Проекторы JVC DLA-X: Hi End с виртуальным 4К стал круче и ближе к народу

Мечты сбываются не только в «Газпроме». Подумал об этом, когда шагнул в темноту тестовой студии. В стойке заманчиво затаилась супер-линейка кинотеатральных проекторов JVC c 4К и 3D. Так вот ты какой, Hi End - во всем черном!.. В этом обзоре мы отбросим все второстепенное и сосредоточимся на главном: на эргономике и на визуальной оценке качества изображения топ-новинок. А в следующих обзорах предельно дотошно погрузимся во все тонкости и параметры изображения — на уровне замеров и графиков, по каждой модели из топ-линейки JVC — X500, X700 и X900. А пока — первые впечатления.

Текст: Алексей Сорокин

 

 

Комплект поставки

Комплект поставки прямо скажем — спартанский, учитывая цену девайса — от 300 и до 700 тысяч рублей. Помимо разного рода бумажек и самого проектора в него входит лишь пульт ДУ, крышка для объектива с батарейками и шнур питания.

Можно смириться с тем, что оборудование для 3D придется покупать отдельно. На фотографиях — блок синхронизации и 3D очки, которые ждут ваши денежки.

 

Блок синхронизации 3D
Затворные очки 3D

Сначала хотел поворчать в том духе, отчего же не положить хотя бы HDMI-кабель? А потом прикинул: у премиум-пользователя еще и не такие кабеля найдутся — от предыдущего Hi End. Или новый закажут с бриллиантовым бисером..

 

Эргономика и подключения

Подобного рода проекторы крайне редко видны глазу пользователя после установки. Ведь это не те «светилки», что подвешены в учебных классах под потолком. Полагаю, производители это тоже хорошо осознают, ценовой диапазон и статус марки обязывают сделать Hi End стильным. И это у JVC получилось.

 

Проектор JVC DLA-X700RBEПроектор JVC DLA-X700RBE на левый глаз
Проектор JVC DLA-X700RBE - справаПроектор JVC DLA-X700RBE на правый глаз

 

Корпус — брутальный, изящный брюнет, который может быть и блондином. JVC выбрало четкий и простой стиль под стать линиям на Mercedess G класса. В корпусе ничего лишнего — ни изгибов, ни кнопок — полная симметрия. Отчасти это стало возможным из-за того, что управление объективом моторизировано и не требует прямого контакта со «всем показывающим оком».

А еще корпус мне напомнил черного дрона, даже решетки для нагретого воздуха смахивают на космические заборники… Может, это и не проектор вовсе, а секретная штучка внеземных персонажей?..

Если вернуться на землю, то в остальном корпусе вполне привычный: есть тут резьбовые ножки для компенсации горизонта, на который установлен проектор. Высота ножек, к сожалению, не столь велика, всего 5 мм. А сбоку от объектива — три светодиода, информирующие о режимах  работы и состоянии лампы. На задней панели расположены все разъемы и небольшой блок ручного управления. Блок управления стандартен и, в общем-то, повторяет блок навигации на пульте управления, о котором мы поговорим чуть позже.

 

 

Набор разъемов достаточно аскетичен. Пара HDMI предназначена на все случаи видео — вот, в общем-то, и все. Остальные разъемы не предполагают прием видеосигнала. Через порты RS-232-C и LAN можно управлять проектором с компьютера. Присутствует порт для отправки команд, например, на моторизированный экран или любой другой девайс. Если изловчиться, то можно собственными руками сделать блок, гасящий свет при включении проектора.

 

 

Возможности объектива

Отдельного внимания заслуживает объектив — управление им полностью моторизировано. Объектив имеет 2-х кратный зум и укомплектован ирисовой диафрагмой. Проекционное отношение заявленное производителем 1.40 — 2.80 : 1. Что это означает?

Ширина изображения * Проекционное отношение = Проекционное расстояние

К примеру, если ваш экран имеет  ширину в 0,6 м, а проекционное отношение проектора равно  1,8:1 (что означает 1,8 метров проекционного расстояния на каждый метр ширины), тогда проектор надо расположить на расстоянии в (0,6*1,8) = 1,08 м от экрана.

Отсюда могу представить табличку расстояний для стандартных размеров экрана: в первой колонке — ширина изображения, во второй — проекционное отношение и рекомендуемое расстояние до экрана.

