Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2.

В кадре может быть как один объект, важный для восприятия, так и несколько. Объекты могут взаимодействовать, а могут быть намеренно изолированы. Одни объекты важны, другие второстепенны. Как объяснить зрителю, что хотел сказать поэт птичкой божией? Куда надо смотреть в первую очередь, а куда — во вторую?

Текст и фото: Георгий РОЗОВ.

 

Фото 1. «Мышь. Летучая».

На крышу монастырского храма, из которого сбежал лермонтовский Мцыри, я залез, чтобы снять панораму слияния рек Куры и Арагви. Задев ногой камень, потревожил чудовище. Мышка была невесомой. Тельце ее оказалось вдвое меньше, чем у обычной полевки. Снимал вампира в упор, подняв за крылышко, а уже потом повернул вертикальный кадр на девяносто градусов, чтобы он стал горизонтальным. Композиционное решение вызвано симметричностью объекта. Включить в кадр крылья целиком не получилось. Ощущение полета удалось создать за счет слегка повернутой головки, едва заметного смещения тельца мышки от центра, немного приподнятого правого крыла и различия в освещенности крыльев.

 

Камера Nikon D2x 
Объектив DX AF-S Nikkor 17–55/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/500 с 
Диафрагма f/4 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 
80 мм пленочного стандарта

 

Выделение главного в кадре

Сетевые перлы: «Слишком сложно замутили. Даже непонятно, мужчина это или женщина. Если мужик — не нравится». В музеях изобразительных искусств о старинных картинах с библейскими сюжетами рассказывают экскурсоводы, потому что зрители зачастую оказываются вне культурно-исторического контекста. Им бывает непонятен язык символов и аллегорий, которыми оперировали художники пятьсот-шестьсот лет назад. Но около каждой фотографии экскурсовода не поставишь.

Фотографии обычно не понимают в тех случаях, когда они «ни о чем» или плохо скомпонованы. Например, искать в абстрактной картинке, снятой для украшения интерьера, глубоко зарытые смыслы, — занятие бессмысленное, а вот задуматься о правильной компоновке элементов всегда полезно.

Способы выделения главного сводятся обычно к перечню нескольких простых приемов. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Умение состоит в том, чтобы, освоив на практике каждый из предложенных способов в отдельности, впоследствии пользоваться ими с легкостью карточного иллюзиониста.

Главное не потеряется:

в центре кадра;

на переднем плане;

в точке схода перспективных линий или рядом с этой точкой;

в четырех точках правила третей;

если осветить его ярче других объектов в кадре;

если выделить его цветом;

если расположить светлый объект на темном фоне;

если расположить темный объект на светлом фоне;

если расположить резкий объект на нерезком фоне;

если расположить нерезкий объект на резком фоне;

если расположить смазанный объект на замороженном фоне;

если расположить резкий объект на смазанном фоне;

если главный объект движется по диагонали кадра;

если сместить движущийся объект в угол кадра;

если поместить главное в ряд повторяющихся объектов;

если это человек или животное в безлюдном кадре.

 

Фото 2. «Мальвина».

Фотография из репортажа о конкурсе стилистов, где пышноволосая девушка должна была олицетворять лето. Я поместил ее в центре кадра, потому что работавшие ближе ко мне участницы конкурса выскочили из диапазона глубины резкости и, став расфокусированными, образовали нечто вроде рамки, ограничивающей поле зрения объектива. Получилось что-то похожее на замкнутую композицию. Я был лишен возможности сместить главную героиню правее, но взгляд пышноволосой Мальвины, направленный не в аппарат, а в левый угол кадра, создает ощущение движения именно в этом направлении.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 D G ED IF VR 
Чувствительность 1600 ISO 
Выдержка 1/400 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 116 мм

 

Фото 3. «Жених, сраженный красотой» из серии «Свадьба — это маленькая жизнь».

