Тест зеркального фотоаппарата SONY SLT-A77: дикого лиса я отснял в течение месяца...

Когда несколько лет назад фотолюбителям стали доступны недорогие зеркальные камеры с высоким разрешением и точной автоматической фокусировкой, некоторые технически продвинутые пользователи задумались: а что же дальше? Необходимые показатели по разрешению достигнуты. Технически грамотный кадр может получить любой человек, даже ребенок — автоматика все сделает за него.

Но запросы авторов растут. Какой инструмент поможет сделать фотографию из неудобного положения, с нестандартной точки? Как облегчить вес переносимого фотографического снаряжения в путешествии? Как совместить несовместимое ранее: отличные детализированные снимки и видео профессионального качества? Как в одном аппарате реализовать все возможности современных технологий? 

Компания Sony попробовала дать на все эти вопросы свой ответ, представив на суд зрителей в конце августа 2011 года 4 модели камер со сменной оптикой. Две из них — Sony SLT-A77 и SLT-A65 — это большие камеры традиционного вида. О них мы сейчас и поговорим, а две других — малютки-беззеркалки Sony NEX-7 и NEX-5N — рассмотрим чуть позднее, в следующей статье.

Текст: Андриан КОЛОТИЛИН


Новинка Sony: зеркальный флагман Sony SLT-A77

 

Флагман линейки Sony SLT-A77  представляет собой дальнейшее развитие новаторской технологии полупрозрачного зеркала (SLT) и имеет она не оптический, а электронный OLED-видоискатель, в который видно 100% кадра.

Представители компании предполагают, что именно за этим решением ближайшее будущее и дальнейшее направление развития фотографической техники с большими возможностями. Световой поток, создающий изображение, проходит через почти прозрачную (а на глаз абсолютно прозрачную) зеркальную пленку (зеркало) и попадает на матрицу.

Матрица Exmor размером 23,5×15,6 мм (APS-C) имеет рекордное для такого размера разрешение 24,3 миллиона пикселов. Часть отраженного зеркалом светового потока попадает вверх, на модуль фокусировки, где раньше располагалась пентапризма.

За счет того, что зеркало никогда не поднимается вверх, фокусировка в следящем режиме происходит непрерывно. За это отвечают 19 датчиков фокусировки, 11 из которых крестового типа. Это позволило реализовать возможность точного автоматического фокуса при видеосъемке прямо во время работы.

Отсутствие цикла подъема и опускания зеркала позволило уменьшить вибрации при съемке серией и довести скорость непрерывной фотосъемки до 10, а в некоторых случаях и до 12 кадров в секунду.

 

Секреты съемки

Съемка традиционно возможна в стандартных вариантах RAW, RAW+JPG, и JPG разной степени сжатия и размера. Надо отметить, что размер «сырого» файла, имеющего у производителя расширение ARW, весьма немаленький — в среднем около 25 мегабайт.

Изображение формата JPG максимального качества тоже имеет достаточно большой размер: в зависимости от содержания кадра — от 10 до 18 мегабайт. Вероятно, поэтому длина непрерывной серии кадров может быть не более 12–15 кадров, после чего фотоаппарат записывает данные в течение 13–25 секунд, что довольно быстро и удобно.

Главное — предугадать момент кульминации сюжета и не заполнить буфер раньше, чем произойдет самый решающий для фотографа момент. В камерах высшего репортерского класса других производителей, а их сегодня только 2 в реальной продаже, помнить об этом надо меньше.

Аппарат имеет очень широкий диапазон чувствительности от 50 до 16 000 ISO. Расчет экспозиционных параметров осуществляется непосредственно с матрицы по 1200 зонам. Матрица, находящаяся за прозрачным зеркалом, всегда открыта, и только в процессе экспозиции срабатывает шторный затвор, что необычно.

Режимом срабатывания затвора можно управлять. Например, при обычной съемке можно установить опцию «Электронная передняя шторка». Тогда начало экспозиции происходит под управлением электроники, как в компактной камере, а завершает экспозицию механический хлопок шторки затвора.

