видеообзор

Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация

Видео меньшего разрешения Nikon D7500 снимает без дополнительного кропа и с частотой кадров до 60 к/сек. Также для этих разрешений в дополнение к оптической стабилизации доступна электронная.