 

118 см

1.65 м -

3.30 м

127 см

1.78 м -

3.56 м

144 см

2.02 м -

4.03 м

152 см

2.13 м -

4.26 м

169 см

2.37 м -

4.73 м

178 см

2.49 м -

4.98 м

203 см

2.84 м -

5.68 м

213 см

2.98 м -

5.96 м

221 см

3.09 м -

6.19 м

234 см

3.28 м -

6.55 м

244 см

3.42 м -

6.83 м

264 см

3.70 м -

7.39 м

295 см

4.13 м -

8.26 м

356 см

4.98 м -

9.97 м

400 см

5.60 м -

11.20 м

478 см

6.69 м -

13.38 м

503 см

7.04 м -

14.08 м

600 см

8.40 м -

16.80 м

 

При большом размере экрана необходимо иметь и приличных размеров помещение, чтобы установить проектор на достаточном удалении.

Проектор очень требователен к боковому наклону. Этот наклон не должен составляет больше 5 градусов.

 

 

А вот к вертикальным наклонам проектор менее чувствителен и выдерживает до +/-15 градусов.

 

 

Что касается сдвигов, shift в английском варианте, то проектор очень хорошо их компенсирует. До 34% по горизонтали и аж до 80% по горизонтали.

 

Что касается сдвигов, shift в английском варианте, то проектор очень хорошо их компенсирует. До 34% по горизонтали и аж до 80% по горизонтали.

Все это в купе с отличной оптикой позволяет пользователю чувствовать себя комфортно и защищенно. Конечно, желательно не использовать подобные оптические компенсации при установке проектора, но если нет выбора, то будьте уверены, потенциала настройки линзы хватит с лихвой

 

Возможности пульта и меню

 

После установки проектора в нужном месте, единственное, что будет связывать вас с ним — это пульт управления и меню.

Для того, чтобы удобнее читать надписи на клавишах приеду картинку из мануала.

 

 

Пульт приятный на ощупь, неплохо сбалансирован, имеется подсветка клавиш. Последнее, кстати, мелочь, но очень приятная. Скорее всего с пультом придется работать в условиях низкого освещения. Главная задача пульта, на мой взгляд, сделать так, чтобы киноманы как можно меньше проникали в меню. И с этой задачей пульт справляется превосходно.

В верхней части пульта есть стандартный набор кнопок — включение, режим ожидания, настройки 3D (4), настройки Clear motion drive (для быстродвижущихся объектов) (5). Следующий ряд кнопок посвящен работе с объективом и диафрагмой. Стоит отметить, что у пользователя нет необходимости собственными руками трогать объектив.

Изменение всех настроек, в том числе, зума и фокуса моторизировано, а управление выведено на пульт. Очень радует, что предусмотрена память для хранения настроек объектива. Далее следует блок навигации, тут все стандартно.

Блок picture mode содержит в себе не просто кнопку управления режимом, а предлагает пользователю отдельную клавишу для каждого режима. Это очень удобно, ведь нет необходимости лезть в меню или того хуже — несколько раз нажимать на одну кнопку, пролистывая все режимы подряд, ругаясь на свою жизнь и случайно зайдя на второй круг поиска.

Назначение кнопки 21 мне не совсем ясно, при нажатии пролистывается такая цеполчка: режим изображения -> цветовой профиль –> цветовая температура –> гамма. Ровно тоже самое, только без хождения по циклу, можно сделать с помощью клавиш 21-25.

Кстати говоря, последние кнопки наиболее интересные: быстрый доступ (как и вообще доступ к подобного рода настройкам) крайне важен для настройки качества картинки. Гамма, цветовая температура и цветовой профиль — это практически все составляющие идеального изображения.

Посмотрим, что позволяет меню в настройках изображения. Я не буду останавливаться на таких базовых вещах как переключение между 16:9 и 4:3, настройки входов, управление трапецией, настройки мощности лампы и т.д. Если раньше чем-то из этого можно было удивить, сейчас это тот минимум, который даже не подлежит сомнению.

На что хотелось бы обратить внимание — это колоссальные возможности по калибровке изображения. Скажу откровенно, я такого не ожидал, но обо всем по порядку.

 

 

Окно меню по настройке изображения не сильно отличается от тех, что я видел раньше. Главные бонусы скрыты внутри.