А при длительных экспозициях можно вернуться к традиционной настройке, при этом начальную фазу и конец съемки будет сопровождать привычный хлопок затвора.

Диапазон выдержек, которые способен отработать затвор, составляет от 30 до 1/8000 с, что достаточно для решения практически всех фотографических задач, кроме ночной съемки, когда на небе должны проявиться следы от перемещения звезд. Тут стоит применить специальный пульт управления, который приобретается или изготавливается отдельно.

Как и во всем семействе зеркальных камер Sony, для подавления вибраций от движения фотографа или механики камеры используется стабилизация матрицы прямо в устройстве. Это помогает избавиться от двойных контуров и смазывания изображения при съемке на длинных выдержках.

Техническое описание, конечно, не может дать представление об удобстве съемки этим аппаратом, но простое перечисление возможностей уже говорит о том, что перед нами серьезный инструмент.

Так получается, что, когда я начинаю новый проект по съемке заповедника или национального парка, компания Sony выпускает свою новую флагманскую модель. Это, конечно, совпадение, но в этот раз первая экспедиция в Валдайский национальный парк совпала с нашим знакомством.

Мне удалось в течение месяца поработать новой Sony SLT-A77  и комплектом превосходной оптики для того, чтобы понять все тонкости управления и оценить возможности новой камеры.

 



Эргономика

Удобство работы с фотоаппаратом начинается с эргономики. Мне кажется, что интересные фотографии чаще получаются у того, кто смог подружиться с инструментом. Попробуем и мы. Экземпляр, который мне удалось попробовать, был оснащен вертикальной управляющей ручкой VG-C77AM. 

Именно к таким габаритам камеры, к такому распределению массы я привык. Все детали сконструированы и выполнены очень качественно и отлично фиксируются на своих местах, наглазник, например, потерять будет очень сложно, а крышки электрических разъемов сделаны без щелей.

На корпусе вместе с батарейным блоком находятся 33 органа управления (кнопки и переключатели) — это много. По заверениям производителя, все они защищены от влаги. Утверждение удалось проверить во время экспедиции. Целыми днями шли осенние проливные дожди, влажность лесов северо-запада была просто тропической.

Иногда камера на штативе находилась под струями воды, но это не привело к отказу техники. Результат отличный. А вот логика управления аппаратом немного непривычна. Но это и понятно: огромное количество настроек и возможностей постобработки снимка прямо в камере заставляет либо досконально выучить инструкцию пользователя, либо носить ее с собой на первых порах.

Удивляют еще не понятные интуитивно термины и сокращения меню. Что может сказать фотолюбителю, например, сокращение «Уст. корр. эксп. Окр. осв. и всп.». Некоторые особенности управления камерой стали понятны только после обращения к Интернету. Но привыкнуть можно.

 



Экран и видоискатель

Теперь о том, что заставляет влюбиться в камеру. Это электронный видоискатель и экран. Разрешение видоискателя столь высокое по сравнению с предыдущими образцами, что забываешь о его электронной, а не оптической природе.

Сравнив удобство и реалистичность отображения сюжета в традиционном и электронном видоискателе от разных производителей, могу отметить следующее: в темном помещении традиционный видоискатель не может помочь фотографу правильно скомпоновать кадр, зачастую даже нет возможности увидеть, что происходит в кадре.

Электронный видоискатель от Sony даже в темной комнате поможет найти черную кошку и правильно скомпоновать кадр. Это не метафора, а реальный опыт!

Возможно, это необходимо не всем, а тайным агентам, фотоохотникам, репортерам, но все равно приятно. В обычных условиях видоискатель чуть «приукрашивает» кадр, делает его более насыщенным и контрастным, сильно подчеркивает ошибки цветового баланса. И к этому просто надо привыкнуть.

Жидкокристаллический экран высокого разрешения у Sony SLT-A77 великолепен. Он показывает фотографию такой, какой мы ее хотели бы видеть на отпечатке или мониторе, практически полностью повторяет реальную цветовую гамму сюжета.

