Тест проектора JVC DLA-X900R: выбирай лучший девайс, а не лучшую цену

Лучшая цена или лучший девайс? Уже выросло поколение Next, которое хочет все и сразу, которое освободилось от совковой привычки откладывать на черный день. Достаточно взглянуть на иномарки в городе … Сегодняшний обзор — для тех, кто ставит перед собой в жизни самую высокую планку. Хотя мне трудно здесь и сейчас причислить себя к тем, кто выбирает лучший девайс, а не лучшую цену, я отлично понимаю, насколько заряжено мое поколение перейти вполне доступную теперь границу в бизнес-класс... Проектор Hi End JVC DLA-X900R в одном ряду с Мерседесами и Лексусами — это еще один из грядущих раздражителей в люксовом сегменте.

Текст: Алексей СОРОКИН

Проектор JVC DLA-X900R

Методика тестовых измерений

Тестирование проектора JVC DLA-X900R проводилось в профессиональной студии, в абсолютно темном помещении, с нейтральными стенами, где искажение цветов практически исключены. Проектор был четко настроен на экран Cima by Stewart 135" - ровно по центру, на который и выводилось тестовое изображение размером 313x180 см. Расстояние до экрана — пять метров. Измерения проводились колориметром X-Rite i1Display Pro. В качестве программного обеспечения была выбрана программа HCFR Colorimeter 3.1.0.6.

Мы протестировали все представленные в проекторе режимы: Старое кино, Кино, Анимация, Натуральный, Фото, Эстрада, THX. В этот раз мы решили не тестировать режим Пользовательский, поскольку инженеры JVC сделали его копией режима Натуральный.

Нас интересовали основные параметры, влияющие на качество изображения:

  • Равномерность освещенности экрана
  • Цветовой охват
  • Контраст
  • Гамма-кривая 
  • Градация серого
  • Точность цветопередачи
  • Стабильность цветовой температуры

 

Цветовой охват

Начнем с наиболее красочных картинок, а именно диаграмм CIE. Они помогут нам дать оценку цветовому охвату, цветовой температуре и наличию паразитных оттенков.

 
 
 
 
 
 

Очевидно, что проектор способен воспроизводить гораздо больший набор цветов, нежели sRGB. При этом производитель ограничил цветовой охват некоторых режимов до палитры sRGB, чтобы не переливать цветом некоторые сцены в некоторых не совсем подходящих записях.

Расширенный цветовой охват по умолчанию реализован в следующих режимах: Старое кино, Кино  и Фото. Соответственно, стандартным цветовым охватом обладают режимы  Анимация, Натуральный, Эстрада, ТНХ.

Цветовой охват режима Старое кино самый широкий за счет гораздо более насыщенного зеленого. При этом режим Кино воспроизводит  несколько больше оттенков в красных тонах. Из профилей с расширенным цветовым охватом мне больше всего импонирует режим Фото со своим набором оттенков. Правда, количество этих оттенков меньше, чем в других режимах, но цветовая палитра расположена более правильно и наилучшим образом сбалансирована — посмотрите, все опорные линии первичных и вторичных цветов пересекаются почти в одной точке. 

Среди профилей без расширенного цветового охвата наиболее близки к sRGB режимы Натуральный и THX.  Все режимы проектора немного тяготеют к излишне насыщенному красному. Масштабы «перелива» красного в интерпретации sRGB не велик, поэтому никаких существенных последствий для изображения это не несет.

Поскольку цветовой охват более чем хороший, перейдем к анализу точек клина серого. Забегая вперед, скажу, что все режимы имеют одинаковый недостаток — немного холодноватая цветовая температура и небольшой сине-зеленый оттенок примерно в dE=3~5.

Перемерив всю линейку, я пришел к выводу: замеченные отклонения  наблюдались только в X900 и X500, представленные бета-образцами. Как показали измерения X700, в реальном продажном варианте инженеры все  привели в норму.

В сложившейся ситуации главный наш взгляд будет направлен скорее на разброс точек, а не на их местоположение.

Анимация — все точки расположены достаточно компактно. К сожалению, они немного оторваны от референсной кривой. В целом, цветовая температура практически стабильна и немного прохладна. Для просмотра мультфильмов вполне подходит.

Эстрада — ситуация аналогична режиму анимация, только точки расположены более кучно и ближе к кривой, что еще больше минимизирует появления посторонних оттенков

Кино — точки расположены достаточно близко к доверительному интервалу, и, что самое главное, близко к референсной кривой. Разброс точек достаточно большой, но они расположены «кучно», а не в линию или хаотично. Это говорит об относительно высокой устойчивости цветовой температуры, которая, кстати, составляет примерно 7000К.