Первый взгляд жениха на преображенную невесту я всегда стараюсь не упустить. В этот краткий миг удается увидеть эмоции, обычно спрятанные за маской привычного ролевого поведения. Жених в этот момент напоминает токующего глухаря, не слышащего ничего вокруг. Но как же краток этот миг! Три секунды спустя маска покорителя женских сердец занимает привычное место. Центральное положение героя в кадре я счел правильным, потому что хотелось включить в кадр и невесту с ее родственниками. Без этого кадр воспринимался бы только как составная часть фотостори.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 1000 ISO 
Выдержка 1/40 с 
Диафрагма f/3,2 
Фокусное расстояние 24 мм

 

Фото 4. «Поиски стиля». Фото из репортажа о конкурсе стилистов.

Акцент на переднем плане в данном случае поддержан еще и центральным положением этого переднего плана. Центр кадра к тому же и освещен ярче всего прочего. Руки и коленки модели ярко высвечены лампами накаливания с теплым спектром, а фон — холодным цветом люминесцентных ламп. И наконец, коленки резкие, а фон расфокусирован. Даже отражение в зеркале охотящегося за клубничкой фотографа тоже нерезкое, темное и обесцвеченное в сравнении с главным.

 

Камера Nikon D3s
Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 D G ED IF VR 
Чувствительность 1600 ISO
Выдержка 1/320 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –0,33 EV
Фокусное расстояние 95 мм

Главное в центре кадра

Кажется, этому и учить не надо. Первое, что делает начинающий фотограф, — строит кадр, помещая главное в центр. С точки зрения здравого смысла абсолютно правильно: в центре кадра герой непременно будет замечен, но интерес к такого рода фотографиям проявляют обычно только друзья или родственники. Удивить чужих можно только чем-нибудь новым, оригинальным или хорошо забытым старым, или знакомым, но необычно снятым.

Главный объект, расположенный в центре кадра, должен быть интересен для зрителя сам по себе, вне контекста, вне связи с другими героями снимка, потому что такие фотографии почти всегда симметричны, уравновешенны, лишены динамики. Для привлечения внимания к такого рода фотографиям приходится использовать и другие композиционные приемы (фото 1–4).

 

Главное на переднем плане

Это наиболее эффективный способ выделения главного в кадре, потому что предметы, оказавшиеся ближе всего к объективу, да еще в нижней части кадра, пропорционально больше объектов, расположенных в глубине композиции. Но с этим обстоятельством связаны три часто совершаемые новичками ошибки:

на передний план помещают второстепенный объект, и зритель напрасно пытается осознать его важность;

снимают светлый передний план, тогда как тонально передний план бывает обычно темнее того, что расположено в глубине кадра. Связано это с привычным для глаз соотношением яркостей в природе — небо светлое, земля темная. Нарушение такого рода нормы необходимо обосновать, к примеру, присутствием в кадре какого-либо источника света. Кроме того, светлый передний план придется уравновесить чем-то светлым в верхней части кадра;

как правило, передний план на фотографиях новичков бывает нерезким. Глаз упирается в него, как в барьер, через который приходится перескакивать с усилием. Внимание зрителя снова и снова возвращается к размытой авансцене, чтобы разгадать предложенную загадку. Если размытый передний план играет роль рамки, направляющей внимание зрителя в правильном направлении (см. фото 3), загадка решается просто.

Хорошо, если размытость переднего плана — продуманный прием, помогающий восприятию фотографии, но если нерезкое пятно — простая случайность, снимок воспринимается как брак. Я так часто сталкиваюсь с непониманием роли переднего плана, что однажды придумал «ворчалку»: если есть передний план, он должен быть резким. Понимаю, что это звучит чересчур категорично, однако работает (см. фото 4 и 5).

Любое правило, конечно, можно нарушать с целью проявления авторской индивидуальности. В современной репортажной и жанровой фотографии роль крупного плана на передке не ограничивается только необходимостью выделения главного объекта кадра. Появление высококачественных сверхширокоугольников тут же было использовано для решения проблемы уменьшения дистанции от фотокамеры до объекта. Еще Роберт Капа заметил, что от близости камеры к герою зависит правдивость фотографии.