На нем очень хорошо видны последствия ввода цветовой или экспонометрической коррекции, если включить соответствующую опцию. Положение экрана можно изменять в любой плоскости, комфортно наблюдать за сюжетом с уровня земли или воды, с вытянутых рук или с высокой штанги, с края обрыва и даже из-за угла.

Практически в любом случае, когда в кадре нет быстро двигающихся героев, так и тянет посмотреть на компоновку кадра в этом роскошный экране. Казалось бы, что в этом чудесного? Однако количество кадров с нестандартных точек съемки растет при использовании этой камеры, соответственно, расширяется и набор творческих приемов. В тех случаях, когда экран не нужен, его можно просто закрыть.

Экран и видоискатель не могут работать одновременно, а жаль. Переключение между ними происходит либо кнопкой, либо при приближении глаза (пальца, любого предмета) к видоискателю.

Если оставить опцию автоматического переключения между экранами включенной, при управлении камерой на штативе часто происходит хаотическое, непредсказуемое отображение информации.

Есть возможность раздельно дозировать информацию, которая выводится на электронный видоискатель и на экран. По умолчанию на них выводится очень много ненужных цифр и символов, которые можно ограничить.

Наконец, экран и видоискатель стало возможно использовать в студии с импульсным светом. За это отвечает опция меню «Отображение параметров LiveView». Прецизионно точно наводить на резкость при съемке со штатива можно при помощи экранной лупы, переместить зону контроля можно в любую точку кадра при помощи джойстика.

 



Практика фотосъемки

У меня даже сложился совершенно новый стиль съемки, который напоминает работу старыми добрыми среднеформатками. Компонуем кадр, точно наводимся вручную при помощи этой самой лупы на сюжетно важную часть и делаем снимок.

Однако оценить глубину резкости при нажатии репитера диафрагмы трудно — значительно труднее, чем на традиционном оптическом видоискателе. Проще сделать кадр, посмотреть результат на экране и сделать еще несколько дублей, изменив, если надо, диафрагму (если, конечно, фотографу удастся успеть за сюжетом).

Точность автоматической фокусировки при работе любыми объективами всегда остается на высоте. То есть из десятка тысяч изображений нерезких по вине камеры практически не было. Следящий фокус тоже отлично отрабатывал свою задачу на полностью открытых диафрагмах даже в динамичных ситуациях.

Нужно отметить, что рабочими фокусировочными точками можно считать 13 из 19 точек, самые крайние правые и левые верхние и нижние точки лишь помогают соседним и сами в одиночку не способны точно сфокусироваться даже на очень контрастных и четких элементах картинки. Это стоит учитывать при различных нестандартных съемочных ситуациях.

В камере используется стандартная литиевая батарея NP-FW500H, совместимая с традиционными зеркальными камерами фирмы. При работе с батарейной ручкой открывается интересная особенность.

В ручку можно поставить два аккумулятора. Сначала полностью расходуется энергия первого, и только потом происходит переключение на второй. Это заставило меня поволноваться в процессе реальной фотосессии, когда сначала батарея показала 10% остаточной энергии, и я стал сильно экономить питание, отказывался от съемки интересных кадров, а потом камера показала все 100% заряда.

Фантастически полезной для путешествующих фотографов показалась мне возможность записать географические координаты сделанных снимков. Встроенный GPS-модуль вносит в EXIF очень достоверные данные (мне показалось, с точностью до 2–3 метров).

Включение такой возможности в фото- и видеокамеры всех производителей необходимо сделать стандартом техники среднего и высокого класса, на мой взгляд.

Данные можно потом использовать в различных программах, работающих со спутниковыми, растровыми или векторными картами, размещать фотографии на сервисе Google Earth, делиться информацией с коллегами. При съемке в помещении эта опция не работает, или при необходимости ее можно отключить.

Впечатления от фотографий

Безусловно, удобство работы с камерой очень важно. Давайте оценим результаты на большом мониторе и попробуем применить прямо при фотосъемке возможности компьютерной обработки.