Фото — точки расположены достаточно кучно. Часть из них даже граничит с интервалом dE=10. Однако положение точек очень далеко от референсной кривой. Как можно видеть на самой диаграмме, хотя точки  далеко от референсной кривой, они попадает в такую зону, где оттенок не очень заметен.

Натуральный — точки расположены кучно. Цветовая температура будет весьма стабильной, но немного прохладнее, чем положено. Отклонение точек от кривой проявляется в меньшей степени, чем в других режимах.

Старое кино — здесь ситуация обстоит более драматично. Безусловно, режим изначально не претендует на точность цветопередачи. Цветовая температура гуляет примерно от 6500К до 9000К, имея при этом небольшой оттенок.

Как бы не выглядели графики, в жизни картинка во всех режимах смотрится довольно интересно, а кто в первый раз увидит Hi End, рот не сразу закроет...

THX — наверное, показал самый лучший результат. Все точки, как воробьи на проводах, кучно уселись на доверительный интервал. В этом режиме цветовая температура наиболее близка к 6500К.

Так что, цветовой охват проектора поистине не вызывает никаких нареканий. Серьезных различий в цветовом охвате между профилями (с учетом обычного и расширенного охвата) не наблюдается. Цветовые температуры всех режимов достаточно стабильны (кроме режима Старое кино), хотя и несколько холодны. Однако с помощью меню по настройке изображения все шероховатости исправляется за пару секунд.

 

Цветовая температура

Рассмотрим более подробно цветовую температуру каждого режима. Графики позволяют оценить цветовую температуру при изменении светлости, но в отличие от предыдущих диаграмм не дают представления о наличии оттенков.

 
 
 
 
 
 

Здесь мы наглядно видим недостаток предсерийных моделей — не очень точную заводскую калибровку. В среднем все режимы холоднее на 500-1000К, чем положено. Но не стоит пугаться: хотя соврать против замеров не могу, правда жизни еще заключается и в том, что бета-образцы JVC вряд ли всплывут на прилавке, вероятность - практически нулевая.

Впрочем, все что нужно сделать, это откорректировать в некоторых режимах цветовую температуру на 6000К, и все прогибы в графиках автоматически исчезнут.

Главное, что обеспечивает проектор X900 — стабильность цветовой температуры. За исключением режима Старое кино, вариация цветовой температуры режимов укладывается в +/- 300К. Это очень мало. Поэтому, варьируя настройку цветовой температуры в меню, можно добиться именно того, что хочется.

 

Гамма-кривые

 
 
 
 
 
 
 

 

 

Как видим, во всех режимах поканальные гамма-кривые расположены выше референсной, то есть изображение будет более светлым, чем идеальное. Такая поправка «на ветер» - обычная история для проекторов премиум-уровня и ничего плохого в этом нет.

Во-первых, у пользователей не всегда будет дорогущий экран, как у нас в процессе тестирования — с белизной, близкой к идеальной. Качественные экраны возвращают много больше света, чем более дешевые. Они скрадывают часть светового потока и доводят чудесным образом изображение до практически идеального.

Во-вторых, осветленное и четкое изображение в условиях внешнего освещения будет более читаемым, чем с нормальной яркостью и с подсевшей контрастностью.

Режимы Старое кино и Анимация предлагает нам S гамма-кривые, которые уже хорошо нам знакомы. В режиме Старое кино, в котором S форма наиболее выражена, возникает интересный эффект: в светлых участках изображения отсутствуют детали. 

При этом средние тона выглядят очень контрастно. Более того, они светлее, чем положено, а поскольку темные участки изображения примерно такие, как и должны быть, это создает дополнительный эффект контраста. Вкупе с экзотическими настройками цветовой температуры, получается  действительно интересный винтажный эффект.

Больше всего мне импонируют гамма-кривые режимов THX и  Натуральный. Причем, первый режим показывает практически идеальный график. Кривые режима Натуральный тоже очень неплохи, хотя и проходят значительно выше референса. Главное качественно отличие этих режимов от остальных — отсутствие расслоения кривых каналов.

Кривые режима Фото расположены примерно на аналогичном удалении от референса, однако в них наблюдается расслоение. Самое сильное расслоение присуще режиму Кино в светлых частях изображения.  Ради справедливости отмечу, что для проектора, такую степень расслоения можно охарактеризовать как несущественная.