Я бы добавил к этому еще и эффект присутствия, возникающий при рассматривании подобных картинок, тогда как тот же самый объект, снятый с почтительной дистанции нормальным объективом, приводит к получению нейтральных, лишенных глубины и подтекстов работ (сравни фото 6 и 7). Справедливости ради добавлю, что рвать дистанцию с объектом съемки можно не только с помощью сверхширокоугольников, но и мощными телеобъективами, правда, передний план при этом в кадр лучше не вводить.

 

Фото 5. «Кантата» из серии «Хор МИФИ».

Ноты лежали на полированной крышке рояля. Резкость наведена на линеечки нотного стана. Большая глубина резкости широкоугольного объектива позволила сохранить достаточно резкими отражения хористов в верхней части кадра. Светлый передний план уравновешен светлыми же одеждами хористов.

Камера Nikon D70s
Объектив DX AF-S Nikkor 12–24/4 D G ED IF 
Чувствительность 200 ISO 
Выдержка 1/5 с 
Диафрагма f/8 
Фокусное расстояние 
18 мм пленочного стандарта

 

Фото 6. «Шиповки» из серии «Крещение».

Типичный иллюстративный кадр, фиксирующий тот факт, что спасатели имели специальную обувь с шипами. Снят штатным репортерским зумом на дальнем конце шкалы фокусных расстояний, который в данном случае сработал как портретный телевик. Кадр мог бы войти в журнальный репортаж в качестве гарнира, но заглавным или даже самодостаточным быть не может, потому что однозначен, лишен подтекстов пространственной и информационной глубины (сравните с фото 7).

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 8000 ISO 
Выдержка 1/50 с 
Диафрагма f/5 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 70 мм

 

Фото 7. «Иордань» из серии «Крещение».

На снимке, сделанном сверхширокоугольным зумом, на переднем плане видны те же самые ноги в когтистых сапогах, что и на фото 6, но этот кадр уже разделен на планы. От камеры до переднего плана — всего сорок сантиметров. Мне пришлось плюхнуться на коленки и снимать в упор, зато я получил адресный кадр, который и в одиночку способен рассказать о событии все самое главное. Мы видим, как выглядела иордань, узнаем о мерах безопасности, видим крестящегося человека, по характеру освещения можем определить время суток. По моему мнению, картинка не только динамична, но и красива.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив DX AF-S Nikkor 12–24/4 D G ED IF 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/20 с 
Диафрагма f/5,6 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 17 мм

 

Расположение главного в точке схода перспективных линий

Уходящие вдаль рельсы железной дороги — первое, что приходит в голову при мысли о перспективных линиях. Законам перспективы подчиняется все вокруг нас: предметы, близкие к наблюдателю, кажутся большими, но по мере удаления они словно бы уменьшаются. Линия из уходящих вдаль телеграфных столбов становится линией перспективных сходов, стоящие рядом стаканы тоже, если первый из них близко расположен к переднему плану, а остальные постепенно от него удаляются. Словом, в фотографиях любого жанра можно столкнуться с перспективными линиями. И если таких линий в кадре две или больше, они непременно сойдутся в одной точке где-то в глубине кадрового пространства.

Главный объект кадра, расположенный в точке схода перспективных линий или рядом с этой точкой, непременно станет мощным магнитом, притягивающим взгляд зрителя (см. фото 8).

 

Фото 8. «Мост» из серии «Москва для поцелуев»

Влюбленные появились в кадре неожиданно — в момент, когда я компоновал фотографию узкой лестницы на пешеходном мосту. Телеобъектив сплющил пространство, но перспективные сходы приводят взгляд к целующейся парочке.

 

Камера Nikon D2x 
Объектив DX AF-S Nikkor 17–55/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/200 с 
Диафрагма f/5,6 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 82 мм пленочного стандарта

0
12 сентября 2014

Отзывы и комментарии