Вариантов установок цветового профиля  — масса.

 

 

Впрочем, большинство из них доступны лишь в пользовательском режиме. Обратите внимание, что за основу пользовательского режима можно взять цветовой профиль любого из режимов.

Не менее богат и выбор цветовых температур: установки в кельвинах от 5500К до 9500К (9 шагов), несколько вариантов ксенона. Но самое интересно — это ручная настройка цветовой температуры. Причем производитель предлагает нам не просто стандартные Temp и Tint (температура и оттенок). Пользователь может регулировать каждый из каналов RGB по параметрам gain и offset независимо для светлых и темных участков изображения.

Это открывает колоссальные возможности по настройке цветовой температуры. С помощью такого подхода можно исправить, например, излишне теплые тени, или, наоборот, излишне холодные светлые участки. Стандартными Temp и Tint это сделать невозможно, поскольку «охлаждая» тени, мы автоматически делаем светлые участки еще более холодными.

Возможности настройки гаммы ушли еще дальше. Правда, мне не очень понравилось, что производитель заменил численные значения гаммы на названия. Например, приоритет градации, приоритет контраста и т.д. Возможно, для кому-то это удобно, но лично для меня нет. Но все это компенсируется ПОКАНАЛЬНОЙ НАСТРОЙКОЙ ГАММА КРИВЫХ !!!

Да, вы не ослышались, проектор позволяет настраивать индивидуально гамма-кривую каждого канала.

Мне хочется сказать, производители, я люблю Вас. С помощью этих настроек и колориметра можно идеально откалибровать проектор, причем, для работы не только с компьютером, но и с blue-ray проигрывателем или чем угодно еще. Без таких настроек столь изощренная калибровка возможна только с использованием профилирования, а для этого необходим вывод с компьютера.

Для настроек гамма-гривой предполагается всего три точки, общая яркость, тени и светлые участки. Хотелось бы, конечно, чтобы точек было больше и чтобы обозначены они были более точно, например, 0%, 25%, 50%, 75% и 100%. Но и то, что есть, просто счастье для знающего человека.

Таким образом, возможности по калибровке проектора просто впечатляют. Однако не будем забывать, что главное при таком обилии настроек — не сделать хуже, а сделать это довольно легко. Будем следовать правилу грибников — не знаешь не трогай.

 

Визуальная оценка

Визуальная оценка качества изображения производилась в идеальных условиях — нейтральные стены, полная темнота, огромный и качественный экран. Вы не представляете, какое удовольствие мы получили в процессе тестирования.

«Игрушка» мягко скажем не дешевая, поэтому требования к качеству формируемого ей изображения заведомо очень высоки. Первое положительное впечатление я сделал еще до того, как мы начали просматривать фотографии и фильмы.

Как ни странно, это был ярлычок Касперского (нет, это не скрытая реклама!) на моем рабочем столе он выглядел, как сошедший с картины Левитана… глубоко красный, контрастный… все это свидетельствует о возможности работы проектора в режиме расширенного цветового охвата и, вероятно, очень неплохой гаммы.

Картинка в целом очень яркая, мощность лампы более чем достаточная для работы даже в условиях яркого внешнего освещения. Хотя, конечно, тогда о точности передачи цветов и гаммы речи без калибровки быть не может.

Проектор предлагает достаточно экзотичный выбор режимов, особенно шокирующими и вводящими в позитивный ступор являются названия некоторых режимов: Старое кино, Кино, Анимация, Натуральный, Фото, Эстрада, THX, Пользовательский (4 штуки).

Если часть режимов стандартна и к ним предъявляются определенные требования, то некоторые совершенно непонятны для меня. Например, Фото — широкий цветовой охват, правильная гамма, цветовая температура близкая к 8500К. Эстрада, старое кино, анимация — эмм… пока даже не представляю, к чему такое разнообразие.

В качестве базы для визуального теста был выбран режим пользовательский с установкой цветового охвата Adobe RGB. Поскольку изначально данный режим предполагает стандартный цветовой охват, а мне хотелось использовать весь потенциал проектора.

 

 

С тестом на тени проектор справился очень хорошо. Черный цвет был ну прямо-таки черный. Интересно ведет себя проектор при выводе полностью черного изображения на экран — у него ВООБЩЕ отсутствует световой поток! Это позволяет сделать черный истинно черным, как в черной дыре.