Отдельно хочу отметить режим Эстрада. Его гамма-кривые находятся на грани между обычными и S-формой. Не знаю, как на счет просмотра поп-клипов в этом режиме, но презентации  в нем будут смотреться отлично — за счет разумного баланса между потерей деталей в средних тонах и яркостью изображения, а также контрастов средних тонов.

 

Гамма

Теперь рассмотрим, как сливаются поканальные гамма-кривые. На графиках представлено значение гаммы в зависимости от уровня светлости изображения. Напомню, что референсное значение 2.2.

 

 
 
  
 
 
 
 
 

Как всегда у режимов с S гамма-кривыми значения гаммы далеки от идеала. У режима Старое кино, например, значение гаммы в светлых областях вообще выходит за область измерений.

Наиболее близкие к референсным значениям имеет режим ТНХ. При этом в тенях значение гаммы достигает 2.4, а в светлых участках изображения 2.0. «В среднем по больнице» как раз получается 2.2.

В режимах Кино, Натуральный, Фото и Пользовательский средняя гамма составляет около 2.0. Однако в режиме Кино гамма наиболее стабильна.

Режимы Анимация и Эстрада имеют среднюю гамму около 1.9. Однако среднее значение в данном случае не показатель. Наименьшее значение гаммы в режиме Анимация — 1,5, а наибольшее 2,55. Поэтому среднее значение совершенно не отображает общей картины.

Таким образом, во всех режимах снижается значение гаммы при приближении к светлым частям изображения. Ничего плохого в этом нет, за исключением режимов Старое кино, Анимация и Эстрада — здесь изображение будет сильно отличиться от референса, и я бы не рекомендовал использовать их для постоянной работы.

 

Уровни RGB

Уровни RGB один из основных инструментов для калибровки цветов. В идеале значения каналов должны быть идентичными и находится на уровне 100 процентов. В этом случае градации серого будут нейтральными, а цветовая калибровка на высоте. По отклонениям графиков от 100 процентов можно судить о наличии конкретного оттенка в градациях серого.

 

 
 
 
 
 
 

Вот мы и открыли истинную причину прохладной цветовой температуры — все дело в недостатке красного цвета в структуре градаций серого. Его значение находится на уровне 80-90 процентов. Но это легко исправить.

Настройка интенсивности каждого канала есть во всей линейки LVC DLA, даже в младшей модели. Поэтому выправить не очень точную калибровку предпродажной версии не составляет особого труда. Надо длишь разобраться с меню цветовых настроек.

В режиме Старое кино опять все по-старому. Очень высокое dE, значительное расслоение каналов и, что самое неприятное, структура каналов изменяется в зависимости от яркости изображения. График наглядно иллюстрирует причины потепления цветовой температуры к светлым тонам изображения — потому что снижается доля синего канала в общей структуре.

Во всех остальных режимах наблюдается высокая стабильность каждого канала. Это очень хорошо, особенно, если после покупки проектора будет производиться ручная калибровка.

Многие, наверное, задаются вопросом, почему в режиме Фото, где структура каналов наредкость стабильна, dE растет с увеличением яркости изображения?. Все очень просто: наши глаза лучше различает оттенки в средних и светлых тонах, чем в темных и эту особенность учитывают настройки проектора. Формула расчёта dE предполагает не банальное математическое отклонение цвета, а корректируется согласно особенностям человеческого восприятия: лучше - светлое, хуже — темное.

К сожалению, режим Фото имеет наихудшую калибровку градаций серого из всех предлагаемых режимов (кроме режима Старое кино, конечно). Это несколько странно, поскольку именно этот режим должен иметь наиболее нейтральные серые тона. Поэтому режим Фото я бы привел в порядок с помощью профессиональной калибровки в первую очередь.

В остальных режимах никаких серьезных отличий нет. dE в темных тонах составляет 1~2 и к светлым участкам достигает 8~9. Что является очень неплохим показателем. Визуально оттенок нейтральных тонов будет незаметен.

 

Дополнительные характеристики и усредненные значения

 

Как и в случае с X700, значение контраста замерить  в проекторе X900 программой мне не удалось. Что и не удивительно. Черный цвет оказался еще гуще и плотнее, моя программа уловить недостающие оттенки черного просто не может. Глубина черного просто запредельная. Глазом это тоже хорошо видно: визуальный тест показал, насколько у модели X900 потрясающий черный цвет и контраст. Я бы и сам не поверил, если бы не увидел своими глазами и не перекрестился…

Усредненные значения гаммы в приведенной таблице несколько завышены. Но этот эффект мы уже разбирали в разделе со значением гаммы. Напомню, что столь завышенные значения гаммы связаны с выдающейся белизной профессионального экрана и поистине мощной лампой проектора. А потому изображение у нас получилось немного светлее, чем положено.