Сразу надо сказать, что все съемки я проводил в формате RAW + JPG, однако мне показалось, что с Sony SLT-A77 в большинстве съемок можно смело использовать только JPG со всеми его прелестями: быстрым получением результата, шумоподавлением и прочими радостями.

Говоря более прозрачно, могу утверждать: свадьбу (серьезную свадьбу для фотокниги большого формата 30×60) можно смело снимать в JPG камерой Sony SLT-A77.

Но если планируется не рутинная массовая съемка и автор нацелен на результат, который будет напечатан большим форматом (около метра по длинной стороне), можно и нужно использовать RAW.

Диапазон чувствительности очень велик — от 50 до 16 000 ISO. Просто замечательно, что есть возможность выбрать столь низкое значение, как 50 ISO: в некоторых ситуациях это поможет делать фотографии текущей воды, движущихся огней, размывать контуры людей и машин ночью на длительной выдержке.

Такой прием позволит обойтись без серого светофильтра во многих случаях. Но многих пользователей интересуют особенности съемки на высоких значениях чувствительности. Для этого в абсолютно одинаковых неблагоприятных условиях тремя камерами двух производителей были сняты серии фотографий.

Я постарался исключить все факторы, которые могли бы помешать сравнительной оценке, снимал при постоянном свете, со штатива, при ручной фокусировке и с применением дистанционного управления.

При внимательном визуальном анализе оказалось, что в диапазоне до 100 до 1000 ISO характер цифровых артефактов (шумов) практически не оказывает влияния на изображение. Только при 1600 ISO он начинает проявляться в фоновых зонах нерезкости, и с увеличением чувствительности становится более заметным.

Однако можно сказать с уверенностью, что в жанре репортажа рабочие диапазоны чувствительности очень велики и могут достигать 6400, в портрете — 3200, в пейзаже — 1000 ISO, а в макросъемке, которая иногда отличается очень большой площадью нерезкого и красивого фона при высокой детализации сюжетной части, — 800 единиц.

При съемке в JPG можно активировать такую опцию шумоподавления, когда камера делает подряд три снимка и выдает на очень высокой чувствительности (например 3200) результат с уровнем шумов как на 100 ISO. 

Мне кажется, что при абсолютно неподвижном объекте можно найти более простые решения, а область применения этой интересной опции найдут практики в конкретных случаях, в конкретном диапазоне выдержек и ISO. 

При сравнении с другими топовыми камерами конкурентов, особенно предыдущего поколения, можно уверенно констатировать технологический шаг вперед.

В камере заложено несколько стилей постобработки изображения, их значительно больше, чем у других производителей. Опишу такие, которые реально можно применить в работе и при этом не свалиться в штамп, результат будет востребован заказчиком.

Такая фотография может быть альтернативой файлу, полученному с огромными временными затратами на реализацию методами компьютерного редактирования. Прежде всего это фирменная фишка при съемке панорам.

Снять отличную горизонтальную панораму камерой Sony достаточно просто. Надо переключить колесо главного выбора режимов в положение панорамы, в главном меню выбрать режим широкой панорамы, сфокусироваться на сюжетно важной точке и отключить на камере или объективе автоматическую фокусировку для надежности.

 Затем контролируем показатели диафрагмы. Я не рекомендую значения шире, чем 6,3. Ориентировать камеру следует вертикально. После этого производим съемку 15–20 последовательных кусочков — и панорама готова!

Если в процессе съемки камера начинает рассказывать вам о невозможности сложить панораму, попробуйте разобраться, на каком этапе произошел сбой, и исключить часть проблемного объекта из панорамы.

Обычно на создание панорамы требуется от 1 до 8 попыток. В результате получается очень грамотно сшитый файл с разрешением 5536×2160 точек в формате JPG.

Другие отличные опции — создание работ в технике высокого ключа, в стиле HDR или имитация использования объектива с большой светосилой и небольшой глубиной резкости. Полагаю, что перебор этих и еще десятка стилей помогут быстро создать набор фотографий сразу после съемки для демонстрации во время частного мероприятия, после небольшой фотосессии…

 



У младшей дочки одежда попроще

Младшая дочка семейства Sony Alpha — SLT-А65 — имеет практически точно такую же основу в виде матрицы, процессора и программного обеспечения. Одежда попроще.