Камушки имели немного тепловатый оттенок, как и должно быть. Отражение оттенков цвета в темных участках изображения действительно непростая задача для проектора. Млечный путь сиял очень отчетливо. Млечное изображение позволило также оценить, как будут выглядеть резкие переходы — от практически черного неба до почти белых звезд. Никаких визуальных проблем с этим я не заметил. Переходы были четкие, поэтому звезды выглядели очень резко.

В этот раз мы решили добавить в обзор одну из фотографий, иллюстрирующих skin tone — цвет кожи человека, который может быть очень разным — от черного до почти белого.

Для европейцев характерными оттенками являются розовые, красные, желтые, иногда коричневые. Иными словами цвет может быть очень разным, но согласитесь, даже если не знать человека с фотографии, то в той или иной степени можно определить, правильно ли отображается цвет кожи.

Наличие зеленых, синих оттенков будет сразу, что здесь что-то не так, проектор немного врет. Более того, правильная прорисовка тонов кожи предполагает плавность переходов. Где-то лицо темнее, где-то светлее и проектор должен выполнять эти переходы плавно, без появления посторонних оттенков.

 

 

Испытуемый проектор справился на «отлично». Переходы были плавные, детализация потрясающая. Тона теплые, крайне приятные глазу. Картинка была больше похожа на аналоговую (пленочную) фотографию, чем на цифровую.

Кроме того, эта фотография позволяет оценить наличие пастеризации. Фон имеет плавный и очень небольшой переход от одного оттенка коричневого к другому. Все это вызывает риск видимости границы перехода. Такой артефакт можно видеть, например, в низкокачественном видео, особенно на безоблачном небе. Хотя зачем создавать интригу, у проектора  класса Hi End такой проблемы нет и быть не может.

 

 

Следующая фотография призвана оценить средние тона изображения. Помимо этого можно оценить светлые тени и светлые участки гистограммы, выраженные здесь в небе и облаках. Детали переднего плана, которые находились в тени во время съемки, выглядели очень хорошо. Я отчетливо мог разобрать все градации тонов на камушках и траве.

Цвет воды был просто невообразимым, будто я снова вернулся в место съёмки (м. Брюсса, Хасанский район, Приморский край). Там действительно вода имеет бирюзовый цвет и кристально прозрачна и проектор обеспечивает полный эффект присутствия. В первую очередь это заслуга расширенного цветового охвата, который, напомню, мы включили при тестировании.

Что касается светлых участков изображения, то серьёзных претензий к ним нет. Переход на небе плавный. Облака не выглядят проваленными, все детали на облаках отчетливо различимы. Переход между действительно проваленными областями и областями, где есть детали, в глаза не бросаются. Это говорит о неплохой гамма кривой в светлых областях изображения.  

 

 

Ну и поскольку мы выбрали расширенный цветовой охват Adobe RGB, я не мог отказать себе в удовольствии выбрать какую-нибудь картинку, где много зеленого. Именно в зеленых тонах Adobe RGB гораздо шире, чем sRGB. Более того, как я уже писал ранее, зеленый самый важный цвет в модели RGB (ссылка на статью).

 

 

Если вы читаете эту статью на обычном мониторе, то, вероятно, думаете, ну и что это за картинка, подумаешь какой-то непонятный зеленый? Но вот если бы вы смотрели на нее на мониторе с расширенным цветовым охватом, то ощутили бы этот эффект присутствия, эту реалистичность, сочность картинки.

Проектор не только обеспечивает глубокий зеленый цвет (как и все другие), но и отлично справляется с разделением оттенков. В нашем случае многие участки размытого фона могли бы выглядеть как абсолютно одинаковые, одноцветные. Такой проблемы у проектора нет. Это говорит о том, что точность передачи и других цветов очень высокая.

Где же связь между разными цветами, спросите вы? Поверьте, это так. Дело вот в чем: чтобы получить разноообразные зеленоватые оттенки в зеленый цвет «подмешиваются» другие цвета. Если подмешивание будет неточное, то и конечный результат не будет таким, какой мы наблюдаем.