Как следует из таблицы, наиболее точную цветопередачу обеспечивает режим THX, гамма, отклонение градаций серого, первичных и вторичных цветов и цветовой температуры наименьшее. Особенно минимально отклонение первичных и вторичных цветов, которое в полтора раза ниже, чем у ближайшего конкурента — режима Фото.

Отклонения режимов Натуральный, Эстрада и Анимация тоже невелики. И никаких проблем при просмотре изображений не привносят.  А вот цветовые отклонения режима Старое кино достаточно велики. Впрочем,  для просмотра старых видеозаписей это, скорее достоинство, поскольку качества изображения в таких «поюзанных» лентах нет изначально — главное, побольше контраста, чтобы персонажей разглядеть…

 

Каждому режиму — свою роль

Перейдем к обобщающей характеристике каждого режима и  рекомендациям по его использованию. Для наглядности используем наш фирменный куб. Как и в прошлый раз, мы выбрали цветовую температуру, значение гаммы и цветовой охват в качестве осей.

THX — это мой фаворит. Почти правильная цветовая температура, очень хорошая гамма. Единственное, что может разочаровать — обычный, а не расширенный цветовой охват. Но если нравится цветастость — два клика в меню и расширенный цветовой охват триумфально выезжает на ваш экран.

Режимы Эстрада и Анимацияочень похожи между собой, разница в основном только в цветовой температуре. Почти S гамма-кривые, немного заниженная гамма и прохладная цветовая температура. Цветовой охват стандартный. Изображение в этих режимах на любителя. Эффект, формируемый S-кривыми может как добавить шарма изображению, так и подпортить его.

Натуральный— полностью оправдывает свое название. За исключением излишней светлости, вызванной чересчур мощной лампой. Режим обеспечивает очень неплохую цветопередачу и спокойную сбалансированную картинку.

Фото — имеет расширенный цветовой охват, относительно неплохая гамма, немного прохладная цветовая температура. Если бы не подкачала калибровка оттенков серого, сразу был бы хорошим режимом для работы с фотографиями. А пока, без дополнительной калибровки, рекомендую для работы с графикой использовать режим Натуральный с настройкой цветового профиля AdobeRGB.

Кино — наверное, один из режимов, который наилучшим образом совпадает со своим применением. Цветастая прохладная картинка как нельзя лучше подходит для просмотра кино. Если не понравится расширенный цветовой охват, просто переключите его на обычный sRGB.

Старое кино — этот режим, как датчик пульса в смартфоне Galaxy S5 - скорее игрушка, с которой можно поиграться на старых записях, но однозначно Старое кино не подходит для постоянной работы с качественным видеоконтентом. Изображение в этом режиме выглядит более чем необычно, плоско, без фактурных деталей, в чем виновна S-кривая, очень нестабильная цветовая температура и низкое среднее значение гаммы.

Если есть колориметр или спектрофотометр (а если нет, то очень советую прикупить его к проектору за 700 тыс рублей), то я бы вообще не пользовался встроенными режимами.

Проектор предлагает четыре ячейки памяти для записи пользовательских настроек. На основе них я бы сделал режим для фильмов, повседневной работы, фотографий и тот который нужен для себя любимого, например, для презентаций.

 

Выводы по флагману

Достоинства: результаты измерительных тестов флагманской модели JVC DLA-X900R инструментально подтвердили то, что было и так видно невооруженным глазом: высочайший, просто нереальный контраст и глубину черного цвета, потрясающую мощь лампы и широчайший цветовой охват в сочетании с очень гибкими настройками всех режимов. То есть качество изображения на самом деле — на уровне Hi End. И это надо видеть своими глазами.

Недостатки: заводская калибровка «из коробки» в целом выполнена на приличном уровне, за исключением режима Фото, который, впрочем, не так трудно «подкрутить» своими силами. Но лучше это сделать сразу на заводе. В ходе измерений различных режимов была также выявлена излишняя прохладность цветовой температуры  - это единственное, к чему я могу придраться. Но и этот недостаток исправляется в меню за пару кликов. Более того, судя по тесту модели X700, подобные отклонения были исправлены в серийных образцах на пять c плюсом.

Так что, мой вывод очень простой: проектор JVC DLA-X900R — один их самых крутых на рынке. Настоящий Hi End испортить невозможно. И ничто не помешает вам перейти в категорию тех, кто выбирает лучший девайс, а не лучшую цену.

RSS
0
19 октября 2014

Отзывы и комментарии