Корпус не такой прочный, как у старшей модели. ЖК-панель не имеет трех степеней свободы, максимальная скорость съемки «всего» 10 кадров в секунду, управление менее удобное для фотографа.

Камера сделана для фотолюбителя в его классическом понимании — для человека, который желает просто нажать кнопку и получить отличный результат в понятных ему условиях.

Мне очень хочется попробовать камеры в режиме серьезной творческой видеосъемки и рассказать об этом. К сожалению, в рамках статьи сложно описать хотя бы фотографические возможности инструмента, все опции меню, возможности оптимального использования настроек камеры в фотосъемке. Может просто не хватить места.

Про видео и говорить нечего — пусть о них попробуют рассказать практики видеосъемки. Но могу утверждать: на сегодняшний день аппарат производит впечатление очень удобного инструмента практически в любой области фотографии.

Инструмента эстетически красивого, надежного, сложного, требовательного к знаниям инструкции и органов управления. Он только что начал продаваться в России по цене около 45 000 рублей за камеру без объектива.

 

 Тесты в картинках

Ночной городской пейзаж. Длительная выдержка позволяет размыть контуры двигающихся машин и людей. ISO 200, 22 с, f/22. Объектив Sony 2,8/16–50.


 

Фотография динамичного сюжета. Высокая чувствительность и скорость съемки 12 кадров в секунду позволяют зафиксировать нужный момент. ISO 1600, 1/400 с, f/5,6. Объектив Sony 70–400 G.


 

Съемка в сумерках. Высокая чувствительность помогает сделать качественную фотографию без применения штатива. ISO 800, 1/100 с, f/4. Объектив Sony 2,8/16–50.

 

 

 

Фотография в стиле высокого ключа. Обработка производилась прямо в камере. Стиль изображения — высококонтрастный Ч/Б (HCBW). ISO 400, 1/30 с, f/3,5. Коррекция +2,7 Ev, чтобы уничтожить отвлекающие детали на заднем плане. После съемки кадр не обрабатывался в графическом редакторе. Объектив Zeiss 1,4/85.

 

 

Съемка в крайне неблагоприятных погодных условиях под проливным дождем. Через несколько секунд передняя линза оказалась испачканной каплями воды. Но возможности передовой цифровой техники позволяют создавать снимки в условиях, которые раньше считались несовместимыми с фотографированием. ISO 800, 1/800 с, f/8. При постобработке применено специальное программное обеспечение для удаления шума. Объектив Sony 70–400 G.

 

Макросъемка с использованием естественного света. Прецизионно точная ручная фокусировка при помощи откидного экрана и функции экранной лупы с одиннадцатикратным увеличением. ISO 50, 1/6 с, f/5. Объектив Sony 2,8/50 mm Macro.

 

Встреча с диким молодым лисом. Лис зевает, показывая свои клыки. Инспекторы охраны природы предупредили меня о возможной встрече, и я заранее выставил на камере режим скоростной съемки 12 кадров в секунду, следящий фокус и съемку в формате JPG для того, чтобы буфер не заполнялся очень быстро. ISO 800, 1/400 с, f/7,1. Объектив Sony 70–400 G на максимальном значении фокусного расстояния.

 

 

Упавшая огромная ель в долине реки Полометь. Сочетание очень низкой точки съемки и длинной выдержки для передачи движения воды. Штатив, компоновка кадра по откидному дисплею. ISO 50, 2 с, f/22. Объектив Sony 2,8/16–50.

 

 

Съемка панорамы с рук, без применения штатива. Программная сборка изображения при помощи камеры. Автоматическая фокусировка отключена, ISO 250, 1/320 с, f/13. Объектив Sony 2,8/16–50.

 

Тесты фотокамер других производителей:

Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Тест профессиональной зеркальной фотокамеры Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска


+16
5 марта 2012

Отзывы и комментарии