 

 

Изображение осенней зари было использовано для оценки цветовой температуры. Здесь присутствуют как холодные области, например, туман в левой части, так и теплые, утренняя зорька. Где-то в центре изображения идет переход теплых тонов в холодные. Такое ощущение, что цветовая температура была идеальной, переход был там, где нужно. Теплое было теплым, холодное холодным.

 

3D изображение

В качестве тестового фильма для оценки 3D картинки мы выбрали фильм «Гравитация». Это был один из немногих случаев, когда просмотр 3D принес мне удовольствие.

Не буду скрывать, что не люблю 3D, считаю технологии в этой области сырыми. Лично я чаще всего испытываю дискомфорт при просмотре 3D картинки. Помнится, когда мы тестировали проектор другого известного бренда, от 3D видео я не получил никакого удовольствия потому, что ощущал мерцание в очках и это давило на психику. Я думаю только о мерцании, а не о фильме.

JVC тоже не лишен этого недостатка, поскольку технология затворных очков аналогична. Однако эффект от этого мерцания в разы ниже! Оно не бросается в глаза, фильм можно смотреть абсолютно спокойно.

 

 

Очки немного поглощают яркость и сочность картинки, но это объективная реальность, иначе, на нынешнем этапе развития технологий никак. Таким образом, если Вы фанат 3D, очень советую проектор JVC из серии X.

Теперь поговорим о технологии eShift, о том, как она работает на практике. Я бы сказал так — это очень хорошая технология интерполяции. Новых деталей, скажем, на коже человека от виртуальных 4К, конечно, не появится. Но вот пиксели на экране вы не увидите ни под каким предлогом.

Правда, технология eShift очень чувствительна к качеству контента. Поскольку это увеличение, то вместе с изображением увеличиваются и его дефекты. Особенно критичным является цифровой шум. Если видеоконтент не очень качественный — типа 6 в одном, то лучше режим eShift отключить. Хотя безусловно, технология весьма оригинальна и более чем рабочая на хорошем видео.

Так же на примере динамичных фильмов можно оценить работу clear motion drive. Вот к ее работе лично у меня претензий нет. Я сразу вижу разницу между режимами вкл. и выкл. Для этого не надо приглядываться и искать различий.

Что касается интенсивности этой технологии, которая предлагается на выбор, это дело субъективное. Мне больше всего понравился уровень Low. Но возможно на другом фильме, например, каком-нибудь файтинге, этого будет мало.

 

А если носом упереться в экран?

Во время просмотра статических изображений, я обратил внимание на то, что некоторые пиксели как бы дрожат. Не в том смысле, что они перемещались, а в том, что они немного меняли цвет. Сложно описать это словами. Больше всего похоже на темное небо в низкокачественном фильме, там при близком рассмотрении есть какие-то случайные шумы, но цвет неба вроде бы в целом визуально не меняется.

Нечто подобное в очень малых объемах я наблюдал и здесь. Впрочем, для того, чтобы увидеть дрожание пикселей, нужно носом практически упереться в экран, так что на подобные придирки не будем обращать внимание.

 

Заключение

Эргономика пульта управления и меню на высоте. Возможности по калибровке просто поражают и позволяют откалибровать проектор практически под любой источник сигнала и окружающую обстановку

Очень радуют реально работающие технологии eShift и clear motion drive. Я очень рад, что это не бред маркетологов (пара запатентовать эту фразу!), а реально крутые штуки.

Говоря о визуальной оценке, скажу так — этот девайс вышел на первое место в моем личном рейтинге проекторов, которые мне пришлось тестировать.

Картинка яркая, сочная. Детали в тенях и светлых участках изображения не потеряны. Что касается общего контраста, то он на высоте, картинка выглядит очень натурально.

Мне не удалось обнаружить каких-либо паразитных оттенков и других дефектов цветопередачи. Цветовая температура в норме. Любители 3D смогут в полной мере получить удовольствие от просмотра не испытывая дискомфорта от несовершенства существующего уровня технологии объемных картинок. В общем, с точки зрения визуального теста, я даже не знаю, к чему придраться.

Как известно, у товара есть несколько характеристик, по которым он может быть куплен. Ценовая политика, маркетинг бренда, реклама и технологические особенности. Радует, что в отличие от продуктов Аpple основным направлением JVC является не маркетинг, а все же сочетание инженерной мысли и ценовой политики.

RSS
+1
23 сентября 2014

Отзывы и комментарии